Блог о саморазвитии

Советские загадки на логику в картинках

Советские загадки на логику в картинках

Рисованные логические задачки и ребусы любили разгадывать дети и взрослые в Советском Союзе, когда компьютерных игр и развлекательных гаджетов еще не было. Люди искали ответы с помощью логики и наблюдательности, параллельно развивая эти способности.

Современному человеку разгадать загадки на логику по картинкам времен СССР может быть не так просто, но тем интереснее процесс. Для этого необходимо не просто видеть очевидное, а рассуждать, строить логические цепочки, наблюдать за происходящим на изображении и делать выводы. Предлагаем проверить свою способность разгадывать загадки, с которыми справлялись советские дети и взрослые.

Наблюдать, строить логические цепочки и делать выводы – задачи мышления. Мозг должен работать, как коробка передач в автомобиле, – при смене задачи подбирать нужную «программу» для ее решения, ведь на одном режиме невозможно разрешить все поступающие вопросы, проблемы и достигнуть целей. На онлайн-программе «Когнитивистика» за 2 месяца вы освоите разные приемы тренировки мозга и научитесь применять в жизни больше 20 техник мышления, которые расширят спектр ваших возможностей в решении задач, принятии решений и управлении жизненными процессами.

Советские задачи на логику – это всегда наблюдение, в том числе за нарисованными людьми. Действия, мимика, поза – все может оказывать влияние на умозаключение решающего, а значит, привязано к его способности считывать вербальные и невербальные сигналы. В реальной жизни этот навык невероятно ценный: зная профайлинг, можно анализировать мимику, жесты, поступки людей, чтобы определять их намерения и даже мотивы, скрытые эмоции, ложь, обман, манипуляцию, обезопасив себя от неприятных ситуаций в коммуникации и взаимодействии дома, на работе – где угодно. Освойте навыки профайлинга н одноименной онлайн-программе «Профайлинг», а мы начинаем.

Что такое загадки на логику?

Логика – это наука о законах, принципах и методах рассуждений, результаты которых выражаются в рациональной мыслительной деятельности [Гуманитарный портал, 2023]. Загадки на логику – это как раз комплексные задания, в которых необходимо рассуждать, наблюдать, порой строить цепочки рассуждений, чтобы найти решение.

Советские загадки на логику для взрослых в большинстве случаев не имеют очевидных решений в стиле «посчитай птиц в небе». В них необходимо искать какие-то факты и делать из них выводы – в этом вы убедитесь, когда перейдете к решению заданий.

Особенность советских загадок в картинках – они предполагают наличие у решающего человека развитого интеллекта и широкого кругозора, а не только наблюдательной способности. Так, взрослые и дети знали, где север и юг, ориентировались в местной географии, основах градостроения – по какому принципу нумеруются дома, по какой стороне двигаются машины на автодороге и как выглядит светофор. Чтобы решить некоторые головоломки, необходимо иметь представление о временах года и явлениях в природе в это время. Внимание к деталям поможет ответить на самые каверзные, на первый взгляд, вопросы.

Почему важно развивать логическое мышление?

Задачи на логику направлены на развитие логического мышления – способности рассуждать, находить нестандартные и порой неочевидные решения в жизненных ситуациях. Эта способность также способствует развитию критического взгляда на предметы, явления и события, анализировать входящие данные, проверять их достоверность и на основе этого выстраивать собственную стратегию. Через несколько занятий по решению задач вы увидите эффект: быстрее принимаются решения, мозг лучше соображает в разных ситуациях.

Логические загадки похожи на игру из-за наличия персонажей и условий, поэтому помогают весело скоротать время.

Интересно, что при разгадывании советских задачек в картинках на логику у человека включаются оба полушария головного мозга:

  • левое полушарие отвечает за логику и построение причинно-следственных связей;
  • правое полушарие – это интуиция и формирование целостности картины мира, образность мышления.

У современных детей левое полушарие включается в работу не так часто, чем у предшественников: сегодня многое можно не запоминать, ведь есть Google и Яндекс, вся информация хранится в телефоне или компьютере, до нее легко добраться. Логическую мышцу детям необходимо качать целенаправленно.

Задачки на логику из советских учебников помогают расширить кругозор, словарный запас, наблюдательность.

Почему именно советские загадки и задачки так популярны?

Советские задачки на логику по-прежнему интересны взрослым и детям за интересный сюжет, качественную и интересную иллюстрацию, которая отличается от современной компьютерной графики и прочего электронного оформления, за интересные вопросы и возможность наблюдать.

Задачки помогают обогатить багаж знаний, отточить ум, расширить возможности мыслительной деятельности – не даром дети в Советском Союзе были смекалистыми, сообразительными и отлично эрудированными.

Для современного человека 21 века советские загадки в картинках могут оказаться сложными: предложенные картинки могут содержать элементы быта, которых сейчас нет, с которыми дети поколений 80-х и 90-х и более поздних лет уже не знакомы. Приготовьтесь самостоятельно поискать информацию по тому, что вам незнакомо – спросите о неизвестных вам фактах у старших близких, почитайте в энциклопедии.

А теперь приготовьтесь поразмышлять над загадками на логику с ответами. Под каждой загадкой вы сразу сможете найти ответ, так что не торопитесь листать страницу.

6 загадок на логику для детей

Представленные далее задачи на логику для детей 7, 10 лет с ответами (их рекомендуем не подглядывать раньше времени) решали дети дошкольного и раннего школьного возраста. Проверьте и вы свои силы, предложите эти задания детям – им наверняка понравится.

Где заяц?

Ребята отправились в лес покататься на коньках и лыжах. Навстречу им выбежал заяц, и испугавшись, присел, а затем помчался по своим делам. Ребята было погнались за зайцем, но из виду его потеряли. А он, меж тем, до сих пор на картинке.

Помогите детям найти зайца!

Ответ:

Заяц затаился между мальчиком и девочкой.

Кто куда?

На улице встретились приятели:

– Степа, здравствуй! Ты куда направляешься? – говорит Петя.

– Я иду в дом №23, – отвечает Степа. – А ты куда, Петя?

– Я пошел к приятелю Ивану в дом №7!

Кто из мальчиков на картинке Степа, а кто Петя?

Ответ:

Обратите внимание на номер дома – №19. Соответственно отсчет на улице ведется слева направо. Выходит, мальчик Степа тот, что в кепке – его дорога в сторону дома с большим номером, чем 19. Пете, наоборот, нужно к дому с меньшим номером 7, значит, налево, и это мальчик с газетой.

Чей котик?

Популярная задачка для детей на внимание. На картинке три девочки: Таня, Катя и Ира.

Кто из них хозяйка котика и почему?

Ответ:

Хозяйка котика Ира, та, что с одним бантиком на косичке – она отдала второй своему питомцу. У остальных подружек бантики на месте, у каждой по два.

Кого как зовут?

На рисунке пять ребят. Коля стоит с краю, а если Нюра встанет рядом с Володей, два Пети окажутся рядом друг с другом.

Кого из ребят как зовут?

Ответ:

Ребята по порядку: Коля, Володя, Петя, Нюра, Петя.

Кто принесет больше воды?

Два друга помогают поливать огород. Они носят воду в лейках с реки.

Кто из мальчиков принесет больше воды?

Ответ:

У одного мальчика лейка больше, но обратите внимание: у обеих леек носики находятся на одном уровне, а значит, выше него налить воду не удастся – вспомните закон о сообщающихся сосудах. Мальчики принесут воды поровну.

В городе

Эта задачка детям, которые живут в городах, наверняка будет по зубам.

Художник нарисовал городской пейзаж, но допустил пять ошибок. Найдите их!

Ответы:

  1. У светофора только два огня, а должно быть три.
  2. У троллейбуса только одна штанга, художник забыл нарисовать вторую.
  3. На улице левостороннее движение, а в СССР правостороннее. О том, что это СССР, говорит русскоязычная афиша.
  4. На табличке указан номер дома 0, но такого быть не может.
  5. На афише 31 сентября, а такого не бывает – проверьте по календарю.

А теперь пойдут задания посложнее.

Загадки на логику для взрослых

Следующие загадки на логику могут быть с подвохом и требуют расширенных знаний: географии, привычек людей, примет, общей эрудиции. Решите эти задания с ребенком – он наверняка узнает много интересного, и, возможно, сам найдет ответы на какие-то вопросы!

На реке

Внимательно рассмотрите картинку и ответьте на вопросы:

  1. В каком направлении идет пароход – по течению или против?
  2. Какое время года запечатлено на картинке?
  3. Какое время дня изобразил художник?
  4. Мелко или глубоко на реке в этом месте?
  5. Близко или далеко пристань и на каком она берегу?

Ответы:

  1. Плавучие бакены (деревянные треугольники на воде) направлены против течения, а значит, теплоход идет вверх по руслу.
  2. На небе стая птиц летит углом, у которого одна сторона короче другой, значит, это журавли. По кронам деревьев можно понять, где юг – на его стороне всегда больше ветвей и листьев. Объединив эти факты, определяем, что птицы летят на юг, а значит, скоро зима, соответственно на картинке изображена осень.
  3. На вершинах бакенов есть фонари, их ставят вечером, утром снимают. На берегу за теплоходом можно разглядеть движущееся в сторону деревни стадо. Значит, художник изобразил конец дня, вечер.
  4. На палубе матрос шестом измеряет глубину фарватера, значит, река в этом месте уже неглубокая.
  5. Пассажиры подготовились к выходу – они стоят со своим багажом, значит, скоро пристань. По тем же пассажирам можно определить, с какой стороны пристань – с той, с которой вы смотрите на рисунок. Вспоминаем, что теплоход идет вверх по течению. Чтобы понять, где правый и левый берег, надо встать лицом по направлению течения. Объединив этот факт с положением пассажиров, определяем, что пристань будет на правом берегу.

Куда идет поезд?

На картинке изображен участок железной дороги «Москва – Смоленск». На улице начало апреля. Поезд идет по направлению стрелки, концы которой показывают запад и восток.

Определите, в какой город идет поезд – в Москву или в Смоленск?

Ответ:

На участке железной дороги два склона, на одном снег уже растаял, на другом нет. Значит, снег лежит на северном склоне. Смоленск находится западнее Москвы. Выходит, поезд идет на запад с востока, а значит, из Москвы в Смоленск.

Загадка с туристами

Рассмотрите картинку и ответьте на вопросы:

  1. Сколько туристов проживает в лагере?
  2. Когда туристы приехали на поляну: недавно или сегодня?
  3. На чем туристы добрались до поляны?
  4. Далеко ли расположен ближайший населенный пункт?
  5. На картинке дует ветер с юга или с севера?
  6. На изображении утро, день или вечер?
  7. Куда подевался Шура?
  8. Турист с каким именем вчера дежурил?
  9. Определите, какое число и месяц в запечатленном дне?

Ответы:

  1. В лагере в настоящий момент живут 4 человека: на скатерти 4 ложки и 4 тарелки, в списке дежурства 4 имени.
  2. Ребята на поляне несколько дней – между палаткой и деревом паук успел сплести паутину.
  3. У дерева справа стоят весла, значит, туристы прибыли сюда на лодке.
  4. Слева у скатерти гуляет курица, значит, она пришла из какого-то населенного пункта, соответственно он недалеко.
  5. На палатке есть флажок, он развевается по направлению ветра. Еловые ветки всегда гуще с юга. Значит, ветер сейчас южный.
  6. Если юг слева, значит, тени падают на запад, соответственно солнце в моменте находится на востоке. Выходит, на картинке утро.
  7. Видите сачок над кустом? – это Шура ловит бабочек.
  8. Определим по рюкзакам: Коля что-то ищет в рюкзаке с буквой «К», из того, что с буквой «В», виден штатив, значит, Вася фотографирует. Мы уже определили, что Шура ловит бабочек. Значит, сегодня дежурит Петя. Смотрим на график дежурств – перед Петей, вчера, дежурил Коля.
  9. Запечатлено утро 8 августа. Число видим в графике дежурств, а август определяем по арбузу – именно в этом сезоне во времена СССР собирали урожай этих плодов.

В советской квартире

Рассматривая эту загадку, ответьте на шесть вопросов:

  1. В какое время года происходит действие на рисунке?
  2. В каком месяце происходит действие?
  3. Ходит ли сейчас мальчик в школу или отдыхает на каникулах?
  4. Проведен ли в квартире водопровод?
  5. Кроме отца и сына кто живет в квартире на картинке?
  6. Кто по профессии папа мальчика?

Ответы:

  1. На картинке действие происходит зимой – у мальчика на ногах валенки, и истоплена печь – открыт душник.
  2. На картинке декабрь – у календаря открыт последний лист, над ним закреплена пачка предыдущих листов.
  3. Первые семь дней в календаре зачеркнуты, значит, это первая половина месяца, а зимние каникулы начинаются позже. Выходит, мальчик ходит в школу.
  4. Мальчик моет руки в подвесном рукомойнике, значит, водопровода в квартире нет.
  5. У кресла лежат игрушки, среди них куклы, значит, в доме с большой вероятностью живет маленькая девочка.
  6. Папа мальчика – врач – у него из кармана выглядывает фонендоскоп, а на столе лежит врачебный молоточек.

На переправе

Взгляните на пейзаж и подумайте:

  1. Какое время года на рисунке – ранняя весна или поздняя осень?
  2. На север или на юг летят птицы?
  3. Определите, в какое время суток происходит действие?
  4. Судоходная ли эта река?
  5. Какое направление у течения: на север, юг, запад или восток?
  6. Глубокая ли река у места, где сейчас стоит лодка?
  7. Есть ли мост недалеко от этого места?
  8. Далеко ли железная дорога?

Ответы:

  1. В поле идет посев – лошадь запряжена в сеялку, а на деревьях нет листьев, значит, сейчас весна. При осеннем посеве на деревьях еще есть листва.
  2. Весной птицы летят с юга в сторону севера.
  3. Тень от людей падает на северо-запад, значит, сейчас ранее утро.
  4. Бакены на реке говорят о том, что здесь ходят суда.
  5. Судя по тому, как вода огибает бакен, река течет с севера на юг.
  6. Рядом с лодкой рыбачит мальчик, поплавок на его удочке далеко от крючка, выходит, у берега довольно глубоко.
  7. Хорошо организованная переправа указывает на то, что моста рядом нет.
  8. Рядом с переправой стоит железнодорожник – железная дорога, скорее всего, рядом.

Ночная дорога

Художник допустил семь ошибок на рисунке. Попробуйте найти все.

Ответы:

  1. Тень от ЛЭП не такая, какой должна быть.
  2. На ЛЭП художник забыл нарисовать изоляторы.
  3. Созвездие Большая Медведица изображено неправильно – зеркально.
  4. Между Большой Медведицей и Полярной звездой не может находиться Луна.
  5. В зоне ЛЭП деревья расти не могут – это запрещено и их постоянно убирают.
  6. Указатель стоит на с той стороны – он должен быть справа при правостороннем движении, а действие происходит в СССР – на картинке автомобиль ГАЗ – 13 «Чайка».
  7. Грузовик едет по следу от колес «Чайки», но в другую сторону, хотя дорога, очевидно, рассчитана на две полосы.

9 загадок в одной картинке

В 10-м выпуске газеты «Советская смекалка» был опубликован рисунок, на котором есть ответы на девять загадок:

  1. Шел долговяз, во сырой земле увяз.
  2. Скручена, связана, на кол посажена, а по двору пляшет.
  3. У туши – уши, а головы нет.
  4. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится.
  5. Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а без волос.
  6. Под соснами, под елками лежит клубок с иголками.
  7. Золотое решето, крупным бисером полно.
  8. Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем.
  9. Течет, течет – не вытечет; бежит, бежит – не выбежит.

Ответы:

  1. Дождь
  2. Метла
  3. Ушат
  4. Яма
  5. Береза
  6. Еж
  7. Подсолнечник
  8. Капуста
  9. Река

У железной дороги

Любопытно разглядывать следующую картинку – на ней есть ответы на эти 12 вопросов:

  1. Скоро ли новолуние?
  2. Далеко ли до наступления ночи?
  3. Какое время года запечатлено на рисунке?
  4. В каком направлении течет река?
  5. Судоходна ли река?
  6. Определите скорость поезда.
  7. Давно ли прошел предыдущие поезд?
  8. Долго ли автомобилю двигаться вдоль железной дороги?
  9. К чему нужно подготовиться шоферу?
  10. Есть ли поблизости мост?
  11. Есть ли поблизости аэродром?
  12. На изображенном участке легко ли машинистам встречных поездов остановить состав?
  13. Дует ли на картинке ветер?

Ответы:

  1. Посмотрите на отражение месяца в воде – он старый, значит, новолуние уже скорою
  2. На картинке ранее утро – старый месяц виден только на утренней заре.
  3. Положение солнца на утренней заре указывает на то, что журавли летят на юг, значит, сейчас осень.
  4. Текст на табличке говорит о том, что сюжет на картинке разворачивается в СССР, значит, это Северное полушарие, в котором у текущих рек правый берег крутой. Выходит, река течет от нас (смотрящих на картинку) к горизонту.
  5. На реке есть бакены – река судоходна.
  6. На железнодорожном светофоре нижний огонек красный, он светится, значит, поезд стоит.
  7. Поезд прошел недавно и сейчас находится на ближайшем блокировочном участке (если знаете, как это доказать – пишите в комментариях).
  8. Для автомобилиста дорожный знак показывает, что впереди железнодорожный переезд, соответственно дальше железная и асфальтированная дороги, скорее всего, разойдутся.
  9. Автомобилист проехал знак «Крутой спуск», водителю нужно подготовиться к торможению.
  10. Знак «Закрой поддувало» для машиниста говорит о том, что, скорее всего, впереди мост.
  11. Слева на небе след от самолета, сделавшего петлю. По правилам такие маневры разрешено делать только недалеко от аэродромов, значит, он где-то рядом.
  12. Знак «Впереди уклон» говорит о том, что для встречных поездов на этом участке подъем и нужно ехать наверх, значит, остановить состав совсем несложно.
  13. Дым от стоящего паровоза стелется, значит, ветер дует.

И еще немного тренировки, друзья.

Задачи со звездочкой

Разгадать следующие сложные загадки на логику с ответами, в которые не рекомендуем раньше времени подглядывать, может только человек, обладающий развитым логическим мышлением и наблюдательностью. Проверьте себя!

Туристическая со звездочкой

Следующая задачка может вызвать трудности. Чтобы ее разгадать, нужно знать правила речной топографии, быта туристов и народов СССР, основ домоводства. Вы наверняка узнаете много интересного!

Рассмотрите рисунок внимательно и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. Опытные ли ребята туристы или начинающие?
  2. Для нарисованных туристов домоводство хорошо знакомо или нет?
  3. По этой реке ходят суда?
  4. В каком направлении течет река?
  5. На ближайшем перекате какая глубина и ширина реки?
  6. Скоро ли высохнет белье на веревке?
  7. Вырастет ли еще подсолнух?
  8. Далеко ли туристический палаточный лагерь от города?
  9. На чем ребята добрались до привала?
  10. В нарисованной местности любят пельмени?
  11. Газета от 22 августа свежая?
  12. В какой город летит самолет?

Ответы:

  1. Наши туристы начинающие – опытные не стали бы ставить палатку в ложбине.
  2. С домоводством у ребят не очень – рыбу обычно чистят не с головы, а с хвоста; пуговицу длинной ниткой пришивать неудобно; ветку удобнее рубить на чурбаке (деревянной опорной подставке).
  3. Река судоходная – на берегу стоит навигационная мачта.
  4. Река течет по направлению слева направо, судя по навигационной мачте.
  5. Навигационная мачта ставится за 500 метров до переката по определенному принципу – ее считывают моряки, т.е. смотреть на нее нужно со стороны реки. Справа по течению висят знаки, которые показывают ширину на ближайшем перекате, в данном случае 30 м (большой круг 20 м и 2 малых по 5 м). Слева подвешены знаки глубины, это 125 см (прямоугольник 1 м, большой круг 20 см и малый круг 5 см).
  6. Белье высохнет быстро – дует ветер, на это указывает развевающаяся вещь на веревке и отнесенные против течения поплавки в реке.
  7. Подсолнух стоит, судя по положению цветка, не повернут к солнцу, значит, скорее всего, растение сломано и воткнуто в землю, соответственно, расти оно не будет.
  8. Город находится не далее, чем в 100 км от лагеря. Обратите внимание на антенну на крыше дома на заднем плане – она простой конструкции, значит источник сигнала находится не более, чем на расстоянии 100 км. Если бы он был дальше, антенна была бы более сложной и мощной.
  9. Скорее всего, туристы приехали в лагерь на велосипеде – справа от мальчика, который чистит рыбу, лежит велосипедный гаечный ключ.
  10. Скорее всего, в этой местности любят не пельмени, а вареники – позади ребят мазанка, у тополя пирамидальная форма кроны, а тень от подсолнуха говорит о том, что солнце высоко над горизонтом – в 63 градусах. Соответственно дело было в Украине, где предпочитают вареники.
  11. Скорее всего, действие на картинке происходит в июне – для Украины 63°— наибольшая угловая высота солнца, что бывает в полдень 22 июня. Соответственно августовская газета прошлогодняя.
  12. Самолет не летит ни в какой город, он орошает поле.

На сколько ответов в этой задаче вам удалось ответить верно? Люди, жившие и получавшие образование в СССР утверждают, что подобные задачки для советского школьника были не такими уж сложными!

С каким счётом закончился матч?

Восемь болельщиков переживают каждый гол. Всего забито восемь голов. Определите, с каким счетом закончился матч?

Ответ:

Отследите реакцию болельщиков, и вы поймете, кто за какую команду болел. Персонажи на местах 1, 5, 6, 7 болели за одну команду, остальные за другую – об этом говорит синхронность чувств людей. Получается, первые радовались больше, их команда победила со счетом 5:3.

Что хочет сказать жестами мальчик?

Язык жестов советские дети, да и взрослые тоже, использовали довольно часто. Эта задачка как раз на расшифровку посланий – попробуйте догадаться, что хочет сказать мальчик. Подсказка: определите часто повторяющиеся движения, сопоставьте их с распространенными звуками, а затем подберите смысл под оставшиеся движения.

Ответ:

Жесты под номерами 2, 8, 12, 15, очевидно, самые популярные. По логике это самые часто встречающиеся буквы А и О. Повторяются и буквы 5, 11 и 14; 9 и 13. Дальше нужно подбирать смысл. Один из наиболее вероятных ответов:

Кто сильнее?

Четыре мальчика, по два с каждом стороны, стараются растащить палки, перешнурованные веревкой. Один конец веревки привязан к одной палке, свободный конец держит девочка и тянет его к себе. Чем закончится состязание?

Ответ:

Конструкция из перешнурованных между собой палок – это устойчивый полиспаст. В данном случае у девочки 16-кратное превосходство в силе – если она приложит небольшое усилие, с легкостью притянет палки друг к дружке, у мальчиков не получится из разъединить.

Продолжайте разгадывать

Во времена СССР, когда компьютеров и гаджетов не было, популярностью пользовались периодические издания – газеты и журналы с разнообразными логическими и творческими заданиями. Например, «Советская смекалка».

Самые интересные советские задачки можно найти в книжках-сборниках, например, «Лучшие советские задачи и головоломки. Проверь свою наблюдательность и изобретательность» И. Е. Гусева. Задания в нем не похожи на обычные задачи – не надо знать математические формулы и строгие научные правила. Формулы надо создавать самим, искать ответ на вопрос, изобретать пути решения.

Вы, решая задачки, наверняка убедились – чтобы найти ответы на многие вопросы, надо не просто видеть, что-то на картинке, но и рассуждать. Прокачайте навыки мышления на онлайн-программе «Когнитивистика» – вам откроются больше 20 новых техник эффективной мыслительной деятельности.

В сборниках также были задачки, где нужно наблюдать за реакцией и действиями людей. Решить их могут только люди, способные считывать окружающих, вплоть до скрытых эмоций, мотивов человека. Прокачайте этот навык на онлайн-программе «Профайлинг» всего за несколько недель.

Желаем успеха в разгадывании все новых увлекательных загадок! И обязательно пройдите наш опрос: