Об идеальной жизни общества философы размышляют давно. Один из возможных вариантов ее реализации – строительство городов-утопий. На протяжении нескольких столетий архитекторы пытаются разработать и построить такие города и поселения, но пока безуспешно – даже в приближенных к идеалу поселениях были и есть значительные недостатки, поэтому гарантий того, что утопии однажды будут реализованы, пока нет.
Попробуем разобраться, насколько возможно создание идеального города, почему до сих пор человечество в этом не преуспело, рассмотрим реальные примеры попыток строительства утопий.
Об идеальной жизни мечтают многие, но насколько реальны и выполнимы эти мечтания, зависит от амбиций, действий человека и готовности реально оценивать ситуацию в настоящий момент. На программе «Критическое мышление» вы научитесь анализировать информационные потоки, приходящие извне, отсортируете собственных «тараканов», сможете сформировать или конкретизировать свою точку зрения на любые события без опоры на манипуляции, чужое мнение, противоречивые новости.
Не стоит думать, что все мечтания – это иллюзия, которым не суждено сбыться. Трезвая оценка творческих способностей, развитие их в продуктивном ключе и умение применять алгоритмы реализации позволяют воплотить задуманное в жизнь. На программе «ТРИЗ на практике» вы взглянете на свои творческие способности по-новому, раскроете потенциал, научитесь иначе решать нестандартные задачи в жизни, бизнесе, науке, образовании, посмотрите на свои мечты под новым углами и, возможно, найдете к ним ключ.
Что такое город-утопия?
Утопия – это несбыточная мечта, идеальный объект или общество, проект, которые невозможно воплотить в жизнь. В переводе с греческого «утопия» – «ou topos», дословно «то, чему нет места». Слово впервые придумал и использовал гуманист Томас Мор в описании идеальных социальных и экономических условий на воображаемом острове в одноименной книге. Утопиями также принято называть литературные произведения, в которых описаны утопические идеи [Merriam Webster, 2022]. Многие из них написаны авторами и философами Средних веков. Но это не мешает современным политикам, урбанистам и экономистам обращаться к утопиям, чтобы почерпнуть идеи для строительства новых городов и общественных строев.
Деды утопии
Томас Мор, «отец» идеального города-утопии, творил в эпоху Возрождения. Он придумал идеальный государственный строй в 1516 году, но сама идея новой не была.
Во времена Античности Платон в диалоге «Государство» предложил идею формирования государственности на основе справедливости. Он анализировал виды государственного устройства по шкале деградации, которая выглядит как эволюция во времени. Платон не утверждал, что процесс отката в развитии необратим. Деградация представляется, скорее, как тенденция, похожая на разложение строя первобытной демократии.
Идеальным вариантом развития государства философ считал аристократизм, в котором правят философы, выходцы из умных стражей. Утопическое платоновское общество образованное, в ценности которого нет ни великих благ, ни больших зол. В концепции Платона злодеи и тираны – это не состоявшиеся великие люди, а самые одаренные души, которые «при плохом воспитании становятся особенно плохими».
Еще один философ Античности, на которого ориентировался автор утопии города Томас Мор, это Аристотель с трактатом «Политика». Он описал не строение города, а рассмотрел проблемы семьи как государственной ячейки, гражданства, рабства, войны, воспитания, правления и цели государственного управления. В итоге философ предложил модель построения идеального полиса с обществом, в котором проявлены мужество, гармония, счастье, а государство ставит задачи обеспечить жителей пропитанием, комфортом, защитой, достатком, поддерживать религиозный культ и справедливость.
Работы Платона и Аристотеля, с одной стороны, об одном – о построении идеального общества, но авторы используют для этого разные подходы. Томас Мор в Утопии заимствует основы античных предшественников и выводит свою идеальную модель.
От средневекового общества к социализму
Сэр Томас Мор жил и творил в период расцвета Средневековья. В политической философии «Утопия» он предложил свое видение лучшей системы общественного устройства, которая пришлась по душе мыслителям и простым людям после периода серого Средневековья. Мор поднял проблемы своего времени: раскритиковал реформацию церкви и общества, религиозные взгляды протестантов и, будучи лорд-канцлером, препятствовал распространению влияния Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла в Туманном Альбионе [Википедия, 2022].
Понимая невозможность кардинально повлиять на течение развития, как казалось Мору, «идущего не туда» английского общества, он создал идею стройной утопической социалистической системы. «Утопия» делится на две части: в первой автор критикует современные ему общественно-политические порядки, смертную казнь, войны, тунеядство и разврат духовенства. Кроме того, Мор предлагает реформы, которые могут привести общество к идеальному строю, описанному во второй части.
Гуманистические тенденции реализованы на воображаемом острове, во главе которого стоит мудрый монарх. Главные идеи Утопии:
- Герои утопического общества – приверженцы гуманизма.
- Для тяжелой работы автор допускает использование силы чернокожих людей (рабство), но эксплуатацию людей он при этом отрицает, заменив ее обобществленным производством.
- В Утопии нет частной собственности.
- В городе все занимаются ручным трудом не более 6 часов в день и сельским хозяйством.
- Городское производство основано на семейно-ремесленном принципе.
- В Утопии деньги существуют только для торговли с другими странами, внутренний рынок – это распределение продуктов по потребности членов общества без ограничений.
- Государственный строй – демократия, несмотря на присутствие монарха, а все должности должны быть выборными.
- Интеллигенции предоставляется руководящая роль.
- Мужчины и женщины наделены одинаковыми правами без ущемления.
- В школе учителя соединяют теорию и практику производства, приучая детей к труду и обоснованию его полезности.
Подобные представления были новинкой для эпохи Возрождения, потому что предыдущие авторы социалистических идей представляли социализм как мир потребления.
Принципиальная позиция Томаса Мора в Утопии – отсутствие атеизма, за него членов идеального общества лишают гражданства. В качестве религии философ предлагает промежуточную позицию между рационализмом и религиозностью, более склоняясь к первому.
Томас Мор считал, что общество его времени было неразумным и являлось результатом заговора богатых – это и было основной причиной невозможности внедрения утопических принципов в жизнь.
«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» – так говорил Томас Мор о своей книге «Утопия» [Лаборатория фантастики, 2022].
Утопия и астрология
Идеи Томаса Мора нашли продолжение в работах его последователей философов и теологов. Утопия Томмазо Кампанелла «город Солнца» – самое известное произведение автора, написанное как приложение к «Политике» Аристотеля и дополнение к утопии Томаса Мора, в свою очередь тоже стало фундаментом для изучения утопии современниками и искателями решений по строительству идеальных городов и обществ.
Томмазо Кампанелла, автор утопии «Город Солнца», также известен как Сеттимонтано Сквилла, итальянский философ, теолог и писатель, мыслитель эпохи позднего Возрождения, творивший в первой половине 17 века. В своем труде он сформулировал принципы социально-политического преобразования общества, предполагающие упразднение причины неравенства – частной собственности (ничего не напоминает?) Все солярии, жители города, одновременно богатые и бедные, потому что у них есть, с одной стороны, все, но при этом нет ничего собственного. Люди не служат вещам, а вещи служат людям.
Сам город был построен вокруг высокого холма над равниной, предположительно в районе Суматры, под экватором. Он выстроен геометрически, рассечен с четырех сторон центральными улицами по сторонам света. Вокруг центрального храма город выстроен семью поясами по количеству планет, как научная основа мироздания – отсылка к астрологической идее Кампанеллы, этим он связал разумное устройство с законами природы [Русская историческая библиотека, 2022].
Архитектура самого города графичная – в этом тоже соблюдена идеальность. Стены зданий и ограждений были исписаны картинами, на них изображены все виды известных животных и растений, явлений природы и физики, ремесел – всего, чем занимается человек.
Рассмотрим основные концепции Города Солнца Кампанеллы, чтобы выяснить, что привлекает современников создать утопию в наши дни.
Общество, семья и воспитание
Интересно, что в утопии «город Солнца» автор упраздняет моногамную семью, считая, что такая форма приводит к социальному неравенству и обретению частной собственности, что, по концепции идеального общества, недопустимо. Кампанелла считал, что отдельное жилище, одна жена и дети способствуют себялюбию, чувства соляриев и деторождение не должны быть взаимодополняемыми. Иными словами, семья ликвидирована. Соляры жили в общежитиях, разделенных на мужские и женские секции.
Автор утопии «Город Солнца» отдает роль продолжения человечества и воспитания детей государству, которое вмешивалось в процесс деторождения на научной и астрологической основах. В городе есть специальные места, где встречаются мужчины и женщины, выбранные для деторождения. Никаких случайных половых связей в обществе быть не могло.
После вскармливания младенцев передавали в руки воспитателям – они обучали юных членов общества до 7 лет в форме игры, в том числе гуляя по улице и исследуя стены зданий, на которых, как уже было сказано, изображены все явления природы, растения, животные. У детей выявлялись творческие способности, которые подлежали развитию.
В утопии государство воспитывало детей таким образом, чтобы у каждого юного члена общества формировалась вера в могущество науки и ее деятелей, чувство сопричастности к государственным процессам и было чувство счастья в целом.
Разделение труда
В утопии Кампанеллы «Город Солнца» в труде участвовали все без исключения простые жители за исключением касты жрецов, духовенства, которые занимались наукой и управлением. По мнению философа, труд в реальном мире был проклятием человечества, поэтому в вымышленном городе ему уделялось только 4 часа в день, остальное время посвящалось наукам и развитию духа и тела. В почете были те соляры, которые изучили больше искусств и ремесел и применяют их.
Поскольку в городе развита наука, технические новшества используются для облегчения труда в виде инновационных для того времени изобретений.
В утопии реализован принцип разделения труда по биологическому признаку: женщины мужчинам равны, но освобождены от выполнения тяжелой и сложной работы, при этом они занимаются военным делом и осваивают оружие наравне с представителями сильного пола.
Все члены общества трудятся по своим силам, даже слепые, немые, хромые делают то, что могут, никто на месте не сидит, «самый же неспособный служит соглядатаем, донося государству обо всем, что услышит».
Управление государством и общиной
Утопия Томмазо Кампанелла «Город солнца» воплотила теократическую теорию государственности, которая предполагала наличие мирового государства, управляемого магическими реформами священников-магов – они поддерживали в городе вечное счастье, используя естественную магию – астрологию, науку. Правитель города Солнца носит имя Солнце и Метафизик – он одновременно царь, главный священник, высшая власть, которому помогают править Мощь, Мудрость и Любовь – они назначают правителей других уровней.
При храме была коллегия из 12 жрецов-астрологов, они рассчитывали воздействие звезд на соляриев и регулировали эти влияния, используя по назначению: для определения сроков зачатия, посева, строительства, походов, проращивания семян.
Священство лежит в основе управления, в том числе наукой – Кампанелла считал, что первично духовное единство общества, а не материальный мир [Т. Кампанелла «Утопия. Город Солнца», 2014].
Управление общиной осуществлялось назначенными должностными лицами в каждом направлении: главный Врач, Кузнец, Конюх и т. д. Высшие управители бессменны, остальные могут быть назначены и смещены с должностей по мере качества исполнения возложенных на них обязанностей. Интересно, что института Суда в городе нет, а смертная казнь есть «против Бога, свободы и высших властей» и за чинимое насилие. Наказание назначается по сведениям очевидцев, их должно быть не менее пяти, но в обществе это не проблема – свидетели всегда перемещались отрядами. «Естественное право» – обоснование такой концепции.
Утопия «Город Солнца» – книга, которая послужила источником идей для строителей современных обществ и политических систем наряду с работой Платона, Аристотеля и Томаса Мора.
Почему утопия нереализуема?
Изначально в описании города в книге «Утопия» Томас Мор намекнул, что идеальные условия, как на вымышленном острове, в реальной жизни воссоздать невозможно, что это фантазия. Этой мысли придерживались и современники утописта.
В утопии важно то, как придуманы идеальные города и общества, а не что конкретно в них есть. Фантастическое будущее сбывается редко, потому что технологии и мечты, возникшие при создании утопических теорий, формируются образом мысли их автора. Соответственно, мало просто воссоздать «идеальное» место – необходимо, чтобы члены его общества особым образом думали и воспринимали реальность, поместить обычного человека в утопию недостаточно.
Теория Кампанеллы легла в основу научного социализма и советской истории в странах «социалистического лагеря». Некоторые идеи В. И. Ленин считал применимыми для монументальной пропаганды, но широкого распространения и полной реализации они не получили.
Принципы утопии использовались на Западе и в США в 60-х годах в коммунах хиппи: их жители выходили за рамки цивилизованного общества и жили в своем мире любви, свободы и равенства. Свое творчество они называли социальным.
В полной мере реализовать утопию невозможно по разным причинам, основные из них:
- Ограниченность ресурсов. Некоторые из них невозобновимы, например, газ и нефть. Дерево, продукты питания, воду как-то можно возобновить, но о честном их распределении говорить было трудно во все времена от эпохи Античности до социализма – всегда кому-то доставалось больше, даже когда «царил дефицит». Ни денег, ни пищи на всех, скорее всего, в равной пропорции не хватит.
- Натура человека. Что бы ни думали просветители, люди в разной степени подвержены смертным грехам, которые в утопическом мире сводятся практически к нулю. Одни люди пытаются искупить совершенные грехи, другие не чувствуют раскаяния и множат зло, которое неискоренимо как противовес добру и благости. Что говорить, если даже среди пророков были личности с аморальным поведением? Вряд ли его удастся полностью искоренить какой-то идеологической системе.
- Люди разные. Если вас спросят: какое для вас счастье? У каждого будет свой ответ. Соответственно создать единый стандарт не представляется возможным, даже в утопии найдутся те, кого что-то будет не устраивать по разным причинам. Одним подавай размеренную жизнь без какого-либо труда, другим – возможность творить что угодно.
- Без мечты нет будущего. Как утверждал философ 20-го века Эрнст Блох, мечтать о том, что никогда не произойдет – одна из потребностей человека. Он придерживался теории, что утопия – это неотъемлемое качество человеческого существования и мира в целом [Полит, 2005]. По мнению Блоха, утопия проявляется в любом творческом акте и связана с противоположным ей материальным миром.
- Желание власти. Философ и социолог Карл Поппер предположил, что свободное демократическое общество всегда борется с тоталитаризмом, подавляющим личность. Люди, живущие в подобных ограничивающих системах, стремятся к свободе, но это лишает политиков власти, к которой они в свою очередь так стремились [Корни, 2022]. Все утописты в определенные периоды своей жизни подвергались гонению, казням и пыткам, потому что их идеи мешали властям держать общество под контролем.
Построить идеальный город не так сложно, как переформатировать общество. Не все люди по чьему-то указанию готовы менять свои убеждения и поведение, и это основная проблема на пути к построению утопии в наши дни.
Антиутопические взгляды
О том, что утопия приведет общество к разрушению, в книге «Атлант расправил плечи» рассуждает Айн Рэнд. На примере США автор показывает, как политическая система притесняет крупный бизнес, устраняет монополизацию для борьбы с безработицей и получения сверхприбыли отдельными новаторами. Свободный рынок постепенно схлопывается, наступает плановая экономика – это главная идея всех утопических трудов. Но в результате общество движется не к процветанию, как полагали Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а к хаосу. Возникает дефицит ресурсов, люди теряют бизнес, рушатся хозяйственные связи.
