Блог о саморазвитии

Концептуализм: от Средневековья до наших дней

Концептуализм: от Средневековья до наших дней

Что такое концептуализм? Понятие «концептуализм» изначально зародилось в области философии. Концептуализм – это одно из направлений схоластики. Схоластика пыталась найти логическое обоснование христианскому вероучению, призвав на помощь труды Платона и Аристотеля.

Концептуализм, как и многие другие направления средневековой философской мысли, был сосредоточен на поиске соотношения общего и частного, вещей и понятий, субъективного и объективного. В самом общем виде можно сказать, что, согласно основам концептуализма, познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта. Какое же место занимало данное направление в бурном потоке философской мысли?

Место концептуализма в средневековой философии

В средневековой философии было принято такое понятие как «универсалии». Этим термином обозначались некие общие идеи. Термин получил настолько широкое распространение, что принадлежность к той или иной философской ветви идентифицировалась в значительной степени, исходя из отношения к понятию «универсалии» и его трактовке. Концептуалисты считали, что общее может существовать только в связке с частным, как обобщающий элемент. В то же время концептуалисты считали возможным существование общих понятий как формы познания окружающей действительности.

Чтобы можно было яснее представить воззрения концептуалистов, стоит сказать несколько слов об их основных «конкурентах» в области философской мысли – номиналистах и средневековых реалистах. Так вот, средневековый реализм утверждал, что общие понятия, т.е. универсалии, существуют сами по себе, независимо от вещей. Более того, по их мнению, именно общие понятия предшествуют существованию единичных вещей. Таким образом, средневековый реализм был, по сути, ближе к идеализму в классическом понимании.

Номинализм, в свою очередь, признавал первичность материального мира и утверждал, что понятия не только не могут существовать отдельно от вещей, но даже сколько-то объективно отражать свойства материальных субъектов. В этом и была основная разница с воззрениями концептуалистов, считавших, что общие понятия отражают характеристики материальных субстанций, которые описывают.

Так что можно считать, что основным оппонентом концептуализма был средневековый реализм, по сути вобравший в себя характеристики идеализма. В свою очередь, в некотором смысле идейными союзниками концептуалистов можно считать номиналистов, твердо стоявших на позициях материализма. Интересно, что сам концептуализм зародился из несогласия его основоположника Пьера Абеляра со своими учителями –Иоанном Росцелином и Гийомом де Шампо.

Основоположники концептуализма

Французский философ, поэт и музыкант Пьер Абеляр (1079-1142) успел поучиться у двух своих соотечественников, выдающихся философов номиналиста Иоанна Росцелина (1050-1122) и представителя средневекового реализма Гийома де Шампо (1068-1121). Любопытно, что Пьер Абеляр стал для Гийома фактически рекламным агентом и пропагандистом его взглядов. Оригинальные труды Шампо не сохранились и его воззрения стали известны потомкам во многом благодаря работе Абеляра «История моих бедствий», где он процитировал и разгромил основные идеи Гийома.

Отчасти такую уже услугу Абеляр оказал и Росцелину. Сочинения Иоанна Росцелина также не сохранились, и восстановить систему его воззрений удалось лишь по критическим статьям, написанным Пьером Абеляром, его учеником Иоанном Солсберийским и богословом Ансельмом Кентерберийским. В целом же будет справедливым сказать, что концептуализм взращивался на почве несовершенства существовавших на тот момент философских концепций путем опровержения их основных постулатов.

Работы самого Абеляра дошли до наших дней также не в полном объеме, однако для того чтобы составить системное представление о его взглядах как основоположника концептуализма, имеющихся материалов вполне достаточно. Кроме философских трактатов до наших дней дошли его работы в области богословия.

Так, Абеляр полагал, что вера может быть твердой лишь в том случае, когда зиждется на убеждении, достигнутом путем свободного мышления. В свою очередь, вера, обретенная без приложения интеллекта и принятая без самостоятельной проверки, недостойна свободного человека. В целом, эти взгляды Абеляра вполне сопрягаются с его философскими воззрениями.

Помимо этого, до наших дней дошли некоторые стихотворные и музыкальные произведения Абеляра. В музыке он предпочитал такие жанры как гимн, плач и секвенция, бывшие в тренде в первой половине 12 столетия.

Идеи своего учителя продолжил Иоанн Солсберийский (1120-1180), придав им прикладное значение. На основе идей концептуализма Иоанн Солсберийский написал работу «Поликратик», посвященную устройству государства и общества и вопросам государственного управления. А его работа по педагогике «Металогик», посвященная преподаванию основных предметов в системе образования того времени, – это, фактически, концептуализм в действии.

В понимании Иоанна Солсберийского концептуализм является отличной основой для структурирования учебного материала и простоты подачи информации от частного к общему. Он полагал, что универсалии, кроме всего прочего, это некий присущий разуму способ, с помощью которого ум устанавливает сходство и подобие между вещами.

Таким образом, концептуализм имел огромное влияние на научную, религиозную и политическую жизнь Европы того времени, а также на развитие педагогики как самостоятельной дисциплины. Но насколько велико было влияние концептуализма в последующие столетия? И сохранилось ли оно сейчас?

Развитие концептуализма в Новое и Новейшее время

Философия как наука непрерывно развивается на протяжении всей истории, постоянно усложняясь и совершенствуясь. Многие воззрения сегодня могут показаться странными или, наоборот, самоочевидными, однако без них человеческая мысль не смогла бы сделать этот шаг от простого к сложному, превратив затем сложное в самоочевидное и понятное.

Принято считать, что в последующие столетия ближе всего к идеям концептуализма были взгляды английского философа Джона Локка (1632-1704). Так, Джон Локк утверждал, что все идеи происходят из опыта. Таким образом, материя первична, а понятия, ее описывающие, вторичны. Данный постулат, так или иначе, нашел отражение во многих работах Локка, посвященных теме государственности, естественного права, свободы личности и т.д.

Популярное в Средние века понятие уни­вер­са­лий также нашло дальнейшее развитие в работах Локка. Он утверждал, что источником универсалий, т.е. общих идей, является работа разума, ко­то­рый, цитируем: «ис­поль­зу­ет наблюдае­мое ме­ж­ду ве­ща­ми сход­ст­во для об­ра­зо­ва­ния от­вле­чен­ных об­щих идей и ус­та­нав­ли­ва­ет их в уме вме­сте с от­но­ся­щи­ми­ся к ним име­на­ми в качест­ве об­раз­цов или форм».

Что касается последующих эпох, то философские идеи концептуализма получили свое развитие в искусстве. Так, концептуализм в искусстве (или концептуальное искусство) – это течение постмодернизма, зародившееся в 60-е годы 20 столетия. Основная суть заключается в том, что идея или концепция намного важнее, чем форма художественного произведения. В результате форматы подачи различных идей и концептов стали развиваться бурными темпами, а зритель получил возможность увидеть произведения искусства на стыке живописи и фотографии, рисунка и инсталляции, поэзии и прозы.

Считается, что концептуальное искусство как таковое породил французский и американский художник и шахматист Марсель Дюшан, однажды решивший и решившийся использовать предметы в качестве самодостаточных произведений искусства, называемых «реди-мейд» (по-английски ready-made). Дюшан подробно описывал идею или концепцию, которую хотел донести таким необычным способом. Кроме того, он активно призывал самих зрителей искать необычные смыслы в обычных вещах.

Самым знаменитым в мире концептуального искусства стал его первый реди-мейд – керамический писсуар, повернутый под углом и получивший название «Фонтан». Для пущей интриги работа была подписана псевдонимом R. Mutt. Столь непривычный формат вызвал массу споров. Однако Дюшан с успехом доказал, что при желании любой предмет может стать произведением искусства, если в нем есть какой-то смысл либо идея. А также то, что оно не обязано отвечать каким-то канонам.

Также к пионерам концептуального искусства относят американского художника и публициста Джозефа Кошута. Его знаменитая инсталляция «Один и три стула» объединяет собственно стул, фотоизображение этого стула и перепечатку определения «стул» из словаря. Кстати, в этом моменте наиболее четко прослеживается суть концептуализма в искусстве в плане первичности материи.

На примере перепечатки из словаря мы видим, что общие понятия не только вторичны по отношению к материальным вещам, которые они описывают, но и сами являются примером материального манипулирования материальными средствами выражения: знаками, символами, изображениями, выполненными при помощи красок, и т.д.

В русском концептуализме можно отметить гибридные тексты Льва Рубинштейна, перформансы арт-группы «Коллективные действия» под руководством Андрея Монастырского, соц-арт Михаила Сухотина. Некоторые даже склоны относить к концептуальному искусству творчество Егора Летова и группы «Гражданская оборона». Появился даже термин, описывающий это непривычное по тогдашним советским меркам явление «Московский концептуализм».

Зародившись более полувека назад, концептуальное искусство не утратило популярности, обретая новые формы и используя инновационные материалы и способы передачи идеи в произведении искусства. Полистав онлайн-афиши, можно найти приглашения посетить выставку-манифест «Сибирский иронический концептуализм» в Новосибирском центре культуры ЦК19.

Список выставочных мероприятий в Москве даже с поправкой на всем известные ограничения включает несколько масштабных выставок с элементами концептуального искусства. А временные и постоянно действующие выставки в PinchukArtCentre в Киеве – это, пожалуй, наиболее яркое воплощение современного концептуального искусства на постсоветском пространстве. Все это наглядно показывает, что концептуализм обладает огромным потенциалом трансформации и будет иметь влияние на интеллектуальную и научную жизнь общества еще долгое время.

И напоследок: прокачать свой собственный потенциал для создания новых идей и концепций можно на нашей программе «Когнитивистика», а научиться находить интересные подходы к решению нестандартных задач – на программе «ТРИЗ на практике». Приходите, пробуйте и помните, что ничего невозможного нет!

Удачи!

Ключевые слова:,