Часто ли вам приходится сталкиваться с ситуацией, когда и проблема вроде как понятна, и решение где-то рядом, а вот упорядочить свои мысли и найти оптимальный выход не получается? Разобраться с самим собой вам поможет наша программа «Самопознание», а двигаться дальше и учиться получать недостающие знания и навыки самостоятельно можно на нашей программе «Лучшие техники самообразования».
Прохождение программ может занять у вас примерно пару месяцев, а если проблема не терпит и нужно найти решение прямо сейчас, вам наверняка будет полезна «пирамида уровней Дилтса». Что за «пирамида Дилтса», как пользоваться ею – читайте в нашей статье!
Кто такой Дилтс и что такое «пирамида Дилтса»?
Пирамида Дилтса получила название по имени своего автора и создателя Роберта Дилтса. Роберт Дилтс является одним из первых разработчиков технологий в области нейролингвистического программирования, автором и соавтором нескольких десятков книг и статей по НЛП, переведенных на многие языки мира, и на русский в том числе. Из наиболее популярных стоит назвать издание «9 принципов НЛП для высокоэффективных людей» [Р. Дилтс и др., 2007].
Основы НЛП в интерпретации Дилтса изложены в его книге «Введение в нейролингвистическое программирование. Как понимать людей и как оказывать влияние на людей» [Р. Дилтс и др., 1998]. Тем, кто интересуется историей науки, искусства и философии, можно порекомендовать трехтомник «Стратегии гениев».
В первом томе Роберт Дилтс анализирует с точки зрения технологий НЛП деятельность Аристотеля, Моцарта, Уолта Диснея и даже выдуманного литературного персонажа Шерлока Холмса [Р. Дилтс, 1998]. Второй том полностью посвящен Альберту Эйнштейну [Р. Дилтс, 2011]. В третьем томе в центре внимания жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда, Леонардо да Винчи и Николы Тесла [Р. Дилтс, 2011].
Кроме того, Роберт Дилтс является востребованным тренером и бизнес-коучем. На его счету множество успешных семинаров и тренингов для таких компаний как «Фиат», «Ксерокс», AppleComputer, StateRailway и других. Он разработал такие технологии и модели НЛП как реимпринтинг, интеграция конфликтующих убеждений, лингвистические приемы «фокусы языка» для изменения убеждений. Однако самым известным его изобретением была и остается пирамида Роберта Дилтса.
Что представляет собой пирамида Дилтса? По сути, это 6 уровней вопросов, каждый из которых позволяет лучше понять тот или иной аспект проблемы. И, как следствие, проблему в целом, что заметно облегчает поиск ее решения. Схематически изобретение выглядит как многоуровневая пирамида, поэтому ее еще называют «пирамида логических уровней Дилтса» или «логическая пирамида Дилтса».
Зачем нужны эти уровни? Если в двух словах, то ни одна проблема не может быть качественно разрешена на том уровне, на котором она возникла. Чтобы найти выход, следует подняться на уровень выше, и лишь тогда станет ясно, как двигаться дальше.
Соответственно, изменение ситуации на более высоких уровнях приведет к изменению ситуации на более низких. В принципе, изменение ситуации на каком-то низшем уровне потенциально может повлиять на более высокие уровни, однако это происходит не всегда. Именно поэтому так важно в поиске решения проблемы выйти на более высокий уровень.
Отчасти пирамиду Дилтса можно сравнить с многоуровневым лабиринтом: если блуждать впотьмах в самом низу, есть вероятность не увидеть выход, даже когда он совсем рядом. Если же подняться наверх, можно сразу увидеть схему лабиринта в целом и сориентироваться будет намного легче.
Что представляют собой уровни пирамиды Дилтса? Их нужно рассмотреть подробнее, чтобы потом было проще понять, как они работают:
Пирамида Дилтса – модель логических уровней:
- 1 базовый уровень «Окружение» – объединяет то, что окружает каждого из нас. Это место жительства и условия, в которых мы живем, домашняя и рабочая обстановка, люди, с которыми мы общаемся. Здесь мы отвечаем себе на вопрос «Что я имею?»
- 2 уровень «Поведение» – подразумевает нашу деятельность дома и на работе, когда мы контактируем с другими людьми или же находимся наедине с собой. Ключевым вопросом уровня является «Что я делаю?»
- 3 уровень «Способности и возможности» – включает навыки, знания и таланты человека от кулинарных и спортивных до рабочих и управленческих. Ключевым вопросом является «Как я выбираю?»
- 4 уровень «Ценности и убеждения»– говорит сам за себя и подразумевает широкий комплекс понятий: воспитание, образование, менталитет, культура. Ключевой вопрос «Во что я верю?»
- 5 уровень «Идентичность» – подразумевает ответ на вопрос «Кто я?» и прочие аспекты самоидентификации.
- 6 уровень или вершина пирамиды «Миссия» – символизирует цели и устремления человека, поиск ответа на вопрос «Зачем я живу?» в самом широком смысле.
Основная часть жизни среднестатистического человека происходит на первых двух уровнях. Получить образование и профессию, построить романтические и/или семейные отношения, купить модную одежду и гаджеты, приобрести квартиру и машину – это все составляющие уровней «Окружение» и «Поведение».
Люди творческие и целеустремленные достаточно много времени проводят на третьем уровне, развивая свои способности и открывая для себя новые возможности. На верхние уровни в суматохе дней времени обычно не хватает, а ведь именно там находятся ответы на наши основные животрепещущие вопросы.
Теперь, когда мы выяснили, как выглядит пирамида логических уровней Роберта Дилтса, самое время разобраться, как она работает.
Логическая пирамида Дилтса: как пользоваться?
Мы уже начали говорить о том, что логическая пирамида Роберта Дилтса позволяет «разложить» проблему на составляющие и лучше разобраться в ее сути. Как это выглядит на практике? Давайте разберем пошаговый алгоритм использования пирамиды Дилтса!
Алгоритм работы с пирамидой Дилтса:
- Шаг 1 – записать проблему максимально подробно. Зачастую уже одного этого достаточно, чтобы приблизиться к ее решению. Пока проблема только «крутится в голове», она не может быть четко сформулирована и структурирована. При работе с формулировками становятся ясны нюансы, на которые вы раньше не обращали внимание.
- Шаг 2– определиться, на каком уровне пирамиды находится проблема. Условно говоря, если вам не нравится работа в склочном коллективе, эта проблема относится к уровню 1 «Окружение». Если вы набираете лишний вес из-за собственного неуемного аппетита, это уже уровень 2 «Поведение». Если вы хотите научиться танцевать танго, это уровень 3 «Способности и возможности».
- Шаг 3– определившись с уровнем проблемы, поднимаемся на один уровень выше и ищем решение проблемы там. Если не находим, тогда поднимаемся еще на уровень выше и двигаемся таким образом, пока решение не станет очевидным.
Так выглядит пошаговый алгоритм использования пирамиды Дилтса в самом общем виде. Думается, для более глубокого понимания, как работает пирамида Дилтса, пример из реальной жизни был бы весьма кстати. Очень наглядно алгоритм применения этой схемы рассмотрен в статье «Как решить проблему любой сложности с помощью «пирамиды Дилтса» [Л. Парфентьева, 2019]. По заверениям автора, работа с уровнями пирамиды помогла ее подруге, мечтавшей о карьере директора коммерческой фирмы, лучше понять свои устремления и сберечь нервные клетки в ситуации, когда не все получалось.
Изначально суть проблемы состояла в том, что подруга изо всех сил старалась справляться со своими обязанностями и нарабатывать управленческие компетенции, однако вышестоящее руководство, ответственное за подбор управленческих кадров для нижестоящих структур, будто не замечало ее заслуг и не уважало ее усилий. Автор статьи предложила подруге «пройтись» по пирамиде логических уровней Дилтса и попытаться найти решение проблемы. Начали, как и положено, с самого основания пирамиды логических уровней.
Пирамида Дилтса, пример использования №1:
- Анализ «Окружения» предполагал поиск ответа, кто именно должен был бы замечать и уважать заслуги. Составили список руководителей, от мнения которых зависело карьерное продвижение, и включили в него имена ключевых специалистов плюс имя самой подруги.
- Анализ уровня «Поведения» включал конкретизацию того, что именно подразумевается под уважением и по каким признакам подруга поймет, что ее уважают. Выяснилось, что достаточным основанием к этому будет внимание ко всем ее предложениям, положительная устная оценка ее успехов и приобщение к более сложным и интересным проектам.
- Для уровня «Способности и возможности» был составлен список недостающих компетенций, которые нужно получить в ближайшее время, чтобы полностью соответствовать формальным и неформальным требованиям, предъявляемым к директору фирмы.
- Для уровня «Ценности» нужно было выяснить, почему подруге так важно, чтобы ее заслуги ценили и уважали. Все ответы были записаны: а) чтобы получить повышение, б) чтобы к женщине в бизнесе относились с тем же уважением, как относятся к мужчинам, в) чтобы понимать для самой себя, на что она способна и насколько она ценный специалист.
- На уровне «Идентичность» был составлен список, какой, в понимании подруги, она должна стать, чтобы ее уважали. В получившемся длинном перечне качеств превалировали слова «нужной» и «востребованной».
- На уровне «Миссия» искали ответ на самый главный вопрос: зачем? Вопрос сложный, и подруга остановилась на варианте ответа «понимать, что она нужна миру, доказать себе, семье и бывшим школьным учителям, что она способна добиться успеха».
К каким выводам пришла автор статьи вместе с подругой после «путешествия» по уровням пирамиды Дилтса? Как минимум, полностью подтвердилось предположение, что решение всегда лежит на более высоком уровне, нежели тот, на котором проблема возникла [Л. Парфентьева, 2019].
У подруги проблема (добиться уважения) находится на уровне «Ценности», а решение нужно было искать двумя уровнями выше, на самой вершине пирамиды. Как выяснилось, стремление сделать карьеру и стать директором фирмы исходит из желания показать себе, бывшим учителям и родителям, на что она способна.
По большому счету, не слишком ценящие ее усилия вышестоящие руководители вообще не при чем к ее проблеме. Во всяком случае именно так интерпретировали результаты анализа автор статьи и ее подруга. Удалось ли подруге стать директором, в материале не указано [Л. Парфентьева, 2019].
Еще один интересный пример применения уровней пирамиды для решения практических задач описан в статье «Пирамида Дилтса: применение логических уровней на практике» [Е. Кружакова, 2020]. В этом случае разбор ситуации под руководством более опытного наставника помог автору статьи, которая на тот момент мечтала стать карьерным коучем, определиться со своим будущим профессиональным развитием. Анализ стартовал с основания пирамиды. Забегая вперед, скажем, что автор своей цели добилась.
Пирамида Дилтса, пример использования №2:
- На первом уровне «Окружение» была смоделирована окружающая реальность, начиная от офиса для ведения консультативной деятельности и заканчивая запахом кофе, который являлся триггером для начала работы.
- На втором уровне «Поведение» был подробно расписан рабочий день коуча: что нужно делать, как вести прием, сколько консультаций в день проводить. И обязательно расписали, как именно коуч должен отдыхать и восстанавливать свои силы после такого энергоемкого занятия как личный консалтинг.
- На уровне «Способности и возможности» были проанализированы личные компетенции автора статьи на тот момент. Так, автору было предложено ответить, каковы ее сильные и слабые стороны, как использовать имеющиеся компетенции и наработать недостающие, как достичь того, что описано на нижних уровнях. В некотором смысле это было похоже на SWOT-анализ личности.
- На уровне «Ценности» важно выяснить, для чего мы собираемся делать то, что решили. В данном случае, казалось бы, очевидный ответ на вопрос о ценности карьерного коуча оказался неверным. Коуч работает не столько для того, чтобы клиент трудоустроился, сколько для того, чтобы самому чувствовать себя нужным людям. К слову, часто именно на уровне ценностей возникает понимание, что выбран неверный вектор движения.
- На уровне «Идентичность» автор статьи искала ответы на вопросы «кто она?», «какая она?», «каковы ее роли в этой жизни?» Вопросы только кажутся слишком общими. На самом деле именно они помогают понять, насколько наше самовосприятие помогает или мешает двигаться вперед.
- На уровне «Миссия» идет поиск многих неочевидных на первых взгляд мотивов, которые и предопределяют смысл тех или иных действий и смысл жизни в целом. Помимо того, что автор статьи поняла, какую миссию она воплотит, став карьерным коучем, она разобралась, в каких еще сферах она могла бы достойно самореализоваться.
Заметим, что это далеко не единственный случай, когда работа с пирамидой Дилтса принесла бонусы в виде решения задач, которые в данный момент не ставили как актуальные [Е. Кружакова, 2020]. Тем не менее жизнь идет вперед и не останавливается на достигнутом, даже если сам человек уже готов остановиться. Поэтому, работая с пирамидой и ее уровнями, стоит параллельно ответить себе на следующие вопросы:
- Как мое ближайшее окружение воспримет мои намерения?
- Какова будет реакция моего окружения на мои успехи и будут ли за меня рады?
- Как изменится отношение моего окружения ко мне после достижения цели?
- Будут ли мои результаты чем-то полезны моему ближайшему окружению?
- Изменится ли моя миссия после того, как я достигну поставленных целей?
- Как я могу начать движение к своей цели в ближайшие пару дней?
Ответить на эти и прочие сопутствующие конкретно вашей ситуации вопросы можно, пройдя уровни пирамиды в обратном порядке сверху вниз. Другими словами, выяснив свою миссию, попробуйте теперь представить, как на нее отреагирует ваше окружение.
Поиск ответа на эти вопросы зачастую даже более важен, чем поиск пути к собственной цели. Может статься, что ваш успех актуализирует внутренние комплексы вашего ближайшего окружения, стимулирует зависть и злость. И окажется, что с такими друзьями уже и врагов не нужно.
Подумать над этим лучше заранее и решить, готовы ли вы в случае чего отказаться от своих целей, или, наоборот, будете менять свое негативное окружение на позитивное. Во втором случае лучше продумать заранее, как именно вы будете это делать так, чтобы никого не обидеть и не нажить себе врагов раньше времени. Враги из числа близких людей всегда более опасны, потому что знают о вас больше, чем другие люди, и им лучше известны ваши слабые места.
Таким образом, работа с пирамидой Дилтса способна принести неоценимую пользу:
- Вы осознаете проблему и поймете, что и где нужно корректировать, чтобы ее решить.
- Вы структурируете проблему и распределите ее составляющие по уровням, что поможет держаться верного направления в поиске решения.
- Вы освоите универсальный инструмент решения проблем в работе, частной и личной жизни, построении отношений.
Значит ли все вышеизложенное, что пирамида Дилтса является самодостаточным инструментом решения проблем на все случаи жизни? А вот тут и у экспертов, и у обычных людей возникают некоторые сомнения. Когда мы разбирали примеры применения пирамиды Дилтса на практике, у многих наверняка возникли свои собственные мысли и своя интерпретация выводов, сделанных авторами материалов на каждом уровне. Да и у профессионалов есть кое-какие вопросы по теме.
Критика пирамиды логических уровней Роберта Дилтса
Мы уже выяснили, что пирамида Дилтса может стать весьма полезным ориентиром в поиске ответа на волнующие вопросы и решения актуальной проблемы. И тут возникают два вопроса:
- Обязательно ли это делать именно с помощью пирамиды Дилтса?
- Достаточна ли пирамида Дилтса для решения любой проблемы?
Кстати, именно на этом и зиждется основная критика пирамиды Дилтса. Подробный анализ изъянов системы содержится в статье «Так называемые логические уровни и системное НЛП» [В. Вудсмол, 2013]. Вкратце суть критики сводится к следующему:
- Логическая пирамида Дилтса полезна, но не достаточна для решения любой проблемы.
- Существующие инструкции, как этим пользоваться, явно недостаточны, что приводит к слишком вольной трактовке выводов.
- Отсутствует четкий алгоритм проверки правильности сделанных выводов.
- Логические уровни не совсем логические, и, к тому же, не уровни, потому что человеческую сущность некорректно представлять в виде разрозненных частей либо иерархии уровней.
- Само использование термина «уровни» ведет к путанице в понимании сути вопроса. Эта пространственная метафора может ввести в заблуждение, потому что так называемые «уровни» не могут находиться выше или ниже.
Для иллюстрации последнего пункта обычно приводится пример, что, говоря о клеточном строении органов и строении организма человека в целом, никто не представляет орган над клеткой, а организм над органами. Мы понимаем, что клетки находятся внутри органа и являются его составляющими, равно как органы находятся внутри организма и являются его частями. Насколько корректна эта физиологическая аналогия применительно к сфере психологии, мы не знаем, но возможно, что в этом есть здравое зерно.
Так или иначе, полезность многоуровневой пирамиды Дилтса признают даже оппоненты, пусть и с оговоркой о недостаточности. Впрочем, учитывая, что сам Роберт Дилтс на протяжении своей карьеры регулярно дорабатывал изобретенную им пирамиду, возможно, что он ее сможет дополнить еще какими-то полезными опциями, инструкциями и пояснениями. Да и сам факт, что работа с пирамидой Дилтса дает возможность «пролить свет» на проблему и найти выход из запутанного лабиринта мыслей, является достаточным основанием, чтобы признать пользу этой разработки.
Больше способов разобраться с возникающими проблемами вы узнаете на нашей программе «Самопознание», а больше возможностей наработать нужные для этого навыки вы получите на программе «Лучшие техники самообразования». Изучение программ займет пару месяцев, а вот пройти проверочный тест для закрепления материала статьи можно всего за несколько минут.
В любом случае, мы желаем, чтобы проблем у вас было как можно меньше, а вдохновляющих вас целей и успехов на пути к их достижению как можно больше. Ну и чтобы это свершилось наверняка, предлагаем пройти небольшой тест по материалу статьи: