Что такое музыкальный слух? Всем ли он нужен или только певцам и музыкантам? Можно ли его развить? И так ли все безнадежно, если человеку, как говорится, «медведь на ухо наступил»? На самом деле современные техники самообразования позволяют развить все, что угодно. В этом вы сможете убедиться, если пройдете наш курс «Лучшие техники самообразования». А пока поговорим о музыкальном слухе.
Что такое музыкальный слух?
Под музыкальным слухом понимается комплекс способностей человека, позволяющих ему воспринимать музыку, оценивать ее узкоспециальные характеристики, такие как высота, тембр, наличие призвуков, входящих в спектр музыкального звука. Наличие музыкального слуха является обязательным условием для успеха в таких профессиях как музыкант, композитор, певец, дирижер, аранжировщик, звукорежиссер, танцор.
Кроме того, музыкальный слух помогает во всех видах деятельности, так или иначе связанных с восприятием, правильной интерпретацией и/или правильным воспроизведением звуков. Например, изучение иностранных языков, декламация стихов, охота на диких зверей и птиц, работа с эхолотом для исследования морского дна, служба на флоте в качестве гидроакустика на подводной лодке.
Различают более десятка разновидностей музыкального слуха, причем в разных классификациях можно встретить разные названия и разную степень детализации каждого определения. Однако в повседневной практике даже профессиональные музыканты оперируют лишь основными понятиями.
Основные виды музыкального слуха:
- Абсолютный – способность точно определять и запоминать высоту звука (ноту) без сравнения с заранее заданной высотой звука (нотой).
- Относительный (интервальный) – способность идентифицировать звуковысотные соотношения, т.е. расстояния (интервалы) между нотами.
- Внутренний – способность мысленно «услышать» музыку. Классический пример обладания таким слухом – Бетховен, потерявший способность слышать, но не потерявший дар писать музыку, воспринимая ее звучание лишь внутренним слухом.
- Ритмический – способность идентифицировать длительность и последовательность звучания нот (ритм), а также скорость звучания музыки (темп).
- Мелодический – способность воспринимать движение мелодии и изменение высоты звуков друг относительно друга.
- Гармонический – способность воспринимать ноты, звучащие вместе, и воспроизводить их по одной.
- Ладовый – способность слышать взаимоотношения между нотами и их сочетаниями, различать минорную и мажорную тональность, устойчивые и неустойчивые звуки, напряжение и разрежение в музыке.
- Архитектонический – способность различать формы музыкального произведения, идентифицировать закономерности его строения.
- Фактурный – способность воспринимать фактуру («музыкальную ткань») произведения, определять способ оформления многоголосной композиции, слышать нюансы звучания всех участвующих в оформлении произведения голосов и музыкальных инструментов.
- Полифонический – способность слышать и мысленно представлять ход двух и более мелодий и/или голосов внутри произведения.
Полифонический слух считается самым сложным для развития, т.к. разные мелодии и/или голоса внутри музыкального произведения могут возникать и развиваться несинхронно, догонять по ходу произведения или запаздывать со вступлением, как фуга или канон. Классическим примером обладания полифоническим слухом считается Моцарт. В 14-летнем возрасте он с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где услышал произведение Грегорио Аллегри Miserere.
Там, помимо музыки, звучало 9 голосов, однако Моцарт на слух запомнил и потом записал ноты этого сложнейшего почти 15-минутного произведения. К слову, ноты хранились в тайне, а за их копирование грозило отлучение от Церкви. Однако, когда Папа Римский узнал, что юный Моцарт смог запомнить это произведение на слух, и лично удостоверился, что воспроизведенные Моцартом ноты не содержат ошибок, он наградил его орденом Рыцаря золотой шпоры.
Наличие полифонического слуха дает выраженные преимущества, но для начала следует развить относительный или интервальный музыкальный слух. Когда речь заходит о развитии музыкального слуха, в первую очередь подразумевается именно работа над развитием способности слышать интервалы между нотами. В программу обучения в музыкальных школах, колледжах, академиях включена специальная учебная дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха, которая называется сольфеджио.
О приемах и методах развития музыкального слуха мы расскажем чуть позже, а сейчас подробнее остановимся на вопросе, который волнует многих людей. Можно ли развить музыкальный слух, если он не развит от природы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вникнуть в природу человеческого слуха, и понять, как он работает.
Как работает человеческий слух?
Человеческий слух зависит от комбинации когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепей нейронных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от ушной улитки до головного мозга и обратно. Для справки: ушная улитка – это передний отдел перепончатого лабиринта, отвечающий за слуховую часть внутреннего уха, воспринимающего и распознающего звуки.
Задача органов слуха – анализировать звуки окружающей среды и передавать результаты этого анализа в мозг. В органах чувств есть специализированные сенсорные клетки, которые преобразуют сигнал окружающей среды в электрическую энергию. Затем изменение электрической энергии преобразуется в цифровой код, который передается в мозг. Слуховая система человека выполняет анализ звука и преобразует его в нейронный код. Данный процесс подробно описан в работе How the ear works – nature’s solution for listening [W. Brownell, 1997].
Таким образом, для обработки звуков, связанных как с музыкой, так и с языком, задействованы одинаковые нейронные пути. И если человек слышит звуки, следовательно, он точно таким же образом может слышать и музыку. И точно так, как он со временем запоминает голоса и различает тембр своих новых знакомых, коллег, сотрудников, соседей, он может запоминать и различать нюансы звучания музыки.
Другое дело, что в быту люди обычно не задаются целью различать нюансы звучания голоса того или иного знакомого, классифицировать разговорный диапазон его голоса по нотам, не вникают в нюансы звукоизвлечения. Если поставить перед собой все эти задачи, даже в быту каждый человек будет слышать намного больше, чем если не будет обращать внимание на такие тонкости.
Однако все, что касается профессиональных занятий музыкой, требует концентрации на вышеописанных нюансах. И даже если человек не знает ноты и названия интервалов, он все равно идентифицирует и запоминает их на слух, что и позволяет воспроизводить песню. Это в случае, если человек обладает развитым музыкальным слухом, как говорится, от природы. Если же природа не наградила такой суперспособностью слышать нюансы звучания музыки, ее можно развить.
Вы уже знаете о том, что восприятие звуков – это комбинации когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепей нейронных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от ушной улитки до головного мозга и обратно. Поэтому, подключив сознание и дав соответствующую команду мозгу, человек может сделать восприятие музыки более осознанным.
Более того, занятия музыкой и работа над развитием музыкального слуха улучшают способности человека более тонко воспринимать звуки окружающего мира, лучше слышать тихие звуки и точнее идентифицировать источник звука. Ученые провели ряд исследований, описанных в работе Playing Music for a Smarter Ear: Cognitive, Perceptual and Neurobiological Evidence и выяснили, что слуховой опыт, накопленный за годы последовательной музыкальной практики, всесторонне настраивает слуховую систему человека, укрепляет нейробиологические и когнитивные основы обработки музыки и речи [D. Strait, N. Kraus, 2011].
И даже кратковременные тренировки дают видимый (точнее, слышимый) эффект в способности различать высоту звука. В работе группы ученых Influence of musical and psychoacoustical training on pitch discrimination («Влияние музыкальной и психоакустической тренировки на различение высоты звука») на примере двух групп по 30 человек убедительно доказано, что путем специальных тренировок можно со временем достичь практически такой же чувствительности восприятия звуков, как у музыкантов, специализирующихся на классической музыке [С. Micheyl et al., 2006].
Если же у вас задачи попроще, чем исполнять классические произведения на большой сцене, вам вполне под силу самим развить свои способности слышать больше и лучше. Но прежде, чем мы начнем давать советы, как развить музыкальный слух, следует определиться с критериями прогресса. Другими словами, в какой момент и как именно вы поймете, что стали слышать музыку лучше, чем раньше. Поэтому для начала нужна проверка музыкального слуха.
Как проверить музыкальный слух?
Способы проверки достаточно стандартны, их предложат в любой музыкальной школе, если вы, допустим, решите проверить музыкальный слух у ребенка. Проверка ведется по трем основным направлениям: чувство ритма, способность к интонированию, музыкальная память.
Как проверить музыкальный слух:
- Чувство ритма – для испытуемого настукивают какой-либо ритм и просят повторить. При наличии музыкального слуха испытуемый точно воспроизводит ритм. Чем более сложный ритм удается воспроизвести, тем лучше чувство ритма у испытуемого.
- Способность к интонированию – испытуемому дают прослушать мелодию и просят напеть. При наличии музыкального слуха испытуемый легко воспроизводит небольшой фрагмент мелодии в пределах рабочего диапазона своего голоса. Чем более сложную мелодию удается воспроизвести, тем лучше способность к интонированию у испытуемого.
- Музыкальная память – испытуемого просят отвернуться и играют для него ноту, затем просят его найти эту ноту на музыкальном инструменте, обычно на фортепиано. Предварительно следует показать, что более низкие звуки издают клавиши слева, более высокие – клавиши справа.
Далее можно зафиксировать результаты проверки и повторить этот тест на музыкальный слух, например, через месяц занятий. Тогда можно будет легко оценить наличие или отсутствие прогресса. Например, если изначально удавалось воспроизвести только самый простой ритм или простую мелодию, а через месяц получилось воспроизвести нечто заметно сложнее, значит, прогресс есть.
В нашу цифровую эпоху можно проверить музыкальный слух онлайн при помощи специальных сервисов. Так, американский врач и профессиональный музыкант Джейк Мэнделл разработал целую систему тестов Music Tests, позволяющих проверить разные аспекты музыкального слуха [J. Mandell, 2020]. В частности, прослушать 36 пар похожих либо идентичных музыкальных отрывков и ответить на вопрос, являются ли они одинаковыми (зеленая кнопка) или разными (красная кнопка).
Для более продвинутых пользователей, имеющих представление о звучании различных музыкальных инструментов, есть более сложные тесты. Вам будет предложено ответить, какой инструмент звучит в предложенном музыкальном отрывке. Например, вам предложат послушать тихое фортепиано далеко на фоне и угадать, что играет, когда останавливается бас:
- оркестровый треугольник;
- колокольчики и ксилофон;
- звуки живой природы;
- скрипка-пиццикато.
Или такой вопрос: какие два инструмента делают песню такой душевной? Выбрать нужно из следующих комплектов инструментов:
- банджо и губная гармошка;
- ситар и баян;
- балалайка и труба;
- гитара и свисток.
Чтобы ответить на первый вопрос, нужно, как минимум, иметь представление, что такое ксилофон и скрипка-пиццикато. А чтобы разобраться со вторым, нужно знать, как звучат банджо и ситар, которые не слишком широко распространены в нашей культуре.
Особый интерес представляют онлайн-сервисы, которые дают возможность как проверить музыкальный слух, так и поработать над развитием музыкального слуха. Например, сервис «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма», где есть блок теории и практические упражнения. Их выполнение оценивается по 10-балльной системе результаты можно сохранить, а спустя время вновь пройти тест на музыкальный слух и сравнить новые результаты с предыдущими. Как развивать музыкальный слух, чтобы увидеть прогресс? Давайте рассмотрим разные способы!
Как развить музыкальный слух?
Коль скоро мы уже начали говорить о сервисе «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма», давайте рассмотрим его подробнее. Он ценен тем, что имеет четкую структуру, сходную с планом занятий в музыкальной школе. Тут сразу понятно, над чем именно вам предстоит работать в том или ином разделе.
Начать рекомендуется с самого простого – упражнений на интервалы. Сначала предлагается ознакомиться с теорией и терминами, которые будут использованы в заданиях, а потом перейти к заданиям:
- сравнение интервалов;
- определение интервалов;
- пение интервалов;
- чтение интервалов.
Желающие вникнуть в тему более глубоко могут перейти к упражнениям на гаммы и аккорды. Там тоже будет предложена теоретическая часть и практические тесты. В отдельный раздел вынесены упражнения на ритм. Помимо теории там есть следующие практические задания:
- чтение ритма;
- диктовка ритма;
- имитация ритма.
Из русскоязычных сервисов с подобным функционалом можно еще отметить GNU Solfege. Есть неплохие варианты и в англоязычном сегменте. Это, в частности, программы EarToner, InPitch, Tete.
Если эти программы покажутся вам слишком сложными, можно начать с варианта попроще. Например, играть ноты на музыкальном инструменте и одновременно петь их. В отсутствие музыкального инструмента можно скачать онлайн-фортепиано (симулятор пианино). Клавиши разворачиваются вдоль широкой стороны экрана планшета или смартфона и, в принципе, играть удобнее на планшете (лучше 10-дюймовом).
Тем, кто совсем не умеет играть и пока не знает даже ноты, рекомендуем приложение Perfect Piano. В настройках можно задать удобное для вас количество клавиш на экране, подписать на клавишах ноты, добавить эффект электропианино или синтезатора, управлять длительностью звучания ноты. Белое поле поверх затемненных клавиш вверху экрана можно сместить вправо или влево, чтобы на экране отображались клавиши с более низким (слева) или более высоким (справа) звучанием:
Начать тренировку музыкального слуха можно стандартно, как в музыкальной школе: с гаммы до-мажор. Это просто все подряд белые клавиши, начиная с ноты «до». Новичкам для простоты рекомендуется подписать ноты как do, re, mi, fa, sol, la, si, do. Данный вариант обозначения нот можно выбрать в настройках. Именно эти ноты и нужно сыграть и спеть как раз в такой последовательности:
Упражнение можно усложнить: спеть гамму не только в прямом, но и в обратном порядке, играть все клавиши подряд, белые и черные, играть и петь do-re-do, затем do-mi-do, потом do-fa-do и т.д.
Чтобы проверить, насколько точно вы попадаете в ноты, рекомендуется скачать Pano Tuner. После установки и начала работы вам нужно разрешить программе доступ к микрофону. Так программа будет улавливать звуки и показывать, какую ноту вы сейчас взяли. Вы, соответственно, получаете наглядную возможность контролировать, удалось ли вам попасть в ту ноту, которую вы хотели взять, или нет.
В Pano Tuner по умолчанию принято стандартное обозначение нот С («до»), D («ре»), E («ми»), F («фа»), G («соль»), A («ля»), B («си»). Новички часто задаются вопросом: почему первая нота октавы обозначается буквой С, а не буквой А? Дело в том, что когда буквенная система обозначения нот только начинала зарождаться, музыкальный звукоряд было принято начинать с ноты «ля», а не с ноты «до», как сейчас. Именно поэтому буква А досталась ноте «ля», и закрепилась за ней в дальнейшем.
Если и это вам кажется сложным, можно просто записаться на урок к профессиональному преподавателю музыки. Если вы живете в небольшом населенном пункте, где нет возможности найти музыкального педагога, можно поискать онлайн-уроки. Такие занятия доступны везде, где можно выйти в Интернет.
Но не важно, будете вы заниматься сами или с педагогом, принципы успешной работы по развитию музыкального слуха будут общими. Если кратко изложить основное содержание учебников по сольфеджио, есть 3 основных типа упражнений по развитию музыкального слуха.
Вся суть сольфеджио за 3 минуты:
- Последовательное воспроизведение нот – вам играют ноты по одной, а вы поете то, что слышите.
- Одновременное воспроизведение нот с необходимостью вычленить на слух каждую ноту – вам играют одновременно 2 или 3 ноты (одни и те же 2-3 раза подряд), а вы должны спеть последовательно каждую из прозвучавших нот.
- Акапельное пение – вам сначала играют ноту/ноты, вы потом должны спеть эту ноту/эти ноты без музыкального сопровождения по памяти.
После того как данные упражнения перестанут вызывать затруднения, можно перейти на более сложный уровень. Например, пытаться подобрать на слух мелодию из понравившейся песни, используя музыкальный инструмент или же Perfect Piano. Далее можно попробовать спеть отрывок из песни, контролируя попадание в ноты с помощью Pano Tuner.
Развитию музыкального слуха помогает «музыкальная наблюдательность»: пытайтесь услышать, какие музыкальные инструменты звучат в той или иной композиции, а потом сопоставьте свои догадки с действительностью, посмотрев запись живого выступления. Пытайтесь на слух отличить бэк-вокал от дабл-трекинга. Для справки: дабл-трекинг – это когда вокал или партии инструментов записывают 2 раза или более и затем накладывают друг на друга.
Итак, подытожим советы по развитию музыкального слуха:
- Самостоятельные занятия с компьютерной программой или специальным мобильным приложением.
- Самостоятельные занятия с музыкальным инструментом или симулятором музыкального инструмента.
- Занятия с педагогом по музыке или вокалу.
- Подбор мелодий на слух при помощи музыкальных инструментов или симуляторов.
- Пение песен и мелодий с контролем попадания в ноты.
- Анализ инструментальных партий музыкального произведения на слух.
- Анализ вокального дизайна музыкального произведения.
Отдельная тема – развитие музыкального слуха у ребенка. Маленькие дети в силу возраста не могут самостоятельно сосредоточиться на занятиях, поэтому лучше их организовать в игровой форме.
Как развить музыкальный слух у ребенка 2-5 лет:
- Предлагать слушать разные музыкальные композиции (детские песни, эстраду, блюз) и затем обсуждать нюансы звучания композиции (быстрая или медленная), эмоциональный фон (веселая или грустная).
- Предлагать угадать предмет по звуку (трясти пакет с крупой, звенеть ключами, стучать по дереву и т.д.)
- Обращать внимание ребенка на звуки окружающего мира (шелест травы, плеск воды, шум мотора автомобиля).
- Предлагать ребенку подражать звукам окружающего мира (изобразить, как мяукает кошка, лает собака, заводится мотоцикл).
- Подарить ребенку игрушечные музыкальные инструменты (бубен, гитару, саксофон и прочее).
- Показать ребенку, как отбивать ритм музыки, как попадать в такт, предлагать похлопать в такт мелодии.
- Разучивать с ребенком простые детские песенки.
Эти простые и веселые шаги помогут не только развить музыкальный слух у ребенка, но и приобщить его к волшебному миру музыки и подготовить ко многим видам деятельности, где наличие музыкального слуха будет большим преимуществом. Более того, научные исследования наглядно доказывают, что занятия сольфеджио способствуют успехам в математике. В частности, подобные наблюдения изложены в работе «Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио» [Е. Ежова, 2007].
Если ваш ребенок демонстрирует способности выше среднего, можно рекомендовать для ознакомления работу «Развитие звуковысотного слуха детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности» [И. Ильина, Е. Михайлова, 2015]. А подходящие для детей песни и упражнения можно найти в работе «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио» [К. Малинина, 2019].
В общем, независимо от того, есть ли музыкальный слух у вас или ваших детей, всегда можно найти возможность улучшить и усовершенствовать навыки в этой области. Если вы решите делать это самостоятельно, обязательно пройдите наш курс «Лучшие техники самообразования», где за 5 недель можно намного улучшить эффективность изучения практически любой школьной или вузовской дисциплины, иностранного языка и любой новой для вас информации.
Желаем удачи и до встречи!