Насколько хорошо понятны лично вам процессы, происходящие в мире? Или вы все больше склоняетесь к мысли, что мир погряз в хаосе? Или что всем движет чей-то злой замысел? Или, быть может, вы считаете, что все кризисы и катаклизмы – не иначе, как кара Божья за все человеческие грехи?
Вы будете понимать намного больше, если пройдете наши программы «Критическое мышление» и «Когнитивистика». А наша сегодняшняя тема – Рыночный характер и кибернетическая религия Эриха Фромма.
Кибернетическая религия и рыночный тип характера по Фромму: что это такое?
Для начала вкратце расскажем, что такое кибернетическая религия и рыночный тип характера по Фромму – примеры этих явлений в современной жизни можно увидеть в любой момент времени, поэтому нужно научиться их распознавать. И, конечно, скажем несколько слов о самом Эрихе Фромме (1900-1980).
Эрих Фромм – известный немецкий философ, социолог и психолог, один из ведущих представителей гуманистической психологии 20 столетия. В своих работах он рассматривал различные социальные явления и общественные проблемы, в том числе такие, как рыночный характер производства и так называемая «кибернетическая религия».
Эти две темы с развитием науки и техники обрели особую актуальность в современном мире и заслуживают детального анализа. Рыночный характер экономики, по мнению Фромма, является одним из главных факторов, определяющих современное общество.
В свою очередь, рыночный характер экономики страны напрямую влияет на психологическое состояние людей, живущих в этой стране, и формирование личности человека. В результате формируется так называемый рыночный тип характера: по Фромму пример рыночного характера – это когда человек ориентируется в большей степени на прибыль и личный успех, а не на общественные ценности и интересы.
Рыночный характер возникает в результате усиления конкуренции и индивидуализма в современном мире, а также влияния рекламы и массовой культуры. Фромм считал, что рыночный характер ведет к потере человеческой свободы и достоинства, поскольку человек ставит во главу угла деньги и подчиняет идее зарабатывания денег всю свою жизнь.
Прямым следствием того, что экономика стран имеет рыночный характер и способствует распространению рыночного типа характера человека, является формирование так называемой «кибернетической религии». Название придумано как бы в противовес традиционным формам религии и построено на условном противоречии между наукой и религией.
На самом деле, сегодня здесь никакого противоречия нет: поклонение деньгам и успеху становится новой религией, охватывающей все большие массы. И повышение уровня личного благосостояния для многих становится гораздо более актуальным занятием, чем следование религиозным заповедям. Это и есть кибернетическая религия.
Кибернетическая религия постепенно вытесняет религию традиционную, особенно в крупных городах и особенно там, где развитие новейших технологий идет максимально быстрыми темпами. Однако фанатизм, с которым люди «держатся» за свои идеи, остается прежним. Просто раньше люди «держались» за религиозные нормы и тезисы, а сейчас за то, что помогает идти к успеху и зарабатывать деньги.
Любая страна, что имеет рыночный характер, постепенно перевоспитывает своих граждан в соответствующем духе. И если какая-то экономика имеет рыночный характер, изменения в менталитете и психологии жителей этой страны произойдут обязательно.
Развитие рыночного характера и кибернетической религии в современном мире
Итак, как же происходит развитие рыночного характера и кибернетической религии в современном мире? Эрих Фромм достаточно подробно описал этот процесс в своей книге «Иметь или быть?» [Э. Фромм, 2014]. Фромм начинает с интриги и сначала ведет речь о «тайной религии современного человеческого общества».
Ключ к пониманию современности, по мнению Фромма, лежит в тех изменениях, что произошли в обществе с момента зарождения капитализма и до второй половины 20 века. Страсть к накопительству в массовых масштабах начала просматриваться в обществе примерно с 16 века. Идеей накопительства с тех пор одержим практически весь средний класс.
Данной черте характера, кстати, посвящена отдельная работа Эриха Фромма «Человек для самого себя» [Э. Фромм, 2018]. В этой книге рассматривается тема предназначения человека в современном мире, освободившем его от тяжелого физического труда, а вот для чего – в этом и есть вопрос. Преуспев в создании материальных ценностей, человек так и не смог пока ответить на фундаментальные вопросы: как он должен жить и куда направлять свою энергию? Это такое своего рода «раздвоение» между стремлением личности к своей природной реализации и задачами, которые ставит перед ним социум.
Так или иначе, страсть к накопительству стала той основой, на которой начал формироваться рыночный характер личности. По сути, в условиях рыночного характера экономики человек ощущает себя как товар, имеющий стоимость. По Фромму, на рынке товаров и «рынке личностей» действуют одинаковые принципы: в обоих случаях общая стоимость определяется их меновой стоимостью, для которой потребительная стоимость является необходимым, но не достаточным условием.
Уточним, что тут не идет речь о торговле людьми. Речь исключительно о том, что каждый человек как бы «продает» свои умения, знания и навыки за определенную плату. Однако «покупают» его труд не только за знания и навыки, но и за его личностные качества и навыки. По сути, речь идет о hard skills и soft skills, хотя эти термины вошли в широкий обиход гораздо позже, чем Фромм начинал свои исследования, посвященные рыночному характеру и кибернетической религии.
Тем не менее, Фромм отмечал, что соотношение мастерства и человеческих качеств бывает различным, однако решающую роль в достижении успеха всегда играет так называемый «личностный фактор». Успех, по Фромму, зависит преимущественно от того, насколько выгодно удается человеку преподнести себя как личность, насколько привлекательно смотрится его «упаковка», насколько энергичным и жизнерадостным он выглядит и производит ли впечатление надежного человека.
В значительной степени восприятие окружающих и, соответственно, успех человека зависит от его происхождения, принадлежности к тому или иному кругу, знакомства с «нужными людьми». Конечно, рыночный тип личности зависит в определенной степени от той сферы, в которой пытается самореализоваться и достичь успеха человек. Однако собирается ли человек добиваться успеха на научном или преподавательском поприще, в торговле или транспортной сфере, в качестве офисного служащего или работника сферы HoReCa, он обязан соответствовать единому базовому требованию: пользоваться спросом.
Деньги и успех – это и есть та самая кибернетическая религия, которой поклоняется рыночный тип характера по Фромму. Отношение человека к самому себе определяется тем обстоятельством, что для успеха одних только знаний и умений мало. Нужно еще суметь победить в жесткой конкуренции. В этом как раз и есть суть потребительской стоимости.
Так, если бы для успеха или просто стабильного заработка было бы достаточно только знаний и умений, тогда чувство собственного достоинства росло бы пропорционально способностям человека или его потребительной стоимости. Однако ввиду того что успех зависит еще и от того, как человек «продает» себя, здесь выходит на арену меновая стоимость.
Рыночный тип личности чувствует себя одновременно продавцом и товаром. По Фромму, со временем такого человека перестают заботить разные абстрактные понятия, как «жизнь» или «счастье», потому что они сводятся лишь к одному – к тому, насколько человек пригоден для продажи самого себя и, соответственно, достижения успеха и зарабатывания денег.
Цель рыночного характера – полная адаптация к обстоятельствам с тем, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при любых условиях, складывающихся на «рынке личностей». Рыночный тип характера в сравнении с людьми 19 столетия в полной мере не имеет даже своего собственного «Я», на которое мог бы опереться, потому что его «Я» перманентно трансформируется под обстоятельства.
Тут нужно сделать ремарку, что это вовсе не значит, будто люди в каком-то веке были лучше, чем сейчас. Дело лишь в том, что в 16 или 19 столетии окружающая действительность трансформировалась не так быстро, как сейчас, и поэтому у человека не было необходимости быстро трансформироваться самому.
Однако сейчас, в эпоху постоянных перемен, у людей с «рыночным» характером, как считает Фромм, нет иных целей, кроме постоянного движения вперед и достижения максимальной эффективности. И если задать этим милым людям простой сакраментальный вопрос «Зачем?», шансов услышать внятный ответ крайне мало. Точнее, они могут пояснить, что у них цель больше зарабатывать, а у компании цель расширяться и захватывать новые рынки, а вот зачем это все делать, никто толком не скажет.
Само собой, в этой круговерти дел у обладателей рыночного типа характера нет времени на то, чтобы задаться философскими и религиозными вопросами в духе «Для чего мы живем?» У них своя кибернетическая религия, где поклоняются успеху и деньгам, а не извечным философским ценностям. У них нет собственного стержня и чувства идентичности. Такой «кризис идентичности» стал, по сути, отличительной чертой нашего времени и спровоцировал кризис современного общества, в котором люди стали безликими инструментами для достижения чьих-то целей, которые им навязывают как их собственные.
Их мнимое «чувство идентичности» зиждется на корпоративных ценностях, которые редко имеют прямое отношение к традиционным ценностям, актуальным для поколений 19 и более ранних столетий. Более того, Фромм берется утверждать, что люди с рыночным характером не умеют по-настоящему ни любить, ни ненавидеть.
А все потому, что эти эмоции не соответствуют структуре рыночного типа характера, функционирующего почти полностью на уровне интеллекта и рассудка и избегающего эмоций, которые лишь мешают достижению цели – денег и успеха. «Рыночные» люди не задаются лишними вопросами, кроме того, насколько хорошо они функционируют. Показателем функциональности, как мы уже неоднократно упоминали ранее, является успех в деле зарабатывания денег.
Поскольку люди с рыночным типом характера не склонны испытывать сильную привязанность, им многое безразлично. И это вовсе не эгоизм в чистом виде, а скорее просто показатель того, что их отношение к себе и другим не слишком устойчиво и может меняться под воздействием различных факторов. Например, изменения меновой стоимости.
Эрих Фромм объяснял этим и то, что, по его мнению, «рыночного» человека не волнует опасность ядерной и экологической катастрофы, невзирая на наличие этой угрозы. Тут, пожалуй, стоит еще раз напомнить годы жизни Эриха Фромма (1900-1980) и уточнить, что его наблюдения относятся не к сегодняшнему дню, а к прошлому столетию, когда технологии еще не достигли такого уровня, как сейчас, и масштабы экологической угрозы были объективно меньше. А после разрешения Карибского кризиса 1962 года человечество достаточно долго пребывало в относительной безопасности, не пытаясь шантажировать мир ядерным оружием, как сейчас.
Это было небольшое лирическое отступление, и мы продолжим тему привязанности. По Фромму, люди «любят покупать и потреблять, но совсем не дорожат тем, что приобретают». И это аналогичным образом можно считать следствием отсутствия склонности рыночного характера испытывать привязанность к кому-либо или чему-либо. В этом смысле единственное, что имеет для них значение, это престиж и комфорт, который дают вещи, а не сами вещи как таковые. Получается, что для рыночного типа характера все сводится к потреблению – вещей, людей, друзей, близких и т.д.
Надлежащее функционирование как главная цель человека рыночного характера предопределяет его преимущественно рассудочную реакцию на окружающий мир. Разум в контексте понимания является исключительным достоянием Homo sapiens, в то время как манипулятивный интеллект присущ и человеку, и животным.
В книге Эриха Фромма «Иметь или быть?» мы найдем отсылку к трудам Дарвина и его трагедии человека, занятого, например, исключительно наукой [Э. Фромм, 2014]. В своей автобиографии Чарльз Дарвин (1809-1882) пишет, что до 30 лет его радовали музыка, поэзия и живопись, а затем он на долгие годы утратил всякий вкус к ним. Ум превратился в машину для обработки и анализа фактов, а утрата интереса к искусству была в его случае равносильна утрате счастья.
Такая участь постигла далеко не всех ученых, и этот пример более нужен для иллюстрации того, что преобладание рассудочного манипулятивного мышления часто связано с атрофией эмоциональной сферы, что всегда плохо. Как минимум потому, что обладатели «рыночного» типа характера не умеют различать истинные эмоции и фальшивые, что со временем начинает мешать их коммуникациям и движению по лестнице успеха. Собственно, именно поэтому сегодня можно найти массу примеров, когда мошенники легко завоевывают доверие широких народных масс и вполне себе преуспевают в бизнесе и политике.
Рыночный тип характера по Фромму имеет и свои, если можно так сказать, синонимы, которые подыскал сам Фромм. Так, в какой-то мере синонимичным является такое определение Карла Маркса (1818-1883), как «отчужденный характер», когда люди отчуждены от своего труда, результатов своего труда, от самих себя, от окружающих и живой природы.
В психиатрии наиболее близким Фромм считает определение «шизоидной личности», хотя и признает, что аналогия не совсем точная. Так, шизоидная личность, находясь среди других шизоидных личностей и успешно функционируя, не испытывает чувства беспокойства. Такое беспокойство появится лишь в окружении обычных не шизоидных личностей.
Подтверждение своим взглядам Фромм находит в работе Майкла Маккоби The Gamesman: The New Corporate Leaders («Игроки: новые корпоративные лидеры»), где тот проанализировал структуру характера 250 руководителей, топ-менеджеров и ведущих инженеров двух крупных компаний в США [M. Maccoby, 1977]. У всех прослеживаются черты «рыночной» или «кибернетической» личности в плане преобладания рассудочной сферы и слабого развития эмоциональной сферы.
Свои наблюдения за характерами руководителей автор представил в цифровом выражении:
- 0% – Проявляющий глубокий и живой научный интерес к пониманию смысла работы.
- 22% – Энергичный и искусный, но не испытывающий глубокого научного интереса к природе вещей.
- 58% – Интересующийся работой в той степени, в какой это необходимо для выполнения работы.
- 18% – Умеренно продуктивный, проявляющий к работе инструментальный интерес ради заработка и надежного экономического положения.
- 2% – Пассивный и непродуктивный.
Это что касается сферы разума. Исследовал автор и эмоциональную сферу, и получил следующие результаты у этих же людей:
- 0% – Любящий, положительный, творческий.
- 5% – Не слишком любящий, но ответственный.
- 40% – Проявляющий умеренный интерес к другому человеку, способный любить более глубоко.
- 41% – Имеющий традиционные интересы, благопристойный, ориентированный на ролевое поведение.
- 13% – Пассивный, нелюбящий, равнодушный.
- 1% – Отрицающий жизнь, черствый.
Это исследование стало своего рода штрихом к портрету рыночного человека и носителя кибернетической религии Фромма. Как поясняет Фромм, «за фасадом агностицизма или христианства скрывается откровенно языческая религия, которая с трудом поддается описанию, ибо такое описание возможно лишь на основе того, что люди делают, а не на основе их сознательных размышлений о религии или догмах той или иной религиозной организации».
Получается, что человек превратил себя в бога, потому что обрел техническую возможность создать свой мир вместо того мира, который впервые был создан богом. Чем в большей изоляции от природы благодаря этому «новому миру» оказывается человек, чем менее эмоционально он реагирует на окружающий мир, тем более пагубным становится влияние этой новой кибернетической религии. Человек из хозяина техники превращается в раба техники, а продолжая цепляться за надежду на лучшее будущее, «кибернетическое человечество» не видит, что уже идет по пути разрушения.
Подтверждением Фромм считает то, что крупные державы продолжают разработку ядерного оружия все большей разрушительной силы и не хотят отказаться от него раз и навсегда. В итоге, считает Фромм, ничего не делается для того, чтобы положить конец угрозе экологической катастрофы, и ничего серьезного не делается для сохранения человеческого рода [Э. Фромм, 2014].
Что мешает человеку переломить саморазрушительный тренд и стать истинным хозяином положения? А вот тут нужно снова вернуться к тому, с чего мы начали рассматривать нашу тему. А именно к идее Фромма о том, что рыночный тип характера ведет к потере человеческой свободы и достоинства, поскольку человек ставит во главу угла деньги и подчиняет идее зарабатывания денег всю свою жизнь. Если технический прогресс и ядерный шантаж позволяют зарабатывать больше, человечество уже не откажется от этой возможности, даже если само окажется на грани выживания.
В этом плане стоит вспомнить еще один фундаментальный труд Фромма «Бегство от свободы» [Э. Фромм, 2015]. В этой книге Фромм описал стратегии, которые используют люди, чтобы «убежать от свободы»:
- Авторитаризм в мазохистской и в садистской формах, когда человек пытается соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я»
- Деструктивность или разрушительность, когда человек пытается преодолевать свой комплекс неполноценности, уничтожая или покоряя других.
- Конформность или автоматизирующий конформизм, когда человек полностью подчиняется социальным нормам, регулирующим поведение, и становится «таким как все».
Впрочем, не все так плохо, и Фромм видит перспективы позитивной свободы, когда человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. По Фромму, прийти к такому уровню свободы можно через спонтанную активность, о чем и пишет в своей книге «Искусство любить» [Э. Фромм, 2009]. Однако рассмотрение этой темы выходит за рамки нашего сегодняшнего исследования.
Думается, мы в общих чертах разобрались, что такое рыночный характер и кибернетическая религия Эриха Фромма. И вы сможете разобраться в чем угодно, если пройдете наши программы «Когнитивистика» и «Критическое мышление».
Мы ждем вас на наших программах. Мы желаем вам оставаться собой в любых обстоятельствах и предлагаем вам ответить на вопрос по нашей сегодняшней теме: