Блог о саморазвитии

Как правильно и грамотно учить других?

Как правильно и грамотно учить других?

Как вы думаете, чему люди учатся 5 лет в педагогическом университете? И почему так долго, если по окончании вуза в их обязанности входит преподавать предметы с 1 по 11 класс, которые они, вроде как, должны прекрасно знать, поскольку окончили школу и все эти предметы изучали в обязательном порядке и даже сдавали экзамены?

А все дело в том, что умение учить других – это не так просто, как может кому-то показаться. Это гораздо больше, чем просто рассказать все, что вы знаете сами. Именно поэтому учитель – это профессия, которую нужно осваивать столь же тщательно, как профессию инженера, экономиста, финансиста и любую другую, которую изучают 5 лет в вузе.

Помимо углубленного изучения профильного предмета и общеобразовательных дисциплин вроде философии и политэкономии, будущие учителя получают знания по психологии и методике преподавания того предмета, которому будут учить детей в школе. По идее, будущие учителя готовы к тому, чтобы учить, однако и у них далеко не всегда все получается хорошо и сразу.

А что делать тем, кто желает учить другого человека или группу людей чему-либо, однако педагогического образования не имеет? А если и имеет, то методику преподавания йоги, макраме или резьбы по дереву в педагогическом институте точно не изучали? А если возьмется преподавать математику или английский язык, то школьные методики вряд ли окажутся полезны для желающих получить видимый результат в сжатые сроки?

Если выполнить любимое многими учителями задание и составить диалог с другом «Чему учат в школе», быстро окажется, что мы обсуждаем исключительно процесс, но никак не результат. За пределами учебных заведений мы всему учим по-другому и сами учимся иначе, так что отсутствие педагогического образования вовсе не помеха для старта, и пример многих успешных лекторов и коучей убедительно доказывает это.

Как правильно и грамотно учить других? Помимо собственно знаний, которые вы собираетесь передать другим, нужно понимать психологию человека и чувствовать настроение аудитории. Вам это будет даваться намного проще, если вы пройдете наши программы «Эмоциональный интеллект» и «Психология отношений». А сегодня мы приоткроем некоторые секреты умения учить других.

Учить других: что это значит?

Для начала давайте разберемся, что значит учить других, или обучать других. В первую очередь это означает передачу знаний, навыков, опыта, информации от одного человека другому человеку. Данный процесс может включать в себя формальные образовательные методы, такие как проведение уроков, лекций или тренингов, и неформальные методы, такие как наставничество, коучинг или обучение на рабочем месте.

Основные элементы учебного процесса:

  • Передача знаний – учитель, тренер, наставник передает ученику информацию по определенной теме или предмету. Это может быть основано на структурированных материалах, таких как учебники, лекции или онлайн-ресурсы.
  • Развитие навыков – обучение может включать развитие практических навыков и умений. Это может быть связано с выполнением конкретных задач, тренировками или практическими упражнениями.
  • Поддержка и мотивация – учитель или коуч не только предоставляет информацию, но еще играет роль ментора и мотиватора. Это включает в себя поддержку ученика, помощь в преодолении трудностей и стимулирование интереса к учебному процессу.
  • Оценка и обратная связь – важным элементом обучения является оценка успехов ученика. Это может включать в себя экзамены, тестирование, выполнение контрольных заданий, предоставление обратной связи для улучшения учебного процесса.
  • Адаптация к потребностям – преподаватели адаптируют свой подход к уровню подготовки и запросам своих подопечных. Это может включать в себя индивидуальные методы обучения, дополнительные материалы или дополнительные объяснения в случае необходимости.

Обучение других является важной частью образовательной системы и профессионального развития, и это происходит в различных средах, таких как школы, колледжи, университеты, рабочие места, обучающие курсы и специальные проекты.

Однако само понятие «учить» простирается далеко за стены учебных заведений и обучающих структур. Мы все слышали такие выражения, как «учить жить других» или «учить жизни других». Обычно такие выражения несут на себе налет сарказма и относятся к ситуациям, когда кто-то дает непрошенные советы, полные банальностей.

Многим из нас приходилось наблюдать, как дети учат других детей лепить куличи в песочнице, как одна девочка учит другую наряжать куклу, как в старших классах одна девушка учит другую наносить макияж и т.д. Более того, есть даже специальный проект, в рамках которого дети учат других детей иностранным языкам [Kids Help Talk, 2023].

Миссия проекта – помочь беженцам из зоны военных действий освоить разговорный язык и адаптироваться в Европе. Больше всего предложений от подростков-волонтеров, владеющих английским, немецким, французским и русским, а еще можно найти собеседника на итальянском, испанском, чешском, польском и других языках.

Это наглядный пример того, что для обучения кого-то чему-то не всегда обязательно быть профессиональным преподавателем. Однако, конечно, нужно «иметь, что предложить». Подростки-волонтеры уже несколько лет проживают за рубежом, обучаются в местных школах, успели освоить разговорный язык и потому в состоянии дать разговорную практику своим ровесникам, которым в силу обстоятельств приходится в ускоренном темпе изучать новый для себя язык.

Все ли волонтеры-собеседники хорошо знают грамматику и могут помочь разобраться со спряжением глаголов и употреблением артиклей? Может, да, а может, и нет. В данном случае границы взаимодействия четко очерчены разговорной практикой, и больше от добровольных учителей ничего не требуется.

Точно таким образом каждый человек может четко обрисовать, чему именно и в каком объеме он готов учить другого человека чему-либо, и такая помощь будет востребована среди тех, у кого нулевой или начальный уровень знаний и кому нужно с чего-то стартовать.

Проще говоря, учитель или наставник – это не какой-то «всезнайка», а человек, который знает больше вас и может внятно объяснить то, чего вы не знаете. Как объяснять так, чтобы обучающийся усвоил те знания, которые ему пытаются передать? Давайте посмотрим.

Как учить других: основные принципы

У каждого наставника по мере накопления опыта накапливаются и свои секреты и формируются свои подходы к преподавательской деятельности. Однако существуют общие принципы, которые следует учитывать с самого начала.

Обучение другого человека – это процесс, который требует внимания, терпения и стратегии. Нам в помощь материалы «Как обучать других быстро: 5 принципов ускоренного обучения» [Н. Латанский, 2017], «3 теории обучения взрослых, которые должен знать каждый педагогический дизайнер» [О. Жолудова, 2018] и полезные практические наработки, изложенные в статье «Как учить других хорошо» [К. Ризга, 2021].

Топ-10 принципов, как учить другого человека:

  • Понимайте потребности ученика – перед началом обучения убедитесь, что вы понимаете уровень знаний, потребности и цели ученика. Адаптируйте свой подход в соответствии с его индивидуальными потребностями.
  • Создавайте структурированный план – разработайте четкий план обучения с последовательными этапами. Это поможет ученику лучше понимать материал и оценивать свой прогресс.
  • Используйте разнообразные методы обучения – разнообразьте методы обучения, включая объяснения, демонстрации, интерактивные упражнения и обсуждения. Это поможет ученику лучше усваивать информацию.
  • Поддерживайте мотивацию – подчеркивайте важность изучаемого материала, демонстрируйте его применимость в реальной жизни. Поощряйте ученика, выделяйте его успехи и поддерживайте в трудных моментах.
  • Практика и применение – стимулируйте активное применение знаний через практические упражнения, проекты и задачи. Это помогает закрепить материал и показать его практическую ценность.
  • Организуйте обратную связь – интересуйтесь, все ли понятно ученику, вовремя выявляйте возникающие трудности и стремитесь улучшить процесс обучения в соответствии с уровнем подготовки ученика.
  • Стимулируйте самостоятельное мышление – поощряйте ученика размышлять самостоятельно, задавайте вопросы, которые требуют анализа и критического мышления. Это способствует глубокому усвоению материала.
  • Создайте поддерживающую обучающую среду – обеспечьте комфортное и стимулирующее обучение окружение. Это включает в себя моральную поддержку, доступ к необходимым материалам ресурсам и создание доброжелательной атмосферы.
  • Будьте терпеливыми и гибкими – помните, что люди учатся в разном темпе, и у каждого есть свой стиль обучения. Будьте готовы адаптировать свой подход при необходимости.
  • Продолжайте саморазвитие – следите за новыми методиками обучения, современными технологиями и развитием области знаний, чтобы обогатить свой собственный опыт и стать более эффективным обучающим.

Следует заметить, что, уча других, мы учимся сами. И это не просто красивые слова и далеко не единственный аргумент, почему нам стоит учить других тому, что мы умеем сами.

Почему полезно учить других?

Какая польза человеку от того, что он учит чему-либо других? Учебный процесс может приносить немало выгод для тех людей, которые учат других – мы учимся сами и учим сами учебный материал в гораздо большем объеме, чем знали ранее, когда готовимся объяснить его другим людям.

Обычно считается, что в тандеме «учитель-ученик» знания совершенствует только учащийся. Однако в реальности преподаватель прилагает ничуть не меньше усилий для того, чтобы «освежить в памяти» и структурировать учебный материал и всю известную ему информацию по изучаемой теме.

По каким еще причинам полезно попробовать себя в роли наставника? Давайте обратимся к материалу «Почему нужно учить других, даже если ты не эксперт» [А. Мураховский, 2014]. И вникнем в статью Why you learn when you teach («Почему вы учитесь, когда преподаете»), которую написал человек, самостоятельно изучивший и освоивший JavaScript [Z. Liew, 2018].

Топ-10 причин, по которым стоит учить других:

  • Углубленное понимание материала – объяснение концепций и передача знаний другим требует более глубокого понимания материала. Преподавание заставляет человека разложить информацию на составляющие, что способствует углубленному усвоению.
  • Лучшее запоминание информации – передача знаний другим активизирует разные части мозга, что может улучшить запоминание и восприятие информации.
  • Развитие коммуникативных навыков – в процессе обучения других человек развивает свои навыки общения и взаимодействия. Это включает в себя умение ясно и четко излагать мысли, слушать и понимать других, а также адаптировать свой стиль общения.
  • Улучшение навыков лидерства – учитель часто выступает в роли лидера, направляющего учеников. Это способствует развитию навыков лидерства, таких как мотивация, организация и способность вдохновлять других.
  • Повышение уровня ответственности – преподавание требует высокого уровня ответственности за передачу точной и полезной информации. Это может способствовать развитию навыков планирования и организации.
  • Укрепление самооценки – успехи в обучении других могут способствовать повышению уверенности в своих знаниях и способностях. Это может оказать положительное влияние на самооценку.
  • Обогащение жизненного опыта – преподавание открывает возможность для обратной связи от учеников, понимания трендов в молодежной среде, обогащения собственного жизненного и преподавательского опыта.
  • Формирование личных и профессиональных связей – в процессе обучения человек устанавливает контакты с разными людьми. Такой нетворкинг способствует профессиональному росту, а часто еще и дает возможность найти новых друзей и свою вторую половину.
  • Польза обществу – передача знаний и повышение образовательного уровня людей помогает улучшить образование и, в конечном итоге, благосостояние сообщества.
  • Личное удовлетворение – знание, что вы вносите вклад в развитие других людей, может приносить личное удовлетворение и чувство ценности.

В целом, обучение других может быть не только способом распространения знаний, но и средством личного и профессионального роста. Однако важно не допустить серьезных ошибок, которые могут навредить и вам, и вашим подопечным.

Хочу учить других: основные ошибки

Каких ошибок следует избегать, обучая других? Мы начали с того, что вовсе необязательно быть профессиональным педагогом или каким-то «всезнайкой» для того, чтобы начать учить других. Однако это не значит, что вы можете браться за дело, не подготовившись и ничего не зная сами.

Это относится абсолютно ко всем сферам, где возможно какое-либо обучение. Условно говоря, если представить некую «шкалу экспертности» на 10 баллов, то достигнув уровня в 4-5 баллов, вы вполне можете чему-то научить новичков, которые находятся на уровне от 0 до 2 баллов.

В любом деле найдется много людей, уровень которых выше вашего, и найдутся те, чей уровень ниже, чем у вас. Многим из тех, чей уровень ниже, будет интересно узнать то, что знаете вы, и вы сможете их чему-то научить. Или поделиться с ними знаниями, если слово «научить» применительно к вашей квалификации кажется вам слишком вызывающим » [А. Мураховский, 2014].

Однако если ваш уровень мало отличается от нулевого, вам следует воздержаться от преподавательской деятельности до момента, пока вы научитесь чему-то еще и ваших знаний начнет хватать хотя бы на 3-4 занятия по 45 минут.

Этого достаточно для того, чтобы организовать 2-3-дневный семинар или тренинг, выявить запросы целевой аудитории, задать ей вектор движения и презентовать развернутый курс, который – пам-парарам! – стартует через две недели, а сейчас можно записаться на него со скидкой.

Если ваша идея нашла отклик у аудитории, есть смысл не скупиться и взять хотя бы несколько уроков у профессионалов, чей уровень заметно выше вашего. Заодно позаимствуете структуру курса и полезные лайфхаки в преподавании.

Обучение других – это ответственный процесс, поэтому важно избегать серьезных ошибок, которые могут навредить вашей репутации и заодно закрыть путь для дальнейшего роста в профессии. Важно всегда помнить про эффект Даннинга-Крюгера, дабы не пасть его жертвой. (Напомним, что эффект Даннинга-Крюгера – это когнитивное искажение, при котором человек начинает серьезно преувеличивать уровень своих компетенций, принимать ошибочные решения, последствия которых не в состоянии осознать в силу, опять же, своего низкого уровня компетенции [J. Kruger, D. Dunning, 1999].)

Основные ошибки в обучении других – как избежать:

  • Отсутствие понимания уровня подготовки и потребностей ученика – не предполагайте, что уровень знаний и потребности всех учеников примерно одинаковы. В одной аудитории даже при продуманной системе отбора могут собраться люди с разной подготовкой и разными целями.
  • Неадаптированный подход – не используйте универсальный подход для всех. Разные люди обучаются по-разному, поэтому важно адаптировать свой стиль обучения к восприятию ученика или аудитории.
  • Отсутствие плана и структуры – не начинайте обучение без четкого плана и структуры. План поможет как вам, так и ученикам лучше ориентироваться в процессе обучения.
  • Недостаточное объяснение материала – не оставляйте учеников с неясными или неполными объяснениями. Важно предоставить достаточное количество информации для того, чтобы ученик мог понять и усвоить материал.
  • Отсутствие обратной связи – не игнорируйте обратную связь от учеников. Это важный источник информации о том, что работает хорошо, а что можно улучшить в вашем методе обучения.
  • Отсутствие мотивации – не забывайте о мотивации учеников. Если учебный материал не представляется интересным или практически полезным, ученики могут потерять интерес.
  • Использование сложного языка – не используйте излишне сложный язык или термины, которые могут быть непонятны ученикам. Важно адаптировать свой язык к уровню понимания аудитории.
  • Неудачное управление временем – не тратьте время впустую и избегайте пространных рассуждений «обо всем и ни о чем». Или поясняйте, каким образом затронутая вами тема может быть важна для учеников. Планируйте свои объяснения так, чтобы уложиться в отведенное время занятия и не терять внимание учеников.
  • Поспешный маркетинг и сбор рекомендаций – не спешите просить учеников рекомендовать вас как наставника своим друзьям и знакомым и не начинайте общение с учениками с просьбой подписаться на вас во всех соцсетях и сделать репост на своей страничке. Дайте возможность убедиться, что вы как наставник заслуживаете рекомендаций.
  • Нарушение личных границ – это еще одна причина, по которой не стоит спешить с просьбой о подписке и рекомендации. Далеко не все люди хотят афишировать то, что они записались на курсы для похудения, осваивают тайский массаж или практикуют тантрический секс, как избранный в ноябре 2023 года президент Аргентины Хавьер Милей.

И, конечно, следует помнить, что, если вы кого-то учите петь, рисовать, танцевать, писать стихи или вышивать крестиком, это не делает вас экспертом во всех сферах жизни и не дает вам право учить жить других, в том числе ваших учеников. Советы, которые не касаются изучения преподаваемого материала, можно давать только тогда, когда вас об этом попросят.

Избегание этих ошибок способствует более эффективному, продуктивному и приятному обучению, приносит больше пользы и наставнику, и его подопечным, и создаст благоприятную обучающую среду.

Это самое основное, что мы собирались рассказать о том, как правильно и грамотно учить других. Мы желаем вам успехов на педагогическом поприще. Мы ждем вас на наших программах«Эмоциональный интеллект» и «Психология отношений» и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,