Детская терапия – это одна из самых нелегких тем для родителей. Никто не хочет думать о том, что его ребенок нуждается в психологической помощи. К сожалению, существует большое количество серьезных проблем, с которыми может столкнуться ребенок и с которыми может справиться зачастую только квалифицированный специалист.
Как вы увидите далее, детская терапия идеально подходит, чтобы способствовать позитивному развитию, одновременно устраняя негативные проблемы и симптомы. Сеансы такой терапии улучшают уровень оптимистичного мышления при помощи позитивных методов преодоления. Они повышают самооценку и уверенность ребенка в себе.
Что такое детская позитивная терапия?
Детская позитивная терапия – это то же самое, что и консультирование у взрослых: она предлагает ребенку безопасное пространство, возможность высказаться, а также предоставляет инструменты для изменения мыслей, чувств и поведения, избегания конфликтов.
Единственное большое различие между терапией для взрослых и детей – это акцент на разрушении психических заболеваний, травм или любой другой сложной проблемы, с которой ребенок сталкивается, а также на объяснении ему, что происходит с его психикой.
Позитивная терапия может помочь ребенку в случае следующих негативных событий: развод родителей, эмоциональное или физическое насилие, травмирующие события, алкоголизм в семье, беспокойство и депрессия.
Суть позитивной детской терапии в том, что она нацелена на будущее, а не на прошлое (терапевт будет очень аккуратно узнавать о травмирующих событиях), а сеансы будут состоять преимущественно из невербальной деятельности (игры, рисование, физические упражнения).
Перед позитивной терапией стоит пять задач:
- Создать у ребенка чувства собственного достоинства.
- Помочь ему улучшить навыки общения со сверстниками.
- Стимулировать здоровое, нормальное развитие.
- Создать соответствующий эмоциональный репертуар.
- Улучшить эмоциональный словарь.
Именно этим и занимаются профильные специалисты при работе с детьми.
Когда эффективна детская терапия?
Как отмечалось выше, детская терапия может быть эффективной для широкого круга проблем. Если родитель не уверен, нуждается ли ребенок в консультировании или нет, список симптомов ниже может быть хорошим критерием. Если ребенок испытывает один или несколько из этих симптомов в сочетании с беспокойством родителей, вероятно, стоит принять меры.
Ниже приводятся симптомы, которые могут указывать на проблему:
- неоправданная агрессия;
- несдержанность;
- трудности, связанные с социальными ситуациями;
- частые кошмары и проблемы со сном;
- резкое ухудшение успеваемости в школе;
- постоянное беспокойство;
- потеря интереса к деятельности, которая раньше приносила удовольствие;
- сообщения о голосах в голове;
- социальная изоляция и желание быть в одиночестве;
- употребление алкоголя и наркотиков;
- жалобы на усталость.
В дополнение к этим проблемам ребенок может иметь дело с:
- чувством грусти и апатии;
- постоянным гневом;
- озабоченностью своим внешним видом;
- неспособностью концентрироваться;
- неспособностью усидеть на месте.
Если вы все же решили обратиться к специалисту, задайте ему следующие вопросы:
- Почему рекомендуется психотерапия?
- Каких результатов я могу ожидать?
- Как долго мой ребенок будет проходить терапию?
- Сколько стоит сеанс терапии?
- Как мы (родители) узнаем о прогрессе нашего ребенка и о том, как можем помочь?
- Как скоро мы можем ожидать изменений?
Только после этого и убедившись в целесообразности мероприятия можно обсуждать вопрос с самим ребенком.
Как убедить ребенка в прохождении позитивной терапии?
Мы все знаем, какими упертыми могут быть дети, особенно если у них серьезные проблемы. Поэтому наиважнейшей родительской ролью будет являться объяснение важности терапии.
В первую очередь, ребенка стоит убедить в том, что в этом нет ничего унизительного или болезненного. Активно слушайте ребенка и реагируйте на невербальные сигналы. Внимательно относитесь к его переживаниям, проблемам и эмоциям. При этом сами старайтесь быть открытым и спокойным.
Объясните ребенку, насколько распространены эти проблемы и что почти каждый подросток с этим сталкивается. Скажите о том, что роль терапевта состоит в том, чтобы оказать помощь и поддержку, что он не враг ему. Также стоит указать, что все разговоры между ним и терапевтом будут строго конфиденциальными.
Методы детской позитивной терапии
Вам, как родителю, будет очень полезно узнать о том, какие упражнения и игры используют терапевты, и понять, что ничего страшного с вашим ребенком там не происходит. Ниже описаны некоторые из наиболее распространенных и доказательных методов, а также типов терапии.
Игра «Ощущение чувств»
Существует множество методов игровой терапии, которые оказались эффективными, интересными и привлекательными для детей. Игра «Ощущение чувств» – одна из таких методик.
Она начинается с того, что терапевт просит ребенка перечислить чувства, которые испытывают мальчик или девочка их возраста. Терапевт пишет каждое слово на карточке или листе бумаги, либо рисует лицо, представляющее эмоции, если ребенок еще не умеет читать.
Каждое чувство будет написано на отдельном листочке бумаги. Терапевт объясняет, где позитивное, где негативное и чем они отличаются. Он также может рассказать небольшую историю, вытягивая соответствующие листочки.
После этого терапевт может попросить рассказать ребенка собственную позитивную историю, и в процессе этого «вытаскивать» нужные эмоции.
«Безумная игра»
«Безумная игра», разработанная Патрицией Дэвидсон, может быть использована, чтобы показать детям, что нормально чувствовать злость, и побуждать их выражать ее здоровым образом. Она также может быть приспособлена и для других эмоций, таких как грусть или беспокойство.
Игра основана на том, что терапевт и ребенок по очереди кладут кубики друг на друга. С каждым ходом каждый участник должен говорить о каком-то событии, которое заставляет их грустить или злиться.
Важно, чтобы эти события были безобидными. Например, терапевт может задать следующий градус: «Я злюсь, когда на улице идет дождь и я не могу погулять» или «Нечестно, что нельзя есть конфеты с утра до вечера». В конце концов, игра будет продвигаться к тому, что конкретно относится к проблемам ребенка.
Когда все кубики сложены друг на друга, терапевт просит ребенка подумать о том, что делает его сердитым, сделать соответствующее лицо и сломать конструкцию из кубиков.
Этот метод позволяет ребенку обсуждать свою злость, особенно если он не привык к ощущению, что приемлемо выражать такие эмоции. Данное упражнение научит его делать это правильно.
Игра «Замедленное движение»
Это упражнение поможет ребенку научиться держать себя в руках, контролировать свое поведение.
Игра начинается с того, что терапевт объясняет ребенку, что такое самоконтроль и описывает, как сложно это делать, если мы начинаем торопиться.
Затем он представляет карточки, на которых изображена разная деятельность: игра в футбол, подъем по скале или написание письма.
Ребенок наугад вытаскивает по очереди карточки. Он должен выполнять нужную деятельность с замедленным движением в течение минуты.
Это упражнение – забавный способ для детей узнать о концепции самоконтроля и возможности выразить ее при помощи игры.
«Вторая история»
Этот метод нарративной терапии может помочь ребенку открыться и поделиться информацией о своей психологической травме с терапевтом (а также с родителями).
Во время сеанса терапевт будет мягко поощрять ребенка проходить через травматическое событие, предоставляя подробную информацию о том, что с ним произошло. Когда врач понял, в чем заключается история, он просит рассказать «вторую историю».
Вторая история – это одна и та же история о травматическом событии, но она фокусируется на реакции ребенка на событие, а не на деталях происходящего.
Возможно, ребенку будет сложно описать последствия травмы, но сосредоточение внимания на себе и его роли в истории может дать ему чувство уверенности в себе и независимость, которой он, возможно, не имел раньше.
Терапевт побуждает ребенка говорить о своих сильных сторонах: о том, как он вырос после этого происшествия. Данный метод – отличный способ заставить ребенка сосредоточиться на своих сильных сторонах, а не зацикливаться на деталях травмы, которую он перенес.
«За что я благодарен?»
Эта игра может стать отличным инструментом для того, чтобы развить в вашем ребенке позитивное мышление.
Ребенку нужно закончить пять фраз, которые имеют отношение к благодарности:
- Я благодарен за мою семью, потому что…
- Вот что хорошего случилось на этой неделе:…
- Я благодарен за мою дружбу с…, потому что…
- Я благодарен за то, кто я есть, потому что…
- Вот еще, за что я благодарен…
Последнее упражнение (как, впрочем, и все остальные) вы можете использовать со своим ребенком и дома сами.
Вам, как родителю, также нужно понять, что обращаться за помощью к специалисту – это не унизительно и не позорно. Если ребенок научится справляться со своими эмоциями, – это, безусловно, будет огромным счастьем для вас, и, по сути, здесь хороши все средства.
Желаем удачи вам и вашему ребенку!