Иногда история о чужой жизни может существенно повилять на нашу собственную: преподать важные уроки, обескуражить, возмутить или вдохновить на подвиги. А благодаря кино каждый из нас имеет возможность познакомиться с такими историями. Сегодня мы расскажем об интересных фильмах, центральными персонажами которых являются известные интеллектуалы – люди, прожившие феноменальную и ошеломляющую, ужасающую и радостную жизнь во всей ее бесконечной сложности.
Порой в этих гениев никто не верил, кроме них самих, но, несмотря на тяжелые обстоятельства, им удавалось совершать прорывные открытия. Просмотр фильмов об интеллектуалах – это отличный способ узнать о триумфах, трагедиях и удивительных особенностях людей, которые изменили ход мировой истории или … стали ее жертвами.
Итак, вот список из 10 фильмов о личностях с выдающимся интеллектом, которые мы советуем посмотреть.
Игра в имитацию / The Imitation Game (2014)
В главной роли: Бенедикт Камбербэтч.
Бенедикт Камбербэтч сыграл человека, которому удалось взломать код нацистской шифровальной машины «Энигма». И сыграл так убедительно, что получил статуэтку «Оскар» за это перевоплощение.
Фильм повествует о гениальном британском математике и криптографе Алане Тьюринге. Он имел непосредственное отношение к двум величайшим достижениям 20 века: окончанию Второй мировой войны и изобретению компьютера. Но, несмотря на грандиозные заслуги, Тьюринг был привлечен к уголовной ответственности за гомосексуальность, прошел бесчеловечную процедуру химической кастрации, и в итоге покончил с собой, пав жертвой невежества и примитивности общества.
«Игра в имитацию» рассказывает, как в начале Второй мировой войны гений-математик присоединился к избранной команде интеллектуалов, которым было поручено расшифровывать криптографическую систему, используемую немцами для передачи военных сообщений. Британская разведка располагала «Энигмой» и даже получала ежедневные нацистские послания в закодированной форме, но не могла их расшифровать.
Тьюринг и его команда бросили вызов разногласиям и, упорно сопротивляясь скептическим комментариям о невозможности взлома немецкого кода, трудились день и ночь с единственной целью – спасти людские жизни от ужасов войны. Благодаря пытливому уму, Тьюрингу удалось построить машину, которая и победила «Энигму». В конце фильма хочется встать и крикнуть: «Молодчина, Алан!»
Фильм показывает историю, произошедшую несколько десятков лет назад, но содержащую множество полезных вневременных посланий. Например, о важности упорства в достижении цели и том факте, что человек может нести благо миру вне зависимости от пола или сексуальной ориентации. Конечно же, основной посыл «Игры в имитацию» состоит в следующем: ненависть – это ненужный багаж, от которого каждый из нас должен избавиться незамедлительно. Стоит признать, что актеры и съемочная команда прекрасно справились с задачей реалистичного изображения этих тем.
Вопль / Howl (2010)
В главной роли: Джеймс Франко.
Вы читали Аллена Гинзберга? Нет? Горячо рекомендуем! Журналист и поэт, отец субкультуры битничества, дитя психоделического андеграунда, революционер, «прекрасный золотой подсолнух» Гинзберг был одним из самых противоречивых творцов 1960-х годов. Он и стал героем фильма.
Поэтические произведения Гинзберга полны экспрессии и кажутся безумными, апокалиптичными, дегенеративными, сумбурными и демоническими. Но непременно великими. Поэма «Вопль» – яркое тому подтверждение. Будучи гимном поколения битников и поворотным моментом в истории современной литературы, она дала название фильму.
В картине присутствуют анимация, такая же необузданная, как «Вопль», краткие инсценировки жизни Гинзберга, отрывки из интервью с поэтом и, конечно, рассказ о знаковом для него испытании – судебном процессе по обвинению в непристойности.
Да, погрязшая в стереотипах общественность осудила «Вопль», что неудивительно. Консервативность не позволяла ей принять творчество Гинзберга, писавшего в исповеднической манере о гомосексуальных желаниях, метафизических видениях, отношении к политике и поисках личного освобождения. В итоге на издателя «Вопля» подали в суд. Обвинитель пытался доказать, что книгу необходимо запретить, но проиграл. Поэму, автора и издателя оправдали.
Чтобы услышать «Вопль» поэта, посмотрите одноименный фильм. Интеллектуал-бунтарь Гинзберг достоин вашего внимания, ведь как сказал выдающийся американский писатель Уильям Карлос Уильямс, Гинзберг «доказывает нам, что, несмотря на самые унизительные переживания, которые жизнь может предложить человеку, дух любви выживает, чтобы облагородить нашу жизнь, если у нас есть остроумие, мужество, вера, и искусство, чтобы упорствовать» [Williams W. C., 2020].
Поймай меня, если сможешь / Catch Me If You Can (2002)
В главной роли: Леонардо Ди Каприо.
Мегапопулярный кинорежиссер Стивен Спилберг создал «Поймай меня, если сможешь», вдохновившись реальными событиями из жизни талантливого афериста Фрэнка Абигнейла-младшего. А вы думали, что интеллектуальные способности могут проявляться исключительно в точных науках или искусстве? О, нет! Абигнейл тому пример.
В фильме показано, как мастер обмана, обладая уникальным даром к филигранной подделке чеков, сумел обналичить более двух миллионов долларов на протяжении 1960-70-х годов, а также успешно представлялся врачом, юристом генеральной прокуратуры, преподавателем университета и пилотом авиакомпании. Важный нюанс: все это Абигнейл провернул, будучи юношей! Разве не гениально?
По рассказам самого афериста, он начал заниматься мошенничеством в возрасте 15 лет, и вплоть до 21 года на него охотилось ФБР. В фильме присутствуют сцены дерзкого побега Абигнейла прямо из-под носа служителей закона.
Дабы окончательно уверить вас, что фильм про интеллектуала, мы скажем следующее: Абигнейлу удалось обмануть не только агентов ФБР, но и весь мир. Как выяснилось, великий махинатор подделал собственную историю! Об этом написал в своей книге журналист Алан Логан.
Согласно его расследованию, Абигнейл в действительности притворялся пилотом и жульничал лишь для того, чтобы добиться расположения женщины – стюардессы по имени Паула Паркс. А его рассказ о том, что в возрасте 16-20 лет он был в бегах, преследуемый ФБР по всему миру, – полностью выдумка [Lopez X., 2021].
Как бы там ни было, и фильм и история Абигнейла лишний раз доказывают: правда всегда выходит наружу, несмотря на все попытки ее скрыть. Леонардо Ди Каприо великолепно исполнил роль малолетнего самозванца. Даже если вы не являетесь его фанатом, посмотрев фильм, вы сможете убедиться в его бесспорном таланте.
Вселенная Стивена Хокинга / The Theory of Everything (2014)
В главной роли: Эдди Редмэйн.
И вновь оскароносная игра. И вновь речь о неоспоримом гении. На этот раз фильм рассказывает о душераздирающей истории жизни физика-теоретика Стивена Хокинга. Этот человек однозначно заслуживает восхищения не только за блестящие научные открытия и неортодоксальные взгляды на мир, но и за великую силу духа, благодаря которой он преодолевал физические сложности.
Сюжет, который мы видим в фильме, охватывает 25 лет жизни Хокинга: его исследования в Кембридже, встречу с будущей супругой и рождение детей, диагностику и прогрессирование болезни, научные открытия, распад брака. Картина в большей степени сфокусирована на отношениях Хокинга с его женой Джейн Уайлд, которая не побоялась выйти замуж, зная о болезни возлюбленного.
Хокинг страдал от бокового амиотрофического склероза и на протяжении десятилетий постепенно становился инвалидом. Со временем его полностью парализовало, за исключением мышцы на щеке, которую он впоследствии использовал, чтобы управлять синтезатором речи. Мозг гения оставался нетронутым болезнью.
На протяжении всего фильма Хокинг показан храбрым, упорным, обаятельным и остроумным. Джейн , женщина, стоящая за великим гением, не уступает ему по уровню стойкости и внутренней силы. В картине она демонстрирует образцовую преданность, выступая примером порядочности, терпения и трудолюбия.
Играя Хокинга, английский актер Эдди Редмэйн отлично справился с задачей изобразить постепенное ухудшение физического состояния человека. Для этого он внимательно просматривал видео с Хокингом, пытаясь воссоздать еле уловимые движения его лица, посещал клиники по лечению заболеваний двигательных нейронов, а также тренировал свои мышцы с учителем танцев, чтобы иметь возможность часами находиться в искривленном положении в инвалидном кресле.
Конечно, «Вселенная Стивена Хокинга» вдохновляет. Картина снята со вкусом, она увлекательна и визуально красива. Помимо этого фильм несет сильную смысловую нагрузку: он заставляет задуматься, что наши жалобы на жизнь, как правило, являются необоснованным нытьем, и напоминает, как важно ценить то, что имеешь.
Ханна Арендт / Hannah Arendt (2012)
В главной роли: Барбара Зукова.
1961 год. В Иерусалиме проходит суд над высокопоставленным нацистским чиновником и военным преступником, одним из главных организаторов Холокоста Адольфом Эйхманом. Громкий судебный процесс освещает политический теоретик Ханна Арендт. Вот, что в самом сжатом виде представляет собой сюжет фильма.
Ханна Арендт, несомненно, относится к числу самых выдающихся интеллектуалов 20 века. Размышляя смело и провокационно о политике, этике и свободе, она была первой женщиной, получившей звание профессора Принстонского университета. Будучи преподавателем, журналистом, писателем, она столкнулась с самой сложной задачей в своей выдающейся карьере, когда решила опубликовать 5 статей о суде над главой «еврейского отдела» СС Эйхманом. Очерки Арендт вызвали бурю яростных споров.
В фильме мастерски использованы архивные кадры реальных судебных заседаний 1961 года, на которых зритель может увидеть и судей, и свидетелей, и самого Эйхмана, сидящего в кабине из пуленепробиваемого стекла. Несмотря на то, что жертвы геноцида делились ужасающими воспоминаниями о нацистских лагерях смерти, описывая Эйхмана, как высокомерного монстра, Арендт придерживалась иной точки зрения относительно мотивов его поведения.
Из фильма понятно, что она не считала его монстром, а была поражена заурядностью этого человека, введя в оборот термин «банальность зла». Арендт полагала, что Эйхман стал убийцей не от ненависти к еврейскому народу, а из-за горячей преданности нацистскому движению, которая лишила его способности ясно мыслить о том, какие зверства он совершает. Подобная интерпретация вызвала сильнейшее негодование общества: проницательность и честность сделали Арендт аутсайдером. На протяжении всего фильма она задумчиво смотрит в потолок и многозначительно курит.
Кульминацией картины является выступление смелой женщины перед студентами, в котором она говорит о важности критического мышления и чудовищных последствиях, к которым может привести бездумный идеологический фанатизм. Именно это ключевое послание содержит в себе «Ханна Арендт».
Блеск / Shine (1996)
В главной роли: Джеффри Раш.
Герой фильма – удивительный австралийский пианист Дэвид Хельфготт, которому сейчас 74 года. В аннотации к одному из CD маэстро написано следующее: «Дэвид Хельфготт – загадка, ментальный единорог, причудливый ангел с антеннами, уходящими далеко во Вселенную. Его интеллект работает на совершенно отдельной длине волны, которая улавливает космические шумы и вибрации» [Danto A., 1997]. Но, как правило, судьба гениев совсем не похожа на жизнь радужных единорогов. Биографический «Блеск» вновь это доказывает.
Как показано в фильме, большую часть жизни хрупкий и инфантильный пианист находился под гнетом деспотичного отца – польско-еврейского эмигранта, потерявшего всю семью во время Холокоста и одержимого идеей сделать из сына-вундеркинда суперуспешного музыканта. «Всегда побеждай, – шептал он ребенку, который только что проиграл музыкальное соревнование, – выживают только сильные, слабые раздавлены, как насекомые».
С раннего детства проявляя незаурядные пианистические способности, Хельфготт становился победителем многочисленных конкурсов, а обучаясь в Лондонском колледже, получил премию Даннройтера за лучшее исполнение Третьего фортепианного концерта Сергея Рахманинова.
Однако к концу своего пребывания в колледже психическое здоровье Хельфготта резко ухудшилось. У него случилась серия нервных срывов, и следующие несколько лет он провел в психиатрических лечебницах. Фильм дает понять, что подобные проблемы стали результатом разрушительных отношений Хельфготта с его отцом-диктатором. Но, несмотря на это, судьба дала ему второй шанс, сведя с любящей женщиной и вернув творческую искру.
«Блеск» во всех смыслах хорош: актерская игра, сюжетная линия, кинематография находятся на достойном уровне. Зрителям стоит запастись носовыми платками перед просмотром, ведь в этой правдивой истории есть много трогательных моментов. Например, сцена, где пианист вместе с женой стоит возле могилы своего жестокого родителя.
Биографический фильм о перипетиях Дэвида Хельфготта подтверждает: каждый из нас способен возродиться к счастливой жизни даже после самого болезненного падения.
Опасный элемент / Radioactive (2019)
В главной роли: Розамунд Пайк.
В пантеоне великих женщин-ученых Мария Склодовская-Кюри занимает особое место. Она была первой представительницей прекрасной половины человечества, ставшей Нобелевским лауреатом, и одним из четырех человек в истории, получивших эту награду дважды. Как вы поняли, фильм «Опасный элемент» о Марии Кюри.
Картина повествует о попытках отважной женщины получить признание за личные научные достижения, побочный эффект которых она, к сожалению, не до конца осознавала. Посмотрев фильм, вы узнаете историю открытия химических элементов полония и радия, а также о том, что именно Кюри придумала термин «радиоактивность» и внесла огромный вклад в поиск методов лечения рака.
Несмотря на многочисленные достижения, большая часть жизни Кюри была омрачена трагедией: ее любимый муж и напарник по научной работе Пьер погиб в молодом возрасте. В фильме показано, как благодаря неукротимому духу она продолжила преподавательскую деятельность и исследования, приведшие в итоге к апластической анемии и смерти из-за продолжительного воздействия радиации на организм.
Почти все знают имя Марии Кюри и слышали о результатах ее работы, но «Опасный элемент» заполняет пробелы в знаниях о ее личной жизни и том, как она сочетала ее с профессиональными достижениями. Конечно, как и в любом художественном фильме, основанном на биографии, некоторые детали судьбы выдающегося ученого были преувеличены или искажены для большего драматического эффекта.
Однако картина заслуживает внимания, поскольку повествует о сильной, целеустремленной, страстной и бескомпромиссной женщине, горящей желанием разгадать тайны природы. Фильм не только вдохновляет, но и оставляет открытым вопрос: так ли безопасно для человечества знать все секреты мироздания?
Игры разума / A Beautiful Mind (2001)
В главной роли: Рассел Кроу.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы врачи-психиатры аплодировали актеру за мастерское перевоплощение в шизофреника? А ведь такое действительно случалось. Рассел Кроу тот самый виртуоз, которому удалось блестяще изобразить манеры и некоторые нюансы поведения больного шизофренией.
В фильме Кроу исполняет роль гениального математика Джона Форбса Нэша-младшего – первого человека в мире, ставшего лауреатом как Нобелевской, так и Абелевской премий. В начале карьеры он сделал революционное открытие и стоял на пороге международного признания, но вскоре оказался на мучительном пути самопознания, борясь в течение многих лет с шизофренией.
Фильм «Игры разума» представляет собой хронологию жизни Джона Нэша, начиная с момента, когда он поступил в аспирантуру, где и проявились первые симптомы болезни. По мере того, как развивается сюжет, зритель становится очевидцем прогрессирования шизофрении. По словам самого Нэша, картина в большей степени демонстрирует художественный подход к его опыту, давая представление о психическом заболевании, но неточно отражая природу его заблуждений [Clarke D., Kasolowsky R., 2015]. Это заявление вполне резонно и вот почему.
Как показано в «Играх разума», Нэш был убежден, что выполняет сверхсекретную правительственную работу под руководством таинственного агента США, который, конечно, являлся плодом его воображения, как и советские шпионы. В действительности же большинство шизофреников не испытывают зрительных галлюцинаций, они слышат голоса, которые, по их ощущениям, формируются из воздуха. Те же, у кого действительно присутствуют зрительные иллюзии, склонны видеть вещи искаженными, почти карикатурными, но не реалистичными, как показано в фильме.
Фактически, Джон Нэш не был заложником галлюциногенных видений. Но в «Играх разума» они служат определенной цели: дать зрителям представление о том, что значит бороться с шизофренией. Бороться и победить! История выдающегося математика уникальна, ведь в конечном итоге он научился игнорировать свои параноидальные заблуждения и вновь вернулся к научной деятельности.
Главная идея фильма заключается в следующем: люди с шизофренией способны контролировать свою болезнь. Используя силу воли, поддержку близких и специальные препараты, они могут счастливо жить и плодотворно работать, не позволяя недугу поглотить их.
Вита и Вирджиния / Vita & Virginia (2018)
В главных ролях: Джемма Артертон, Элизабет Дебики.
Историческая драма «Вита и Вирджиния» рассказывает историю любовных отношений двух блестящих интеллектуалок 20 века – писательниц Виты Сэквилл-Уэст и Вирджинии Вулф. Фильм позволяет зрителю окунуться в их страстный роман, который не был тайной, несмотря на то, что обе литературные дивы состояли в браках. Картина в очередной раз доказывает, что люди с разным спектром сексуальности существовали всегда. Экранизация подобных историй важна для адекватного восприятия квиров (сексуальных меньшинств) и понимания того, какой вклад они вносят в культуру.
Яркая представительница богемы того времени Вита показана в фильме смелой и энергичной девушкой, страстно желающей приблизится к гению Вулф. Джемма Артертон изображает Сэквилл-Уэст поверхностной особой, отчего складывается впечатление, что зацикленность на Вирджинии – это желание завоевать очередной «трофей». На самом же деле, женщин связывали многолетние отношения: хотя их роман и был мимолетным, дружба между писательницами длилась вплоть до самоубийства Вулф в 1941 году.
По ходу фильма зритель может наблюдать за особенностями психического состояния Вулф. Когда ее ветреная возлюбленная уезжает с мужем за границу, где переключает внимание на других женщин, Вирджиния впадает в депрессию с приступами маниакального возбуждения. Ее психические страдания сценаристы фильма проиллюстрировали при помощи компьютерной графики: стая ворон, разрастающийся плющ, зловеще поднимающаяся вода прекрасно изображают болезненные видения, которые терзали Вулф.
Фильм хорош, и его стоит посмотреть хотя бы ради получения эстетического удовольствия: игривые, андрогинные и опережающие время костюмы Виты; многослойные шифоновые и бархатные наряды хрупкой Вирджинии; замысловатые шляпки матери Виты, а также дизайн декораций действительно потрясают воображение. Кроме того в картине использованы оригинальные винтажные аксессуары, которые смогут по достоинству оценить современные модники.
Жертвуя пешкой / Pawn Sacrifice (2014)
В главной роли: Тоби Магуайр.
Как вы могли догадаться, фильм «Жертвуя пешкой» о шахматах. Он описывает небольшую часть карьеры эксцентричного гроссмейстера Бобби Фишера, а именно матч за первенство мира 1972 года, большинство деталей которого изображены в картине точно.
Фильм фокусируется на том, как детство Фишера повлияло на развитие его безудержной паранойи. Гениальный шахматист рос без отца, его воспитывала мать, ярая коммунистка с русско-еврейско-польскими корнями, которая забила голову сына теориями заговора. Она была уверена, что их телефон прослушивают, а из подозрительной машины, припаркованной возле дома, за ними следят люди из правительства.
«Жертвуя пешкой» демонстрирует, как по мере роста известности Фишера, росла и его паранойя. Он переворачивал вверх дном гостиничные номера в поисках подслушивающих устройств, заявлял, что его еда отравлена и боялся летать, считая, что неприятели могут заминировать самолет. Его психоз был настолько сильным, что Фишер удалил все зубные пломбы, через которые, как ему казалось, осуществлялась правительственная слежка. В конце концов, гроссмейстер и его мать действительно оказались под наблюдением ФБР.
В те времена шла холодная война между СССР и США. Это противостояние отразилось и на шахматном поединке 1972 года, где за титул чемпиона мира сразились американский (Бобби Фишер) и советский (Борис Спасский) гроссмейстеры. В фильме Фишер изображен, как «пешка», жертва, которой маневрирует правительство Америки, чтобы одержать пропагандистскую победу. Верна ли такая интерпретация сценариста? Этот вопрос остается открытым.
В любом случае, создатели фильма вложили огромное количество сил и времени в исследование реальных фактов жизни легендарного шахматиста, и картина получилась достаточно правдоподобной. Если вы располагаете двумя часами свободного времени и хотите узнать чуточку больше о шахматном поединке века, желаем вам приятного просмотра!
Биографические фильмы об интеллектуалах – это правдивые истории о судьбах, наполненных величием и значимостью. Да, временами они неточны, но являются отличной возможностью окунуться в жизнь гениев и увидеть мир их глазами. Такое кино заслуживает вашего драгоценного времени больше, чем дешевые боевики или утопичная фантастика. Быть может, просмотр одного из фильмов о выдающихся интеллектуалах побудит вас к личным и значимым достижениям.
А если вам не чужда тема всестороннего саморазвития, частью которого и является знакомство с историями легендарных интеллектуалов, предлагаем вам пройти онлайн-программу «Лучшие техники самообразования». Оно станет прекрасным подспорьем для тех, кто стремиться узнать обо всем понемногу или усердно трудится над овладением какой-то одной дисциплиной. Программа научит вас брать обучение под свой контроль: составлять план самообразования, активировать мышление при помощи специальных техник, быстрее запоминать и легче усваивать новые знания.
Друзья, смотрите полезное кино, и пусть ваше стремление к самосовершенствованию приведет к успеху на всех уровнях. Удачи!
А еще просим принять участие в небольшом опросе: