Что происходит с нами во сне: мы действительно спим или, может, проживаем во время сновидения какую-то другую реальную жизнь? Интересный вопрос, который не дает покоя писателям, кинематографистам, мыслителям и исследователям. «Отцом» идеи о том, что во сне мы можем проживать другую жизнь, стал китайский философ Чжуан-Цзы, живший в 4 веке до н. э.
Больше двух тысяч лет светлые умы человечества пытаются разгадать тайну парадокса бабочки, которую увидел во сне Чжуан-Цзы (или бабочка увидела его). Попробуем это сделать и мы, исследуя опыт писателей, философов и ученых.
Размышление на абстрактные и философские темы требует от человека выхода за привычные рамки мышления, которое ограничивает не только способность усваивать новую информацию, но и искать подход к решению привычных и креативных задач. На программе «Когнитивистика» вы освоите 20 новых техник мышления. Представьте, вы сможете думать, философствовать, решать повседневные, рабочие и нестандартные задачи, принимать судьбоносные решения более эффективно, нестандартно уже через два месяца! А определить, чего вы действительно хотите в жизни, каковы в действительности ваши сильные, слабые стороны и как с ними работать, вы сможете на программе «Самопознание».
Кто такой Чжуан-Цзы?
Чжуан-цзы (с китайского 莊子 – Учитель Чжуан) – китайский философ, один из прародителей даосизма. Он родился в городе Мэн царства Сун в небогатой семье в 369 году до н. э. в эпоху Сражающихся царств до объединения Китая.
Фактов жизни Чжуан-Цзы зафиксировано мало. В записках-воспоминаниях Ши цзи у Сыма Цяня можно прочитать следующее: «Чжоу занимал должность смотрителя [места] Циюань в Мэн. [Он] был современником лянского Хуэй-вана и циского Сюань-вана». Известно, что владение Мэн в нынешнем Китае – это провинция Хэнань, считается, что ранее здесь проживали потомки свергнутой династии Шан-Инь, которые глубоко почитали древние обычаи. Но, как видно, на Чжуан-Цзы это не повлияло [С. Ю. Рыков, 2022].
Есть версия, что философ служил в Мэн не всю жизнь, и в какое-то время он переехал в полуварварское южное китайское государство Чу, где ценились традиции шаманизма; следы этого есть в книге Чжуан-цзы.
В книгах его современников философа характеризуют как оригинального и колоритного персонажа и человека с ярчайшей индивидуальностью. Он либо высмеивает и пародирует логику, либо насмехается над государственной службой и богатством. Причем не только словами, но и действиями, например, приходя к царю в рванине или тролля послов местного правителя, которые пришли к нему, чтобы склонить его к какой-либо государственной должности.
Чжуан-Цзы развенчивал общепринятые устои и ритуалы, что для традиционного китайского общества – серьезный вызов. Вероятно, поэтому знаменитая книга и «сонный парадокс» стали объектом повышенного внимания не только на родине философа, но и за ее пределами.
Книга Чжуан-Цзы
Самое выдающееся достижение Чжуан-Цзы, известное потомкам, – трактат, который считается памятником китайской литературы. Он отражает мифопоэтическую традицию Чу, в которой оказался Чжуан-Цзы по долгу службы и где обрел свободу, отказавшись от службы в канцелярии. Книга состоит из 33 глав и 66 тысяч иероглифов, но, вероятно, исходный текст был больше на треть дошедшего до наших дней.
Исходный текст редактировал Лю Сян, китайский историк, текстолог и знаток старинных канонов династии Ранняя Хань [BNF, 2022]. После его обработки для упрощения понимания трактат был разделен на три части:
- «Внутренние» – с 1 по 7 главы, соответствующие «небу» и «естественности».
- «Внешние» – с 8 по 22 главы соответствуют «человеку» и «искусственности».
- «Смешанные» – с 23 по 33 главы.
Есть версия, что Чжуан-Цзы принадлежат только «внутренние» главы, которые и стали источником даосизма, а остальные написаны его учениками и восходят к апологетам примитивизма, школе Чжуан-цзы, сторонникам индивидуалиста Ян Чжоу и авторам 2 века до н. э., которые стремились соединить даосизм, конфуцианство и другие учения [Большая российская энциклопедия, 2022].
Самая известная и главная категория книги «Чжуан-Цзы» – это путь Дао, следование даосизму. Целая философия, которая направлена на постижение гармонии, учение о природе и ее сущности, понимание себя, своих желаний и потребностей, своего внутреннего мира. Единого определения у Дао нет, об этом говорит Энциклопедический словарь Китайской философии. В книге Путь определен как познание принципов Ли – фундаментальной категории китайской философии рациональной упорядоченности, структурированности и закономерности, присущих каждой душе и вещи в миру в целом, духовной жизни.
Цель Дао направлена на поиски равновесия и верного действия. В современный мир, в котором много шума и высокие скорости, интерес к философии растет – людям стало интересно прислушаться к себе, определить истинные желания и цели, чтобы избавиться от ненужных «хвостов», навязанных обществом, маркетингом и необходимостью выжить в этом мире.
В книге «Чжуан-Цзы» жизнь и смерть равнозначны, а наивысшая радость достигается познанием бесконечности «10 тысяч превращений», объединяемых Дао [Большая российская энциклопедия, 2022].
Чтобы понять суть философского трактата «Чжуан-Цзы», нужно уметь мыслить не только предметно, но и абстрактно – читатели книги отмечают, что понять ее не так просто, это не книга на пару вечеров. Читать нужно вдумчиво, иногда возвращаясь назад на пару глав или страниц, чтобы лучше понять происходящее. Хотя, все зависит от перевода. Так, трактат «Чжуан-Цзы» Виногродского Б. Б., российского китаеведа и писателя, считается хорошо читабельной и структурированной версией. Это переработанная редакция. Приближенный к оригиналу перевод принадлежит В. В. Малявину «Чжуан-Цзы». Это более сложная для чтения редакция, но она передает весь флёр философии.
«Технологии межличностной коммуникации. Парадокс и контрпарадокс Чжуан-цзы» – аудиокнига Виногродского Б. Б., еще одна, в которой автор берет за основу философию знаменитого китайского мудреца. Это своеобразная лекция, которую читает сам писатель, поясняя некоторые моменты. В книге идет речь о технологии построения межличностных коммуникаций любого характера, а именно о необходимости разбираться в устройстве тех самых личностей, их сознания, взаимодействии сознания и тела через призму учения Чжуан-цзы.
Желание менять людей человеку свойственно, автор дает технологии воздействия на собеседника через правильное занимание пространства сознания другого человека и управления им. Книга доступна в классическом бумажном формате тоже, но слушать ее гораздо приятнее, тем более что читает «Технологии межличностной коммуникации» сам Б. Б. Виногродский.
Для знакомства с трактатом книгу «Чжуан-Цзы» можно скачать или читать онлайн притчи. Это небольшие рассказы, написанные по даосским канонам. Их можно читать даже детям, чтобы непринужденно показать мудрость предков. Притчи есть в открытом доступе, при желании короткие рассказы «Чжуан-Цзы» можно купить в бумажном формате и читать, например, перед сном, затем размышляя над прочитанным, погружаться в сон.
Чжуан-Цзы: цитаты
Чтобы понять, что такое «Чжуан-Цзы», достаточно взглянуть на цитаты. Многие из них откровенно провокационные для китайской культуры эпохи Сражающихся царств.
Цитаты, которые дают простор для размышления о собственной жизни и действиях:
- «Высшее человеколюбие не принимает во внимание родственных связей».
- «Наказание – это плоть власти, обряды – ее крылья, знания – ее опора, добродетель – средство привлечь к себе людей».
- «Научись видеть, где все темно, и слышать, где все тихо. Во тьме увидишь свет, в тишине услышишь гармонию».
Есть в книге цитаты, которыми философ проходит по грани нравственности и общепринятых норм:
- «Того, кто крадет крючок с пояса, казнят, а тот, кто крадет царство, становится правителем».
- «Не все предсказания сбываются, но иногда лучше не предсказывать».
А эти цитаты могут вызвать бурную противоречивую реакцию и показаться странными. Например, «Никто не живет дольше, чем мертвое дитя… Небеса и Земля так же стары, как и я, и десять тысяч вещей – суть одна».
Стоит помнить, что цитаты – это отдельные фразы, наполненные смыслом, но в контексте могут иметь совсем другое значение, чем в самостоятельном виде. Но в этом их прелесть – возможность самостоятельно подумать над смыслом, который для каждого человека будет своим.
Парадокс Чжуан-Цзы
«Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он – бабочка. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуан-цзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он – Чжуан-цзы, и не мог понять: снилось ли Чжуан-цзы, что он – бабочка, или бабочке снится, что она – Чжуан-цзы?!»
Этот парадокс больше двух тысяч лет пытаются разгадать светлые умы разных наук и философий. Все-таки кто кого видел во сне: бабочка мудреца или мудрец бабочку? Этот вопрос остается открытым и дает простор для мысли, потому что логически его разрешить нельзя. По крайней мере, до сих пор это сделать никому не удалось.
Исследователи-сомнологи занимаются изучением сна, чтобы понять, что происходит, когда человек спит. Какое отношение к реальности имеют наши сны? Парадокс Чжуан-Цзы пытаются разгадать и философы, и ученые.
Осознанное сновидение: научный подход
Ученым удалось доказать, что во сне воспринимать пространство и время вполне возможно, например, в осознанном сновидении.
У сна есть две фазы: медленная (NREM) и быстрая (REM), аббревиатуры обозначают соответствующую скорость движения глаз. Быстрая фаза занимает четверть от времени полноценного сна, для нее характерно полное расслабление тела, но достаточное напряжение глазных мышц, а мозговая активность во время фазы (REM) практически такая же, как при бодрствовании. В это время и происходит осознанное сновидение – к такому выводу в 1968 году пришла Селия Грин, директор Института психофизических исследований [РБК Тренды, 2022].
В 1975 году доктор Кит Хирн использовал природу быстрых движений глаз для передачи сигнала из сна в реальность. Алан Уорси согласился стать подопытным исследователя: в осознанном сновидении он смог совершить заранее определенную последовательность движений глазных яблок, которое зафиксировали подключенным к телу электроокулографом. Еще позже, в 1980 году, психофизиолог Стивен Лаберж опубликовал диссертацию, в которой описал психофизиологию осознанных сновидений [Springer Link, 1980]. В своих исследованиях он тоже использовал движение глаз и в дальнейшем описал, что восприятие времени в таком сне приближено к реальному.
Парадокс бабочки Чжуан-Цзы: ненаучный подход
Как мы выяснили, ученые доказали восприятие пространства и времени в осознанном сновидении. Но можно ли в таком случае отнести объекты из сна к реальным из физического мира? На этот вопрос ищут ответ мыслители и эзотерики.
Вадим Зеланд, писатель и автор методики Трансерфинга, описывает сны так: «Сновидение – это виртуальное путешествие души в пространстве вариантов. Мы все каждую ночь отправляемся в пространство вариантов и переживаем там виртуальную жизнь. Эта виртуальная жизнь не имеет под собой осязаемой материальной основы, и в то же время она реальна». Его размышление подобно Чжуан-Цзы, понять его можно только имея расширенное сознание, иначе как соотнести «виртуальную жизнь» и «реальность» в одной связке? Тем не менее, это наиболее близкое доказательство теории китайского мыслителя с точки зрения нашего современника.
Идрис Шах, писатель и учитель в суфийской традиции, говорил, что основное заблуждение человека – это думать, что он живет, в то время как он просто заснул в преддверии жизни. Тезис также схож по идее с парадоксом бабочки во сне, но объяснения и фактического обоснования под собой не имеет.
Как говорит Чжуан-цзы: «Все происходит вокруг нас, но никто не знает, каким образом. Все является перед нами, но никто не видит источника. Все вместе и каждый в отдельности, люди ценят ту часть знания, которая уже известна. Они не умеют пользоваться неизвестным, чтобы с его помощью достичь знания».
Эффект бабочки в кинематографе
Примеры стертости границ между сном и реальностью есть в современном кинематографе.
Фильм «Эффект бабочки» (2003 год) о мальчике Эване, который перенял от отца странную болезнь – он не помнит некоторые эпизоды своей жизни, в которые происходили странные или ужасные события. Читая дневники, он возвращается в детство и своими действиями меняет будущее. Во время просмотра фильма в какой-то момент теряется связь реального действия и сна – герой меняет малейшее действие в уже вспомненном сюжете, что кардинально влияет на последующие события в его жизни.
Еще один шедевр мирового кино, в котором читается эффект размытия границы между реальностью и сном, – оскароносный «Аватар» Джеймса Кэмерона (2009 год). Начало фильма вполне понятно: военные подключаются к аватарам, которые живут реальной жизнью на планете Пандора. Далее главный герой настолько вживается в «новое тело», у которого достаточно насыщенная жизнь, что сам теряет связь между сном и реальностью. В итоге он погибает, а аватар остается жить. Вопрос: с какой стороны оказалась истинная реальность?
Третий пример прохождения сквозь реальность и тонкий мир – фильм «Матрица» сестер Вачовски (1999 год) и остальные части. Помните строчку известной песни «Если верить киношникам, мы загружены в Матрицу»? В киноленте напрямую поставлены вопросы о границах понимания мира:
- «Что есть Матрица? Диктат. Матрица – это мир грез, порождённый компьютером, созданный, чтобы подчинить нас, сделать из нас всего лишь это» (Морфеус).
- «Матрица повсюду. Она окружает нас (…) Ты видишь ее, когда смотришь в окно или включаешь телевизор. Ты ощущаешь ее, когда работаешь, идешь в церковь, когда платишь налоги. Целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду. – Какую? – Что ты только раб, Нео. Как и все, ты с рождения в цепях. С рождения в тюрьме, которой не почуешь и не коснешься. В темнице для разума» (Морфеус).
- «Миллиарды людей живут полноценной жизнью… во сне (Агент Смит).
Эти фильмы не отсылают напрямую к учению Чжуан-Цзы, но склоняют к размышлению, а реально ли то, что с нами происходит, или все это – сон? Как считаете?
В реальной жизни люди, которые видят сны, иногда теряются между реальностью и сном, не понимая, спят или бодрствуют. Это происходит из-за реалистичности картинок в сновидении или, наоборот, нереалистичности происходящего в реальной жизни, например, стрессовых критических ситуаций? Может возникнуть чувство прожитого события после пробуждения и лишь потом «доходит», что реальностью оно не было. А может, то, что происходило во сне, и было настоящей жизнью? – вопрос открытый.
Вспомнить себя
Попробуем рассмотреть реальность и сон с другой стороны.
Вернемся в детство. Сколько детских воспоминаний хранят люди? Ярких, тусклых, печальных, радующих, травмирующих. Обычно воспоминания до 4-5 лет тщательно стерты. Человек не вспомнит о событиях, туристических поездках, собственном пятом дне рождения в подробностях, в лучше случае – в общих чертах. С 5 до 10 лет в памяти уже хранятся хаотичные обрывки воспоминаний, которые сложно выстроить в один сюжетный ряд. Взрослый человек наиболее отчетливо помнит себя примерно с 13-летнего возраста.
С возрастом воспоминания о детстве и прошлых событиях становятся все тусклее и дальше, может возникать ощущение, что это было не с нами, а с кем-то другим. Образы близких искажаются и трансформируются, они сильно отличаются от восприятия этих же людей в детском и подростковом возрасте. А что, если эти воспоминания не относятся к реальной жизни, а являются всего лишь сном, раз их нельзя вспомнить досконально, как реальные события? Мозг способен вытащить отдельный нужный слайд из подсознания, но не весь сюжет, а такое, как уже выяснили, характерно для снов, а не реальности.
Интересный факт: взрослый человек склонен доверять детским воспоминаниям, даже если они не реальны, а были всего лишь фантазией, но он этого уже не осознает, а только лишь полагается на ощущение от того самого ключевого воспоминания. На человека они влияют одинаково [Психологос, 2022].
Обобщив выше сказанное, можно задуматься еще раз: что есть истинная реальность, а что – вымысел, который рисует наше подсознание и выдает его за воспоминания? Вероятно, грань между этими двумя мирами тоньше, чем просто «уснул/проснулся». Возможно, при сбоях системы подсознание работает по принципу извлечения слайдов «аватаров» людей и событий, выбирая в каждый момент времени нужные картинки.
Что, если настройки системы заставляют нас забыть об истинности бытия, усиливая эффект присутствия здесь и сейчас как в фильме «Матрица»? Вдруг прошлого и вовсе не было, а размытость и хаотичность воспоминаний есть доказательство этой гипотезы? Тогда мы – бабочки, а не Чжуан-Цзы, видящий сон.
Сам Чжуан-Цзы достиг свободы в пространстве полета духа и перемещался в пространстве неведомого, делая его ясным и понятным светом своего Знания. Привязка в рутине и решению земных дел гасит этот свет и заставляет действовать согласно логике. Чтобы понять суть вещей, себя и мира, нужно включить режим самопознания, чтобы обрести власть и способность управлять волнами времени в своем уме. Этот путь находится за пределами познанного.
Парадокс Чжуан-Цзы остается полем для размышлений, потому что разгадать его привычным способом «земного» мышления очень непросто. Каждый находит свой ответ на открытый вопрос. Если вы хотите прикоснуться к его разгадке, непременно прочитайте трактат или притчи, послушайте аудиокнигу, о которой сказано выше.
Расширить границы сознания для понимания себя и окружающих поможет программа «Когнитивистика»: в ходе ее освоения вы узнаете о 20 новых техниках мышления, научитесь использовать их в повседневной жизни. Вы посмотрите на привычные и сложные вопросы по-новому, откроете для себя детали, на которые раньше не обращали внимания. Например, почему не складываются отношения с определенным человеком. Возможно, для этого нужен другой взгляд и подход; или дело, которое никак не получается разрешить, просто требует взгляда под другим углом. Возможно, для вас откроется ответ на парадокс Чжуан-Цзы.
А освоив программу «Самопознание» в комплексе с расширением техник мышления, вы наверняка посмотрите по-другому на собственную жизнь, привычки, свои сильные и слабые качества и начнете использовать их по-новому, открывая новые возможности для самореализации, любви, достижений.
Расширяйте собственные границы сознания – за их пределами вас ждут удивительные события!
А для закрепления материала статьи предлагаем пройти небольшой тест: