Меню курса

Урок 2. Геометрия города: виды застройки

Геометрия городаВ первом уроке мы уже в самом общем плане познакомились с тем, как эволюционировали способы и виды застройки населенных пунктов от эпохи к эпохе. Теперь пришло время разобраться в этой теме более предметно, потому что от типа застройки во многом зависит то, насколько удобен город для жизни, работы, отдыха.

Как метко заметил американский историк и урбанист Уэйд Грэхем, «города – это один сплошной контекст, и они состоят не просто из зданий, а из сочетаний формы, пространства и отношений между ними». Более того, в его понимании архитектурные формы должны приводить к задуманному результату, формировать нужную среду, стимулировать то или иное поведение граждан и предотвращать нежелательные поведенческие проявления.

Цель урока: изучить основные урбанистические идеи прошлого, которые предопределили облик современных городов, а также основные виды застройки, которые практикуются в городах сегодня.

Изучив материал урока, вы научитесь воспринимать геометрию городов как продолжение исторического контекста идей оптимального устройства города.

Содержание:

Итак, приступим, и начнем с исторического экскурса.

История урбанистических идей

Люди издревле стремились максимально благоустроить свою среду обитания, насколько им позволяли ресурсы и окружающие условия. С развитием цивилизации лучшие умы начали задаваться вопросом: а как должны выглядеть идеальные условия проживания человека? И как организовать застройку территории, чтобы было удобно всем?

Ввиду того, что все люди разные, и их вкусы заметно различаются даже в пределах одной социальной группы, живущей в одно время примерно в одинаковых условиях, модели «идеального города» от разных авторов тоже изрядно отличаются. Тем не менее основные концепции городской застройки, так или иначе, нашли свое воплощение в современном мире.

Наиболее полное представление об основных концепциях городской застройки, появившихся на свет за последние более чем 100 лет, дает книга «Dream Cities: 7 урбанистических идей, которые сформировали мир» [У. Грэхем, 2017]. Рассмотрим эти концепции подробнее.

Бертрам Гудхью и романтический город

Американский архитектор Бертрам Гросвенор Гудхью (1869-1924) прославился своими работами в готическом стиле и мотивами испанского колониального возрождения в оформлении зданий. Бертрам Гудхью искренне полагал, что архитектурные решения из прошлого создают ощущение идиллии, добродетели и защищенности от потрясений сегодняшнего мира.

Именно этим он объяснял стремление богачей всех времен инвестировать заработанное в покупку старинной недвижимости, в частности, замков. Так заработанные не всегда честным путем средства обретают налет благородства.

Уникальность идей Гудхью заключается в том, что, опираясь на архитектурные формы прошлого, он создал планы для огромных пространств городов будущего. Как полагает автор книги Уэйд Грэхем, это удалось потому, что Гудхью отвергал формы и пространства модного на тот момент модернизма. Размах его идей особенно хорошо иллюстрируют его проекты. В частности, спроектированное им в 1906 году в Калифорнии неподалеку от Санта-Барбары поместье Эль-Фурейдис:

Эль-Фурейдис

Обращает на себя внимание и тот факт, что спустя более, чем столетие, поместье выглядит на удивление современным. А те, кто любит путешествовать, наверняка опознают в этом проекте нечто похожее на постройки средиземноморских и египетских курортов. К слову, Гудхью занимался и отельным строительством тоже. В частности, ему принадлежит проект отеля «Беверли-Хиллс» в Калифорнии:

Отель «Беверли-Хиллс»

Как идеи Гудхью сказались на будущем городского строительства? В последующие годы калифорнийские города строились, будто воплощая в жизнь иллюзию, что город – это не город со всеми его недостатками. Дома располагались на значительном удалении друг от друга и чем-то напоминали замки, такие же одинокие и неприступные.

Можно ли считать проекты Бертрама Гудхью воплощением города-мечты? Разве что для интровертов, потому что за такую уединенность приходится платить социальной изоляцией, да и далеко не все интроверты в силу своих доходов могут позволить себе подобное жилище.

К тому же это увеличивает нагрузку на бюджет государства, которому приходится при такой превалирующей застройке вкладывать огромные средства в строительство дорог и прочей инфраструктуры. Нормы удаленности жилых домов от объектов инфраструктуры в большинстве стран разрабатываются на региональном уровне с учетом местных обстоятельств и уже сложившейся застройки.

Однако власть в любом случае обязана заботиться о комфорте граждан и делать все, чтобы школы, больницы, магазины, общественный транспорт были максимально доступными, и давать дорогу идеям, которые работают на удобство граждан. А идеи, как построить «город мечты», появляются регулярно.

Дэниел Бернэм и упорядоченный город

Американский строитель и архитектор Дэниел Хадсон Бернэм (1846-1912) был поклонником стиля бозар, итальянского ренессанса и французского барокко в архитектуре, как бы противопоставляя эти стили увлечению мотивами Средневековья, которые были достаточно распространены среди его современников.

Он разработал генеральные планы Чикаго, Манилы, Багио и центральной части Вашингтона, а также проекты нескольких высотных зданий, за что получил репутацию «отца небоскребов». Одной из его самых известных работ является проект здания «Флэтайрон-билдинг» на Манхэттене:

Флэтайрон-билдинг

Отметим, что успех идеи предопределялся не только формальным количеством этажей в высоту. Дэниел Бернэм, по сути, «вернул в архитектуру планировку и величие имперских городов», что нашло отклик в сердцах американцев и подпитывало чувство национальной гордости граждан США.

Впоследствии высотное строительство стало превалирующей формой застройки больших городов на всех континентах. Впрочем, тренд увеличения этажности заметен невооруженным глазом даже в городах средних масштабов. Если в 70-80-е годы прошлого века своими размерами впечатляли на тот момент еще редкие 9-этажки, сегодня они практически «теряются» среди новых домов от 16 этажей и выше.

Еще одной находкой Бернэма стало использование металлических балок в строительстве высотных зданий. С началом развития железнодорожного строительства рельсы производились в больших количествах, и Бернэму пришла в голову мысль использовать их в качестве усилителей прочности архитектурных конструкций.

Использование металлических балок при возведении зданий тоже стало трендом. Они позволяют делать стены тоньше без ущерба для прочности, и такие «дома-пластины» смотрятся весьма эффектно.

Ле Корбюзье + Роберт Мозес = рациональный город

Технические решения, предложенные Бернэмом, нашли свое воплощение в проектах архитекторов будущих десятилетий. В частности, французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965) и американского градостроителя Роберта Мозеса (1888-1981).

В уроке №1 мы уже упоминали об идеях Ле Корбюзье и о том, что он смог их реализовать в полной мере в Индии. По заказу правительства Индии он разработал генеральный план города Чандигарх и проекты нескольких зданий в Чандигархе и Ахмадабаде. Еще несколько проектов Ле Корбюзье реализовал в Европе. Например, спроектировал жилой комплекс в Берлине:

Жилой комплекс в Берлине

Визуально это и многие другие здания, спроектированные Ле Корбюзье, очень похожи на «дома-пластины». Впрочем, как и работы его заокеанского коллеги Роберта Мозеса, которые во многом предопределили современный облик Нью-Йорка. Причем эта «пластинчатость» просматривается и в других объектах его авторства, не только в жилых и общественных зданиях. Весьма показательна в этом плане работа Мозеса времен «Великой депрессии», а именно бассейн «Астория» в Нью-Йорке:

Бассейн «Астория» в Нью-Йорке

Что еще общего между работами этих двух архитекторов? Как минимум, то, что все их идеи можно выразить в двух словах как «рациональный город». Рационально использовались площадь застройки и строительные материалы, дороги располагались поближе к зданиям, чтобы к ним было удобно подъехать. Впоследствии эти идеи были широко позаимствованы многими другими архитекторами.

Заметим, кстати, что в проектах «рационального города» наиболее четко наблюдается преемственность градостроительных идей времен Античности, когда Гипподам Милетский предложил квартальную застройку и прямые улицы, пересекающиеся под углом 90 градусов.

Фрэнк Ллойд Райт и антигород

Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) более всего известен как основоположник «органического стиля». Основной идеей «органического стиля» является гармония строений с окружающей природой, интеграция в окружающий ландшафт.

Кроме того, Фрэнк Ллойд Райт проектировал дома так, чтобы инсоляция помещений была максимальной, а солнечный свет проникал в самые глухие углы комнат. Идеальный город он представлял себе как застройку из стоящих на большом удалении друг от друга домов. Наиболее ярким примером реализации такой идеи можно считать спроектированный Фрэнком Райтом «Дом над водопадом» в Пенсильвании. Фрэнк Ллойд Райт критиковал скученность, которую провоцировала многоэтажная застройка, и прямо заявлял, что «народ скапливается в гигантских убогих городах, а чудовищный промышленный капитализм лишает их человеческого достоинства».

Поэтому он считал необходимым вернуть людей в более «естественное состояние», чему может способствовать «город широких горизонтов» (Broadacre City). Свою идею «города широких горизонтов» он воплотил в макете размером 3,6 х 3,7 метров, подготовленном к открытию выставки промышленного дизайна.

Как мы уже знаем, нечто подобное предлагал Бертрам Гудхью. Основной недостаток проектов подобного рода (включая удаленность строений друг от друга) заключается в больших издержках на строительство дорог и изрядной зависимости населения от наличия личного автомобиля.

Тем не менее формула «один дом = одна семья» традиционно пользуется успехом у определенной части населения в любую эпоху. Фрэнк Райт выступал за умеренность и, можно так сказать, «малость» во всем: небольшие строения на одну семью, небольшие фабрики, школы на небольшое количество учеников, самодостаточность каждого такого города-поселения в плане обеспечения всем необходимым, и продуктами питания тоже.

В этом смысле город Фрэнка Райта можно считать «антигородом», потому что город – это, прежде всего, поселение с преобладанием несельскохозяйственных функций. А любые продукты питания, будь то молоко, хлеб, мясо, овощи, это результат работы аграрного комплекса, который, по версии Райта, нужно интегрировать в городской пейзаж. Насколько такие «антигорода» могли бы вписаться в концепцию экономического роста США, да и любой другой страны мира – вопрос открытый.

Тем не менее многие идеи Фрэнка Райта были новы, прогрессивны и перспективны. В частности, проекты зданий с максимальной инсоляции помещений значительно опережали время. На сегодняшний день максимальное использование энергии солнечного света для освещения и подогрева воды стало устойчивым трендом во многих странах, где природно-климатические условия позволяют аккумулировать достаточное количество солнечной энергии.

К слову, в каком-то смысле реализацией идеи Фрэнка Райта можно считать город-сад Брондбю (Дания). Круглые садовые участки разделены на 16 домохозяйств, но выезд для всех общий:

Город-сад Брондбю

Там горожане имеют возможность и выращивать любые сельскохозяйственные культуры, и иметь иллюзию уединенности, и да: без автомобиля в таком городе будет сложно.

Джейн Джекобс + Андрес Дуани = самоорганизующийся город

Мы начали наш обзор урбанистических идей и концепций с того, что все люди разные, и их вкусы заметно различаются даже в пределах одной социальной группы, живущей в одно время примерно в одинаковых условиях. Поэтому идеи создать универсальную для всех модель «идеального города» в изрядной степени обречены на провал.

Значит ли это, что пора оставить попытки построить «город мечты», в котором будет хорошо всем? Вовсе нет, и компромиссным вариантом может стать так называемый «самоорганизующийся город». В частности, эту идею выдвигала журналистка, активистка и теоретик городского строительства Джейн Джекобс (1916-2006), яростно и часто успешно оппонировавшая идеям «рационального города» Роберта Мозеса.

Если в двух словах, предлагалось не решать вместо людей, что для них будет лучше, а проектировать города так, чтобы у города был потенциал для развития в том или ином направлении в зависимости от обстоятельств и потребностей горожан.

Важным аспектом в понимании Джейн Джекобс было обеспечение безопасности городских улиц и города в целом. Этого можно было добиться, как весьма разумно считала Джейн Джекобс, чередуя жилые постройки с магазинами, мастерскими, офисами, бакалейными лавками, барами и ночными клубами.

В этом случае улицы будут оживленными круглосуточно, улицами будут пользоваться постоянно для похода на работу, по магазинам и прочим делам. Живущие на улице люди будут знакомы между собой, а значит, будут как бы «присматривать за улицей», играющими там детьми, своими и чужими, вовремя останавливать хулиганов, покусившихся на общественный порядок.

Таким образом, высокая плотность городского населения в понимании Джейн Джекобс – это плюс, а не минус. При этом она настаивала, что высокая плотность и скученность – это разные вещи, и не нужно их путать. Проще говоря, при высокой плотности разнородного в социальном плане населения проще обеспечить оживленность и безопасность улиц, в то время как скученность социально однородных обнищавших слоев населения несет угрозу комфорту и безопасности пребывания на улицах.

Это не джентрификация в чистом виде, когда какую-либо часть города искусственно облагораживают с целью привлечь туда более обеспеченных горожан. Это, скорее, подход, при котором городская инфраструктура никогда не придет в упадок и всегда будет иметь потенциал для развития.

Эти и другие свои взгляды на проектирование города она подробно изложила в книге «Смерть и жизнь великих американских городов» [Д. Джекобс, 1961]. Напомним, что основной профессией Джейн Джекобс была журналистика, поэтому ее идеи часто критиковали не столько по существу, сколько опираясь на факт отсутствия у Джейн узкоспециального образования. Тем не менее многие ее идеи легли в основу нового урбанизма, о котором мы уже упоминали в уроке №1.

Так, эти идеи во многом поддержал и развил американский архитектор Андрес Дуани, стоявший у истоков нового урбанизма и выступивший основателем «Конгресса за новый урбанизм». Он прямо заявлял, что «архитектура бессмысленна в отсутствие хорошего городского дизайна». Таким образом, интересы людей и комфортная городская среда объявлены главной ценностью, ради которой, собственно, и нужны концепции градостроительства.

Виктор Грюн + Джон Джерде = торговый город

Может ли город быть комфортным без торговли? По сути, вся наша жизнь являет собой непрерывную цепочку покупок и продаж товаров и услуг. Как сделать процесс покупки и продажи комфортным? Наилучшим образом с этим справляются торговые центры, где концентрируются магазины самой разной специализации.

В торговых центрах можно найти буквально все: от продуктовых и обувных магазинов до магазинов спортивного снаряжения и бытовой техники. За один такой заход в торговый центр можно купить все необходимое: от сосисок и носков до зимнего пальто, а заодно выбрать новый телевизор и заказать его доставку на дом.

Автор книги «Dream Cities: 7 урбанистических идей, которые сформировали мир» считает, что самый первый торговый центр в современном понимании появился в 1954 году в Мичигане (США). Автором проекта стал американский архитектор австрийского происхождения Виктор Грюн (1903-1980), а торговый центр получил название Northland Center:

Northland Center

В последующие годы Грюн и его соратники спроектировали более полусотни торговых центров в разных штатах. Впрочем, первенство в плане открытия торговых центров вполне может оспорить Санкт-Петербург, потому что питерский «Пассаж» открыт в 1848 году.

Если же понимать торговый центр как группу архитектурно объединенных предприятий розничной торговли, расположенных на специально спланированном участке с парковкой, то и в этом случае можно найти более ранние примеры возникновения таких центров. Например, Ye Market Place, открытый в Лос-Анджелесе в 1924 году.

Дело, скорее, в том, что именно с проекта Виктора Грюна началась эпоха массового строительства торговых центров как неотъемлемого элемента городской среды.

Еще одной знаковой фигурой в развитии торговых центров стал американский архитектор Джон Джерде (1940-2015). Он получил известность как новатор в дизайне и строительстве торговых центров и обустройстве смежных пространств. Джон Джерде отошел от ранее придуманных стандартов в строительстве объектов такого типа. Наиболее ярким примером его работ можно считать торговый центр Horton Plaza в Сан-Диего:

Horton Plaza

Необычным было уже то, что главный проход через торговый центр был ориентирован по диагонали к кварталам улиц. Дизайн самого здания отличался несовпадением уровней, длинными пандусами с односторонним движением, использованием многообразия ярких красок в оформлении различных частей торгового центра.

Все, кто внимательно изучил материал урока №1, уже обратили внимание, что сверху Horton Plaza очень похож на район Эшампле в Барселоне, который спроектировал испанский архитектор Идельфонс Серда (1815-1876). Район Эшампле в Барселоне по диагонали пересекает длинный ровный проход, и очень похожий проход сделан в масштабах торгового центра в Сан-Диего:

Horton Plaza и Эшампле

Торговый центр Horton Plaza был соединен с близлежащим кинотеатром и отелем и, по сути, это был уже самый настоящий многофункциональный «торговый город». Сегодня решения такого рода перестали быть экзотикой и вызовом устоявшимся шаблонам торгового строительства.

Кэндзо Тангэ, Норман Фостер и техноэкологичный город

Что значит техноэкологичный город? Если в двух словах, это когда достижения технического прогресса работают в интересах сохранения экологии. Самым ярким примером идеи техноэкологичного города можно считать проект создания геодезического купола над Манхеттеном, разработанный изобретателем Ричардом Бакминстером Фуллером (1895-1983) и американским архитектором японского происхождения Седзи Садао (1927-2019).

Прозрачный геодезический купол должен был простираться на 3 километра в пределах от Ист-Ривер до Гудзона и от 21-й до 64-й улицы. Такой купол, по мнению авторов, защитил бы Манхеттен от дождя, снега, холода и жары, позволил бы сэкономить на отоплении зданий и уборке снега зимой, и на кондиционировании помещений летом.

Проекту не суждено было состояться, и одной из причин была неготовность авторов четко определиться с материалом изготовления столь масштабного сооружения. Тем не менее идея получила широкую огласку и даже вдохновила писателя-фантаста Бенджамина Уильяма Бову на написание новых произведений по мотивам «купола над Мантхеттеном». Отсылку к этому проекту можно найти, например, в его сборнике произведений «Властелины погоды» [Б. Бова, 1981].

В качестве примера реализованных идей техноэкологичного города можно привести проекты японского архитектора Кэндзо Тангэ (1913-2005), работавшего над восстановлением городов Японии после Второй мировой войны. Помимо решения собственно вопросов восстановления городов, инфраструктуры и обеспечения жильем оставшихся без крова людей, новые проекты разрабатывались с учетом повышенной сейсмической опасности региона. Разумеется, без мощной технологической составляющей это было бы невозможно.

На становление Кэндзо Тангэ как профессионала во многом повлияли идеи Ле Корбюзье. Это хорошо заметно на примере многих работ Тангэ. В частности, спроектированного им Мемориального парка мира в Хиросиме:

 Мемориальный парк мира в Хиросиме

Еще одним апологетом идеи техноэкологичного города является британский архитектор Норман Роберт Фостер. Ярый фанат стиля хай-тек и энергосберегающих технологий, он буквально пронизывает каждый свой проект инновациями. Например, при строительстве башни «Херст» была использована диагональная сетка сложнейшей конструкции. Эстетическую составляющую реализации таких инноваций можно обсуждать долго, однако, как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет»:

Башня Херст

Итак, мы рассмотрели 7 урбанистических идей, которые сформировали мир. Каким образом они его сформировали и что мы получили в итоге на сегодняшний день? Ответить на этот вопрос может любой из нас, просто посмотрев по сторонам. А чтобы вы могли оценить увиденное не просто в качестве зрителя, но и в качестве начинающего эксперта, предлагаем вам краткий обзор по основным видам застройки, применяемым в современных городах.

Основные виды застройки в современных городах

Итак, что именно мы будем рассматривать? На сегодняшний день актуальны следующие виды застройки:

  • Квартальная застройка.
  • Строчная застройка.
  • Ленточная застройка.
  • Точечная застройка.
  • Спальные районы.
  • Смешанные районы.
  • Микрорайонная застройка.
  • Плотная застройка.
  • Блокированная застройка.
  • Одноэтажная застройка.

Расскажем вкратце о каждом из этих видов, а для самых интересных случаев приведем наглядные примеры.

Квартальная застройка – это прямые улицы, которые пересекаются под углом 90 градусов, и строительство зданий между этими пересечениями. Во времена Античности такая застройка применялась, чтобы улучшить циркуляцию воздуха в городе. Сегодня, в эпоху всеобщего кондиционирования, такая застройка является оптимальной для оптимизации транспортного потока. Кварталы могут быть большими или малыми, и, как правило, практикуется непрерывная линия застройки вдоль главной стороны квартала. При всей простоте, квартальная застройка открывает огромный простор для творчества. Достаточно взглянуть на Барселону сверху, чтобы оценить потенциал такой застройки:

Барселона сверху

Строчная застройка – застройка параллельными рядами протяженных многоквартирных жилых зданий. Как вариант, это могут быть секции одного здания. Например, в городе Луцк (Украина) находится самый длинный дом в мире, протяженность которого по оси составляет 1750 метров, а с учетом всех ответвлений – больше трех километров, а именно 3265 метров [Тонкости туризма, 2020]. В этом доме живет 10 тысяч человек, что составляет 5% всего населения Луцка. По сути, это 38 соединенных между собой домов, которые возводились с 1969 по 1980 год:

Самый длинный дом в мире

И здесь будет к месту дать определения основным типам застройки:

  • Ленточная застройка – застройка протяженными линейными домами, располагаемыми вдоль улиц, проездов, перепадов рельефа, берегов водоемов.
  • Точечная застройка – застройка односекционными домами-точками. Используется на сложном рельефе и небольших участках с уже имеющимися по соседству строениями, парками, объектами инфраструктуры.
  • Сетчатая застройка – застройка зданиями нестандартной формы: Т-образных, П-образных, крестообразных, треугольных, шестиугольных и прочих, которые все вместе образуют нечто похожее на «сетку».
  • Спальные районы – районы города или ближнего пригорода, не имеющие внутри своих границ крупных градообразующих предприятий, деловых и офисных центров. Подобная застройка порождает такое явление, как маятниковая миграция, когда люди ежедневно ездят на работу в другой населенный пункт или другой район города.
  • Смешанные районы – концепция развития территорий, подразумевающая разнообразие экономических функций территории и социального состава населения, проживающего на этой территории.
  • Плотная застройка или застройка повышенной плотности – оценивается либо как соотношение возведенных на определенной территории квадратных метров и площади территории в гектарах, либо как соотношение количества людей, проживающих на данной территории, к площади этой территории. Основные модели уплотнения застройки сводятся либо к увеличению этажности, либо к уменьшению расстояния между строениями.
  • Микрорайонная застройка – совокупность жилых и коммерческих сооружений с собственной мини-инфраструктурой: спортивные и детские площадки, детские сады, магазины, поликлиники.
  • Блокированная застройка – малоэтажная застройка, при которой дома блокируются друг с другом стенами, но имеют отдельные входы.
  • Одноэтажная застройка – мало применяемый в городских условиях формат, потому что даже частные дома в последние годы проектируют на 2-3 этажа. Одноэтажные дома – это, скорее, «привет из прошлого». Например, выражение «одноэтажная Америка» успело стать нарицательным благодаря творчеству Ильфа и Петрова [И. Ильф, Е, Петров. 1936].

Узнать больше по этой теме вы можете из обзора «Виды жилой застройки: современное состояние» [А. Калабин, 2017]. Заметим, что оптимальная или комфортная для жизни высота зданий – это весьма обсуждаемая в архитектурных кругах тема.

Существует даже такое понятие, как «бутербродная высота» – высота здания не более 4 этажей, потому что именно с такой максимальной высоты можно скинуть бутерброд, например, ребенку, чтобы он мог быстро перекусить, не заходя домой. Подробнее об этих и многих других терминах из лексикона архитекторов можно узнать из видеоблога архитектора, урбаниста, градостроителя Андрея Елбаева:

Немного особняком стоит такой тип городских строений, как стилобат или здание, у которого есть стилобатная часть. Это общий цоколь, соединяющий сразу несколько зданий. В таком цоколе могут размещаться магазины, паркинги, салоны красоты, отделения банков, при необходимости детский садик и медучреждение, а на крыше цоколя можно обустроить игровые площадки, зоны отдыха, кафе.

Таким образом, вся основная необходимая жильцам объединенных стилобатной частью домов инфраструктура находится буквально «под рукой», что удобно, если жилой комплекс находится на некотором удалении от основного городского массива. Или же, наоборот, есть необходимость «вписать» комплекс в существующую застройку, не увеличивая нагрузку на объекты инфраструктуры. Стиллобатных строений много в Нью-Йорке, Майами, Чикаго, они есть Дубае, Лондоне, Киеве:

Стилобат в Киеве

Впрочем, сегодня тема городской застройки актуальна не только для архитекторов и градостроителей. Жители городов все больше и больше стремятся участвовать в жизни города и планировании застройки: защищать от вырубки парки, требовать сохранения исторических памятников и зданий, протестовать против близкого расположения многоэтажных домов, ограничивающего инсоляцию помещений.

Такая активность получила название «тактический урбанизм». Термин ввел в оборот Майк Лайдон, один из авторов нашумевшей книги «Тактический урбанизм: краткосрочные действия – долгосрочные перемены» [М. Лайдон, Э. Гарсиа, 2010]. В двух словах он определяет это явление как «движение отвоевания пространства города с помощью действий, которые не занимают много времени, но имеют долгосрочную перспективу».

А чтобы это движение не приводило к конфликту с властью, представителям власти стоит ознакомиться с изданием «100 советов мэру», которые актуальны практически для всех городов и которые помогут избежать грубых градостроительных ошибок [И. Варламов, М. Кац, 2020]. Больше о геометрии города и видах застройки в контексте нынешней экономической ситуации можно узнать из книги «Экономическая урбанизация» [Н. Косарева, Т. Полиди, А. Бузанов, 2018].

Что ж, теперь вы знаете, как менялся облик городов, какие урбанистические идеи прошлого предопределили облик современных городов, а также основные виды застройки, которые практикуются в городах сегодня. Теперь мы предлагаем вам пройти небольшой проверочный тест и двигаться к следующему уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке мы разберемся в развитии транспортной инфраструктуры.