«Как страшно жить!» Эта фраза, которую много лет назад произнес со сцены Максим Галкин, пародируя актрису Ренату Литвинову, давно стала мемом. Причем доподлинно по сей день неизвестно, говорила ли такое сама Рената Литвинова, потому что в перечне «5 случайных фраз Ренаты Литвиновой, которые мгновенно стали крылатыми», насчет «страшно жить» нет ни слова [С. Трофимов, 2022].
Да это уже и не важно, потому что «Как страшно жить!», произнесенное с интонацией Литвиновой, известно большинству россиян намного лучше, чем все творческие достижения этой, безусловно, интересной актрисы вместе взятые. На фоне ее популярности не важно и то, насколько эта фраза отражает отношение к окружающему миру самой Ренаты Муратовны и какое отношение к миру у нее на самом деле.
А вот сама по себе система отношений «Человек – Мир», безусловно, интересна. Наша сегодняшняя тема – отношение человека к миру и типы отношений человека с миром. Анонсируем наши программы «Психология отношений» и «Когнитивистика», имеющие непосредственное отношение к теме, и приступим собственно к рассмотрению темы.
Отношение человека к миру: немного истории
Итак, как же развивалось и эволюционировало отношение человека к миру? У древних людей отношения с окружающим миром сводились к самому простейшему взаимодействию, направленному на выживание: добыть пищу и воду, обеспечить укрытие от непогоды и хищников.
О каком-то осознанном и осмысленном отношении к происходящему можно говорить лишь с появлением языковых форм и развитии речевого мышления, через которое человек выражает отношение к миру и самому себе. Чем лучше развит язык, тем более тонкие градации отношений можно выразить посредством языка. И чем сложнее взаимодействие с миром, тем больше обогащается язык.
В ранние периоды истории человек уже пытался выразить свое отношение к миру и запечатлеть то, что видел. Конечно, это было, скорее, не отношение как таковое, а констатация факта увиденного. Например, сцены охоты – один из таких образцов наскальной живописи относят примерно к 9-8 веку до нашей эры:
По мере развития человеческого общества появляются более развитые формы отношения человека к миру: верованья, мифы, легенды, которые со временем трансформировались в более сложные религиозные системы.
Ранние формы религии – это, по сути, те же верования, только обставленные более сложными ритуалами. Например, фетишизм как вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Или анимизм – вера в дух умерших людей и животных.
При всех различиях религий в разные времена у разных народов везде прослеживается мысль о наличии некой «жизни после смерти», где есть другой мир, другие отношения, которые определенным образом влияют на ныне живущих.
Религия на протяжении многих веков оставалась определяющим способом отношения человека к миру, хотя с развитием человеческой мысли предпринимались попытки альтернативного философского понимания мира и отношения к окружающей действительности.
Настоящая кладезь идей о взаимоотношении человека и мира – это древнегреческая философия. Среди множества учений стоит выделить, пожалуй, взгляды Гераклита Эфесского (544-483, можно встретить другие даты плюс-минус 3-4 года). Его взгляды отличались этической и метафизической ориентацией и афористичностью выражения.
До нашей эпохи дошли лишь фрагменты сочинений Гераклита, из которых известно, что одним из ключевых было его учение об изменчивости мира и всеобщей борьбе противоположностей в природе и человеческой жизни [Гераклит, 1910].
Философ утверждал, что все в мире находится в постоянном движении и изменении, и эти изменения происходят в результате борьбы противоположностей. Гераклит утверждал, что мир является единым, все в нем взаимосвязано и взаимодействует друг с другом, поэтому человек не может быть отделен от мира, и должен жить в гармонии с природой и ее законами.
Гераклит учил, что мысли и действия человека формируют его характер и определяют его отношение к миру. Он подчеркивал важность самопознания и самоанализа для достижения гармонии с самим собой и миром в целом.
Подобные взгляды прослеживаются и в более поздних философских учениях. Так, многим гуманистическим взглядам эпохи Средневековья свойственна афористичность и иносказательность, попытки найти грань между «природным» и «божественным». Например, как в произведениях Данте Алигьери (1265-1321) и Франческо Петрарки (1304-1374), где философия, по сути, «сливается» с литературой и философские взгляды выражаются в литературной форме.
Однако настоящий прорыв в отношении к окружающему миру произошел с развитием науки. Возможность объяснить с научной точки зрения явления окружающего мира предопределила серьезные подвижки в отношении человека к миру.
Достаточно долго этот «новый взгляд на мир» оставался уделом избранных и наиболее образованных людей, и к тому же весьма небезопасным занятием, потому что церковь отчаянно боролась за влияние на умы народных масс, вплоть до сожжения инакомыслящих.
Сегодня в цивилизованных странах наука и образование гораздо в большей степени предопределяют отношение человека к миру, нежели религия, верования, мифология и прочие форматы, которые в принципе могут мирно сосуществовать с наукой и цивилизацией.
Однако с развитием цивилизации в отношение человека к миру стали все больше и больше «вклиниваться» соображения целесообразности тех или иных действий для получения материальных благ, достижения материального достатка, возможности распоряжаться ресурсами для дальнейшего обогащения.
Собственно, когда на повестку дня встает такая тема, как война и мир, отношение к войне, люди меньше всего думают о том, какой ущерб природе нанесут боевые действия. Отношения в современном мире «вращаются» вокруг владения материальными ценностями и ресурсами, а о том, что первичным источником всех материальных благ и ресурсов является природа и собственно окружающий нас мир, люди предпочитают не думать.
Это грустно, потому что если подтвердится гипотеза ученого и футуролога Джеймса Лавлока (1919-2022), много лет проработавшего в NASA, что Земля – это живой организм, что Земля вполне может предпринять меры для собственной самозащиты.
Тогда вполне может случиться сценарий развития событий, как в известном анекдоте про две планеты, встретившиеся на бескрайних просторах Галактики, когда одна из них в ответ на вопрос «Как дела?» ответила, что «Плохо, люди вот завелись, покоя не дают своими глупостями и войнами, постоянно что-то жгут, бурят, взрывают, зуд страшный». На это другая планета ответила, что «Ничего страшного, у меня как-то завелись, так я их вывела».
Есть более мягкая версия анекдота, когда планета отвечает что-то вроде того, что «У меня тоже были люди, но прошли, как проходит болезнь». Однако суть, в целом, такая же. В принципе, в книге Джеймса Лавлока «Новацен. Грядущая эпоха сверхразума» достаточно доходчиво объясняется, почему гибель человечества – это нормально [Д. Лавлок, 2022].
Однако нам всем от этого будет не легче. Да и степень разумности сверхусилий «сильных мира сего» по борьбе за ресурсы, которыми они все равно не успеют воспользоваться, вызывает серьезные сомнения. Думается, на оставшиеся пару поколений ресурсов, находящихся во владении «властителей мира», и так хватило бы.
Интересно, кстати, что сам Джеймс Лавлок прожил долгие 103 года и умер точно в день своего рождения 26 июля 2022 года. Видимо, отношение к планете Земля, как к живому организму, каким-то образом способствует долголетию, как минимум в пределах жизни одного отдельно взятого человека.
Как же выглядит сегодня глобальная система отношений «Человек – Мир» и можно ли что-то отладить в этой системе так, чтобы люди жили мирно и спокойно, а нашей планете ничто не угрожало? Давайте изучим все компоненты и уровни системы и попробуем найти ответ на этот вопрос.
Как выглядит система отношений «Человек – Мир»?
Систему отношений «Человек – Мир» можно рассматривать как сложный комплекс взаимодействий, которые возникают между человеком и окружающей средой. Эти взаимодействия могут быть физическими, химическими, биологическими, социальными, экономическими и культурными. Понемногу о каждом:
- Физические отношения между человеком и миром включают в себя взаимодействия, которые происходят между физическим телом человека и окружающим миром, такие как гравитационные, электромагнитные, тепловые и прочие воздействия на физическом уровне.
- Химические отношения включают в себя взаимодействия между человеком и окружающей средой, которые связаны с химическим составом и свойствами веществ. Например, взаимодействие человека с водой, пищей, воздухом и токсичными веществами.
- Биологические отношения между человеком и миром связаны с процессом взаимодействия человека с живыми организмами и экосистемами, в которых они существуют. Это включает в себя взаимодействие с растениями, животными, микроорганизмами и другими биологическими системами, отношение к миру природы в целом.
- Социальные отношения включают в себя взаимодействия между людьми в различных сферах деятельности, таких как работа, образование, культура, политика и т.д. Мир социальных отношений также включает в себя взаимодействия между человеком и государством, государством и мировым сообществом, международные отношения стран мира.
- Экономические отношения между человеком и миром связаны с производством, потреблением и распределением материальных благ и ресурсов в обществе. Они подразумевают взаимоотношения между человеком и рынком, трудовые отношения, финансы и торговлю.
- Культурные отношения между человеком и миром – это взаимодействия и связи между человеком и культурной средой, которая окружает его. Культурные отношения охватывают духовную сферу, обычаи и традиции, религию и веру, сферу литературы и искусства, включают в себя взаимодействие между человеком и различными формами культуры, такими как музыка, танцы, кино, театр и прочими.
Это основные компоненты системы отношений «Человек – Мир», сложившиеся в процессе эволюции. И в ходе эволюции человек освоил разные уровни взаимодействия и отношений с окружающим миром.
Уровни отношений с окружающим миром
Существуют различные уровни отношений человека с миром, которые можно рассматривать в различных контекстах и перспективах. И, если самые первые древние люди, жившие на планете Земля, взаимодействовали с окружающим миром на самом простейшем уровне, сегодня мы ведем речь о взаимодействии на цифровом уровне в виртуальном мире, который создан человеком и является неотъемлемой частью жизни сегодня. Итак, о каких же уровнях отношений с окружающим миром идет речь:
- Биологический уровень – на этом уровне отношения человека с миром связаны с его физическими потребностями и биологическими функциями. Человек и его выживание полностью зависят от природных ресурсов.
- Экономический уровень – на этом уровне отношения человека с миром связаны с производством. Человек использует природные ресурсы для создания материальных благ, и его экономические решения влияют на окружающую среду.
- Экологический уровень – тут наблюдается более глубокий уровень взаимодействия с окружающей средой, включающий понимание экологических проблем, таких как загрязнение воздуха, воды и почвы, вымирание видов и изменение климата, и принятие мер по их решению.
- Культурный или духовный уровень – на этом уровне отношения человека с миром связаны с его культурными традициями, верованиями и ценностями. Этот уровень подразумевает принятие ответственности за сохранение культурного наследия, уважение к различным культурам и традициям, поиск гармонии с природой и вселенной, поиск своего места в мире.
- Цифровой уровень – связан с использованием информационных технологий для взаимодействия с миром, как реальным, так и виртуальным. Это широкий спектр взаимодействий, включающий общение, покупки, чтение книг, просмотр фильмов, обучение, образование, игры и виртуальные путешествия.
Особенность цифрового уровня такова, что посредством информационных технологий происходит взаимодействие как с реальным миром (например, покупки реальных товаров и услуг через Интернет), так и с виртуальным миром, который создал сам человек для удовлетворения тех потребностей, которые недоступны в существующем материальном мире (компьютерные игры, виртуальные полеты в космос, искусственный интеллект).
ожно взглянуть на мир в отношениях различного уровня чуть иначе. Так, столетие тому назад ни о каких цифровых взаимодействиях речь не шла, однако отношение человека к миру и самому себе интересовало ученых ничуть не меньше, чем сегодня. Тут нужно сказать, что отношение – это одна из центральных категорий отечественной психологии, которую ввел в научный оборот невролог, физиолог, психолог, генерал-лейтенант медицинской службы Русской императорской армии Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927).
Владимир Бехтерев, будучи ко всем своим заслугам еще и основоположником отечественной рефлексологии, старался свести все явления не то, чтобы к рефлексам, а к неким поддающимся наблюдениям и описанию аспектам.
В контексте нашей темы отметим, что Бехтерев исследовал отношение личности к окружающей действительности и подчеркивал значение мотивов поведения, изменяющихся на основе индивидуальной переработки внешних воздействий. Одной из его наиболее значимых работ является «Коллективная рефлексология», которую Бехтерев завершил за несколько лет до своей смерти [В. Бехтерев, 1921].
Ученики Бехтерева продолжили его исследования и пришли к выводу, что отношение человека к миру можно рассматривать на следующих уровнях:
- Психофизический – подразумевается активность психики, проявляемая на уровне нервной раздражимости и высшей нервной деятельности. Эти параметры задаются на генетическом уровне как видовые признаки и наследуемые характеристики.
- Поведенческий – подразумевается активность человека, выраженная внешним образом, определяемая научением, исследовательским поведением, накоплением жизненного опыта.
- Индивидный – подразумевается активность человека, выраженная в действиях и проявлениях, свойственных для того или иного пола, возраста, социального статуса.
- Личностный – подразумевается активность человека как социального существа в составе социума, некой общности, проявляемой в форме осознанных поступков и действий.
- ентальный – подразумевается активность человека, определяемая его самосознанием и этнокультурным образом мира в процессе осмысления человеком своего места в жизни в соответствии с актуальными социальными нормами и ориентирами.
- Социокультурный – подразумевается активность человека как общественного индивида, представителя социума и культуры, определяемая социокультурными нормативами и паттернами поведения, ценностными ориентирами и укладом жизнедеятельности, принятым в современном ему социуме.
Как видим, ментальный и социокультурный уровни в понимании ученых того времени изрядно пересекались, что справедливо и для сегодняшнего дня. Кроме того, в работах учеников Бехтерева, в частности, Алексея Лазурского (1874-1917), была задана структура категорий явлений, к которым человек выстраивает свое отношение [А. Лазурский, 1997]. В этой структуре отношений человека к миру выделяется 15 элементов:
- Отношение к предметам материального мира.
- Отношение к живой природе.
- Общее отношение к людям.
- Сексуальные отношения.
- Общее отношение к социальной группе.
- Семейные отношения.
- Отношение к государству.
- Отношение к труду.
- Отношение к собственности.
- Отношение к различным внешним нормам.
- Отношение к морали и нравственности.
- Отношение к религии и вере.
- Отношение к науке и познанию.
- Отношение к искусству и культуре.
- Отношение к самому себе.
Заметим, что при некоторой обобщенности выделенных элементов такая структуризация заслуживает внимания и в целом упрощает понимание уровней отношения человека к миру.
В любом случае, эти уровни отношений между человеком и миром взаимосвязаны и влияют друг на друга. Они помогают нам понимать многообразие и сложность наших отношений с окружающим миром и наши возможности влиять на него.
Уровни отношения к миру претерпевают трансформацию на протяжении все жизни человека. Так, если для младенца его мама с папой – это и есть весь мир, то главы стран и корпораций могут принимать решения, влияющие на судьбы мира.
К слову, правильно выстроить отношения внутри семьи и отношение ребенка к окружающему миру поможет книга «Родитель – ребенок: мир отношений», сохраняющая актуальность на протяжении уже нескольких поколений [Х. Гинотт, 1965].
ы же продолжим тему и скажем, что внутри каждой составляющей системы отношений, внутри каждого ее уровня складываются разные типы отношений. Рассмотрим эти типы отношений человека к миру подробнее.
Типы отношений человека к миру: какие бывают?
Существует несколько основных типов отношений человека с миром, которые могут варьироваться в зависимости от разных действующих факторов, индивидуальных предпочтений и жизненного опыта. Итак, какие же основные типы отношений можно выделить? Нам в помощь книга «Система человек и мир», и мы сосредоточимся на самом главном [Е. Кузьмин, 2010].
Антагонистические отношения
Антагонистические отношения – человек рассматривает мир как враждебное окружение, которое необходимо преодолеть, чтобы выжить или добиться успеха. Такие люди склонны к конфликтам и соперничеству с другими людьми, а также к восприятию опасности и угрозы в окружающей среде.
Антагонистическое отношение может быть вызвано различными факторами, такими как личные травмы, социальные неравенства, глобальные проблемы, такие как изменение климата и экологические кризисы.
Люди, имеющие антагонистическое отношение к миру, могут испытывать чувства беспомощности, разочарования и отчаяния, и они могут считать, что мир несправедлив и неспособен предложить им достаточно возможностей для личного роста и развития.
В таких случаях важно осознать, что мир не всегда враждебен, и что человек может найти способы улучшения своего отношения к миру, например, через изменение своей жизненной ситуации, личного развития и позитивного мышления.
Гармоничные отношения
Гармоничные отношения – человек видит мир как гармоничное и сбалансированное место, где все элементы природы взаимодействуют в гармонии и равновесии. Такие люди часто проявляют заботу об окружающей среде и стараются жить в ладу с окружающим миром.
Это, по сути, положительное отношение, при котором человек рассматривает мир как дружественное место, где он может чувствовать себя в безопасности и в гармонии с окружающей средой. Подобное отношение обычно формируется под воздействием таких факторов, как положительный опыт взаимодействия с другими людьми, общения с природой и т.д.
Люди, имеющие гармоничные отношения с миром, могут испытывать чувства удовлетворения, радости и благодарности, и они могут видеть, что мир является местом, где они могут реализовать свой потенциал и достигнуть своих целей.
Для развития гармоничных отношений с миром важно уделить внимание своему внутреннему миру, своим мыслям и эмоциям, а также общению с окружающей средой и другими людьми.
Для гармонизации собственного внутреннего состояния можно практиковать медитацию, заниматься спортом, чаще общаться с друзьями и близкими, заботиться о своем здоровье и благополучии окружающей среды, чтобы создать гармоничное и благоприятное окружение для себя и других.
Инструментальные отношения
Инструментальные отношения – человек использует мир как инструмент для достижения своих целей. В этом случае мир рассматривается как набор ресурсов и возможностей, которые человек может использовать для своих целей.
Такое отношение может проявляться в различных сферах жизни, например, в экономике, где человек использует ресурсы для создания продуктов и услуг, которые он может продать для получения прибыли. Еще это может проявляться в личных отношениях, где человек может использовать своих друзей или партнеров для достижения своих целей.
Важно отметить, что инструментальные отношения с миром не обязательно являются отрицательными или эгоистичными. Это могут быть здоровые отношения, если они используются во благо. Например, для достижения целей, которые способствуют благополучию людей, общества, природы.
Тем не менее, если инструментальные отношения становятся единственным способом взаимодействия с миром, когда человек «скатывается» к исключительно прагматичному подходу и думает только о ресурсах, которые могут помочь ему достичь желаемого результата, это может привести к проблемам.
В личной сфере это такие проблемы, как социальная изоляция и сложности коммуникаций. В глобальном масштабе такой потребительский подход ведет к ущербу окружающей среде, социальному недовольству и противостоянию в обществе, прочим проблемам. Поэтому важно находить баланс между инструментальными отношениями и другими типами отношений с миром.
Контемплативные отношения
Контемплативные отношения – человек наблюдает за миром и пытается понять его без какой-либо активной попытки воздействовать на ситуацию. Такие люди часто проявляют интерес к исследованию окружающей среды и пытаются понять законы и принципы ее функционирования.
Еще можно сказать, что контемплативные отношения – это когда человек рассматривает мир как объект контемпляции или как объект для размышления, обдумывания и осознания его внутреннего смысла и значения.
В контемплативных отношениях человек открывает себя миру, как он есть, и принимает его таким, каким он является. Человек изначально не стремится изменить мир или использовать его для достижения своих целей, а стремится понять и принять его, как часть своего внутреннего мира.
Контемплативные отношения могут проявляться в различных формах, например, в медитации, где человек сосредотачивает свой ум на объекте контемпляции, таком как дыхание, звук или мысль. Они также могут проявляться в творческом процессе, когда человек принимает мир как источник вдохновения и создает произведения искусства, отражающие его отношение к миру.
Важно отметить, что контемплативные отношения с миром не означают постоянную пассивность или «запрет на действия». Напротив, контемплативные отношения могут стать источником вдохновения для принятия активных мер по изменению мира, если это требуется в перспективе.
Так или иначе, контемплативные отношения с миром могут привести к глубокому пониманию мира и себя, а также к обретению внутреннего мира, который не зависит от внешних обстоятельств.
Социальные отношения
Социальные отношения – человек рассматривает мир как место для общения и взаимодействия с другими людьми. Такие люди ценят отношения с окружающими, и стараются развивать социальные связи, которые помогают им достигать своих целей и жить полной жизнью.
Социальные отношения бывают самыми разными: дружба, сотрудничество, конкуренция, соперничество и т.д. Эти отношения могут проявляться на различных уровнях, от индивидуальных взаимоотношений до более широких социальных групп, таких как коллектив, общество, нация.
Социальные отношения могут быть положительными или отрицательными. Положительные отношения характеризуются взаимовыгодным взаимодействием и уважением друг к другу. Отрицательные отношения, наоборот, характеризуются конфликтами и неуважением друг к другу.
Важно отметить, что социальные отношения и формируются человеком, и воздействуют на него. Так, социальная среда может оказывать влияние на личность, ее поведение, мировоззрение и ценности.
В социальных отношениях важна взаимность и уважение к другому человеку и миру в целом. Человек должен уметь находить баланс между своими личными интересами и интересами общества, в котором он живет, чтобы построить эффективные социальные отношения и способствовать как собственному благополучию, так и процветанию других людей.
Итак, мы с вами рассмотрели систему отношений «Человек – Мир» и типы отношений человека с миром. Можно ли что-то отладить в этой системе так, чтобы люди жили мирно и спокойно, а нашей планете ничто не угрожало? Гипотетически можно, однако, для этого нужны воля и целенаправленные усилия достаточно большого количества людей.
В рамках своей жизни можно попытаться относиться к окружающему нас миру и природе добрее – тогда ваша собственная жизнь станет интереснее и насыщеннее. И это уже хорошо независимо от всевозможных негативных прогнозов и предположений, сколько нам и нашему миру «осталось быть» на самом деле.
У вас это будет получаться значительно лучше, если вы пройдете наши программы «Психология отношений» и «Когнитивистика». Мы приглашаем вас на наши курсы и программы. Мы желаем вам мира, добра и благополучия. И мы предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: