Урбанистика: развитие городов
Содержание:
- Цели и задачи курса
- Что такое урбанистика?
- Для кого предназначен курс?
- Уроки и структура курса
- Как проходить курс?
- Дополнительные материалы
- Цитаты великих людей о городах
Дорогие друзья! Перед вами наш новый курс «Урбанистика», посвященный актуальным проблемам городов. Так или иначе, эти проблемы касаются каждого из нас, проживаем мы в «каменных джунглях» городов или наслаждаемся загородной тишиной и покоем. Касаются потому, что любые процессы в больших и малых городах сказываются на жизни сел и деревень.
Так, открывающиеся перспективы лучшей жизни вызывают отток населения из сельской местности и нехватку рабочих рук в аграрном секторе. Ухудшение экономической ситуации, сокращение рабочих мест и нехватка средств на аренду жилья и питание вызывают обратный отток жителей «поближе к земле», где можно завести подсобное хозяйство и как-то пережить трудные времена.
Впрочем, мы оптимисты, и верим, что города, как и всех нас, ждет лучшее будущее, иначе бы просто не брались за разработку данного курса. И начнем мы, как как уже стало традиционным, с вводного урока.
Цели и задачи курса
Курс направлен на формирование базовых представлений об урбанистике, городском дизайне, архитектуре, типах жилых домов и городской застройки, а также развитии транспортной и прочей инфраструктуры города, благоустройстве, городском дизайне, формировании комфортной городской среды.
В рамках нашего курса урбанистика рассматривается в тесной взаимосвязи с процессами исторического и социально-экономического развития, влиянием географических факторов и культурных трендов. Изучив наш курс, вы станете лучше разбираться во всех этих процессах. А возможно, сможете определиться, где вам лучше жить: в городе или за городом.
Что такое урбанистика?
Урбанистика – это наука, которая изучает город в контексте развития городской среды и взаимодействия различных городских систем: городского транспорта, городского хозяйства, городской застройки, городской инфраструктуры, городских коммуникаций с целью решения насущных проблем горожан.
Урбанистика изучает внутригородские процессы в тесной связи с воздействием внешних факторов: социально-экономических, экономико-географических, экологических, политических, культурных и прочих. Следует уточнить, что комфортная городская среда – это одновременно и продукт, и процесс взаимодействия проживающих в городе людей с городскими системами.
В свою очередь, урбанист – это специалист в области городского планирования. Урбанист может специализироваться на таких аспектах, как проектирование детских и спортивных площадок, городских парков и всего, что делает комфортной городскую среду.
Собственно, комфортная городская среда – это то, ради чего придумана урбанистика, ради чего работают архитекторы, градостроители, урбанисты, ученые, социологи и все, кто задействован в системе планирования и развития городов. Да, есть целая наука «социология города», и мы об этом тоже будем говорить в нашем курсе. Над вопросом «как сделать среду проживания лучше», уже которое столетие бьются лучшие умы эпох.
Более того, за долгие годы сформировались способы устойчивого восприятия имиджа многих городов. Так, Москва у многих жителей российской глубинки ассоциируется с городом-мечтой, городом больших, почти безграничных возможностей, что в значительной степени верно. Иваново давно воспринимается как «город невест», хотя мужчины там, разумеется, тоже живут. Когда говорят о Париже, сразу думают о красоте и романтике, когда говорят про Лос-Анджелес, мы сразу представляем Голливуд.
Примеров можно привести множество, а суть их всех в том, что невозможно создать некий универсальный город, в котором будут удовлетворены запросы сразу всех. Или такой город будет просто безразмерным, и уж точно некомфортным в плане расстояний между различными объектами. Представьте, что и будущим звездам мирового кино, и технологам текстильного производства нужно ехать не в Голливуд и Иваново соответственно, а в какой-то один универсальный город, готовый трудоустроить и тех, и других. Многие, скорее всего, просто не доедут.
И даже для того, чтобы сделать город комфортным для простого обывателя, нужно учесть множество факторов. Это рельеф местности и тип грунта, что важно для застройки и прокладки дорог и коммуникаций. Это «роза ветров», чтобы южные города хорошо продувались ветрами в зной, а северные не страдали от холодных ураганов зимой.
Это учет сторон света при ориентировке зданий так, чтобы обеспечить максимальную инсоляцию помещений, однако при этом не тратить дикие средства на кондиционирование в жару. Есть даже сведения, что расположение рабочих мест «лицом» в ту или иную сторону света (юг, юго-восток, север, северо-запад и т.д.) влияет на производительность труда в различных сферах [О. Лихачева, 2014].
Существует масса нюансов с обустройством дворов, подъездов, парков, скверов, тротуаров. В идеале они должны быть удобны и доступны и обычным пешеходам, и мамам с колясками для детей, и пенсионерам, и инвалидам. Поэтому безбарьерная среда – актуальный тренд формирования комфортной городской среды.
Кроме того, улицы, дворы и скверы должны быть безопасны. Родители должны быть уверены, что во дворе ребенка не собьет машина, а в парке не покусает собака. Людям должно быть удобно переходить улицу, а разрешающий сигнал светофора должен гореть достаточно долго, чтобы перейти дорогу успели пожилые люди и инвалиды, которым тяжело двигаться быстро.
Улицы, дворы и подъезды должны быть освещены на протяжении всего темного времени суток, потому как не зря говорят, что «один работающий уличный фонарь заменяет двух полицейских». А городское пространство должно быть разнообразным с тем, чтобы на улице максимально продолжительное время могли находиться люди. Поэтому важно, чтобы людям было, чем заняться на досуге: ходить в театр, кино, на концерты и в рестораны, заниматься спортом на спортплощадках и в фитнес-центрах, делать покупки, общаться, да просто дышать свежим воздухом.
В любом случае, улицы не должны пустеть после вечернего «часа пик». Как говорится, «свято место не бывает пусто», и если улицы станут непривлекательны для обычных граждан, на улицу с наступлением темноты (а то и раньше!) выйдут асоциальные личности и преступники. Такое засилье бомжей, хулиганов и грабителей способно сделать некомфортным любой город. Полностью спальный район, напрочь лишенный развлечений и какой-либо инфраструктуры для отдыха, тоже мишень для преступников.
Классический пример – Детройт, когда-то «автомобильная столица мира», а после выноса автомобильного производства в другие страны – город-призрак с одним из наивысших показателей преступности. Попытки исправить ситуацию предпринимаются, но даже закоренелые оптимисты понимают, что это дело не одного года [Власть, 2020]. Одной из задач курса как раз и является разобраться не только в том, как нужно развивать город, чтобы сделать его комфортным, но и понять, чего нельзя делать категорически, чтобы не «убить» город и его инфраструктуру.
Тем не менее интересных наработок, как создать комфортную городскую среду, сегодня немало. Точечно можно даже улучшить экологию города, «подняв» двор на высоту 10 метров и улучшив показатели чистоты воздуха на 5% [Ю. Борисов, 2017]. Каким образом? Для этого используются так называемые «стилобаты», и об этом мы тоже будем говорить в уроках курса.
Еще раз напомним, что урбанистика – это наука, которая изучает город в контексте развития городской среды и взаимодействия различных городских систем: городского транспорта, городского хозяйства, городской застройки, городской инфраструктуры, городских коммуникаций с целью решения насущных проблем горожан. Интересы горожан и комфортная городская среда – краеугольные камни урбанистики, и именно исходя из этого мы и построили наш курс.
Для кого предназначен курс?
По большому счету, курс «Урбанистика» будет полезен каждому современному человеку, живущему в городе либо желающему переехать в город. Пройдя его, вы будете более адекватно представлять себе, что такое комфортная городская среда с научной точки зрения, и понимать, насколько реально улучшить среду обитания, в которой вы сейчас находитесь. И, конечно, существуют категории граждан, кому наш курс «Урбанистика» будет полезен в первую очередь.
Кому будет полезен курс:
| Старшеклассникам, которые рассматривают в качестве возможной будущей специальности такие, как «Урбанистика», «Градостроительство», «Городской дизайн», «Государственное и муниципальное управление». |
| Студентам, которые рассматривают возможность перевода на вышеперечисленные специальности и хотели бы получить первоначальное представление о них. |
| Государственным служащим, недавно начавшим свою карьеру в органах муниципальной власти и не имеющим профильного образования. |
| Руководителям органов ЖКХ, ТОС, ТСЖ и кондоминиумов, не имеющим профильного образования в сфере урбанистики, градостроительства, городского и муниципального управления. |
| Журналистам, работающим в редакциях новостных служб и задействованным в освещении работы муниципальных органов власти, ЖКХ и прочих ответственных за создание комфортной городской среды служб. |
| Блогерам, желающим специализироваться на критике городской власти и городских служб. |
| Всем желающим расширить свой кругозор и квалифицированно поддержать любую дискуссию на тему городской жизни, благоустройства, работы транспорта и т.д. |
| Всем желающим понять «психологию города» и поймать его ритм. |
В нашем курсе достаточно сложные вещи изложены простым языком, что облегчает первоначальное понимание и может служить базой для дальнейшего получения знаний – самостоятельного или же в специализированном учебном заведении. Обращаем ваше внимание, что наш курс не является заменой профильному образованию и профильным курсам, которые преподают в высших учебных заведениях.
Уроки и структура курса
Чтобы вам было легче разобраться с такой сложной и многогранной наукой, как урбанистика, мы разработали структуру курса, отражающую базовые элементы урбанистики и позволяющую рассмотреть их по мере возрастания сложности, на каждом этапе углубляя познания относительно той или иной темы.
Урок 1. История урбанистики, возникновение, развитие и классификация городов
Цель урока – изучить закономерности возникновения и развития городов в историческом контексте, разобраться с основными трендами внутри данного процесса и понять, какие существуют классификации городов на сегодняшний день. Изучив урок, вы научитесь понимать взаимосвязь исторических процессов, возникновения и становления городов.
Урок 2. Геометрия города: виды застройки
Цель урока – изучить основные урбанистические идеи прошлого, которые предопределили современную застройку городов, а также основные виды застройки, которые практикуются в городах сегодня. Изучив материал урока, вы научитесь воспринимать геометрию городов, как продолжение исторического контекста идей оптимального устройства города.
Урок 3. Развитие транспортной инфраструктуры
Цель урока – изучить типы городских улиц и дорог, нюансы использования разных видов общественного и арендованного транспорта, методы борьбы с пробками и нехваткой стояночных мест для личного транспорта, а также перспективные варианты организации пешеходного движения. Изучив урок, вы получите представление о вариантах решения различных транспортных инфраструктурных проблем в современном мире.
Урок 4. Городское пространство
Цель урока – разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.
Урок 5. Городской дизайн
Цель урока – разобраться, что такое городской дизайн, понять, из чего он складывается и каковы его основные элементы. Пройдя данный урок, вы получите представление, как решаются задачи городского дизайна, наружной рекламы, освещения и озеленения в разных городах и странах, и поймете, чего можно реально требовать от городской власти по этим вопросам.
Урок 6. Типы жилых домов
Цель урока – разобраться, какие существуют типы жилых домов и типы квартир, каким требованиям должно отвечать жилое строение. Изучив данный урок, вы будете ориентироваться в особенностях, преимуществах и недостатках каждого типа жилья, а также узнаете, какие существуют правила использования общих пространств (подъезд, двор, тротуары, прочее).
Урок 7. Экология города и выбор жилья
Цель урока – разобраться, каким экологическим параметрам должен отвечать город, чтобы быть безопасным для горожан, и какие города в России и мире в наибольшей степени отвечают этим параметрам. Изучив урок, вы будете ориентироваться в действующих нормативах и сможете применить их на практике, выбирая жилье.
Еще одним немаловажным моментом является прохождение курса, и этому вопросу мы хотим уделить отдельное внимание.
Как проходить курс?
Ввиду того, что мы разработали структуру курса, отражающую базовые элементы урбанистики и позволяющую рассмотреть их по мере возрастания сложности, мы советуем изучать уроки последовательно от первого до последнего.
Если какая-либо тема покажется вам знакомой или не слишком важной, все равно просмотрите текст, чтобы убедиться, что ничего не упустили, когда формировали свое представление о том или ином аспекте урбанистики.
Напоминаем, что наш курс «Урбанистика» не является заменой профильному образованию и дает лишь общее представление о такой сложной и многогранной области знаний, как урбанистика.
Дополнительные материалы
Для наилучшего освоения материала и максимально удобного поиска более подробной информации по вопросам, которые вы, вполне вероятно, захотите изучить углубленно, мы подготовили для вас список дополнительных материалов.
Книги по урбанистике:
- У. Грэхем, «Dream Cities: 7 урбанистических идей, которые сформировали мир».
- Г. Лаппо, «Города России. Взгляд географа».
- Г. Лаппо, «География городов».
- Е. Перцик, «Геоурбанистика».
- Ю. Пивоваров, «Основы урбанистики».
- Ю. Саушкин, «Географическое мышление».
- Н. Косарева, Т. Полиди, А. Бузанов, «Экономическая урбанизация».
- М. Якимов, «Транспортное планирование: создание транспортных моделей городов».
- Д. Джекобс, «Смерть и жизнь больших американских городов».
- И. Варламов, М. Кац, «100 советов мэру».
- Д. Скотт, «Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни».
- М. Лайдон, Э. Гарсиа, «Тактический урбанизм: краткосрочные действия – долгосрочные перемены».
- J. Gibbs, The Evolution of Population Concentration.
- L. Klaassen, J. Paelinck, The Future of Large Towns.
Представленные книги станут достойным дополнением к прохождению нашего курса «Урбанистика» и снабдят вас информацией, которую мы в силу тех или иных причин не смогли или не стали включать в уроки.
Цитаты великих людей о городах и урбанистике
В заключение нашего вводного урока – минутка вдохновения и цитаты великих людей о городах, архитектуре и градостроительстве:
Каждое строение – это удар или контрудар в долгой битве и спорах о том, как мы должны жить…
Уэйд Грэхем
Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей…
Платон
От своего города я требую: асфальта, канализации и горячей воды. Что касается культуры, то культурен я сам…
Карл Краус
Разница между большим городом и маленьким в том, что в большом можно больше увидеть, а в маленьком – больше услышать…
Жан Кокто
Вот оно, преимущество крошечных городков – безо всякого усилия с твоей стороны всем все про тебя известно…
Пауло Коэльо
Если хочешь по-настоящему узнать город, надо ходить пешком…
Андре Моруа
Уединение нужно искать в больших городах…
Рене Декарт
В деревянном городе крепче спишь, потому что снится уже только то, что было…
Иосиф Бродский
Париж – единственный город в мире, где можно страдать, но не быть несчастным…
Федор Достоевский
Граффити – это татуировки города…
Ашот Наданян
Ночью город – опрокинутое небо…
Марина Цветаева
Мы желаем вам успеха в работе над курсом и уверены, что полученные знания обязательно пригодятся вам в работе, учебе и жизни!