Рисованные логические задачки и ребусы любили разгадывать дети и взрослые в Советском Союзе, когда компьютерных игр и развлекательных гаджетов еще не было. Люди искали ответы с помощью логики и наблюдательности, параллельно развивая эти способности.
Современному человеку разгадать загадки на логику по картинкам времен СССР может быть не так просто, но тем интереснее процесс. Для этого необходимо не просто видеть очевидное, а рассуждать, строить логические цепочки, наблюдать за происходящим на изображении и делать выводы. Предлагаем проверить свою способность разгадывать загадки, с которыми справлялись советские дети и взрослые.
Наблюдать, строить логические цепочки и делать выводы – задачи мышления. Мозг должен работать, как коробка передач в автомобиле, – при смене задачи подбирать нужную «программу» для ее решения, ведь на одном режиме невозможно разрешить все поступающие вопросы, проблемы и достигнуть целей. На онлайн-программе «Когнитивистика» за 2 месяца вы освоите разные приемы тренировки мозга и научитесь применять в жизни больше 20 техник мышления, которые расширят спектр ваших возможностей в решении задач, принятии решений и управлении жизненными процессами.
Советские задачи на логику – это всегда наблюдение, в том числе за нарисованными людьми. Действия, мимика, поза – все может оказывать влияние на умозаключение решающего, а значит, привязано к его способности считывать вербальные и невербальные сигналы. В реальной жизни этот навык невероятно ценный: зная профайлинг, можно анализировать мимику, жесты, поступки людей, чтобы определять их намерения и даже мотивы, скрытые эмоции, ложь, обман, манипуляцию, обезопасив себя от неприятных ситуаций в коммуникации и взаимодействии дома, на работе – где угодно. Освойте навыки профайлинга н одноименной онлайн-программе «Профайлинг», а мы начинаем.
Что такое загадки на логику?
Логика – это наука о законах, принципах и методах рассуждений, результаты которых выражаются в рациональной мыслительной деятельности [Гуманитарный портал, 2023]. Загадки на логику – это как раз комплексные задания, в которых необходимо рассуждать, наблюдать, порой строить цепочки рассуждений, чтобы найти решение.
Советские загадки на логику для взрослых в большинстве случаев не имеют очевидных решений в стиле «посчитай птиц в небе». В них необходимо искать какие-то факты и делать из них выводы – в этом вы убедитесь, когда перейдете к решению заданий.
Особенность советских загадок в картинках – они предполагают наличие у решающего человека развитого интеллекта и широкого кругозора, а не только наблюдательной способности. Так, взрослые и дети знали, где север и юг, ориентировались в местной географии, основах градостроения – по какому принципу нумеруются дома, по какой стороне двигаются машины на автодороге и как выглядит светофор. Чтобы решить некоторые головоломки, необходимо иметь представление о временах года и явлениях в природе в это время. Внимание к деталям поможет ответить на самые каверзные, на первый взгляд, вопросы.
Почему важно развивать логическое мышление?
Задачи на логику направлены на развитие логического мышления – способности рассуждать, находить нестандартные и порой неочевидные решения в жизненных ситуациях. Эта способность также способствует развитию критического взгляда на предметы, явления и события, анализировать входящие данные, проверять их достоверность и на основе этого выстраивать собственную стратегию. Через несколько занятий по решению задач вы увидите эффект: быстрее принимаются решения, мозг лучше соображает в разных ситуациях.
Логические загадки похожи на игру из-за наличия персонажей и условий, поэтому помогают весело скоротать время.
Интересно, что при разгадывании советских задачек в картинках на логику у человека включаются оба полушария головного мозга:
- левое полушарие отвечает за логику и построение причинно-следственных связей;
- правое полушарие – это интуиция и формирование целостности картины мира, образность мышления.
У современных детей левое полушарие включается в работу не так часто, чем у предшественников: сегодня многое можно не запоминать, ведь есть Google и Яндекс, вся информация хранится в телефоне или компьютере, до нее легко добраться. Логическую мышцу детям необходимо качать целенаправленно.
Задачки на логику из советских учебников помогают расширить кругозор, словарный запас, наблюдательность.
Почему именно советские загадки и задачки так популярны?
Советские задачки на логику по-прежнему интересны взрослым и детям за интересный сюжет, качественную и интересную иллюстрацию, которая отличается от современной компьютерной графики и прочего электронного оформления, за интересные вопросы и возможность наблюдать.
Задачки помогают обогатить багаж знаний, отточить ум, расширить возможности мыслительной деятельности – не даром дети в Советском Союзе были смекалистыми, сообразительными и отлично эрудированными.
Для современного человека 21 века советские загадки в картинках могут оказаться сложными: предложенные картинки могут содержать элементы быта, которых сейчас нет, с которыми дети поколений 80-х и 90-х и более поздних лет уже не знакомы. Приготовьтесь самостоятельно поискать информацию по тому, что вам незнакомо – спросите о неизвестных вам фактах у старших близких, почитайте в энциклопедии.
А теперь приготовьтесь поразмышлять над загадками на логику с ответами. Под каждой загадкой вы сразу сможете найти ответ, так что не торопитесь листать страницу.
6 загадок на логику для детей
Представленные далее задачи на логику для детей 7, 10 лет с ответами (их рекомендуем не подглядывать раньше времени) решали дети дошкольного и раннего школьного возраста. Проверьте и вы свои силы, предложите эти задания детям – им наверняка понравится.
Где заяц?
Ребята отправились в лес покататься на коньках и лыжах. Навстречу им выбежал заяц, и испугавшись, присел, а затем помчался по своим делам. Ребята было погнались за зайцем, но из виду его потеряли. А он, меж тем, до сих пор на картинке.
Помогите детям найти зайца!
Ответ:
Заяц затаился между мальчиком и девочкой.
Кто куда?
На улице встретились приятели:
– Степа, здравствуй! Ты куда направляешься? – говорит Петя.
– Я иду в дом №23, – отвечает Степа. – А ты куда, Петя?
– Я пошел к приятелю Ивану в дом №7!
Кто из мальчиков на картинке Степа, а кто Петя?
Ответ:
Обратите внимание на номер дома – №19. Соответственно отсчет на улице ведется слева направо. Выходит, мальчик Степа тот, что в кепке – его дорога в сторону дома с большим номером, чем 19. Пете, наоборот, нужно к дому с меньшим номером 7, значит, налево, и это мальчик с газетой.
Чей котик?
Популярная задачка для детей на внимание. На картинке три девочки: Таня, Катя и Ира.
Кто из них хозяйка котика и почему?
Ответ:
Хозяйка котика Ира, та, что с одним бантиком на косичке – она отдала второй своему питомцу. У остальных подружек бантики на месте, у каждой по два.
Кого как зовут?
На рисунке пять ребят. Коля стоит с краю, а если Нюра встанет рядом с Володей, два Пети окажутся рядом друг с другом.
Кого из ребят как зовут?
Ответ:
Ребята по порядку: Коля, Володя, Петя, Нюра, Петя.
Кто принесет больше воды?
Два друга помогают поливать огород. Они носят воду в лейках с реки.
Кто из мальчиков принесет больше воды?
Ответ:
У одного мальчика лейка больше, но обратите внимание: у обеих леек носики находятся на одном уровне, а значит, выше него налить воду не удастся – вспомните закон о сообщающихся сосудах. Мальчики принесут воды поровну.
В городе
Эта задачка детям, которые живут в городах, наверняка будет по зубам.
Художник нарисовал городской пейзаж, но допустил пять ошибок. Найдите их!
Ответы:
- У светофора только два огня, а должно быть три.
- У троллейбуса только одна штанга, художник забыл нарисовать вторую.
- На улице левостороннее движение, а в СССР правостороннее. О том, что это СССР, говорит русскоязычная афиша.
- На табличке указан номер дома 0, но такого быть не может.
- На афише 31 сентября, а такого не бывает – проверьте по календарю.
А теперь пойдут задания посложнее.
Загадки на логику для взрослых
Следующие загадки на логику могут быть с подвохом и требуют расширенных знаний: географии, привычек людей, примет, общей эрудиции. Решите эти задания с ребенком – он наверняка узнает много интересного, и, возможно, сам найдет ответы на какие-то вопросы!
На реке
Внимательно рассмотрите картинку и ответьте на вопросы:
- В каком направлении идет пароход – по течению или против?
- Какое время года запечатлено на картинке?
- Какое время дня изобразил художник?
- Мелко или глубоко на реке в этом месте?
- Близко или далеко пристань и на каком она берегу?
Ответы:
- Плавучие бакены (деревянные треугольники на воде) направлены против течения, а значит, теплоход идет вверх по руслу.
- На небе стая птиц летит углом, у которого одна сторона короче другой, значит, это журавли. По кронам деревьев можно понять, где юг – на его стороне всегда больше ветвей и листьев. Объединив эти факты, определяем, что птицы летят на юг, а значит, скоро зима, соответственно на картинке изображена осень.
- На вершинах бакенов есть фонари, их ставят вечером, утром снимают. На берегу за теплоходом можно разглядеть движущееся в сторону деревни стадо. Значит, художник изобразил конец дня, вечер.
- На палубе матрос шестом измеряет глубину фарватера, значит, река в этом месте уже неглубокая.
- Пассажиры подготовились к выходу – они стоят со своим багажом, значит, скоро пристань. По тем же пассажирам можно определить, с какой стороны пристань – с той, с которой вы смотрите на рисунок. Вспоминаем, что теплоход идет вверх по течению. Чтобы понять, где правый и левый берег, надо встать лицом по направлению течения. Объединив этот факт с положением пассажиров, определяем, что пристань будет на правом берегу.
Куда идет поезд?
На картинке изображен участок железной дороги «Москва – Смоленск». На улице начало апреля. Поезд идет по направлению стрелки, концы которой показывают запад и восток.
Определите, в какой город идет поезд – в Москву или в Смоленск?
Ответ:
На участке железной дороги два склона, на одном снег уже растаял, на другом нет. Значит, снег лежит на северном склоне. Смоленск находится западнее Москвы. Выходит, поезд идет на запад с востока, а значит, из Москвы в Смоленск.
Загадка с туристами
Рассмотрите картинку и ответьте на вопросы:
- Сколько туристов проживает в лагере?
- Когда туристы приехали на поляну: недавно или сегодня?
- На чем туристы добрались до поляны?
- Далеко ли расположен ближайший населенный пункт?
- На картинке дует ветер с юга или с севера?
- На изображении утро, день или вечер?
- Куда подевался Шура?
- Турист с каким именем вчера дежурил?
- Определите, какое число и месяц в запечатленном дне?
Ответы:
- В лагере в настоящий момент живут 4 человека: на скатерти 4 ложки и 4 тарелки, в списке дежурства 4 имени.
- Ребята на поляне несколько дней – между палаткой и деревом паук успел сплести паутину.
- У дерева справа стоят весла, значит, туристы прибыли сюда на лодке.
- Слева у скатерти гуляет курица, значит, она пришла из какого-то населенного пункта, соответственно он недалеко.
- На палатке есть флажок, он развевается по направлению ветра. Еловые ветки всегда гуще с юга. Значит, ветер сейчас южный.
- Если юг слева, значит, тени падают на запад, соответственно солнце в моменте находится на востоке. Выходит, на картинке утро.
- Видите сачок над кустом? – это Шура ловит бабочек.
- Определим по рюкзакам: Коля что-то ищет в рюкзаке с буквой «К», из того, что с буквой «В», виден штатив, значит, Вася фотографирует. Мы уже определили, что Шура ловит бабочек. Значит, сегодня дежурит Петя. Смотрим на график дежурств – перед Петей, вчера, дежурил Коля.
- Запечатлено утро 8 августа. Число видим в графике дежурств, а август определяем по арбузу – именно в этом сезоне во времена СССР собирали урожай этих плодов.
В советской квартире
Рассматривая эту загадку, ответьте на шесть вопросов:
- В какое время года происходит действие на рисунке?
- В каком месяце происходит действие?
- Ходит ли сейчас мальчик в школу или отдыхает на каникулах?
- Проведен ли в квартире водопровод?
- Кроме отца и сына кто живет в квартире на картинке?
- Кто по профессии папа мальчика?
Ответы:
- На картинке действие происходит зимой – у мальчика на ногах валенки, и истоплена печь – открыт душник.
- На картинке декабрь – у календаря открыт последний лист, над ним закреплена пачка предыдущих листов.
- Первые семь дней в календаре зачеркнуты, значит, это первая половина месяца, а зимние каникулы начинаются позже. Выходит, мальчик ходит в школу.
- Мальчик моет руки в подвесном рукомойнике, значит, водопровода в квартире нет.
- У кресла лежат игрушки, среди них куклы, значит, в доме с большой вероятностью живет маленькая девочка.
- Папа мальчика – врач – у него из кармана выглядывает фонендоскоп, а на столе лежит врачебный молоточек.
На переправе
Взгляните на пейзаж и подумайте:
- Какое время года на рисунке – ранняя весна или поздняя осень?
- На север или на юг летят птицы?
- Определите, в какое время суток происходит действие?
- Судоходная ли эта река?
- Какое направление у течения: на север, юг, запад или восток?
- Глубокая ли река у места, где сейчас стоит лодка?
- Есть ли мост недалеко от этого места?
- Далеко ли железная дорога?
Ответы:
- В поле идет посев – лошадь запряжена в сеялку, а на деревьях нет листьев, значит, сейчас весна. При осеннем посеве на деревьях еще есть листва.
- Весной птицы летят с юга в сторону севера.
- Тень от людей падает на северо-запад, значит, сейчас ранее утро.
- Бакены на реке говорят о том, что здесь ходят суда.
- Судя по тому, как вода огибает бакен, река течет с севера на юг.
- Рядом с лодкой рыбачит мальчик, поплавок на его удочке далеко от крючка, выходит, у берега довольно глубоко.
- Хорошо организованная переправа указывает на то, что моста рядом нет.
- Рядом с переправой стоит железнодорожник – железная дорога, скорее всего, рядом.
Ночная дорога
Художник допустил семь ошибок на рисунке. Попробуйте найти все.
Ответы:
- Тень от ЛЭП не такая, какой должна быть.
- На ЛЭП художник забыл нарисовать изоляторы.
- Созвездие Большая Медведица изображено неправильно – зеркально.
- Между Большой Медведицей и Полярной звездой не может находиться Луна.
- В зоне ЛЭП деревья расти не могут – это запрещено и их постоянно убирают.
- Указатель стоит на с той стороны – он должен быть справа при правостороннем движении, а действие происходит в СССР – на картинке автомобиль ГАЗ – 13 «Чайка».
- Грузовик едет по следу от колес «Чайки», но в другую сторону, хотя дорога, очевидно, рассчитана на две полосы.
9 загадок в одной картинке
В 10-м выпуске газеты «Советская смекалка» был опубликован рисунок, на котором есть ответы на девять загадок:
- Шел долговяз, во сырой земле увяз.
- Скручена, связана, на кол посажена, а по двору пляшет.
- У туши – уши, а головы нет.
- Чем больше из нее берешь, тем больше она становится.
- Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а без волос.
- Под соснами, под елками лежит клубок с иголками.
- Золотое решето, крупным бисером полно.
- Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем.
- Течет, течет – не вытечет; бежит, бежит – не выбежит.
Ответы:
- Дождь
- Метла
- Ушат
- Яма
- Береза
- Еж
- Подсолнечник
- Капуста
- Река
У железной дороги
Любопытно разглядывать следующую картинку – на ней есть ответы на эти 12 вопросов:
- Скоро ли новолуние?
- Далеко ли до наступления ночи?
- Какое время года запечатлено на рисунке?
- В каком направлении течет река?
- Судоходна ли река?
- Определите скорость поезда.
- Давно ли прошел предыдущие поезд?
- Долго ли автомобилю двигаться вдоль железной дороги?
- К чему нужно подготовиться шоферу?
- Есть ли поблизости мост?
- Есть ли поблизости аэродром?
- На изображенном участке легко ли машинистам встречных поездов остановить состав?
- Дует ли на картинке ветер?
Ответы:
- Посмотрите на отражение месяца в воде – он старый, значит, новолуние уже скорою
- На картинке ранее утро – старый месяц виден только на утренней заре.
- Положение солнца на утренней заре указывает на то, что журавли летят на юг, значит, сейчас осень.
- Текст на табличке говорит о том, что сюжет на картинке разворачивается в СССР, значит, это Северное полушарие, в котором у текущих рек правый берег крутой. Выходит, река течет от нас (смотрящих на картинку) к горизонту.
- На реке есть бакены – река судоходна.
- На железнодорожном светофоре нижний огонек красный, он светится, значит, поезд стоит.
- Поезд прошел недавно и сейчас находится на ближайшем блокировочном участке (если знаете, как это доказать – пишите в комментариях).
- Для автомобилиста дорожный знак показывает, что впереди железнодорожный переезд, соответственно дальше железная и асфальтированная дороги, скорее всего, разойдутся.
- Автомобилист проехал знак «Крутой спуск», водителю нужно подготовиться к торможению.
- Знак «Закрой поддувало» для машиниста говорит о том, что, скорее всего, впереди мост.
- Слева на небе след от самолета, сделавшего петлю. По правилам такие маневры разрешено делать только недалеко от аэродромов, значит, он где-то рядом.
- Знак «Впереди уклон» говорит о том, что для встречных поездов на этом участке подъем и нужно ехать наверх, значит, остановить состав совсем несложно.
- Дым от стоящего паровоза стелется, значит, ветер дует.
И еще немного тренировки, друзья.
Задачи со звездочкой
Разгадать следующие сложные загадки на логику с ответами, в которые не рекомендуем раньше времени подглядывать, может только человек, обладающий развитым логическим мышлением и наблюдательностью. Проверьте себя!
Туристическая со звездочкой
Следующая задачка может вызвать трудности. Чтобы ее разгадать, нужно знать правила речной топографии, быта туристов и народов СССР, основ домоводства. Вы наверняка узнаете много интересного!
Рассмотрите рисунок внимательно и постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Опытные ли ребята туристы или начинающие?
- Для нарисованных туристов домоводство хорошо знакомо или нет?
- По этой реке ходят суда?
- В каком направлении течет река?
- На ближайшем перекате какая глубина и ширина реки?
- Скоро ли высохнет белье на веревке?
- Вырастет ли еще подсолнух?
- Далеко ли туристический палаточный лагерь от города?
- На чем ребята добрались до привала?
- В нарисованной местности любят пельмени?
- Газета от 22 августа свежая?
- В какой город летит самолет?
Ответы:
- Наши туристы начинающие – опытные не стали бы ставить палатку в ложбине.
- С домоводством у ребят не очень – рыбу обычно чистят не с головы, а с хвоста; пуговицу длинной ниткой пришивать неудобно; ветку удобнее рубить на чурбаке (деревянной опорной подставке).
- Река судоходная – на берегу стоит навигационная мачта.
- Река течет по направлению слева направо, судя по навигационной мачте.
- Навигационная мачта ставится за 500 метров до переката по определенному принципу – ее считывают моряки, т.е. смотреть на нее нужно со стороны реки. Справа по течению висят знаки, которые показывают ширину на ближайшем перекате, в данном случае 30 м (большой круг 20 м и 2 малых по 5 м). Слева подвешены знаки глубины, это 125 см (прямоугольник 1 м, большой круг 20 см и малый круг 5 см).
- Белье высохнет быстро – дует ветер, на это указывает развевающаяся вещь на веревке и отнесенные против течения поплавки в реке.
- Подсолнух стоит, судя по положению цветка, не повернут к солнцу, значит, скорее всего, растение сломано и воткнуто в землю, соответственно, расти оно не будет.
- Город находится не далее, чем в 100 км от лагеря. Обратите внимание на антенну на крыше дома на заднем плане – она простой конструкции, значит источник сигнала находится не более, чем на расстоянии 100 км. Если бы он был дальше, антенна была бы более сложной и мощной.
- Скорее всего, туристы приехали в лагерь на велосипеде – справа от мальчика, который чистит рыбу, лежит велосипедный гаечный ключ.
- Скорее всего, в этой местности любят не пельмени, а вареники – позади ребят мазанка, у тополя пирамидальная форма кроны, а тень от подсолнуха говорит о том, что солнце высоко над горизонтом – в 63 градусах. Соответственно дело было в Украине, где предпочитают вареники.
- Скорее всего, действие на картинке происходит в июне – для Украины 63°— наибольшая угловая высота солнца, что бывает в полдень 22 июня. Соответственно августовская газета прошлогодняя.
- Самолет не летит ни в какой город, он орошает поле.
На сколько ответов в этой задаче вам удалось ответить верно? Люди, жившие и получавшие образование в СССР утверждают, что подобные задачки для советского школьника были не такими уж сложными!
С каким счётом закончился матч?
Восемь болельщиков переживают каждый гол. Всего забито восемь голов. Определите, с каким счетом закончился матч?
Ответ:
Отследите реакцию болельщиков, и вы поймете, кто за какую команду болел. Персонажи на местах 1, 5, 6, 7 болели за одну команду, остальные за другую – об этом говорит синхронность чувств людей. Получается, первые радовались больше, их команда победила со счетом 5:3.
Что хочет сказать жестами мальчик?
Язык жестов советские дети, да и взрослые тоже, использовали довольно часто. Эта задачка как раз на расшифровку посланий – попробуйте догадаться, что хочет сказать мальчик. Подсказка: определите часто повторяющиеся движения, сопоставьте их с распространенными звуками, а затем подберите смысл под оставшиеся движения.
Ответ:
Жесты под номерами 2, 8, 12, 15, очевидно, самые популярные. По логике это самые часто встречающиеся буквы А и О. Повторяются и буквы 5, 11 и 14; 9 и 13. Дальше нужно подбирать смысл. Один из наиболее вероятных ответов:
Кто сильнее?
Четыре мальчика, по два с каждом стороны, стараются растащить палки, перешнурованные веревкой. Один конец веревки привязан к одной палке, свободный конец держит девочка и тянет его к себе. Чем закончится состязание?
Ответ:
Конструкция из перешнурованных между собой палок – это устойчивый полиспаст. В данном случае у девочки 16-кратное превосходство в силе – если она приложит небольшое усилие, с легкостью притянет палки друг к дружке, у мальчиков не получится из разъединить.
Продолжайте разгадывать
Во времена СССР, когда компьютеров и гаджетов не было, популярностью пользовались периодические издания – газеты и журналы с разнообразными логическими и творческими заданиями. Например, «Советская смекалка».
Самые интересные советские задачки можно найти в книжках-сборниках, например, «Лучшие советские задачи и головоломки. Проверь свою наблюдательность и изобретательность» И. Е. Гусева. Задания в нем не похожи на обычные задачи – не надо знать математические формулы и строгие научные правила. Формулы надо создавать самим, искать ответ на вопрос, изобретать пути решения.
Вы, решая задачки, наверняка убедились – чтобы найти ответы на многие вопросы, надо не просто видеть, что-то на картинке, но и рассуждать. Прокачайте навыки мышления на онлайн-программе «Когнитивистика» – вам откроются больше 20 новых техник эффективной мыслительной деятельности.
В сборниках также были задачки, где нужно наблюдать за реакцией и действиями людей. Решить их могут только люди, способные считывать окружающих, вплоть до скрытых эмоций, мотивов человека. Прокачайте этот навык на онлайн-программе «Профайлинг» всего за несколько недель.
Желаем успеха в разгадывании все новых увлекательных загадок! И обязательно пройдите наш опрос: