На этот вопрос напрашивается очевидный, однако неправильный ответ: «Чтобы стать великим самому». Если с самооценкой у вас все в порядке, на самом деле ответов гораздо больше. И предназначены они тем, кто ценит свое время, стремится к самообразованию и познанию собственных глубин. Начнем?
Автобиографии существуют столько же, сколько и письменность. Вот только после выхода трудов Зигмунда Фрейда в постмодернистском обществе, где практически все стало дозволено, спрос на биографии и автобиографии резко упал. Людям начало казаться, что раз разумом управляет подсознание, тогда какой смысл читать то, что напишут о себе обладатели другого разума и другого подсознания? Себя же не перестроишь. Так и не надо!
Автобиография – это не про перестройку. «Было бы излишним сказать, что мы перешли от признания человеческого величия к пониманию его как симуляции неизбежного противоречия, которое релятивизирует классические добродетели и рассматривает их как психические переломы, потому что правда в том, что мы все еще читаем биографии, чтобы узнать что-то о жизни других людей. А еще потому, что хорошую биографию можно читать, как роман, из-за ее повествовательной способности, а благодаря безупречному исследованию она учит нас Истории с большой буквы», – подчеркивает испанский философ и писатель Валенти Пуиг [The New Barcelona Post, 2024].
Биографии и автобиографии рассказывают жизнь своего главного героя из разных областей:
- личной;
- профессиональной;
- академической и т. д.
Таким образом, подобное чтение дает очень ценную и интересную информацию, а также многочисленные преимущества на личном уровне. Разберем их по пунктам.
Причины читать автобиографии
Есть еще те, кто думает, что автобиографии сводятся к информации о жизни другого человека, которым обычно восхищается читатель. Однако каждая биография – это уникальное произведение, которое может по-разному нас обогатить. Расскажем об этом подробно.
Открываем для себя различные исторические перспективы
Описания помещают читателя в конкретный исторический момент, помогая понять, каким было общество как на социальном, так и на политическом уровне.
Это делает чтение автобиографий исторических деятелей особенно интересным, поскольку они содержат подробности, которые обычно не показаны в учебниках. Таким образом, узнавая о прошлом, легче понять настоящее.
Автобиография как источник вдохновения
Успех и неудача являются частью нашей жизни, и мы должны учиться на этом. Поэтому достижения других людей, несмотря на невзгоды, являются источником вдохновения и мотивации, побуждающей нас стремиться к достижению личных целей.
В каком-то смысле чтение биографий позволяет нам получить доступ к опыту и мудрости других людей, показывая нам жизнь с разных сторон и помогая нам быть более чуткими.
Они затрагивают такие необходимые темы, как настойчивость или тот факт, что никогда не поздно начать то, чем мы действительно увлечены. Это маленькие жизненные уроки, которые могут стать частью нашего собственного существования.
Обогащаем общую культуру
Еще одним большим преимуществом чтения биографий является их великолепная способность повышать общую культуру. Речь идет уже не просто о том, чтобы узнать больше о конкретном персонаже, а о создании сети знаний на глобальном уровне.
Чем больше биографий и автобиографий мы прочитаем, тем больше узнаем о мире и тем больше обогатим свою жизнь [Libros Vividos, 2021].
Учимся писать собственную автобиографию
Автобиография – это рассказ, который вы пишете о своей жизни, в котором вы показываете важные ее элементы, такие как:
- ваше рождение;
- значительный личный опыт;
- достижения и т.д.
При этом преобладает фигура «Я», поскольку вы, как автор текста, являетесь главным действующим лицом рассказываемой вами истории.
Вы можете использовать разные способы написания автобиографии в зависимости от своего намерения. Например, покажите радость, которую вы испытали в какой-то момент своей жизни, или познакомьте с важными людьми из своего детства. Таким образом, в соответствии с вышесказанным, одна из целей чтения чужой и написания собственной автобиографии состоит в том, чтобы вы как автор развивали уверенность во время письма.
Особенности автобиографии:
- Обычно пишется от первого лица.
- Носит повествовательный характер и сосредоточена на жизни автора.
- Не всегда подчиняется хронологическому порядку жизни. Т.е. от рождения до текущего момента. Начать можно со значимых событий, которые рассказчик хочет осветить в начале своей автобиографии и которые не обязательно происходили в начале его жизни.
- Отличается свободой с точки зрения используемого языка и структуры повествования.
- Не имеет никаких ограничений по объему.
Как мы уже говорили ранее, автобиография не имеет единой или заранее установленной структуры своей разработки. Однако, поскольку это повествование, оно определяется вступительным моментом, развитием и завершением, где вы должны принять во внимание:
- Мотивы поступков, которые определили вашу жизнь.
- Создание особой атмосферы. Учитывайте аспекты, которые могут вызвать интерес у ваших потенциальных читателей. Зачастую уникальная атмосфера – это именно то, что массово цепляет людей и заставляет их направиться в книжный магазин, а вовсе не какой-то уникальный совет от великого человека. Этого добра и в Интернете в достатке.
- Подборку важных фактов или событий из своей жизни, которые вы хотите прокомментировать.
- Важные персонажи в вашей жизни.
- Стремления и проекты.
Написание автобиографии может оказаться немного сложным, если вы не представляете, что хотите написать и как собираетесь это сделать. По этой причине важно составить план письма, учитывающий следующие аспекты:
- Определите моменты в своей жизни, которые вы хотите прокомментировать: личные, семейные, академические, цели и хобби.
- Прежде чем начать писать, организуйте свои мысли и выберите факт своей жизни, с которого вы хотите начать.
- Установите порядок событий, которому вы хотите следовать в своей автобиографии.
- Дополните свой план конкретными аспектами своей жизни, которые хотите подчеркнуть.
- Напишите первый вариант текста с учетом плана, разработанного в предыдущих пунктах.
- Прочтите свою автобиографию вслух, чтобы пересмотреть и отредактировать ее [CELEE, 2024].
А если в процессе написания автобиографии вы поймете, что вам трудно выделять главное, брать только нужное, работать с источниками и постоянно держать в голове ключевые данные, это поправимо! Записывайтесь на нашу онлайн-программу «Самообразование: лучшие техники», и мы вам поможем.
Точка зрения науки
В современном постмодернистском обществе автобиография перестала быть просто приятной книжкой перед сном. В 21 веке это образовательный, самообразовательный и исследовательский психосоциальный метод в процессе непрерывного обучения, подчеркивают итальянские ученые [G. Aleandri, 2017].
Данный метод находит все большее применение в педагогических исследованиях и образовании, поскольку полученные выводы можно использовать в различных контекстах жизни и условиях проживания.
Ученые обнаружили, что сам по себе автобиографический формат письма стимулирует личное размышление и восстановление опыта через:
- когнитивные;
- аффективные;
- эмоциональные;
- перцептивные побуждения для достижения лучшего осознания идентичности и ориентирования для улучшения и планирования собственного будущего.
Как показали результаты многолетнего наблюдения за читающими автобиографии заключенными и педагогами, большинство людей из выборки испытали огромное желание уделять время размышлениям о себе и своем опыте, общаться и делиться им.
А все почему? А потому что опыт чтения и написания собственной автобиографии показался им:
- очень вовлекающим;
- сложным;
- приятным;
- полезным для самообразования;
- позволяющим повысить их осведомленность и желание улучшить себя.
Итальянские ученые уверены, что автобиография как метод позволяет достичь нескольких целей сразу [G. Aleandri, 2017]. Убить двух зайцев одним выстрелом. Узнать больше о том, как этого добиваться, оставляя грызунов живыми, можно на нашей онлайн-программе «Из мечты в цель».
Ближе к делу и ближе к телу: 25 отличных автобиографий
Если вы обожаете после переделанных дел посмотреть онлайн серию-другую, наверняка вы в курсе того, какой огромной популярностью в последнее время пользуются у зрителей байопики. Кинорассказы о судьбах великих, да хотя бы и обычных людей – это универсальный способ протоптать дорожку к сердцу человека, в какой бы стране он ни проживал.
Биографические фильмы и сериалы заполняют эфирное время на телевидении и лидируют по просмотрам на потоковых платформах. Но правда в том, что точно так же, как мы с пристрастием поглощаем минуты аудиовизуального произведения, мы можем делать то же самое со страницами автобиографических книг, которые погружают нас в водоворот самых напряженных и захватывающих жизней. Любопытный опыт, истории улучшений, которые вдохновляют, или события, которые волнуют.
У подобных произведений есть явный плюс: они написаны самими главными героями. Особую ценность этого факта начинаешь понимать, когда великие уходят от нас. Предположительно, на небеса, но точно – в вечность. Уже нет возможности поговорить лично, однако можно ощутить между напечатанных слов уникальный почерк таких талантов, как:
- Агата Кристи;
- Габриэль Гарсиа Маркес;
- Нельсон Мандела;
- Анна Франк.
Это лишь отдельные примеры важных фигур, которые запечатлели свой опыт на письме в виде автобиографических книг.
Нелегко открыть самую сокровенную часть себя и рассказать широкой публике анекдоты из своей жизни, чтобы их читали, оценивали и наслаждались. В своих автобиографических книгах эти авторы отбросили весь стыд и взяли карандаш и бумагу, чтобы рассказать обо всем, что сделало их лучше или хуже.
Любая из этих автобиографий – это приглашение познакомиться с их героями не только с литературной точки зрения, но и прогуляться по некоторым темам, которые наверняка присутствовали и в вашей жизни:
- потеря невинности;
- горе;
- любовь;
- здоровье;
- столкновение культур;
- в конечном итоге, мечты, которые сбылись, и мечты, которые остались на обочине [Elle, 2024].
Под таким углом выходит, что автобиография – это своеобразное комплексное исследование личности под призмой времени и взгляда на самих себя. Другой способ заполучить себе такое – записаться на нашу онлайн-программу «Самооценка 360°».
А теперь пора познакомиться с вышеупомянутыми 25 автобиографиями поближе:
- «Год Обезьяны» Патти Смит. Знаете, кто это? Подсказка – это очень известная женщина. Однако род ее деятельности установить не так-то просто. Музыкант? Писательница? Поэтесса? Художница? Всего понемногу. Без сомнения, это одна из величайших деятелей культуры последних десятилетий. Ее автобиография дарит нам возможность вместе с ней узнавать и проходить через моменты ее истории, ее творческий процесс, ее стихи, ее видение мира или то, что для нее важнее всего, когда она думает.
- «Земля обетованная» Барака Обамы. Автобиография бывшего президента США стала еще одним огромным издательским успехом, как и «Моя история» его жены Мишель Обамы. В ней экс-лидер США предлагает читателям задуматься о том, как активист-утопист, полный мечтаний и желания работать, оказался президентом. Каковы были основные направления его деятельности, отношения с семьей и какие большие препятствия возникали в его работе.
- «Жизнь клоуна: Трагикомедия бытия» Алена Виньо. Тот, кто думает, что жизнь клоуна полна радости, не знает историю основателя и директора театральной компании La Stravagante Алена Виньо. Он делится правдой о свете и тенях этой профессии, которую часто ругают, но которая должна превращать юмор в искусство и черпать силу из слабости. Это непростое чтение, оно разрушительное, но вы получите огромный урок мужества.
- «По поводу ничего» Вуди Аллена. Кинорежиссер рассматривает свою личную и профессиональную жизнь сверху донизу, объясняя свою работу в кино, театре, телевидении, ночных клубах и печатных изданиях. Аллен также рассказывает о своих отношениях с семьей и друзьями, а также о любви всей своей жизни.
- «Мужчины» Анжелики Шробсдорф. Автор книги «Ты не похожа на других матерей» скрывается за персонажем Эвелин Клаузен, чтобы рассказать свою собственную вымышленную историю, которая начинается в разгар подъема нацизма (главная героиня – дочь немца и еврейки).
- «Дневники (1999–2003)» Иньяки Уриарте. Испанский писатель рассказывает на собственном опыте, как жил и выживал, не работая и сдавая в аренду квартиру, которая досталась ему от родителей. Мечта? Или скука? А на деле: «Я сидел в тюрьме, я объявлял голодовку, я пережил развод, я сопровождал в последний путь умирающего человека. Однажды я сделал бомбу. Я торговал наркотиками. От меня ушла одна женщина, я ушел от другой. Однажды у меня сгорел дом, меня ограбили, я пережил наводнение и засуху, разбился на машине». Хотя книга рассказывает о западных реалиях, даже постсоветского человека она цепляет с первой минуты чтения.
- «Деревенская девушка» Эдны О’Брайен. Эта ирландская писательница неумолимо приближается к своему вековому юбилею. Ей есть что рассказать. Например, когда ей было 30 лет, она опубликовала роман, который вызвал такой скандал среди жителей ее городка, что в конечном итоге они сожгли экземпляры на главной площади. Благодаря своим текстам она стала вхожа в Голливуд, общалась с женщинами такого уровня, как Джеки Онассис, Хиллари Клинтон и Маргарит Дюрас. Не жизнь, а настоящий призыв к свободе.
- «Эхо выстрелов: культура и память о насилии» Эдурне Портелы. Баскская писательница размышляет о политике террористической группировки ЭТА, современном кино и литературе.
- «Дневники (2015–2016)» Эдуардо Лапорте. Горе, одиночество, смысл существования или настоящая любовь: все это испанский писатель описывает очень ритмическим образом, раскрывая свое чувство юмора через различные способы выражения.
- «Вы не представляете, как мне тяжело это писать» Оливии Руэды. Определения «нормальной жизни» не существует, но то, которое раньше было у Оливии, было довольно близким: двое детей, муж, который любил готовить, и работа редактором телевизионных документальных фильмов, которой она была увлечена. Однако все изменилось, когда у Оливии случился эпилептический припадок. При осмотре врачи увидели, что у нее порок развития головного мозга, а после нескольких операций случился инсульт. Эта книга – история о том, как женщина потеряла способность говорить и писать и как она боролась за восстановление. Это болезненные, но в то же время веселые и, прежде всего, полные жизни воспоминания.
- «533 дня» Сейса Нотебоома. Это один из самых выдающихся голландских писателей нашего времени, автор многочисленных рассказов о путешествиях, вечный кандидат на Нобелевскую премию по литературе наряду с Харуки Мураками. Укрывшись однажды на острове Менорка, в окружении кактусов Нотебоом детально описывает, что его волнует: жизнь, люди, забвение и даже Дэвид Боуи.
- «Время бурь» Бориса Исагирре. Венесуэльский телеведущий рассказывает, какого это было – отличаться от других в детстве из-за своей манерности, дислексии и проблем с моторикой. И на какие далекие континенты все это его завело.
- «Каждый носит маску: 1995-1996» Лауры Фрейшас. Второй бестселлер от автора «Подросткового возраста в Барселоне около 1970 года». В новой книге основное внимание уделяется переходу к зрелости и трудностям совмещения писательской борьбы с материнством.
- «Луг Росинки» Гудрун Паусеванг. Мемуары немецкой писательницы, написанные в эпистолярной форме и произнесенные голосом ее матери, происходят в те годы, когда ее семья переехала на луг в Судетской области и построила собственную хижину. Это была альтернативная, самоуправляемая жизнь посреди леса, с уважением к окружающей среде, которая внезапно закончилась с приходом Второй мировой войны.
- «Запрещено рождаться» Тревора Ноя. Сегодня это один из самых известных комиков в США. Его родители встретились и полюбили друг друга в ЮАР, хотя принадлежали к разным расам. Текст повествует о столкновении между североамериканской и африканской культурами. Это динамичный текст, заставляющий задуматься о смысле общества, которое ставит абсурдные препятствия неизбежным процессам.
- «Сегодня я ушел с фабрики» Дэвида Монтеагудо. Он действительно это сделал: в возрасте 47 лет мужчина написал книгу «Плавник», которая имела такой успех, что позволила Монтеагудо уволиться с картонной фабрики, на которой он работал с 1995 года. Автобиография полна рассказов о детях, прогулках и переживании новой жизни.
- «Автобиография» Агаты Кристи. Если вы увлечены детективными романами Агаты Кристи, то ее мемуары обязательны для вашего прочтения. Если что-то и характеризовало автора, так это то, что она очень ревностно относилась к своей частной жизни, доходя даже до того, что избегала некоторых публичных выступлений. Однако на протяжении всей этой книги она раскрывает нам, какими были ее детство и юность, начало карьеры, два ее брака, приход успеха и титаническая работа, которую она проводила с каждым из своих романов.
- «Дневник Анны Франк». Маленькая еврейская девочка через свой дневник оставила потомкам уникальную историю о нацистском варварстве. Автору удалось не только заставить нас разделить невзгоды ее семьи и страх быть обнаруженными, но и сопереживать подростку с типичными проблемами ее возраста.
- «Я Малала» Малалы Юсуфзай. Пакистанская правозащитница на собственном примере рассказывает, зачем девочкам образование и что будет, если за это бороться.
- «Долгий путь к свободе» Нельсона Манделы. Прирожденный лидер, проживший необыкновенную жизнь, посвященную борьбе против расового угнетения, которая привела его к Нобелевской премии мира в 1993 году и к тому, что его стали считать отцом южноафриканской нации. Автобиография позволяет проследить начало пути Манделы в качестве студента и стажера в Йоханнесбурге, развитие его политической сознательности, распад его брака, напряженные 27 лет, которые он провел в тюрьме, освобождение и приход многорасовой демократии в его стране.
- «Жить, чтобы рассказать историю» Габриэля Гарсии Маркеса. Колумбийский лауреат Нобелевской премии вспоминает свое детство и юность. На этих страницах мы узнаем о ситуациях и персонажах, которые позже найдут отклик в некоторых фундаментальных произведениях литературы 20 века, таких как «Сто лет одиночества».
- «Вот куда мы пришли» Энрике Менезеса. Будучи одним из пионеров испанской фотожурналистики, сопровождал Фиделя Кастро и Че Гевару в их партизанские дни в горах Сьерра-Маэстры на Кубе.
- «Хроники I: Мемуары» Боба Дилана. «Мы все знали, что этот парень – волшебник слова, но подозреваю, что никто не ожидал такой насыщенной автобиографии», – подчеркнули обозреватели Rolling Stone о первой автобиографической книге музыканта и лауреата Нобелевской премии по литературе Боба Дилана. Яркие наблюдения, острые размышления, опыт... это чтение нельзя пропустить!
- «Никогда не останавливайся: автобиография основателя Nike» Фила Найта. Нерассказанная история спортивного бренда Nike от генерального директора компании. В 1962 году он основал фирму, оборот которой сегодня превышает 30 миллиардов долларов в год, а логотип и слоган стали одними из самых узнаваемых в мире. Найт вспоминает свой трудный путь, принятые риски, неудачи, с которыми ему пришлось столкнуться, зарождающиеся успехи и то, как его твердая вера в дух спорта материализовалась в культовый бренд. Как выразился по поводу этой книги лауреат Нобелевской премии по экономике Майкл Спенс: «Вдохновение для тех, у кого нестандартные мечты».
- «Кто я: Мемуары» Питера Таунсенда. Лидеру The Who в этой жизни почти нечего было делать... кроме как рассказывать об этом. Его вклад в историю музыки неизмерим, но в этом тексте музыка занимает второстепенный план, раскрывая личность необузданного, замкнутого человека, порой разрушаемого собственными излишествами. Его история начинается в Лондоне в 1964 году, когда главный герой в конце одного из первых концертов своей группы начинает разбивать гитару о потолок небольшой комнаты, где они играли. Жест, который навсегда сделает его иконой и символизирует жизнь, полную революций, созидания и излишеств [Elle, 2024].
Каково было промчаться по 25 автобиографиям? Увлекательно?
А теперь представьте на порядок, на несколько порядков больше книг, которые только ждут, чтобы вы их прочли и порадовались.
Как один человек никогда не будет полностью похож на другого, даже если это родственники, так и не найдется в мире двух одинаковых автобиографий. Это в любом случае экспромт, вызов, риск.
Автобиография – это своего рода волшебный клубок, где нить повествования увлекает читателя за собой, в результате чего тот попадает в заколдованный лес. Слова автобиографии при этом останутся на месте и никуда не денутся, зато вы изменитесь навсегда.
В путь! Но сначала поучаствуйте в нашем опросе: