Скорее всего, вы часто занимаетесь несколькими делами одновременно. Например, во время остановки на красный свет листаете соцсети, а когда общаетесь в чатах, составляете рабочий отчет или играете в игру на телефоне. В современном мире, где технологии повсюду, это стало нормой и кажется, что можно легко переключаться между задачами.
Однако такая многозадачность может негативно влиять на продуктивность и психическое здоровье. Исследования показывают, что выполнение нескольких дел одновременно снижает эффективность работы и увеличивает уровень стресса. Постоянное переключение между задачами требует много умственных усилий, из-за чего мы тратим больше времени на каждое отдельное задание.
Возможно, вы считаете, что отлично справляетесь с многозадачностью и чувствуете себя хорошо. Это тоже может быть. В статье мы определим, что такое «хорошая» и «плохая» многозадачность, какие факторы влияют на ее эффективность и как правильно распределять свои ресурсы для достижения лучших результатов без ущерба для здоровья и результативности.
Когда вы понимаете, зачем работаете и что мотивирует вас, проблем с многозадачностью становится меньше. План действий помогает организовать процессы и жизнь. Узнайте об основах целеполагания и планирования, а также о методах совместной работы, которые используют успешные люди и компании, на онлайн-программе «Лучшие техники тайм-менеджмента». А на программе «Из мечты в цель» вы можете узнать, как из любого смелого мечтания сделать достижимую цель и начать к ней двигаться.
Что такое многозадачность?
Многозадачность – это выполнение нескольких дел одновременно или быстрое переключение между ними. Она проявляется активным участием в каждой задаче или пассивным восприятием информации, например, через слух или зрение [Hawaii Education, 2008].
Существуют два типа многозадачности:
- Параллельное выполнение – одновременное выполнение нескольких задач.
- Переключение – быстрое перемещение внимания между задачами.
Разные когнитивные процессы задействованы при параллельном и последовательном выполнении действий. Например, можно заниматься одним делом, следить за другим и слушать третье, но это требует значительных умственных усилий и может снижать эффективность выполнения каждой отдельной задачи.
Для более глубокого понимания многозадачности важно четко определить это понятие и различать активные и пассивные формы участия в делах. Это поможет лучше организовать свои ресурсы и повысить продуктивность без ущерба для психического здоровья.
Переключение между задачами приравнивают к переключению внимания и концентрации [Delbridge, K.A., 2000]. При этом «переведение внимания» и «выполнение» представляют собой отдельные когнитивные функции.
Когнитивная обработка данных
Независимо от того, делаете ли вы два дела одновременно или быстро переключаетесь между ними, многозадачность всегда занимает время, о котором вы наверняка не задумываетесь. Исследования показали, что сложность и привычность задач влияют на эти временные затраты.
Переключение между задачами происходит благодаря активации «управляющего переключателя», который перенаправляет когнитивную систему с одного режима на другой [Researchgate, 2000]. Эти изменения требуют времени, что сказывается на производительности, ведь переключение между задачами происходит не в момент принятия решения об этом. Дело в том, что каждая новая деятельность активизирует разные участки мозга и нейронные связи. Этот процесс «переключения» также задействует перенаправление внимания [M. Naveh–Benjamin, 2000].
Ранее считалось, что мозг использует одни и те же нервные пути как для восприятия информации, так и для ее сохранения и последующего воспроизведения. Однако теперь ученые выяснили, что эти процессы происходят по разным цепям нервных клеток. Кодирование – это начальный этап запоминания, когда информация сначала поступает через органы чувств, а потом преобразуется и сохраняется в памяти. При этом нам нужно больше сосредоточенности, чем при вспоминании уже известного. Этот процесс контролируется нашим сознанием.
Выяснилось, что при одновременном выполнении нескольких задач кодирование ухудшается, и разделение внимания в этот момент снижает объем запоминаемой информации. Вероятно, это нарушение влияет на количество и качество информации, сохраняемой в долговременной памяти, т.к. кодирование – ключевой этап запоминания.
В эксперименте, где участникам приходилось переключаться между двумя заданиями, одно из которых нужно было запомнить, выяснилось, что отвлечение на вторую задачу снижало эффективность запоминания первой. Когда внимание вновь направлялось на первое задание, его выполнение становилось лучше. Эти результаты подтверждают данные других исследований о том, как переключение внимания и отвлекающие факторы влияют на обработку информации.
Отвлечения могут по-разному влиять на нашу память в зависимости от их типа:
- Активные отвлечения – это такие виды деятельности, как разговор, счет или пение. Они требуют активного участия нашего сознания и могут сильно мешать запоминанию новой информации.
- Пассивные отвлечения – например, прослушивание музыки. Такие отвлечения менее активны, поэтому их воздействие на память обычно меньше [Delbridge, K. A. 2000].
Исследования показывают, что активные отвлечения сильнее влияют на то, как мы обрабатываем и сохраняем информацию. Когда мы пытаемся делать несколько дел сразу, одна из задач, как правило, часто выполняется хуже.
Многозадачность и мозг
Гиппокамп активно работает, когда мы используем декларативную память, например, читаем учебник и стараемся запомнить информацию. Он помогает обрабатывать и хранить данные, которые мы можем осознанно вспомнить позже. А вот полосатое тело задействовано в процедурной памяти, которая отвечает за навыки и привычки, такие как езда на велосипеде или набор хорошо знакомого телефонного номера.
Эти два вида памяти работают по-разному [Aratani L, 2007]. Гиппокамп помогает нам запоминать факты и события, которые мы можем вспомнить в любой момент и в любом месте. Процедурная память, связанная с полосатым телом, ответственна за автоматическое выполнение действий, таких как игра на пианино.
Представьте, что вы долго тренируетесь играть мелодию на одном пианино, и ваши пальцы начинают двигаться автоматически. Но если вдруг вам придется сыграть эту мелодию на другом пианино или в незнакомой обстановке, может возникнуть сложность, ведь ваш навык был связан с конкретной ситуацией.
В ходе исследования Джошуа Рубинштейна было установлено, что выполнение нескольких дел одновременно занимает больше времени и влечет за собой больше ошибок, чем сосредоточение на одной задаче [Rubinstein, J. S., 2001]. Когда ученики пытаются учиться в условиях, где приходится выполнять несколько задач одновременно, мозг начинает работать быстрее, полагаясь на область полосатого тела. Однако эта часть мозга лучше подходит для выполнения автоматических действий, а не для глубокого понимания и длительного запоминания информации, как удалось выяснить ранее.
Эксперимент Дональда Бродбента, проведенный в 1958 году, наглядно демонстрирует ограничения человеческого восприятия. В ходе эксперимента участникам предлагалось слушать разные сообщения, подаваемые одновременно в оба уха. Бродбент заметил, что информация, поступавшая в одно «неприглядное» ухо, практически не запоминалась участниками. На основании этих результатов он разработал теорию ограниченного канала обработки (LPC), которая утверждает, что наша нервная система способна одновременно обрабатывать только определенное количество сенсорной информации.
Эта теория объясняет, почему наш мозг может удерживать лишь ограниченный объем информации в краткосрочной памяти в конкретный момент времени. Если информация не успевает попасть в краткосрочную память или быстро исчезает из нее, она не может быть сохранена в долговременной памяти. Таким образом, если наше внимание рассеивается между разными задачами или источниками информации, некоторые важные детали могут просто ускользнуть из нашей памяти.
Многозадачность ухудшает производительную функцию
Гленно Уайли и Алан Оллпорт из Оксфордского университета изучали, как люди справляются с выполнением двух задач одновременно, когда обе имеют одинаковую важность и немного пересекаются [Wylie and Allport, 2000]. Они обнаружили, что при переключении между первой и второй задачей возникает своеобразный «барьер». Чтобы сменить фокус внимания с одной задачи на другую, требуется некоторое время. Это явление они назвали «активным вмешательством».
Уайли и Оллпорт предположили, что наши исполнительные контрольные процессы (ECP) включают в себя механизмы мониторинга наших реакций и торможения, чтобы справляться с помехами, возникающими при переключении между задачами. Эти временные затраты на переключение состоят из двух этапов:
- Смена цели – на этом этапе происходит отслеживание текущей задачи и подготовка к переходу на следующую задачу. Мозг должен понять, какую цель следует оставить и на какую перейти.
- Активация правила – здесь мозг распознает новый стимул, выбирает подходящие правила для выполнения следующей задачи и готовит соответствующую реакцию. Этот шаг включает в себя выбор нужного способа действия для нового задания.
Данные процессы помогают мозгу эффективно управлять вниманием и избегать ошибок при смене задач, несмотря на возможные помехи.
Модель, объясняющая, как наш мозг управляет выполнением задач, учитывая возможные помехи, совпадает с подходом, разработанным Рубинштейном и его командой. Они описывают, как наше внимание контролирует выбор задачи, ее начало, выполнение и завершение. Поэтому, когда мы переключаемся между разными задачами, нам нужны время и усилия.
При этом наш мозг использует как осознанные, так и неосознанные процессы, чтобы решить, какую информацию обрабатывать дальше. Это своего рода вытесняющая многозадачность, когда операционная система (мозг) самостоятельно решает, какой процесс или задача должны поступить в обработку и в какое время.
Даже если человек подвергается воздействию сенсорной информации из окружения, это не гарантирует, что эти данные будут закодированы и сохранены в его памяти. При перегрузке нейронного канала часть входящих данных фильтруется, а другая отбирается для последующей обработки.
Многозадачность вредит здоровью
Падение эффективности при попытках разделить внимание настолько стабильно, что его можно рассматривать как основной принцип исследований внимания, обучения и памяти. Модель ограниченных возможностей внимания предполагает, что у нас есть ограниченные когнитивные ресурсы, и наши сознание и подсознание определяют, какая информация будет обработана и сохранена [Journals Plos, 2013].
Люди, которые регулярно занимаются несколькими задачами одновременно, как правило, проявляют большую импульсивность по сравнению с другими и, возможно, меньше оценивают риски, связанные с многозадачностью. Также они зачастую имеют более низкий уровень контроля над своими действиями и легко отвлекаются. Это поведение может быть связано с ограниченными когнитивными ресурсами. Каждый раз, когда мы выполняем задание, в нашем мозге активизируются несколько сетей, которые координируют наши действия. Этот процесс состоит из трех этапов:
- Постановка цели – определение того, чего мы хотим достичь.
- Сбор нужной информации – выделение той информации, которая необходима для достижения этой цели.
- Игнорирование отвлекающих факторов – фильтрация всего постороннего, что может помешать выполнению задачи.
Если мы пытаемся выполнять несколько задач одновременно, этот процесс может нарушиться, вызывая когнитивные ошибки. Например, может случиться так, что мы недостаточно успешно игнорируем ненужную информацию или придаем ей необоснованное значение, что усиливает отвлечение и снижает общую продуктивность.
Возможно, что частая многозадачность меняет мозг таким образом, что становится труднее сосредотачиваться и легче отвлекаться. Или же люди, которым нравится заниматься несколькими делами одновременно, изначально имеют такие особенности мозга [Semanticscholar, 2013].
Частое переключение между задачами может негативно повлиять на психику человека, повышая риск развития депрессии и социальной тревожности. У людей, постоянно работающих в режиме многозадачности, уменьшается объем серого вещества в мозге, особенно в тех областях, которые отвечают за внимание, мотивацию и эмоции. Это делает их более уязвимыми к различным психологическим проблемам.
Кроме того, у таких людей ухудшается как кратковременная, так и долговременная память, что со временем снижает их способность эффективно запоминать и хранить информацию. Из-за этого им становится сложнее выполнять задачи, требующие хорошей памяти, и они могут оказаться менее успешными по сравнению с теми, кто умеет концентрироваться на одной задаче.
Мультимедийная многозадачность
Некоторые исследования демонстрируют, что люди, использующие одновременно несколько видов медиа или технологий, способны лучше сочетать визуальную и аудиальную информацию.
В одном из экспериментов участникам в возрасте от 19 до 28 лет предложили ответить на вопросы о своих медиапривычках. Затем они выполняли задание по визуальному поиску как с аудиосопровождением, так и без него, определяя момент изменения цвета объекта [Springer, 2012].
Испытуемые, активно использующие многозадачность, продемонстрировали более высокие результаты в заданиях с аудиовизуальной поддержкой, что свидетельствует об их умении объединять оба типа сенсорной информации. Напротив, в условиях отсутствия звука их результаты оказались ниже по сравнению с участниками, у которых уровень многозадачности был невысоким или средним.
Многозадачность снижает IQ
Исследования, проведенные Лондонским университетом, выявили, что многозадачность негативно сказывается на интеллектуальных способностях [Discovery, 2005]. Участники эксперимента, которые пытались выполнять сразу несколько дел параллельно с решением когнитивных задач, демонстрировали значительное снижение уровня IQ. Например, у некоторых мужчин этот показатель падал на целых 15 пунктов, что приближало их результаты к уровню интеллекта среднестатистического 8-летнего ребенка.
Избавьтесь от привычки заниматься многими делами одновременно
Если вы замечаете, что многозадачность отрицательно сказывается на вашей жизни, стоит внести некоторые коррективы, которые помогут повысить вашу продуктивность. В следующий раз, когда вы поймаете себя за выполнением нескольких дел одновременно, оцените все задачи, которые вы пытаетесь выполнить. Затем выберите основное направление, на котором следует сосредоточиться в первую очередь. Попробуйте управление многозадачностью с использованием нескольких принципов:
- Фокусируйтесь на одной задаче. Вместо того чтобы пытаться делать несколько дел одновременно, сконцентрируйтесь на одном до его завершения. Если вы работаете над отчетом, посвятите этому все свое внимание. Закройте ненужные вкладки браузера, отключите уведомления и постарайтесь не отвлекаться на другие задачи.
- Планируйте время. Составьте список приоритетных задач на день и распределите их по временным блокам. Например, утром уделите час на решение важных вопросов, затем сделайте перерыв на обед, а после обеда займитесь менее срочными задачами.
- Используйте технику Помодоро. Работайте 25 минут, затем делая короткие перерывы на 5 минут. После четырех циклов сделайте длинный перерыв.
- Разделите большие задачи на подзадачи. Сложные проекты – на небольшие этапы, чтобы легче было справляться с ними. Например, если вам нужно написать статью, начните с составления плана, затем переходите к написанию введения, основной части и заключения.
- Устраните отвлекающие факторы. Сведите к минимуму количество внешних раздражителей, которые мешают концентрации. Отключите телефон, выйдите из социальных сетей, найдите тихое место для работы.
- Правильно распределите энергию. Определите периоды, когда ваша энергия и концентрация находятся на пике, и выполняйте самые важные задачи именно в эти моменты. Если вы наиболее продуктивны утром, старайтесь решать ключевые вопросы в первой половине дня.
- Делегируйте задачи насколько это возможно. Это поможет освободить время для решения ключевых задач. Например, попросите коллегу помочь с рутинной работой, чтобы сосредоточиться на стратегически важной деятельности. Как сделать это правильно, узнайте на экспресс-курсе «Эффективное делегирование».
- Поддерживайте самоконтроль и дисциплина. Постоянно следите за тем, насколько эффективно вы используете свое время, и корректируйте свои привычки. Регулярно анализируйте свой рабочий процесс и ищите способы его улучшения.
Эффективность без многозадачности требует дисциплины, планирования и умения управлять своим временем. Фокусируясь на одной задаче за раз, устраняя отвлекающие факторы и правильно распределяя энергию, вы сможете достичь высоких результатов, сохраняя при этом ясность ума и хорошее настроение.
Связывая все воедино
Главная сложность многозадачности заключается в том, что наш мозг не умеет одновременно фокусироваться на двух делах. Когда мы пытаемся сделать несколько вещей сразу, между этими задачами происходит столкновение, которое замедляет выполнение каждой из них.
Мозгу сложно быстро переключаться с одного дела на другое, особенно если оба требуют много внимания или похожи друг на друга. Получается, что мозг вынужден сначала закончить одно дело, прежде чем приступить к следующему. Из-за этого уходит больше времени и повышается вероятность ошибок. Этот эффект становится еще сильнее, если задачи сложные и содержат похожие элементы, что дополнительно перегружает наши умственные способности.
Когда вы осознаете, ради чего работаете и что вас мотивирует, проблемы с многозадачностью уменьшаются. Четкий план помогает упорядочить рабочие процессы и повседневную жизнь. Освойте основы целеполагания и планирования, а также методы эффективной командной работы, которыми пользуются успешные люди и компании, на онлайн-курсе «Лучшие техники тайм-менеджмента». А на курсе Из мечты в цель» вы узнаете, как превратить любую амбициозную мечту в достижимую цель.
Желаем вам обрести свой функциональный баланс! И в завершение предлагаем ответить на несколько вопросов по теме статьи: