Поздравляем, вам есть что сказать миру! Для этого вы хотите запустить собственный мастер-класс. Или курс? Или вебинар? Объясняем, в чем разница, как привлечь аудиторию и провести достойное мероприятие. Для этого нам понадобятся критическое мышление, изобретательские алгоритмы и знание лучших техник самообразования.
Мы все ходили в школу и сидели за партой. Мы привыкли к обучению в классах, где процесс научения связан с демонстрацией и обращением к очевидным вещам. Они проистекают из процессов представления знаний, которые уже были сформулированы и накоплены задолго до нас, из чего вытекает их акцент на устном выступлении и близость к информативному намерению.
Всем нам доступный «класс» имеет три возможных варианта:
- Мастер-класс.
- Разъяснительный класс.
- Диалогический класс.
В мастер-классе центром является спикер, как и на конференции. Это название зарезервировано для тех занятий, которые проводятся авторитетами в своей области.
Что это такое?
Мастер-класс – это выступление специалиста по своей теме для подготовленной аудитории с целью погружения в эту конкретную тему для расширения знаний и понимания тех, кто участвует в этом мероприятии. В мастер-классах ценится практический опыт эксперта, его высокий уровень знаний и специализации в предмете.
Мастер-класс обычно длиннее и глубже, чем обычные лекции, поскольку они разработаны так, чтобы предложить более детальное и всестороннее обучение. Эксперт делится своим опытом и знаниями с участниками, с целью помочь им улучшить свои навыки и знания в конкретной области.
На Западе в последние годы люди много думают о том, почему в последние годы мастер-классов стало так много, причем везде: в вузах и консерваториях, в музеях и библиотеках.
Чем обусловлен такой успех модальности, при которой говорит только преподаватель?
Британские журналисты полагают, что одна из причин – это оценка эффективности вузов по объему проводимых ими исследований, а не по качеству преподавания. Кроме того, творческое занятие обходится дороже, чем конференция. В Великобритании подсчитали, что через несколько дней после вузовского мастер-класса в голове студентов остается только 10% занятий [BBC, 2016].
Российская действительность
В России же исторически не принято считать вузовские лекции мастер-классами. Под последними подразумевается скорее краткий курс мастерства, который проходят взрослые люди, влекомые личностью выступающего, нежели тематикой, которую можно почерпнуть из книг.
Поэтому российское понимание термина «мастер-класс» ближе к американскому, где это целый вид бизнеса, зачастую оторванный от мира науки, искусства и других сфер, где от выступающего требуется хотя бы минимальный профессионализм для права публично открыть рот.
Мастер-класс можно проводить онлайн или лично, он может быть бесплатным или платным. Темы могут быть самыми разными: от кулинарии и музыки до литературы и цифрового бизнеса.
Преподаватели мастер-классов обычно являются успешными профессионалами в своей отрасли или области знаний: художники, предприниматели, ученые, инженеры, врачи, писатели, повара и т.д.
Важно, чтобы преподаватель имел возможность передавать свои знания эффективным и привлекательным для аудитории способом, и чтобы он или она чувствовали себя комфортно, обучая и делясь своим опытом и знаниями.
Также важно, чтобы преподаватель сформировал ясную структуру мастер-класса с целями и содержанием, актуальными и полезными для участников.
Сила слова
На мастер-классах куется необыкновенная компетентность, которую многие из нас перестали ценить так, как она действительно заслуживает. Речь идет о естественном человеческом желании знать. В идеале, мастер-классы должны вести люди, увлеченные познанием, личности, которые любят то, что понимают, и страстно ищут то, чего не знают и не понимают.
Эти увлечения и эта страсть имеют такую силу, что подобные преподаватели обычно заставляют тех, кто их слушает, влюбиться в них, увлечься поисками знаний, истин, красоты и добра.
В отличие от обычной вузовской лекции мастер-класс предлагает аудитории глубинное погружение в предмет, приоритет качества над количеством озвученных фактов и «эффект чуда», когда для слушателя два часа кажутся пятью чудесными минутами, которые никто не хочет заканчивать, теми, которые ни в коем случае нельзя пропустить, теми, которые остаются в памяти и душе.
Хороший мастер-класс – это то, что заставляет забыть о мобильном телефоне. Это не оглашение информации для последующего зазубривания, а приглашение в теплый профессиональный уголок, где всегда рады знающим и понимающим людям.
Как подготовить мастер-класс?
Самое простое и самое сложное – стать экспертом в той области, в которой вы собираетесь вещать. Если для вас это уже пройденный этап, поздравляем! Осталось всего-ничего.
Важно отметить, что подготовительный этап перед мастер-классом не менее, а то и более важен, чем сам мастер-класс. Вывод: долой импровизацию.
Ниже приведены несколько полезных советов для подготовки успешного мастер-класса:
- Определите тему. Сформулируйте угол подачи, который, по вашему мнению, будет полезен вашей аудитории. Убедитесь, что тема достаточно специфична, чтобы обеспечить углубленное и подробное обсуждение, но при этом достаточно широка, чтобы учесть множество точек зрения и подходов.
- Выберите формат. Мастер-классы можно проводить онлайн или лично, в консерватории или студии звукозаписи.
- Подготовьте контент. Убедитесь, что он интересен и актуален для вашей аудитории, а также что он логично структурирован и легок для понимания. Помимо прочего, вы можете использовать презентации, видео, слайды.
- Определите цели обучения. Какие навыки или знания вы хотите, чтобы участники получили после занятий? Убедитесь, что цели ясны и достижимы.
- Продвигайте свой мастер-класс. Запустите рекламу в Интернете, в социальных сетях и через свои аккаунты. Убедитесь, что реклама направлена на людей, которые интересуются этой темой и приемлют подобный формат и стоимость занятия. Создавайте привлекательные и креативные публикации, которые привлекут внимание вашей аудитории, и используйте соответствующие хэштеги, чтобы охватить больше людей.
- Взаимодействуйте с участниками. Общайтесь с ними, отвечайте на их вопросы, приглашайте к обсуждению и предоставляйте конструктивную обратную связь. Это поможет им сохранить вовлеченность.
И еще один очень важный момент. Перед тем, как запускать собственный мастер-класс, опросите друзей и близких на тему, устраивает ли их ваша дикция. Ведь одно дело – разбираться в теме, и совсем другое – излагать что-то перед живой аудиторией. То, что и как вы говорите, должно быть максимально понятно. Если вы чувствуете за собой недочеты в этой сфере, приглашаем на наш курс «Ораторское мастерство».
Универсальные советы
Желающим знать, как провести мастер-класс, следует не забывать о следующих пунктах:
- Определите свою целевую аудиторию. Кого вы ожидаете видеть? Каков профиль вашей аудитории, ее интересы и потребности? Если пригласить скопом всех, высок риск, что продвинутым пользователям будет скучно среди новичков, которым придется объяснять азы.
- Предлагайте качественный контент. Убедитесь, что тема, которую вы затронете на мастер-классе, актуальна и полезна для вашей аудитории. Нужны ценная информация, практические советы и инструменты, которые позволяют людям совершенствоваться в интересующей их области.
- Сотрудничайте с другими экспертами. Приглашайте коллег, зарубежных специалистов по вашей теме, представителей смежных отраслей. Они не только сделают контент богаче, но и могут поделиться информацией о вашем мастер-классе в своих социальных сетях и таким образом охватить более широкую аудиторию.
- Предложите стимулы для регистрации. Вы можете предлагать скидки на другие ваши продукты или услуги, эксклюзивный контент или розыгрыши призов.
- Используйте инструменты электронного маркетинга. Создайте список адресов электронной почты для рассылки приглашений и напоминаний о мастер-классе. Убедитесь, что содержание ваших писем интересно и актуально для вашей аудитории. Узнать об этом подробнее можно в нашем курсе «Введение в интернет-маркетинг».
- Используйте платную рекламу. Если у вас есть бюджет на рекламу, используйте платную рекламу в социальных сетях и Google, чтобы охватить более широкую аудиторию. Убедитесь, что ваша реклама креативна и привлекает внимание аудитории.
Помните, что продвижение мастер-класса должно быть постоянным и ориентированным на вашу целевую аудиторию. Используйте различные каналы продвижения и измеряйте свои результаты, чтобы узнать, какие стратегии работают лучше всего.
Общечеловеческие идеи
Ценность любого мастер-класса в том, что он уникален, потому что двух одинаковых ведущих не бывает. Даже если это близнецы-братья.
Однако все мы люди. Мы все совершаем когнитивные ошибки, используем эмоции, скучаем и формируем предубеждение. Поэтому, какой бы ни была ваша тема для выступления, с какой бы кафедры вы ни вещали, помните:
- В начале занятия полезно научиться четко понимать, каких целей вы хотите достичь и какие действия вы собираетесь предпринять. Можно написать это на одной стороне доски (например: объяснение, групповая деятельность, чтение...), оставив место для домашнего задания.
- Когда вы поднимаете новую тему, необходимо задействовать знания аудитории посредством вопросов, обсуждения под руководством выступающего, мозгового штурма, создания концептуальных карт и т.д. Активизация предыдущих идей учащихся важна, поскольку для обучения им необходимо установить связи между тем, что они уже знают, и тем, что они изучают. Полезной совместной учебной деятельностью является «метод 1-2-4»: в течение нескольких минут учащиеся индивидуально записывают то, что они запомнили по теме, затем делятся этим в парах, пополняя свои записи, и, наконец, в группах из 4 человек.
- Иногда может оказаться эффективным, прежде чем начать объяснение, предложить вопрос, который заставит людей задуматься и пробудит в них любопытство, что может повысить мотивацию. Например, прежде чем комментировать важность грибов как разрушителей, мы можем спросить аудиторию, что происходит в лесах с осенними листьями – почему они не накапливаются?
- В поддержку объяснений используйте простую презентацию с изображениями, которые закрепляют и поясняют содержание. Чем проще, тем лучше. Исследования в области образования показывают, что нецелесообразно одновременно использовать слайды с большим количеством текста и изображений. Хотя полезно научиться использовать наглядные опоры (фотографии, рисунки, графики с небольшим количеством текста).
- Чаще вспоминайте уже пройденные понятия. Как показали исследования, припоминание (попытка с усилием вспомнить то, что уже было изучено) является одним из наиболее эффективных методов обучения.
- Помните о важности использования голоса для повышения интереса к объяснениям, избегая монотонного тона и придавая ему выразительность и динамизм. Ведущий мастер-класса – это гибрид театрального актера и сказочника.
- Чаще используйте сторителлинг, поскольку всем нравится, когда им рассказывают истории. Это могут быть личные кейсы, страницы прошлого или анекдоты, которые можно связать с содержанием мастер-класса, акцентируя интересные аспекты объекта исследования.
- Регулярно используйте аналогии и конкретные примеры, чтобы облегчить понимание концепций.
- По возможности постарайтесь связать содержание с аспектами повседневной жизни. Например, почему перед серьезными спортивными нагрузками желательно есть продукты, богатые полисахаридами.
- Подчеркните, почему то, что вы изучаете, важно. Пример: объясняя клеточное дыхание, начните с вопроса, понимают ли слушатели, почему мы умираем, если у нас нет кислорода, чтобы они осознали важность этого процесса.
- Чтобы проиллюстрировать некоторые понятия или процессы, устройте с учащимися небольшие театрализованные представления во время объяснения или в конце его. Одна из идей может заключаться в том, чтобы предложить, чтобы именно они думали о том, как представить такое явление, как, например, распространение различных типов сейсмических волн.
- Если изучаемые понятия имеют высокое визуальное содержание, можно преобразовать аудиторию в класс рисования и представить на доске то, что объясняется, чтобы люди могли нарисовать это в своих тетрадях. Некоторыми примерами содержания, подходящим для этого, являются части вулкана, элементы разлома или складки, типы границ между тектоническими плитами, части цветка, ячеистая структура и т.д. В целом этот совет обычно подходит для работы с различными компонентами конструкции.
- Познакомьте учащихся с основными идеями доказательного образования, такими как важность вызова, активация предшествующих знаний, придание смысла тому, что мы изучаем (поскольку чем глубже мы обрабатываем информацию с точки зрения смысла, тем прочнее она укореняется в нашей памяти), чтобы они могли использовать это в своих интересах [Simbiosis, 2022].
Чтобы понимать собственные перспективы, быстро адаптироваться под меняющиеся условия и уметь выделять главное, стоит записаться на нашу онлайн-программу «Самообразование: лучшие техники».
Инструкции и советы
Чтобы ваш мастер-класс не превратился в хаос, специалисты рекомендует не приглашать более 30 человек [A. R. Andara, 2015].
Мастер-класс считается успешным, если:
- Способствует получению знаний через понимание.
- Создает потребность продолжать обучение.
- Создает личную и совместную рабочую среду среди слушателей.
- Заставляет учащегося брать на себя ответственность за собственное обучение.
Также важно избегать ряда распространенных ошибок, таких как:
- Предоставление лишней информации.
- Демонстрация кадров, слайдов и других иллюстративных материалов на слишком высокой скорости.
- Предположение, что приглашенные принесут с собой много знаний по теме.
- Избегание подведения итогов во время мастер-класса и особенно в конце.
- Отказ от выделения основных понятий и идей.
- Неправильная синхронизация контента.
- Отсутствие четкой и эффективной связи с предыдущими и/или последующими темами.
- Злоупотребление сложными терминами, слишком технический словарный запас.
Мастер-класс, проводимый для больших групп, прежде всего должен быть очень хорошо структурирован. Выступление должно быть представлено в порядке и ясности, поддерживать интерес и внимание в разумной форме и в то же время должно поощрять участие.
Стратегии поддержания интереса и внимания в больших группах
Специалисты по когнитивной нейробиологии подсчитали, что внимание снижается примерно через 15-20 минут после начала лекции, и на эту ситуацию влияет множество переменных [A. R. Andara, 2015].
Эффективность работы также снижается при выполнении других задач, таких как:
- ведение конспектов;
- выполнение упражнений;
- ознакомление с предлагаемой литературой и т.д.
Некоторые стратегии, которые предлагаются для поддержания интереса студентов, а следовательно, и их внимания, во время мастер-классов, заключаются в следующем:
- Каждые 15-20 минут чередуйте различные средства презентации: устное выступление (с доской или без нее), информацию из компьютера, проектор.
- Время от времени перемежайте практические и реальные примеры, связанные с содержанием объясняемой темы, чтобы люди видели, с какой целью используется объясняемое. Это помогает запускать небольшие дискуссии по проблемам и держать зал в оживлении.
- Показывайте короткие видеоролики (в основном взятые из Интернета), а после них проводите анкетирование или тестирование присутствующих.
- Время от времени задавайте аудитории вопросы.
- Не забывайте делать паузы в своем выступлении. Оставляйте несколько минут на размышления или планирование. Дайте аудитории время прочитать что-нибудь или обдумать вопросы, которые они считают уместными.
Некоторые рекомендации, которые следует учитывать, задавая вопросы:
- Помните, что хороший вопрос должен соблазнять, привлекать внимание, мотивировать на ответ и быть привлекательным сам по себе.
- Подумайте о значимости вопроса для слушателей.
- Попытайтесь сформулировать вопросы с альтернативными ответами, которые подталкивают к дебатам.
- Подготовьте вопросы, на которые нужно будет ответить в небольших группах.
- Задавайте вопросы, моделирующие запросы аудитории. Предвосхищайте ее ожидания.
- Задумывайтесь об актуальности, точности и адекватности. Неудобных тем лучше избегать. Не забывайте о временной потере контроля и самообладания, которые может повлечь за собой некорректный вопрос.
Типы вопросов, которые можно задавать, разнообразны, но они будут различаться в зависимости от цели, которую предполагается извлечь:
- вспомнить;
- понять;
- решить;
- обосновать;
- создать;
- оценить.
Наконец, никогда не забывайте, что задавать вопросы и отвечать на них – это очень серьезная интеллектуальная работа, которая в большинстве случаев очень полезна для мозга.
Отличия мастер-класса от курса
И мастер-класс, и курс могут быть полезны для приобретения знаний и навыков, но они различаются по своей направленности и продолжительности.
Курсы, как правило, более структурированные и подробные, длятся дольше и предлагают более широкий охват тем. Если вам нужны глубокие и подробные знания по конкретной теме, курс может подойти вам больше. Курсы также имеют тенденцию быть более интерактивными, предлагая возможность выполнять практические упражнения и получать отзывы от инструктора или наставника.
С другой стороны, мастер-класс короче и фокусируется на конкретной теме с целью предложить обогащающий и вдохновляющий опыт. Если вы хотите учиться у эксперта в определенной области, мастер-класс может быть хорошим вариантом. Кроме того, они обычно более гибкие и доступные, поскольку их можно пройти онлайн и в любое время.
Выбор между курсом и мастер-классом зависит от того, чего вы хотите достичь и как предпочитаете учиться. Если вы ищете глубину и структуру в своем обучении, курс может оказаться более подходящим. Если вы ищете вдохновение и короткий, обогащающий опыт обучения, выбирайте мастер-класс.
Научиться мыслить нешаблонно, видеть неочевидные решения и находить хорошие идеи даже в сложных ситуациях можно в нашей онлайн-программе «ТРИЗ на практике: творческий подход».
Отличия мастер-класса от вебинара
Мастер-класс и вебинар являются инструментами онлайн-обучения, но есть ключевые различия:
- Глубина содержания. В то время как вебинар часто предлагает введение или краткое изложение темы, мастер-класс предлагает более глубокое погружение.
- Взаимодействие. На мастер-классе взаимодействие с инструктором и другими участниками более распространено и активно поощряется. Вебинары, с другой стороны, обычно более односторонние.
- Профессиональный уровень преподавателя. Вебинар может вести кто угодно. Мастер-классы обычно проводят признанные эксперты в своей области, что обеспечивает высокий уровень знаний и опыта. Хотя, в реальности, жуликов хватает везде.
- Обязательства. Из-за глубины и интерактивности мастер-класс обычно требует больше времени и энергии, чем вебинар.
Поэтому, прежде чем определиться с форматом, необходимо трезво оценить свои способности и ресурсы.
Чудо в том, что, какими бы он ни был, ваш мастер-класс обязательно будет креативным, потому что творческая нотка сокрыта в каждом человеке. Важно лишь дать ей раскрыться.
Успехов! А чтобы закрепить материал статьи, предлагаем пройти небольшой тест: