Каким бы «массовым» ни было сознание человечества в прошлые столетия, 21 век переплюнул все вместе взятые. Прочно укрепились такие понятия и явления как «продукт массового потребления», «средства массовой информации» и многие другие. Главной задачей обычного человека теперь является если и не попытка разобраться, куда катится этот мир, то хотя бы не поддаваться манипуляциям, которые с каждым годом становятся все изощреннее.
Массовое сознание в широком смысле – сознание больших масс людей, народа. В более узком – особая форма обыденного сознания, которая проявляется под влиянием определенных средств, прежде всего СМИ.
Характеризуется массовое сознание подвижностью, разорванностью, эмоциональностью, противоречивостью, шаблонностью и определенным окостенением (стереотипами). При этом многое зависит от развития науки и средств массовой коммуникации. Можно сказать, что состояние массового сознания определяет также эпоха.
В массовом сознании человека всегда присутствует, по крайней мере, два основных слоя:
- Обыденное сознание: все то, что связано с повседневными потребностями.
- Практическое сознание: включает в себя весь жизненный опыт человека.
Также в массовом сознании присутствуют противоречивые элементы, которые делают его подвижным и изменчивым, а значит – готовым к воздействию и манипуляциям. Изменчивость и подвижность характерны для некоторых элементов сознания, например, слухов и мнений.
Помимо этого, стоит различать общественное и политическое сознание:
- Общественное сознание – совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе, отражающих само общество. Его противопоставляют индивидуальному сознанию. В этой связи общественное сознание обладает некоторыми системными свойствами, которые нельзя свести к свойству индивидуального сознания. Выделяют шесть форм общественного сознания: мораль, наука, искусство, идеология, религия и право.
- Политическое сознание – это система знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание политической сферы людьми, группами, нациями. Оно представляет собой систему теорий, идей, представлений, взглядов, верований и убеждений.
Массовое сознание обычно формируется при помощи средств массовой информации. СМИ тиражирует модели поведения, восприятия окружающего мира, знания, образа жизни. Все это в какой-то степени можно было бы назвать нормальным процессом, если бы зачастую не превращалось в манипуляцию массовым сознанием, и именно это страшнее всего.
Методы манипуляции массовым сознанием
Прежде чем мы приступим к стандартным методам манипуляции, давайте посмотрим, какие методы считает наиболее могущественными лингвист и философ Ноам Хомский:
Отвлечение внимания
Если в стране и обществе существует большое количество важных и серьезных проблем, информационное пространство насыщается малозначительными проблемами. Суть этого приема не только в том, чтобы фокусировать общество на ненужных вещах, но и в том, чтобы у человека попросту не оставалось времени на размышления.
Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Этот метод еще называют приемом «Проблема-реакция-решение». Для этого нужно создать некую проблему, которая точно вызовет эмоциональную реакцию среди населения. Теперь сами граждане начинают требовать от правительства принять необходимые меры.
Отсрочка исполнения
Используется для того, чтобы продавить непопулярное решение. Оно позиционируется как «необходимое и болезненное» и СМИ сообщают, что его нужно провести в будущем. Общество соглашается, потому что легче думать о светлом будущем, в котором решение так и не будет принято. Таким образом правительство дает своему населению время на то, чтобы свыкнуться с этой мыслью и не слишком радикально протестовать, когда решение или закон будут приняты.
Способ постепенного применения
Опасаясь революции, правительство вводит непопулярные меры постепенно, день за днем, месяц за месяцем. Население привыкает к неудобному положению в виду того, что человек способен адаптироваться к любой ситуации.
Делать больший упор на эмоции, а не на размышления
Этот классический прием применяется повсеместно: когда правительству нечего сказать по существу, оно, при помощи СМИ, начинает «давить» на эмоции. В особенности на страх. Чтобы не давать возможности народу размышлять на экономические, социальные и политические темы, по всем каналам связи насаживается массовая истерия.
Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
С каждым годом «система» получает все больше знаний о человеческой психологии при помощи науки. Это позволяет манипулировать людьми намного эффективнее, причем даже в тех случаях, когда они догадываются об этом.
Усиливать чувство собственной вины
СМИ налагают на общество или отдельные классы вину за возникновение каких-либо событий. Отныне эти люди вместо того, чтобы бороться с нечестивым правительством, занимаются самоуничижением и рефлексией.
Культивировать посредственность
Благодаря самым разным шоу, в которых показываются пошлые, глупые и невоспитанные люди, обществу внушается мысль о том, что это приводит к успеху.
Помимо этого, как мы уже говорили, существуют классические методы манипуляции массовым сознанием. Им уже несколько десятков лет, и они уже были опробованы в разных странах.
Внушение
Этот метод состоит из нескольких элементов: ввести публику в суггестивное состояние, войти к ней в доверие, стать своим, убедить ее в своей компетентности. Суть внушения состоит в том, что общество не должно о чем-то думать, потому что правительство думает за людей и знает, как лучше.
Замалчивание фактов
Из десятков фактов выбирается один-два, которые доказывают манипулистическую точку зрения. Большинство людей хоть и понимает, что были выбраны нужные факты (а не все), но все-таки верит выводам СМИ. Проблема в том, что замалчивание фактов – это разновидность лжи. Возможно, это даже хуже, чем ложь.
Образ врага
Вместо того чтобы говорить о внутренних проблемах, СМИ нагнетают атмосферу при помощи появления врага, который угрожает стране и мешает ей развиваться политически, экономически и социально.
Многократные повторы или «Метод Геббельса»
Многие социологи и психологи считают, что манипуляция тогда будет успешной, когда ее никто не замечает. Но, как показывает практика, это необязательно. «Ложь, повторенная тысячекратно, становится правдой». Удивительно, как быстро то, что сегодня считается жульничеством и обманом, завтра становится истиной.
Метод «страшилок»
Обществу внушают, что есть только два варианта развития событий: ужасное и плохое. Через какое-то время это «плохое» уже воспринимается как «хорошее» и единственно верное.
Фрагментация
Репортаж, статья или сюжет разбивается на несколько фрагментов, которые не связаны между собой. Зритель или читатель не выносит из этой информации никакого смысла, зато получает заряд мощных негативных эмоций.
Следует сказать, что порой очень сложно выявить манипуляцию, потому что нас каждый день бомбардируют огромным количеством информации. И даже если вы отключите новости, у вас останутся мнения и убеждения – но как узнать, не были ли они сформированы раньше под влиянием манипуляций? Это сложный вопрос, однако несомненно то, что нужно развивать в себе критическое мышление, чтобы воздействие лживой информации на свой мозг и психику свести к минимуму.
Есть некоторые универсальные способы противостояния манипуляциям, которые могут помочь составить более-менее объективную оценку ситуации:
- получить информацию из первых рук;
- проанализировать противоречащие друг другу источники (то есть по обе стороны), выявить общие и разнящиеся мнения;
- проанализировать отношения различных групп в социальных сетях;
- выявить манипуляторов при помощи анализа продвигаемой ими точки зрения.
Также можно попробовать выявить основные признаки манипуляции сознанием:
- СМИ начинают относиться к людям не как к личностям, а как к объектам или вещам, которые лишены свободы выбора.
- Каждый раз, когда вы чувствуете, что мишенью СМИ являются ваша психика, ценности, убеждения, представления и установки – это тревожный звоночек, что вы имеете дело с манипуляцией сознания.
- Если вы читаете или смотрите новости, цель которых – создавать ощущения страха и неуютности, значит, «это кому-нибудь нужно».
Воспитывайте в себе скептика, когда имеете дело с массовой информацией. Это не значит, что вы должны проверять каждую фразу, которую читаете, но хотя бы держите в голове возможность того, что вами могут манипулировать. Прислушивайтесь к интуиции – как правило, она первой замечает, что кто-то пытается вторгнуться в вашу психику.
Желаем вам удачи!