Вот вроде и надо бы посмотреть что-то умное и развивающее, а все уже так надоело, что сил хватает только на какой-нибудь сериал и ток-шоу «Давай поженимся». Было у вас такое? Вероятнее всего, да, и не только у вас, а у целого поколения в нескольких странах, что и заставило продюсеров искать новые форматы подачи информации.
Вы распознаете любые попытки манипулировать своим сознанием и «подкладывать» вам заангажированную информацию под нужным «соусом», если пройдете наши программы «Критическое мышление» и «Лучшие техники коммуникаций». А наша сегодняшняя тема – инфотейнмент.
Инфотейнмент: что это такое?
Термин «инфотейнмент» произошел от английских слов information и entertainment, которые обозначают соответственно информацию и развлечения. Таким образом, infotainment – это термин, используемый для обозначения сочетания информации и развлечения. Это концепция, которая объединяет элементы информации и забавы с целью предоставить познавательное и интересное контентное предложение.
Идея инфотейнмента заключается в том, чтобы презентовать информацию и знания в интересном, привлекательном и доступном для понимания широкой аудитории формате. Вместо простого перечисления сухих фактов, инфотейнмент стремится использовать различные развлекательные формы, такие как игры, шоу, анимация, комедия и прочее с тем, чтобы сделать информацию более привлекательной и запоминающейся.
Инфотейнмент широко применяется в различных медиаформатах, таких как телевидение, радио, социальные сети и Интернет в целом. В качестве примеров можно привести современные популярные телевизионные передачи о науке, познавательные игры и викторины, а также информационные видео на платформах, таких как YouTube.
Основная цель инфотейнмента – объединить образовательные и развлекательные аспекты, чтобы предложить аудитории привлекательный и запоминающийся опыт, во время которого можно узнать нечто новое и при этом получить удовольствие от процесса. Как и когда люди додумались до этого?
Инфотейнмент: исторический экскурс
Формирование инфотейнмента началось в 80-е годы 20 века в США и было связано с падением рейтингов информационных программ, что и вынудило продюсеров задуматься об изменении формата информационных передач. Точное авторство термина «инфотейнмент» сегодня установить вряд ли получится, а вот первым, кто вынес его в публичное пространство, стал американский писатель и медиатеоретик Нил Постман.
Он использовал понятие «инфотейнмент» в своей книге Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business («Развлекаемся до смерти: публичный дискурс в эпоху шоу-бизнеса»), где всесторонне исследовал это явление и дал подробные пояснения относительно содержания данного термина [N. Postman, A. Postman, 1985].
В основу книги положено сравнение антиутопий, описанных в романе Джорджа Оруэлла «1984», вышедшем в 1949 году, и романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», увидевшем свет в 1932 году. Нил Постман пришел к выводу, что в американском социуме середины 80-х воплощаются не предсказания Оруэлла насчет тоталитарной идеологии, а идеи Хаксли о гедонистическом обществе, которое нивелирует индивидуальность и способность мыслить самостоятельно.
Введение к этой книге написал Эндрю Постман – сын Нила Постмана. Эндрю Постман, кстати, впоследствии стал известен как автор познавательно-развлекательных книг, где он, в полном соответствии с законами инфотейнмента, пытается подавать информацию в привлекательном и доступном для понимания широкой аудитории виде.
В качестве примера можно вспомнить его книгу There’s Always Time for Greatness: Who Did What When From Ages 1-100 («Всегда есть время для величия: кто что делал в возрасте от 1 до 100 лет») [A. Postman, 1999]. Как гласит аннотация, это захватывающая коллекция человеческих подвигов и глупостей, представляющая собой сокровищницу забавных фактов о вещах, о которых мы не стали бы размышлять просто так, если бы нас к этому не подтолкнула данная книга.
Свой вклад в наполнение понятия «инфотейнмент» пытались внести ученые разных стран. Подробный исторический экскурс можно совершить, прочитав статью «Интерпретация термина ″инфотейнмент″ в немецких и российских исследованиях масс-медиа» [Д. Еремина, 2013].
В целом, появление формата «инфотейнмент» можно объяснить несколькими основными причинами:
- Изменение медиа-потребления – с появлением новых технологий и цифровых медиаплатформ люди получили больше возможностей выбора контента, с которым они желают ознакомиться. Инфотейнмент стал реакцией на изменение вкусов и предпочтений аудитории, которая стала больше интересоваться комбинацией информации и развлечения в одном пакете.
- Возрастающий объем информации – в современном обществе объем информации, доступной людям, растет экспоненциально. Инфотейнмент предлагает способ сделать эту информацию более доступной, увлекательной и легко усваиваемой, помогая аудитории справиться с информационной перегрузкой.
- Взаимодействие и участие аудитории – инфотейнмент активно «включает» аудиторию, предлагая различные формы взаимодействия и участия, такие как игры, голосования, комментарии. Это создает более привлекательный формат для зрителей, которые могут стать активными участниками процесса.
- Удовлетворение потребности в развлечении – люди устают от «сухой» информации и нуждаются в положительных эмоциях. Инфотейнмент сочетает оба аспекта, предлагая зрелищный и увлекательный контент, который удовлетворяет потребности аудитории в развлечении и позволяет людям узнавать новое и интересное.
- Коммерческие и рыночные факторы – инфотейнмент представляет собой привлекательный формат для медиакомпаний и рекламодателей. Комбинирование информации и развлечений может привлечь большую аудиторию и способствовать повышению продаж и доходности.
Таким образом, появление инфотейнмента можно связать с изменениями в медиапотреблении, ростом информационной нагрузки, потребностью в развлечении и коммерческими факторами, что привело к созданию контентных форматов, объединяющих информацию и развлечения.
Можно сказать, что инфотейнмент – это концепт, который эволюционировал с развитием медиа и цифровых технологий, и был признан значимым для обозначения слияния информации и развлечения в контентных форматах. И, если изначально внедряли инфотейнмент на телевидении, позднее зашла речь про инфотейнмент в журналистике как таковой.
Первой популярной информационно-развлекательной программой в формате «инфотейнмент» можно считать еженедельную передачу «60 минут» на канале CBS, где ведущие начали высказывать собственное отношение к обсуждаемым событиям, чего не было раньше. Журналисты стали появляться в кадре наравне с героями репортажей.
Далее подобных программ стало больше, их начали выпускать на разных телеканалах. Так, на канале ABC появилась программа «20/20», а канал и CBS дополнил эфир программой «48 Hours». Телеканал Fox News со временем положил принципы инфотейнмента в основу концепции своего вещания
На сегодняшний день инфотейнмент охватил самые разные сферы:
- Телевизионные программы – информационные шоу, документальные фильмы, ток-шоу, новостные и прочие программы, которые сочетают в себе информацию и развлечение.
- Радио – многие радиостанции предлагают программы, которые сочетают информационные сегменты с музыкой и развлекательными беседами.
- Подкасты – аудио- и видеофайлы, которые содержат информацию на определенную тему и при этом содержат элементы развлечения и неформальной беседы.
- Веб-сайты и блоги – многие из них предлагают информацию, статьи, видео- или аудиоматериалы, которые «миксуют» факты с юмором и шутками.
- Игры – некоторые компьютерные игры предлагают информативные элементы, такие как исторические факты или научные данные, в сочетании с игровым процессом и развлечением.
- Социальные медиа – платформы социальных сетей, такие как YouTube, Instagram (запрещен в РФ), Facebook (запрещен в РФ) и TikTok (запрещен в РФ) предлагают широкий спектр контента, который может включать как информативные видео или сообщения, так и элементы развлечения.
- Журналы и газеты – печатные издания могут включать информативные статьи, репортажи и интервью, которые сочетаются с развлекательными материалами, такими как кроссворды или комиксы.
- Выставки и музеи – многие музеи и выставки предлагают информационные материалы, демонстрации и интерактивные экспонаты, которые предназначены для информирования посетителей и одновременно обеспечивают развлекательный опыт.
Ныне инфотейнмент распространился настолько, что этот термин стали использовать в автомобилестроении для наименования мультимедийных устройств в салоне авто. В частности, многим автомобилистам хорошо известна система инфотейнмент «Шкода», которая используется на автомобилях Skoda Fabia, Skoda Octavia, Skoda Rapid и других.
В тему автомобилестроения углубляться не будем, а вот про виды, приемы и прочие особенности инфотейнмента поговорим обязательно.
Виды инфотейнмента
Итак, мы с вами разобрались в общих чертах, что такое инфотейнмент. На сегодняшний день принято различать два основных вида инфотейнмента: конструктивный и деструктивный [Д. Гордовский, 2019]. Давайте посмотрим, что это такое.
Конструктивный инфотейнмент – это классическая форма информационно-развлекательного контента, которая ставит перед собой целью не только развлекать аудиторию, но и предлагать полезные и образовательные материалы, способствующие личностному росту, развитию навыков и общественной осведомленности.
Конструктивный инфотейнмент сочетает в себе развлекательные элементы с информационными и образовательными. Именно в таком виде задумывался инфотейнмент в самом начале. Поясним примерами, что тут имеется в виду.
Конструктивный инфотейнмент – примеры:
- Документальные фильмы и сериалы – информируют зрителей о реальных событиях, явлениях и проблемах, привлекают внимание зрителей к важным историческим событиям за счет качественной режиссуры, непредсказуемости сюжета и эмоционального воздействия.
- Подкасты и радиошоу – сочетают развлекательные беседы и дискуссии с передачей полезной информации на различные темы, такие как наука, искусство, личностный рост, здоровье и многое другое.
- Образовательные YouTube-каналы – предлагают образовательное видео с развлекательным подходом, включая анимации, визуальные эффекты и интересные рассказы для привлечения и удержания внимания зрителей.
- Карточные игры и настольные игры с образовательными элементами – сочетают в себе элементы развлечения и обучения, предлагая игрокам интересные задания, ребусы или задачи, способствующие развитию мышления, логики, коммуникационных навыков и общей эрудиции.
- Веб-сайты и приложения для самообразования – предлагают интерактивные уроки, курсы, тренировки и задания для самообразования и развития навыков, такие как языки, программирование, фотография, финансовая грамотность и многое другое.
- Журналы и статьи с полезной информацией – сочетают серьезную информацию с легкой подачей, хорошо воспринимаемыми аналогиями и запоминающимися выводами.
Это о том, что такое конструктивный инфотейнмент, и примеры из жизни. Однако немало и других примеров, когда развлекательный контент превалирует над образовательным настолько, что дискредитирует идею образовательного проекта.
В таких проектах форма начинает довлеть над содержанием. Слишком много уделяется внимания внешнему оформлению, декорациям, тому, кем и в каком виде преподносится информация. Сами суть и содержание при таком раскладе отходят на второй план. В этом случае приходится говорить про деструктивный инфотейнмент, причем это еще не самый страшный вариант.
Деструктивный инфотейнмент – это форма информационно-развлекательного контента, сформировавшаяся в погоне за рейтингами и доходами от рекламы, где форма превалирует над содержанием, а содержание может быть извращено до неузнаваемости, если это потенциально может увеличить зрительскую аудиторию.
В данном формате допускаются искажения фактов, их предвзятая интерпретация, часто делается акцент на насилии и прочих социально неприемлемых формах поведения, что может иметь негативные последствия для аудитории и общества в целом.
Деструктивный инфотейнмент – примеры:
- Фейковые новости и информационные искажения – распространение ложной информации, манипуляций или искажений фактов может вводить аудиторию в заблуждение и приводить к недостоверным убеждениям или дезинформации.
- Сенсации и кликбейт – использование провокационных заголовков или контента, создающего искусственную драму, может привлекать внимание аудитории, но не предоставляет достоверной информации или адекватного освещения событий.
- Реалити-шоу с негативными эффектами – в случае, если шоу фокусируются на создании конфликтов, скандалов, унижения или демонстрации неприемлемого поведения, что может способствовать формированию неправильных ценностей в обществе.
- Вирусные тренды и челленджи с риском для здоровья – зрители не всегда могут адекватно оценить опасность, глядя на картинку на экране, поэтому такие челленджи представляют опасность для людей, поощряя рискованное поведение.
- Использование ненормативной лексики и демонстрация насилия – такой контент способствует формированию неверных установок поведения в обществе и распространению негативных стереотипов, подстрекая к агрессии.
- Культура унижения и поощрение травли – создает иллюзию допустимости таких явлений, как буллинг, моббинг, абьюз, харассмент и прочие социально неприемлемые проявления.
- Навязывание определенных стандартов красоты – шоу, где девушки изменяют свою внешность в рамках подготовки к участию в конкурсах красоты, сравнивают свои данные с неким «эталоном красоты» и данными других участниц.
Поясним, что в самих по себе конкурсах красоты ничего предосудительного нет, и даже шлейф сомнительной репутации, который тянется за такими мероприятиями еще с 90-х годов 20 века, повод считать плохими не сами конкурсы, а их организаторов, выходящих в своем поведении за рамки этических норм.
Однако навязывание стандартов красоты, когда в неокрепший юношеский ум буквально «вкладывают» представления, будто выход за пределы пресловутых «90-60-90» является символом лузерства, конечно, недопустим. Такие передачи вредны не только для девушек, которые начинают судорожно худеть в ущерб своему здоровью, но и для юношей, у которых формируются неадекватные представления о женской красоте.
Это примерно как с немецкими фильмами известного содержания, вред от которых определяется не собственно сюжетом, а тем, что такие фильмы формируют у молодежи завышенные ожидания от жизни. Например, в плане того, насколько быстро может прийти сантехник по вызову, если у вас вдруг потек кран. Поговаривают, многие фанаты эротического кино потом боятся звонить в ЖЭК, если у них прорвет водопроводную трубу, – просто из-за предвзятого отношения к сантехникам, сложившегося на основе сюжетов таких фильмов.
Это, конечно, юмор, а если серьезно, деструктивный инфотейнмент может оказаться вреден для общества в отдаленной перспективе, если люди не научатся критическому мышлению и анализу входящей информации. Поэтому оптимальным вариантом является вовсе не запрет платформ и контента, который имеет признаки деструктива, а повышение уровня образования населения, в целом, и информационной грамотности, в частности.
Каким образом? Для начала стоит разобраться в приемах инфотейнмента и том, как создатели контента завладевают вниманием масс и воздействуют на сознание людей.
Приемы и функции инфотейнмента
Для создания эффективного сочетания информации и развлечения, привлечения внимания аудитории используются самые разные приемы. Вот некоторые из наиболее распространенных приемов инфотейнмента:
- Сторителлинг – рассказывание увлекательных историй и анекдотов, которые связаны с темой, может помочь сделать информацию более увлекательной и запоминающейся, поэтому сторителлинг так важен для успеха издания, блога, передачи и т.д.
- Использование визуальных средств – если задействовать графики, диаграммы, фотографии, анимации и другие визуальные средства, это делает информацию более наглядной и легко воспринимаемой.
- Интерактивные элементы – включение интерактивных элементов, таких как опросы, викторины, голосования или возможность задавать вопросы, позволяет аудитории активно участвовать в процессе и «чувствовать себя нужной».
- Юмор – использование юмористических элементов, таких как шутки, комические ситуации или смешные иллюстрации, может сделать информацию более привлекательной и запоминающейся.
- Персонализация и эмоциональная связь – установление эмоциональной связи с аудиторией путем использования персональных историй, примеров и привязки к конкретным ситуациям может сделать информацию более релевантной и удерживающей внимание.
- Использование мультимедиа – использование видео, аудио и интерактивных элементов позволяет разнообразить формат и представление информации, делая ее более интересной и визуально привлекательной.
- Драматизация и повествование – элементы драматизации в повествовании могут помочь передать информацию в форме увлекательного сюжета или истории, что делает ее более понятной и запоминающейся.
- Гипербола и преувеличение – такая гипертрофированная подача материала может помочь привлечь внимание аудитории и сделать информацию более яркой и запоминающейся.
Это основные приемы инфотейнмента, которые могут использоваться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Какие функции выполняют все эти приемы инфотейнмента помимо захвата внимания? Точнее, для чего нужно захватывать внимание аудитории, если мы говорим про инфотейнмент? Мы уже начали обсуждать этот аспект темы, поэтому самое время остановиться на нем более подробно.
Функции инфотейнмента:
- Информирование – распространение актуальных новостей, научных фактов, исторических данных, статистики, аналитики и других информационных материалов.
- Образование – возможность узнавать новые факты, развивать понимание и знания о различных темах, обучаться новым умениям и навыкам, стимулировать любознательность, содействовать самообразованию.
- Развлечение – возможность делать процесс получения информации более увлекательным и приятным благодаря таким элементам, как шоу, юмор, игры, анекдоты, интерактив.
- Привлечение внимания – визуальные эффекты, интерактивность, хорошо структурированный контент и эмоциональное воздействие помогает привлечь и заинтересовать аудиторию.
- Социальное взаимодействие – предоставление возможности комментировать, обсуждать, делиться мнениями и создавать сообщества вокруг определенного контента способствует активному взаимодействию и обмену идеями.
- Обеспечение прочного запоминания определенной информации – использование эмоционального воздействия, интересных историй, визуальных средств и других приемов позволяет усилить запоминающую способность и эффективность передачи информации.
Это основные функции инфотейнмента, которые объединяют информацию и развлечение с целью предоставить аудитории привлекательный, информативный и запоминающийся опыт. Итак, давайте подытожим особенности инфотейнмента:
- Сочетание информации и развлечения – инфотейнмент стремится объединить элементы информации и развлечения в одном формате или контенте.
- Образовательный характер – инфотейнмент ставит целью образование, передачу знаний и информации, которая может быть нужной и полезной как самим людям, так и обществу, государству, бизнесу.
- Привлекательность и эмоциональное воздействие – инфотейнмент активно использует различные приемы, такие как визуализация, интерактивность, истории и эмоциональная связь, чтобы привлечь и удержать внимание аудитории.
- Разнообразие форматов и платформ – инфотейнмент может принимать различные формы и представляться на разных платформах, таких как телевидение, радио, подкасты, веб-сайты, социальные медиа и другие.
- Социальное взаимодействие – инфотейнмент стимулирует социальное взаимодействие аудитории путем предоставления возможности комментировать, делиться мнениями и обсуждать содержание с другими пользователями.
Эти особенности инфотейнмента позволяют создать более привлекательный и увлекательный способ получения информации, который в то же время может быть полезным с точки зрения образования.
Это основное, что мы собирались вам рассказать про инфотейнмент. Мы желаем вам исключительно полезных и интересных знаний. Мы ждем вас на наших программах «Критическое мышление» и «Лучшие техники коммуникаций», и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: