Сегодня свои уроки мудрости нам преподаст Диоген Синопский – самый яркий представитель кинизма. Диоген известен своим эпатажем и аскетизмом, Платон даже называл его «сумасшедшим Сократом». Чему же может научить нас этот «сумасшедший», но всё-таки «Сократ»?
Стоит упомянуть, что сам Диоген придерживался принципа апедевсии – он был отстранён от религии и культуры, считал, что письменность делает знание мёртвым. Поэтому никаких сочинений он после себя не оставил, и мы знаем о его жизни только из чужих книг.
Но зато Диоген Синопский, как истинный киник, считал, что мудрость – это понятие сугубо практическое. Философ должен показывать свой ум своим поведением, а не словесами. Уже саму эту ориентацию на практическую сторону жизни можно считать уроком. Но этим учение Диогена не ограничивается.
Диоген просил милостыню у статуй
У афинян возник вполне ожидаемый вопрос: «Зачем?». На что наш философ отвечал: «Приучаю себя к отказам».
В наше время слово «отказ» вызывает у большинства людей настоящий страх, причём чаще всего это страх ожидания, то есть люди предвосхищают отказ и сами себя ограничивают, чтобы избежать его.
Хотя в отказах нет ничего страшного, мы зря отказываемся от своих возможностей. Преодолеть эту иррациональную боязнь получить отказ поможет терапия отказами. Это полезный опыт, и просить милостыню у статуй будет вовсе не обязательно.
Аксесис
Аксесис – один из основополагающих принципов кинизма. Аксесис – это предельное упрощение, неприхотливость.
Диоген, например, как многим известно, жил в пифосе и был вынужден просить (точнее требовать) подаяние. Конечно, мы не просим вас отказываться от всех благ цивилизации, но задумайтесь: действительно ли то, что вы имеете или хотите иметь, вам нужно?
Автаркия
Ещё один важный принцип кинизма. Автаркия – это самодостаточность, независимость ни от кого и ни от чего.
Однажды Александр Македонский, восхищённый мудростью Диогена, пообещал тому осуществить любое его желание. Диоген потребовал, чтобы Македонский отошёл и не заслонял ему солнца.
Естественно, нужно соблюдать меру и не быть циником в современном понимании этого слова, но развивать в себе самодостаточность, самостоятельность и независимость также необходимо.
«Я чихаю только тогда, когда мне в нос попадает соринка, в других случаях я не чихаю»
Если обобщить, то получим: «Я делаю что-то только тогда, когда есть повод для этого». Это относится как к беспочвенному страданию, так и к бесцельным действиям. Дело, совершаемое без повода или причины, – пустое дело.
«Когда-то я и в постель мочился, а теперь вот не мочусь»
До того, как Диоген начал заниматься философией, он какое-то время был фальшивомонетчиком. За это его, кстати, выгнали из родного города. И как-то раз его попрекнули за такое прошлое, на что Диоген ответил вышенаписанными словами.
Нам кажется, это важный урок. Нужно помнить, что мы те, кто мы есть сейчас. Если мы оступились в прошлом, мы должны исправиться, а не смириться и продолжать жить с клеймом. А как считаете вы? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Рыба на философской лекции
Однажды Диоген пришёл на лекцию к философу Анаксимену Ламсакскому. Сел где-то в задних рядах, достал из своего мешка рыбу и поднял её над головой. Сначала на него посмотрел только один человек. Потом ещё один, потом ещё и ещё. Через какое-то время на Диогена смотрели все ученики.
Лектор, конечно же, взбесился и обвинил Диогена: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит твоя лекция, если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?» – ответил киник.
И действительно, чего стоит лекция, если слушатели предпочли смотреть на рыбу? С похожим явлением часто сталкиваемся и мы: порою нас отвлекают совершенно пустые занятия, например, скроллинг ленты в соцсетях.
Поэтому если вы постоянно отвлекаетесь на что-то, следует задать себе вопрос: а чего стоит то, чем я занимаюсь? Либо вы делаете что-то ненужное, либо вам нужно ещё раз взвесить приоритеты – в любом случае такой вопрос принесёт вам пользу.
Желаем успехов!