ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Hard skills


hard skills

Вы наверняка знаете, что навыки делятся на два типа: hard skills и soft skills. О последних, универсальных «мягких» навыках, мы пишем часто. Сегодня же поговорим о первых, узнаем какие они бывают и выясним разницу между двумя типами.

Hard skills и soft skills: разница

Hard skills («твердые» или «жесткие» навыки в переводе с английского) — это технические способности или наборы навыков, которые легко определить количественно и которые можно наглядно продемонстрировать. Как правило, их можно изучить, посещая курсы, семинары, читая книги и получив специфический опыт.

Примеры «жестких» навыков:

С точки зрения трудоустройства зачастую именно эти навыки являются основополагающими, ведь специалист в какой-то области должен в первую очередь владеть специальными умениями.

С другой стороны soft skills («мягкие» или «гибкие» навыки) — это комплекс неспециализированных, но важных для карьеры и успеха в жизни надпрофессиональных навыков, которые отвечают за высокую производительность и являются «сквозными», то есть не связаны с конкретной предметной областью. Они субъективны и их трудно измерить. Вкратце, это основная разница между hard skills и soft skills.

Примеры мягких навыков:

Несмотря на то, что сейчас все чаще можно услышать именно о «мягких» навыках, это не значит, что «жесткие» не имеют ценности. Скорее, наоборот: вы можете быть организованным и ответственным, но если помимо этого не обладаете специальными профессиональными навыками, то не сможете реализоваться в полной мере.

Soft skills часто «обманывают» изучающего их человека, ведь прочитав одну книгу или прослушав лекцию, может показаться, что навык освоен. Это быстро, но происходит ли прогресс, проверить сложно. А вот такой «жесткий» навык как владение иностранным языком — это то, что нужно долго и настойчиво учить. Его польза может быть гораздо ощутимее, но на развитие потребуются месяцы и даже годы.

Также обратите внимание на терминологию. Для hard skills правила остаются одинаковыми, независимо от компании или людей, с которыми вы работаете. В «мягких» же навыках правила меняются. Подумайте, например, о программировании и коммуникации.

Жесткие навыки можно изучать, не выходя из дома, читая книги и занимаясь на компьютере. Есть некоторые уровни компетенции, которые можно повышать, а затем проверять их с помощью тестов. Большинство же мягких навыков требуют практики в реальном мире, проб и ошибок, а также развитой интуиции. Это не тот случай, когда вы можете получить пошаговую инструкцию.

Типы hard skills

Хотя необходимые способности зависят от области работы, есть некоторые общие «жесткие» навыки, которые нужно в себе развить. К примеру:

Основные компьютерные навыки

Не удивительно, что многие современные виды занятости требуют компьютерных навыков. Базовые из них: умение работать с операционными системами вроде Windows, а также с приложениями типа Word, Excel, PowerPoint, Outlook Express. Тоже касается и быстрого набора, умения искать информацию в интернете.

Анализ данных

Речь не только о тех специальностях, где человек напрямую занимается анализом данных. Умение анализировать пригодится и для жизни в целом, и в работе многих людей, которые сталкиваются с любыми объемами информации, и вынуждены в ней разбираться.

Математические навыки

Знание математики имеет решающее значение для многих сфер бизнеса: финансы, ИТ, строительство, бухгалтерский учет, архитектура, машиностроение, логистика, медицина, торговля и другие.

Знание иностранных языков

Если вы знаете английский язык, то, скорее всего, получите преимущество перед остальными кандидатами на должность. Как минимум, это помогает находить нужную информацию на зарубежных сайтах или общаться с заграничными клиентами.

Планирование

Эта способность тесно связана со многими профессиями и бизнес-сферами, такими как управление проектами, маркетинг, проектирование, бизнес-анализ, продажи, логистика, строительство и так далее.

Три типа работы

Условно, каждую должность можно поместить в одну из трех категорий. Важно, чтобы вы узнали в них то, чем именно вы занимаетесь, после чего начали развивать те или иные навыки.

Работа, что требует «жестких» навыков и немного — «мягких»

Здесь есть возможность добиться огромного успеха, даже имея сложности, к примеру, в общении с коллегами. Избитый пример — физики и программисты.

Работа, что требует одинакового уровня «жестких» и «мягких» навыков

Большинство должностей находятся именно в этой категории. Например, юристы — им нужно знать закон, но также необходимо находить общий язык с клиентами. Здесь, при прочих равных, хорошую работу получит тот, кто фокусируется как на «жестких», так и на «мягких» навыках.

Работа, что требует «мягких» и немного «жестких» навыков

К примеру, продажи. Продавцу совершенно не нужно знать о том, как работает автомобиль, который он продает (он может, но не обязан). Успех здесь в большей мере зависит от способности «читать» своих клиентов, убеждать и вести переговоры.

Три вопроса, которые стоит себе задать

Порой совершенно непонятно, какие навыки стоит в себе развить, чтобы преуспеть в карьере. Вот три вопроса, ответы на которые помогут разобраться:

  • Насколько критично для меня и моей карьеры умение общаться с людьми? Как от этого зависят мои доходы?
  • Есть ли люди в компании, где я работаю, которые продвигаются быстрее, чем я? Что они такого умеют, чего не умею я?
  • Как сильно на мою продуктивность влияет умение держать эмоции под контролем?

Не спешите и отвечайте на эти вопросы развернуто. Вы должны определить, на что нужно сделать упор именно в этот момент своей жизни.

«Жесткие» навыки для управления проектами

Чтобы понять, зачем нужны «жесткие» навыки в работе, а особенно командной, нужно рассмотреть конкретный пример.

Вот «жесткие» навыки, которые потребуются вам, если вы хотите стать или работаете менеджером проектов:

  • Подготовка проекта
  • Разбивка проекта на части
  • Планирование
  • Составление бюджета
  • Управление рисками

Поговорим про каждый этап отдельно.

Подготовка проекта

Подготовка проекта (project charter) — это план-документ, который создает менеджер проекта. Он представляет собой краткое изложение возможностей для бизнеса, которые команда намерена использовать.

Такой план становится ориентиром на протяжении всего жизненного цикла проекта. Чтобы научиться его создавать, нужно придерживаться следующих правил:

  • Используйте план как возможность привлечь спонсора и заинтересованные стороны.
  • Будьте четкими и лаконичными: он не должен быть больше двух страниц.
  • Включите измеримые, привязанные ко времени цели, которые реалистичны, понятны и просты в отслеживании.
  • Сделайте план визуальным — это поможет отслеживать ключевые этапы.

в чем разница между hard skills и soft skills

Разбивка проекта на части

Менеджер по проектам должен стать профессионалом в разбивке всех ключевых этапов на мелкие части. Вот «жесткие» навыки, которыми необходимо овладеть:

  • Используйте такие инструменты как программы для создания ментальных карт.
  • Используйте любые модели или шаблоны.
  • Создайте список всех необходимых инструментов.

Планирование

Руководители проектов знают, что им необходимо составить график действий, четко привязанных ко времени, чтобы они могли установить порядок выполнения задач.

В ходе проекта график поможет увидеть, в каком состоянии находится та или иная задача. Это помогает оценить проект в целом и сделать необходимые выводы.

Планирование требует мастерства. По сути, это один из самых сложных «жестких» навыков.

Составление бюджета

Написание проекта бюджета — это «жесткий» навык, который требует знаний в бизнесе и финансах.

Зачастую проекты, которые выполнены в срок, но выбились из бюджета, считаются неуспешными. Руководители должны быть опытными в прогнозировании и управлении финансами. Вот несколько навыков, которые необходимо в себе развить:

  • Проконсультируйтесь со своей командой и спонсором при оценке своих расходов. У них есть опыт, который может помочь.
  • После того, как вы оценили затраты, определите такие риски, как зависимость от третьих сторон или незнакомые технологии.
  • Ваш бюджет должен быть не просто общей стоимостью проекта, а стоимостью плюс риски.
  • Изучите аналогичные бюджеты, которые ваша команда могла создать раньше, уделяя особое внимание областям, что вышли за рамки бюджета.
  • Ищите дополнительное финансирование.

Как видим, «мягкие» навыки здесь пригодятся, но не являются приоритетными. Умение выполнять тяжелую и даже скучную работу порой важнее, чем выдающиеся лидерские качества.

***

Разумеется, в большинстве случаев важно развивать как «жесткие», так и «мягкие» навыки. Первые обычно помогают найти работу, а вторые — стать в ней успешным. Вот сферы, в которых нужно их грамотно сочетать:

Коммуникации

«Жесткие» навыки. Чтобы направлять работу команды, нужно овладеть некоторыми методиками или приложениями. Например, Trello: знать, какие возможности приложение предоставляет и использовать их.

«Мягкие» навыки. Вы должны научиться выражать свои мысли, быть отзывчивым и находчивым. Писать электронные письма, которые будут краткими и понятными, без двусмысленности, создавать яркие презентации и позволять собеседникам почувствовать себя важными.

Командная работа

«Жесткие» навыки. Ознакомьтесь со всеми требованиями, которые нужны для работы в команде. В том числе — в виртуальной. Как в этих условиях контролировать и направлять работу команды? Именно в этом и состоит «жесткий» навык, который необходимо развить.

«Мягкие» навыки. Это не значит, что вы всегда должны быть в свете софитов или брать на себя роль лидера. Речь идет о понимании, что и когда сделать и сказать, об уважении других, соблюдении сроков.

Лидерство

«Жесткие» навыки. Это самая любопытная область, о которой можно говорить долго. Люди, которые о лидерстве узнали из книг, считают, что для успеха нужно быть харизматичным,  уверенным в себе и научиться вести других за собой.

Но это примитивное понимание лидерства. Сколько бы ни говорили о Джобсе и его «мягких» навыках, он, прежде всего, был технически подкованным человеком. И если бы ничего не понимал о том, как работают компьютеры, то и не добился бы даже части того успеха, который имел.

Итог вполне очевиден: вы не сможете руководить командой, если у вас не будет технических навыков в той области, в которой она работает.

«Мягкие» навыки. Теперь поговорим о тех навыках, которыми был знаменит Джобс. Да, для того, чтобы стать исключительным лидером, нужно научиться вдохновлять, вызывать энтузиазм, создавать доверие в команде, относиться с уважением к другим.

Лидерство заключается в том, чтобы незримо направлять свою команду и одновременно не мешать ей работать. Создать такую атмосферу, при которой люди будут с огромным удовольствием приходить на работу.

Таким образом, создание успешной карьеры — это не только развитие «мягких» навыков. Нет смысла ограничиваться только ими, поскольку в современном мире все очень переплетено, а грани размыты. Пример Стива Джобса и Стива Возняка показателен в данном отношении. Первый вошел в историю как бизнес-гуру и технический гений. Второго же вспоминают намного реже. Возняк — технический гений, который интересовался исключительно компьютерами. Джобсу же были интересны все области бизнеса.

Заключение

Нет четкого ответа на вопрос: «Какие навыки нужно развивать в первую очередь». Если вы стремитесь быть развитым и успешным человеком, то он и вовсе неправилен. Только в сумме все ваши навыки позволят полностью реализовать свой потенциал.

Изучайте биографии известных людей и старайтесь подмечать, что в их успехе «виноваты» как «жесткие», так и «мягкие» навыки. В конце концов, это сделает из вас более гармоничную и развитую личность.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:, ,