Искусство организации и проведения креативных мастер-классов

Искусство организации и проведения креативных мастер-классов

Поздравляем, вам есть что сказать миру! Для этого вы хотите запустить собственный мастер-класс. Или курс? Или вебинар? Объясняем, в чем разница, как привлечь аудиторию и провести достойное мероприятие. Для этого нам понадобятся критическое мышление, изобретательские алгоритмы и знание лучших техник самообразования.

Мы все ходили в школу и сидели за партой. Мы привыкли к обучению в классах, где процесс научения связан с демонстрацией и обращением к очевидным вещам. Они проистекают из процессов представления знаний, которые уже были сформулированы и накоплены задолго до нас, из чего вытекает их акцент на устном выступлении и близость к информативному намерению.

Всем нам доступный «класс» имеет три возможных варианта:

  1. Мастер-класс.
  2. Разъяснительный класс.
  3. Диалогический класс.

В мастер-классе центром является спикер, как и на конференции. Это название зарезервировано для тех занятий, которые проводятся авторитетами в своей области.

Что это такое?

Мастер-класс – это выступление специалиста по своей теме для подготовленной аудитории с целью погружения в эту конкретную тему для расширения знаний и понимания тех, кто участвует в этом мероприятии. В мастер-классах ценится практический опыт эксперта, его высокий уровень знаний и специализации в предмете.

Мастер-класс обычно длиннее и глубже, чем обычные лекции, поскольку они разработаны так, чтобы предложить более детальное и всестороннее обучение. Эксперт делится своим опытом и знаниями с участниками, с целью помочь им улучшить свои навыки и знания в конкретной области.

На Западе в последние годы люди много думают о том, почему в последние годы мастер-классов стало так много, причем везде: в вузах и консерваториях, в музеях и библиотеках.

Чем обусловлен такой успех модальности, при которой говорит только преподаватель?

Британские журналисты полагают, что одна из причин – это оценка эффективности вузов по объему проводимых ими исследований, а не по качеству преподавания. Кроме того, творческое занятие обходится дороже, чем конференция. В Великобритании подсчитали, что через несколько дней после вузовского мастер-класса в голове студентов остается только 10% занятий [BBC, 2016].

Российская действительность

В России же исторически не принято считать вузовские лекции мастер-классами. Под последними подразумевается скорее краткий курс мастерства, который проходят взрослые люди, влекомые личностью выступающего, нежели тематикой, которую можно почерпнуть из книг.

Поэтому российское понимание термина «мастер-класс» ближе к американскому, где это целый вид бизнеса, зачастую оторванный от мира науки, искусства и других сфер, где от выступающего требуется хотя бы минимальный профессионализм для права публично открыть рот.

Мастер-класс можно проводить онлайн или лично, он может быть бесплатным или платным. Темы могут быть самыми разными: от кулинарии и музыки до литературы и цифрового бизнеса.

Преподаватели мастер-классов обычно являются успешными профессионалами в своей отрасли или области знаний: художники, предприниматели, ученые, инженеры, врачи, писатели, повара и т.д.

Важно, чтобы преподаватель имел возможность передавать свои знания эффективным и привлекательным для аудитории способом, и чтобы он или она чувствовали себя комфортно, обучая и делясь своим опытом и знаниями.

Также важно, чтобы преподаватель сформировал ясную структуру мастер-класса с целями и содержанием, актуальными и полезными для участников.

Сила слова

На мастер-классах куется необыкновенная компетентность, которую многие из нас перестали ценить так, как она действительно заслуживает. Речь идет о естественном человеческом желании знать. В идеале, мастер-классы должны вести люди, увлеченные познанием, личности, которые любят то, что понимают, и страстно ищут то, чего не знают и не понимают.

Эти увлечения и эта страсть имеют такую силу, что подобные преподаватели обычно заставляют тех, кто их слушает, влюбиться в них, увлечься поисками знаний, истин, красоты и добра.

В отличие от обычной вузовской лекции мастер-класс предлагает аудитории глубинное погружение в предмет, приоритет качества над количеством озвученных фактов и «эффект чуда», когда для слушателя два часа кажутся пятью чудесными минутами, которые никто не хочет заканчивать, теми, которые ни в коем случае нельзя пропустить, теми, которые остаются в памяти и душе.

Хороший мастер-класс – это то, что заставляет забыть о мобильном телефоне. Это не оглашение информации для последующего зазубривания, а приглашение в теплый профессиональный уголок, где всегда рады знающим и понимающим людям.

Как подготовить мастер-класс?

Самое простое и самое сложное – стать экспертом в той области, в которой вы собираетесь вещать. Если для вас это уже пройденный этап, поздравляем! Осталось всего-ничего.

Важно отметить, что подготовительный этап перед мастер-классом не менее, а то и более важен, чем сам мастер-класс. Вывод: долой импровизацию.

Ниже приведены несколько полезных советов для подготовки успешного мастер-класса:

  1. Определите тему. Сформулируйте угол подачи, который, по вашему мнению, будет полезен вашей аудитории. Убедитесь, что тема достаточно специфична, чтобы обеспечить углубленное и подробное обсуждение, но при этом достаточно широка, чтобы учесть множество точек зрения и подходов.
  2. Выберите формат. Мастер-классы можно проводить онлайн или лично, в консерватории или студии звукозаписи.
  3. Подготовьте контент. Убедитесь, что он интересен и актуален для вашей аудитории, а также что он логично структурирован и легок для понимания. Помимо прочего, вы можете использовать презентации, видео, слайды.
  4. Определите цели обучения. Какие навыки или знания вы хотите, чтобы участники получили после занятий? Убедитесь, что цели ясны и достижимы.
  5. Продвигайте свой мастер-класс. Запустите рекламу в Интернете, в социальных сетях и через свои аккаунты. Убедитесь, что реклама направлена на людей, которые интересуются этой темой и приемлют подобный формат и стоимость занятия. Создавайте привлекательные и креативные публикации, которые привлекут внимание вашей аудитории, и используйте соответствующие хэштеги, чтобы охватить больше людей.
  6. Взаимодействуйте с участниками. Общайтесь с ними, отвечайте на их вопросы, приглашайте к обсуждению и предоставляйте конструктивную обратную связь. Это поможет им сохранить вовлеченность.

И еще один очень важный момент. Перед тем, как запускать собственный мастер-класс, опросите друзей и близких на тему, устраивает ли их ваша дикция. Ведь одно дело – разбираться в теме, и совсем другое – излагать что-то перед живой аудиторией. То, что и как вы говорите, должно быть максимально понятно. Если вы чувствуете за собой недочеты в этой сфере, приглашаем на наш курс «Ораторское мастерство».

Универсальные советы

Желающим знать, как провести мастер-класс, следует не забывать о следующих пунктах:

  1. Определите свою целевую аудиторию. Кого вы ожидаете видеть? Каков профиль вашей аудитории, ее интересы и потребности? Если пригласить скопом всех, высок риск, что продвинутым пользователям будет скучно среди новичков, которым придется объяснять азы.
  2. Предлагайте качественный контент. Убедитесь, что тема, которую вы затронете на мастер-классе, актуальна и полезна для вашей аудитории. Нужны ценная информация, практические советы и инструменты, которые позволяют людям совершенствоваться в интересующей их области.
  3. Сотрудничайте с другими экспертами. Приглашайте коллег, зарубежных специалистов по вашей теме, представителей смежных отраслей. Они не только сделают контент богаче, но и могут поделиться информацией о вашем мастер-классе в своих социальных сетях и таким образом охватить более широкую аудиторию.
  4. Предложите стимулы для регистрации. Вы можете предлагать скидки на другие ваши продукты или услуги, эксклюзивный контент или розыгрыши призов.
  5. Используйте инструменты электронного маркетинга. Создайте список адресов электронной почты для рассылки приглашений и напоминаний о мастер-классе. Убедитесь, что содержание ваших писем интересно и актуально для вашей аудитории. Узнать об этом подробнее можно в нашем курсе «Введение в интернет-маркетинг».
  6. Используйте платную рекламу. Если у вас есть бюджет на рекламу, используйте платную рекламу в социальных сетях и Google, чтобы охватить более широкую аудиторию. Убедитесь, что ваша реклама креативна и привлекает внимание аудитории.

Помните, что продвижение мастер-класса должно быть постоянным и ориентированным на вашу целевую аудиторию. Используйте различные каналы продвижения и измеряйте свои результаты, чтобы узнать, какие стратегии работают лучше всего.

Общечеловеческие идеи

Ценность любого мастер-класса в том, что он уникален, потому что двух одинаковых ведущих не бывает. Даже если это близнецы-братья.

Однако все мы люди. Мы все совершаем когнитивные ошибки, используем эмоции, скучаем и формируем предубеждение. Поэтому, какой бы ни была ваша тема для выступления, с какой бы кафедры вы ни вещали, помните:

  1. В начале занятия полезно научиться четко понимать, каких целей вы хотите достичь и какие действия вы собираетесь предпринять. Можно написать это на одной стороне доски (например: объяснение, групповая деятельность, чтение...), оставив место для домашнего задания.
  2. Когда вы поднимаете новую тему, необходимо задействовать знания аудитории посредством вопросов, обсуждения под руководством выступающего, мозгового штурма, создания концептуальных карт и т.д. Активизация предыдущих идей учащихся важна, поскольку для обучения им необходимо установить связи между тем, что они уже знают, и тем, что они изучают. Полезной совместной учебной деятельностью является «метод 1-2-4»: в течение нескольких минут учащиеся индивидуально записывают то, что они запомнили по теме, затем делятся этим в парах, пополняя свои записи, и, наконец, в группах из 4 человек.
  3. Иногда может оказаться эффективным, прежде чем начать объяснение, предложить вопрос, который заставит людей задуматься и пробудит в них любопытство, что может повысить мотивацию. Например, прежде чем комментировать важность грибов как разрушителей, мы можем спросить аудиторию, что происходит в лесах с осенними листьями – почему они не накапливаются?
  4. В поддержку объяснений используйте простую презентацию с изображениями, которые закрепляют и поясняют содержание. Чем проще, тем лучше. Исследования в области образования показывают, что нецелесообразно одновременно использовать слайды с большим количеством текста и изображений. Хотя полезно научиться использовать наглядные опоры (фотографии, рисунки, графики с небольшим количеством текста).
  5. Чаще вспоминайте уже пройденные понятия. Как показали исследования, припоминание (попытка с усилием вспомнить то, что уже было изучено) является одним из наиболее эффективных методов обучения.
  6. Помните о важности использования голоса для повышения интереса к объяснениям, избегая монотонного тона и придавая ему выразительность и динамизм. Ведущий мастер-класса – это гибрид театрального актера и сказочника.
  7. Чаще используйте сторителлинг, поскольку всем нравится, когда им рассказывают истории. Это могут быть личные кейсы, страницы прошлого или анекдоты, которые можно связать с содержанием мастер-класса, акцентируя интересные аспекты объекта исследования.
  8. Регулярно используйте аналогии и конкретные примеры, чтобы облегчить понимание концепций.
  9. По возможности постарайтесь связать содержание с аспектами повседневной жизни. Например, почему перед серьезными спортивными нагрузками желательно есть продукты, богатые полисахаридами.
  10. Подчеркните, почему то, что вы изучаете, важно. Пример: объясняя клеточное дыхание, начните с вопроса, понимают ли слушатели, почему мы умираем, если у нас нет кислорода, чтобы они осознали важность этого процесса.
  11. Чтобы проиллюстрировать некоторые понятия или процессы, устройте с учащимися небольшие театрализованные представления во время объяснения или в конце его. Одна из идей может заключаться в том, чтобы предложить, чтобы именно они думали о том, как представить такое явление, как, например, распространение различных типов сейсмических волн.
  12. Если изучаемые понятия имеют высокое визуальное содержание, можно преобразовать аудиторию в класс рисования и представить на доске то, что объясняется, чтобы люди могли нарисовать это в своих тетрадях. Некоторыми примерами содержания, подходящим для этого, являются части вулкана, элементы разлома или складки, типы границ между тектоническими плитами, части цветка, ячеистая структура и т.д. В целом этот совет обычно подходит для работы с различными компонентами конструкции.
  13. Познакомьте учащихся с основными идеями доказательного образования, такими как важность вызова, активация предшествующих знаний, придание смысла тому, что мы изучаем (поскольку чем глубже мы обрабатываем информацию с точки зрения смысла, тем прочнее она укореняется в нашей памяти), чтобы они могли использовать это в своих интересах [Simbiosis, 2022].

Чтобы понимать собственные перспективы, быстро адаптироваться под меняющиеся условия и уметь выделять главное, стоит записаться на нашу онлайн-программу «Самообразование: лучшие техники».

Инструкции и советы

Чтобы ваш мастер-класс не превратился в хаос, специалисты рекомендует не приглашать более 30 человек [A. R. Andara, 2015].

Мастер-класс считается успешным, если:

  1. Способствует получению знаний через понимание.
  2. Создает потребность продолжать обучение.
  3. Создает личную и совместную рабочую среду среди слушателей.
  4. Заставляет учащегося брать на себя ответственность за собственное обучение.

Также важно избегать ряда распространенных ошибок, таких как:

  1. Предоставление лишней информации.
  2. Демонстрация кадров, слайдов и других иллюстративных материалов на слишком высокой скорости.
  3. Предположение, что приглашенные принесут с собой много знаний по теме.
  4. Избегание подведения итогов во время мастер-класса и особенно в конце.
  5. Отказ от выделения основных понятий и идей.
  6. Неправильная синхронизация контента.
  7. Отсутствие четкой и эффективной связи с предыдущими и/или последующими темами.
  8. Злоупотребление сложными терминами, слишком технический словарный запас.

Мастер-класс, проводимый для больших групп, прежде всего должен быть очень хорошо структурирован. Выступление должно быть представлено в порядке и ясности, поддерживать интерес и внимание в разумной форме и в то же время должно поощрять участие.

Стратегии поддержания интереса и внимания в больших группах

Специалисты по когнитивной нейробиологии подсчитали, что внимание снижается примерно через 15-20 минут после начала лекции, и на эту ситуацию влияет множество переменных [A. R. Andara, 2015].

Эффективность работы также снижается при выполнении других задач, таких как:

  • ведение конспектов;
  • выполнение упражнений;
  • ознакомление с предлагаемой литературой и т.д.

Некоторые стратегии, которые предлагаются для поддержания интереса студентов, а следовательно, и их внимания, во время мастер-классов, заключаются в следующем:

  1. Каждые 15-20 минут чередуйте различные средства презентации: устное выступление (с доской или без нее), информацию из компьютера, проектор.
  2. Время от времени перемежайте практические и реальные примеры, связанные с содержанием объясняемой темы, чтобы люди видели, с какой целью используется объясняемое. Это помогает запускать небольшие дискуссии по проблемам и держать зал в оживлении.
  3. Показывайте короткие видеоролики (в основном взятые из Интернета), а после них проводите анкетирование или тестирование присутствующих.
  4. Время от времени задавайте аудитории вопросы.
  5. Не забывайте делать паузы в своем выступлении. Оставляйте несколько минут на размышления или планирование. Дайте аудитории время прочитать что-нибудь или обдумать вопросы, которые они считают уместными.

Некоторые рекомендации, которые следует учитывать, задавая вопросы:

  1. Помните, что хороший вопрос должен соблазнять, привлекать внимание, мотивировать на ответ и быть привлекательным сам по себе.
  2. Подумайте о значимости вопроса для слушателей.
  3. Попытайтесь сформулировать вопросы с альтернативными ответами, которые подталкивают к дебатам.
  4. Подготовьте вопросы, на которые нужно будет ответить в небольших группах.
  5. Задавайте вопросы, моделирующие запросы аудитории. Предвосхищайте ее ожидания.
  6. Задумывайтесь об актуальности, точности и адекватности. Неудобных тем лучше избегать. Не забывайте о временной потере контроля и самообладания, которые может повлечь за собой некорректный вопрос.

Типы вопросов, которые можно задавать, разнообразны, но они будут различаться в зависимости от цели, которую предполагается извлечь:

  • вспомнить;
  • понять;
  • решить;
  • обосновать;
  • создать;
  • оценить.

Наконец, никогда не забывайте, что задавать вопросы и отвечать на них – это очень серьезная интеллектуальная работа, которая в большинстве случаев очень полезна для мозга.

Отличия мастер-класса от курса

И мастер-класс, и курс могут быть полезны для приобретения знаний и навыков, но они различаются по своей направленности и продолжительности.

Курсы, как правило, более структурированные и подробные, длятся дольше и предлагают более широкий охват тем. Если вам нужны глубокие и подробные знания по конкретной теме, курс может подойти вам больше. Курсы также имеют тенденцию быть более интерактивными, предлагая возможность выполнять практические упражнения и получать отзывы от инструктора или наставника.

С другой стороны, мастер-класс короче и фокусируется на конкретной теме с целью предложить обогащающий и вдохновляющий опыт. Если вы хотите учиться у эксперта в определенной области, мастер-класс может быть хорошим вариантом. Кроме того, они обычно более гибкие и доступные, поскольку их можно пройти онлайн и в любое время.

Выбор между курсом и мастер-классом зависит от того, чего вы хотите достичь и как предпочитаете учиться. Если вы ищете глубину и структуру в своем обучении, курс может оказаться более подходящим. Если вы ищете вдохновение и короткий, обогащающий опыт обучения, выбирайте мастер-класс.

Научиться мыслить нешаблонно, видеть неочевидные решения и находить хорошие идеи даже в сложных ситуациях можно в нашей онлайн-программе «ТРИЗ на практике: творческий подход».

Отличия мастер-класса от вебинара

Мастер-класс и вебинар являются инструментами онлайн-обучения, но есть ключевые различия:

  1. Глубина содержания. В то время как вебинар часто предлагает введение или краткое изложение темы, мастер-класс предлагает более глубокое погружение.
  2. Взаимодействие. На мастер-классе взаимодействие с инструктором и другими участниками более распространено и активно поощряется. Вебинары, с другой стороны, обычно более односторонние.
  3. Профессиональный уровень преподавателя. Вебинар может вести кто угодно. Мастер-классы обычно проводят признанные эксперты в своей области, что обеспечивает высокий уровень знаний и опыта. Хотя, в реальности, жуликов хватает везде.
  4. Обязательства. Из-за глубины и интерактивности мастер-класс обычно требует больше времени и энергии, чем вебинар.

Поэтому, прежде чем определиться с форматом, необходимо трезво оценить свои способности и ресурсы.

Чудо в том, что, какими бы он ни был, ваш мастер-класс обязательно будет креативным, потому что творческая нотка сокрыта в каждом человеке. Важно лишь дать ей раскрыться.

Успехов! А чтобы закрепить материал статьи, предлагаем пройти небольшой тест: