Меню курса

Урок 4. Городское пространство

Городское пространствоЗа предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

Содержание:

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Что такое городское пространство?

На сегодняшний день существует немало определений, что такое городское пространство. Все они разнообразны и предполагают множество нюансов, как и само городское пространство. Если попытаться обобщить все имеющие сегодня представления, городское пространство – это единство городских объектов и их социальных функций. На его формирование влияют разные факторы.

Факторы, влияющие на формирование городского пространства

Итак, какие же факторы формируют городское пространство? Давайте рассуждать логически.

Природно-географические факторы – это рельеф, погода, климат. Рельеф местности во многом предопределяет застройку и возможность либо невозможность использовать тот или иной транспорт, например, метро. Погода и климат определяют превалирующие типы построек. Например, в северных регионах России все «хрущевки» имеют верхний технический этаж или чердак, а на Юге потолок 5-го этажа – это и есть крыша дома.

Кроме того, погода и климат определяют необходимую для города коммунальную инфраструктуру. Так, в России и прочих странах, расположенных в «высоких широтах», обязательно нужно отопление и все необходимое для его организации: котельные, ТЭЦ, трубопроводы и прочее. В южных странах централизованное отопление отсутствует как таковое, а в прохладные дни жители просто включают кондиционер на обогрев.

Социально-экономические и административно-политические факторы – это статус и основная «специализация» города. Так, столичный статус предполагает наличие административных зданий для многочисленных управляющих структур: от парламента до различных министерств и ведомств, что во многом предопределяет пространство центральной части города.

Наличие промышленных объектов требует организации подъездных путей для вывода продукции и подвоза сырья; транспортные хабы требуют складских помещений, контейнерных площадок и стоянок для грузового транспорта. И все это непосредственным образом влияет на облик города, потому что находится в его пределах.

Культурно-исторические традиции – чем старше город, тем больше многообразие его застройки и исторической части, потому что каждая эпоха оставляет свой след в виде памятников и старинных зданий. Здания в странах Востока оформлены иначе, чем в странах Западной Европы, и это тоже следствие влияния культурных традиций народа.

Выше мы уже сказали о том, что городское пространство – это единство городских объектов и их социальных функций. Город как таковой представляет собой структуру, имеющую физический и социальный аспект. К примеру, здание театра – не просто здание, а место, где люди приобщаются к театральному искусству.

Бизнес-центр – не просто очередная многоэтажка, а место размещения офисов множества компаний со своей специфической офисной культурой. И, конечно, есть просто многоэтажки, где живут люди. В этом контексте принято разделять городское пространство на частное, общественное и смешанное.

Виды городского пространства

Тут все просто. В основе подразделения пространства на частное, общественное или смешанное лежит право пользования пространством, которое может принадлежать либо конкретному лицу (физическому, юридическому), либо группе лиц, либо всем желающим:

  • Частное пространство – это квартиры, офисы компаний, предприятия различных форм собственности, куда имеют доступ только собственники, арендаторы, сотрудники либо люди, приглашенные в гости или по делу собственниками, арендаторами или сотрудниками.
  • Общественное пространство – это улицы, площади, проспекты, театры, музеи, магазины, торговые центры, больницы, поликлиники и прочие места, куда может прийти любой человек, если у него появилось такое желание либо необходимость.
  • Смешанное пространство – территории и объекты ТОС, ТСЖ и кондоминиумов, предназначенные для совместного использования жильцами. Так, детские и спортивные площадки формально являются общественным пространством, однако если они находятся на огороженной охраняемой территории ТОС, ТСЖ и кондоминиумов, доступ туда имеют только жильцы со своими детьми.

К слову, пространство можно не просто обустроить, а создать, что называется, «с нуля», причем не только на городской земле. Например, в городе Брюгге (Бельгия) соорудили «Плавучий остров» с разными зонами отдыха на любой вкус:

Плавучий остров в Бельгии

Так или иначе, любое пространство – частное, смешанное или общественное – несет некую функцию.

Функции городского пространства

Понятие «функция» достаточно широкое. Оно поддается как обобщению, так и конкретизации по самым разным характеристикам. Мы остановимся на самых главных функциях городского пространства.

Коммуникативная функция – в пределах любого пространства мы коммуницируем с кем-либо. Дома мы общаемся с семьей, на работе – с коллегами, а общественные пространства позволяют осуществлять коммуникации с людьми, с которыми мы никак не связаны семейными или рабочими узами, однако потенциально имеем общие интересы.

На детских площадках общаются мамы и бабушки малышей, живущих в разных домах неподалеку. На спортплощадки и в фитнес-центры приходят люди, увлеченные спортом и/или следящие за своим здоровьем. Театры становятся центром притяжения для театралов, концертные залы – для фанатов той или иной музыки в зависимости от концерта.

Такие «центры притяжения» становятся центрами общения для самых разных людей. Так, просьба к сидящим в очереди в поликлинике «не обмениваться симптомами, потому что это затрудняет диагностику», уже давно перекочевала в разряд анекдотов.

Транзитная функция – этой функцией обладает любое открытое пространство, будь то дорога, тротуар, парк, сквер. Разница в том, что дороги предусмотрены для транспорта, тротуары, парки и скверы – для пешеходов, велодорожки – для велосипедов и прочего микромобильного транспорта.

Чем лучше дороги, тем лучше справляется город с транзитом транспорта. Чем лучше обустроены тротуары, парки и скверы, тем в большей степени городскую среду можно считать комфортной для всех жителей. Чем больше пандусов, съездов и подъемников для инвалидных колясок, тем комфортнее город для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями.

Функция осуществления деятельности – на заводах и в офисах люди работают, в больницах лечатся, в школах учатся, в парке отдыхают, катаются на велосипеде, читают книгу на лавочке, фотографируются на фоне цветущей клумбы и т.д. На последнем примере четко видно, что одно и то же пространство может выполнять множество функций.

Так, полянку в скверике могут облюбовать и хозяева домашних животных для выгула питомцев, и группа любителей йоги для занятий на свежем воздухе, и даже бомжи, чтобы просто полежать на солнышке. Для торговцев мороженным парк будет не местом отдыха, а местом работы, равно как и для наряда патрульной полиции или сотрудников дежурного медпункта.

Функция удовлетворения потребностей – в ресторан мы ходим, чтобы отметить торжественное событие или просто пообедать, в магазин – за покупками, в кинотеатр – посмотреть фильм. И при этом ресторан для поваров и официантов является местом работы, а не удовлетворения потребностей, как и магазин для продавцов, кассиров в кассе кинотеатра и т.д.

Эстетическая функция – города бывают красивые и обычные. К примеру, красота Парижа стала именем нарицательным: «увидеть Париж и умереть»:

Париж

А есть тысячи городов, больших и малых, которые даже не отличишь друг от друга. Не говоря о том, что об их существовании часто знают лишь жители самого города и его окрестностей.

Репрезентативная функция – это то, что называется «на других посмотреть и себя показать». Женщины традиционно «выгуливают» вечерние наряды в театры и рестораны, молодежь со скейтами тусуется в парках или на специальных площадках-скейтодромах. А на День города в центр «подтягивается» действительно почти весь город, а еще приезжают туристы. Во всяком случае, когда нет ограничений по эпидемиологической ситуации.

Это самые основные функции городского пространства, хотя выше мы уже сказали, что можно выделить множество его функций. И это с успехом реализовано в статье «Функции городского пространства: от транзита до нарратива» [Е. Селезнева, 2019].

Что подразумевается под нарративной функцией? На основании той деятельности, что ведется человеком в том или другом пространстве, и исходя из существующих негласных убеждений, пространство обретает некий нарратив или повествование, которое формирует идентичность человека в данный момент или же в целом.

Так, если человек попадает в больницу в качестве пациента, формируется его образ как нездорового и нуждающегося в постоянной помощи медиков, а не просто в приеме лекарств или диетическом питании. Если человек постоянно ходит на футбольные матчи, формируется его образ как футбольного фаната, если на концерты любимой рок-группы, его начинают воспринимать, как заядлого рокера.

Столь же интересна для более глубокого изучения темпоральная или временная функция города. В уроке №3 мы рассказывали о нормах времени на дорогу на работу и с работы для городов разной численности населения в Российской Федерации. Чем лучше организовано городское пространство, тем меньше у горожан непродуктивных расходов времени на пробки, поиск места для парковки, очереди к эскалатору в метро и т.д.

Именно для этого синхронизируются светофоры, чтобы сгенерировать «зеленую волну» для потока автомобилей и уменьшить количество заторов. Именно для этого в часы пик выпускают на линию дополнительные единицы подвижного состава, чтобы быстрее увезти всех желающих. Именно для этого в новых торговых центрах делают подземные паркинги.

С другой стороны, есть города, где в исторической части время будто остановилось и не хочется никуда спешить. И это не только столицы европейских государств, Москва или Санкт-Петербург. Это, например, город Кропивницкий (Украина), имеющий статус областного центра. До 2016 года это был Кировоград, до 1939 года – Кирово, до 1934 – Зиновьевск, до 1924 – Елисаветград. Здесь можно найти здания в стиле модерн, дворцы в стиле барокко, примеры сочетания готики, рококо и ренессанса в архитектуре, мавританские дворцы:

Кропивницкий 1

Кропивницкий 2

Примерно такие же ощущения, что время остановилось, возникают, когда посещаешь достопримечательности, построенные в прошлых столетиях: замки, дворцы, усадьбы. Так или иначе, количество и качество наполнения времени – это две тесно связанные характеристики.

Больше о нюансах и характеристиках городского пространства можно почитать в статье люксембургского архитектора Роба Крие «Типологические и морфологические элементы городского пространства», где превалируют примеры из практики европейских городов [Р. Крие, 2019]. А мы вплотную подошли к таким понятиям, как городская среда и социология города.

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).

Все эти факторы тесно взаимосвязаны. В этой связи можно привести наглядный пример: мечеть Кушконмаз, она же мечеть Шемси-паши в Стамбуле (Турция) на берегу Босфора. Согласно легенде, автор проекта архитектор Мимар Синан (1489-1588) получил задание построить мечеть, на которую не сядет ни одна птица и, таким образом, не испачкает священное строение. Талантливый архитектор нашел точку пересечения ветров, южного и северного [Гиды Стамбула, 2016]. В итоге птицы не могут сесть на крышу мечети Кушконмаз, что называется, «по техническим причинам»:

Мечеть Кушконмаз

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

Качество городской среды определяется количественными показателями и их сравнением с установленными нормами. Это, в частности, нормы времени на дорогу на работу и с работы для городов разной численности населения и прочие правила по планировке и застройке городских поселений в России [Министерство строительства и ЖКХ РФ, 2017]. И многие другие исчисляемые показатели, по которым можно сравнить разные города в разных странах, в том числе в рамках социологии города и исследования городской среды.

Уточним, что социология города – это отрасль социологической науки, которая исследует разные аспекты и специфику городской жизни: досуг, культуру, коммуникации, социальные институты и сообщества, социальные и демографические проблемы города, многое другое. Впервые этот термин предложил Макс Вебер в своей книге «Город» [М. Вебер, 1923].

Чтобы понять, как это все работает, можно посмотреть публичный отчет по итогам «Исследования развития комфортной городской среды в Москве и ведущих городах мира», проведенного The Boston Consulting Group [О. Безрукова и др., 2018]. В частности, там исследуются следующие параметры:

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Это лишь некоторые параметры, по которым проводилось исследование городской среды специалистами The Boston Consulting Group. Для оценки использовались не только официальные отчеты муниципалитета, но и анализ постов в Instagram, что помогает оценить популярность той или иной части городского пространства.

Скажем, кстати, что в России утвержден государственный проект «Формирование комфортной городской среды» [Минстрой, 2019]. Там комфортная среда определяется как результат мер по качественному содержанию города, благоустройству дворов, созданию и благоустройству общественных пространств.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

Москва, ЗилАрт

Впрочем, урбанисты считают наиболее комфортным российским городом вовсе не Москву, а Краснодар, Сургут, Санкт-Петербург, Тюмень и Калугу (с 1 по 5 место в порядке убывания) [Н. Федорова, 2019]. Зато Москва попала в мировой рейтинг «10 городов мира, в которых комфортно жить» от международной консалтинговой компании Resonance Consultancy, заняв 4 место [Иммигрант Инвест, 2021].

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

В итоге в Европе есть свои критерии, объективные и субъективные, «Как понять, что перед вами хорошее общественное пространство», которое в значительной мере формирует комфортную городскую среду [Ю. Печенкина, 2018]. Итак, критерии комфортного общественного пространства:

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Подобные «Принципы организации общественных пространств в крупных городах» внедряются и в городах постсоветского пространства, например, в Алматы, что делает городскую среду гораздо комфортнее [Б. Инкар, 2019]. Наилучшее представление о реализации принципов комфортной среды можно получить, увидев Алматы с высоты птичьего полета:

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Такое социальное развитие города имеет много общего с принципами нового урбанизма, о которых мы говорили в предыдущих уроках [cnu, 1996]. Если еще короче, новый урбанизм – это удобный город, город коротких расстояний, город, где все блага находятся в зоне досягаемости для каждого жителя.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

Сисайд во Флориде

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

Горки город в Сочи

Больше примеров вы найдете в статье «Новый урбанизм, или Возвращение традиционного города» [Л. Копылова, 2020].

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Гораздо более широко проблема освещена в книге «Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни» [Д. Скотт, 2005]. Узкий взгляд на вещи и отсутствие поддержки со стороны народа способны сыграть злую шутку даже с самыми добрыми намерениями.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

«Умный город»

Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.

Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.

Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.

Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.

Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.

И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.

Так, в Амстердаме (Нидерланды) в рамках концепции «умного города» реализовано около 200 проектов, в том числе разработанных неравнодушными жителями. Например, в городе работает система интерактивных датчиков, по сигналу которых в случае превышения допустимого уровня воды открывают шлюзы и сбрасывают «лишнюю» воду [И. Сычев, 2019].

В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.

Из других известных «умных городов» мира можно назвать Нью-Йорк, Сингапур, Барселону, Токио и, кстати, Москву [Ю. Макарова, 2020]. К слову, в 2021 году российская столица вошла в топ-7 самых умных городов мира. Именно с таким результатом Москва вышла в финал рейтинга Intelligent Community Awards [Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, 2021]. Познакомиться с технологиями Smart City, которые внедряются в Москве, можно в постоянно действующем павильоне на ВДНХ:

Москва, Smart City, ВДНХ

Это то, что есть сегодня. А что же нас ждет в будущем? Планы урбанистов, нужно заметить, самые грандиозные [Ю. Цирулева, 2019].

Топ-7 «умных городов» будущого:

  1. Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
  2. Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
  3. Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
  4. Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
  5. Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
  6. Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
  7. Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.

Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:

Теперь подытожим, каким же должен быть «умный город» по мнению урбанистов [Ю. Макарова, 2020].

Главные признаки «умного города»:

  • Человекоцентричность.
  • Управляемость по современным технологиям.
  • Доступность и открытость для людей и идей.
  • Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
  • Гарантия защиты персональных данных.
  • Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
  • Проактивность в обучении и развитии горожан.

Итак, мы разобрались, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Теперь предлагаем пройти проверочный тест и перейти к следующему уроку.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.