В антиутопии государство несет моральную посылку о том, что «ни один человек не может получить какие-либо ценности от других, прибегая к физической силе» и одновременно «никакие права не могут существовать без права претворять в жизнь свои права – думать, работать и сохранять результаты, – что означает: право собственности» [Объективизм, 2022].
После вмешательства государства в экономику общество стагнирует под действием настигшей диктатуры. Общественный выбор ограничен законодательством, которое удовлетворяет только некоторым общественным группам и государственным учреждениям. По версии Айн Рэнд, утопический строй создает расслоение общества на удачливые и богатые элиты (в книге – «мародеры» и «халявщики») и обслуживающий государственный бизнес народ, который почему-то недоволен ситуацией.
«Атлант расправил плечи» – это взгляд на утопию, наложенный на реальное современное общество (книга написана в 1957 году). Это понравилось не всем: одни увидели в романе пропаганду нерегулируемого капитализма, другие – отражение социалистического реализма, третьи – правду, которую не все хотят принять. Это еще раз говорит о том, что реализовать утопию, чтобы все были довольны, в полной мере невозможно.
Попытки строительства утопий в реальном мире
Попытки создать утопический город предпринимали не только философы, но и реальные политики и градостроители. Рассмотрим их и попробуем разобраться, почему идеи провалились.
Итальянская Пальманова
Пример идеального города-крепости – город Пальманова в Италии. Он был заложен в 1593 году на границе с Османской империей по заказу Венецианской республики. У города правильная форма девятиконечной звезды. Внутри есть все необходимое для физической и духовной жизни нескольких тысяч граждан: дома, производства, театры, учебные заведения. Высокие стены должны были защищать жителей от нападения османов.
Крепость должна была стать форпостом идеального христианского мира. По плану население должно было жить в гармонии и процветать, следуя божьим заповедям. Но жить в ней никто не захотел, люди не были готовы уходить с насиженных мест и менять свои идеалы, взгляды, отправляться в приграничную зону. В результате правительству пришлось заселять Пальманову бывшими каторжниками. Сегодня город – часть наследия ЮНЕСКО, в нем проживает 4,5 тысячи человек.
Город-Сад
Идея о том, что проблему жилищного кризиса и бедности в большом городе можно решить строительством небольших частных поселений, принадлежит Эбенизеру Говарду. Он предположил, что главная причина нищенства – высокие арендные платежи горожан, и предложил интересное решение проблемы, которое предполагало приобретение небольшими группами граждан дешевой загородной земли на 6000 акров и строительство на ней частных домов.
Деньги, которые могли остаться у людей, Говард предложил вкладывать в развитие мини-поселений – строительство школ, ратуш. Иными словами, он предполагал введение коллективной собственности и управления.
Между поселениями (садами) могли образовываться дополнительные учреждения. По мере развития этих садов, земля под ними должна была дорожать, ее могли бы арендовать промышленники, принося жителям доходы.
Эбенизер Говард предполагал, что участки жителей будут равноудалены от центра и всех центров услуг, в плане это выглядело как круговые диаграммы, которые огибали жилые кварталы и соединяли улицы-бульвары. Подобные поселения действительно были построены, но вскоре выяснилось, что это слишком амбициозные проекты – коллективное управление как основа утопии оказалось неэффективным.
Идея города-сада провалилась, но архитектуры взяли на вооружение план: скругленные улицы и обилие зелени берется за основу проектирования поселков, подобную форму можно увидеть на генплане Еревана, первой застройки Тель-Авива.
Солеварня Арк-э-Сенан
Идеальный город ШО был проектом архитектора Клод-Николя Леду, частично реализованным в конце 18 века во время промышленной революции в Европе, когда взгляды и структура общества изменялись.
В центре города по плану расположился дом управляющего, рядом с ним цеха по производству соли. По краю окружности построены дома рабочих. Рядом с городком должен был расположиться идеальный город, напоминающий «Город Солнца», описанный Кампанеллой.
Из-за французской революции удалось реализовать только половину проекта, получился полукруг. Город функционировал по прямому назначению до 1895 года – производство закрыли из-за ущерба экологии и источникам питьевой воды. После комплекс использовали как казармы и лагерь для беженцев, как декорации к фильмам. Сегодня Арк-э-Сенан – наследие ЮНЕСКО.
Нью-Ланарк
В 19 веке филантроп Роберт Оуэн на своей текстильной фабрике впервые ввел 8-часовой рабочий день, следуя концепции «8 часов для работы, 8 часов для отдыха, 8 часов для досуга», в то время как повсеместно был распространен детский труд и ненормированный рабочий день.
Этого филантропу оказалось мало, в 1800 году он построил для рабочих деревню по современным на тот момент проектам, в поселении была школа для детей рабочих, первая в Великобритании. Никаких наказаний в поселении не существовало ни на фабрике, ни в школе.
В 1825 году утопия рухнула после конфликта Оуэна с инвесторами из-за его слишком мягкого гуманистического подхода к найму и управлению. В результате, после отбытия филантропа, в 1968 году фабрика закрылась. Общество не было готово к гуманизму, посеянному Робертом Оуэном.
Брукфарм
В штате Массачусетс в 1841 году Джордж и София Рипли основали Брукфарм – сельскую общину, в которой культивировалась идея Ральфа Уолдо Эмерсона и Генри Дэвида Торо, согласно которой все люди хорошие, но общество их портит. В общине действовали равные права, мужчины и женщины получали одинаковое жалованье, стремились к балансу между отдыхом, работой, образованием и досугом.
Община Брукфарм должна была сама себя обеспечивать фермерством и продажей продукции. Но реализовывались товары плохо, в скором времени после основания жители столкнулись с проблемой выживания и поддержания желаемого уровня благосостояния. Чтобы вытянуть Брукфарм из долгов, супруги Рипли стали вводить большие ограничения, которые вызвали у общины, привыкшей к свободе, только недовольства.
Через пять лет проект обанкротился, деревня стала жить обычной жизнью.
Форландия
Генри Форд в 1920-х годах создал собственную утопию в 300 км от города Сантарен в джунглях Бразилии на берегу реки Тапажос. Он преследовал цель обойти монополию британцев на поставки резины, необходимой для производства деталей машин и колес, а в выбранной местности были и нужное сырье, и условия для его переработки.
Было решено построить «идеальный город», в котором есть все необходимое для жизнедеятельности работяг и управленцев: бразильцы жили в одном квартале, приезжие американцы – в другом. Жителям были доступны специально построенные школа, больница, бассейн, отель, детская площадка, для гольфа. Архитектура города – американский стиль классики тех лет. Но проект оказался в целом довольно мрачным.
Жителям запрещалось курить табак и употреблять горячительные напитки, даже игра в футбол была под запретом. В городе жили только мужчины – никаких женщин.
В скором времени Форд столкнулся с проблемой: американские управленцы не имели навыков ведения сельского хозяйства, что привело к пожарам и гибели каучуковых деревьев из-за пожаров и вредителей. Негативно сказалась на эффективной работе конфронтация руководства и рабочих, недовольных запретами.
Вскоре развилось производство синтетической резины, необходимость содержать город исчезла, и он пришел в запустение.
Дроп-Сити в Колорадо
Некоторые принципы утопии «Город Солнца» и Томаса Мора были реализованы в первой коммуне хиппи в США, основанной в 1965 году. Главные принципы ее общества заключались в коллективной ответственности, взаимной заботе и отсутствии наказаний. Жители деревни вели хозяйство и занимались искусством. Жили члены коммуны в цветных куполах, созданных по мотивам проектов Ричарда Бакминстера, архитектора-футуролога.
В деревню приезжали туристы, там проходили фестивали. Однако погубила проект безнаказанность – со временем, с притоком других хиппи, в общине развилась вседозволенность, принципы стало сохранять все сложнее до такой степени, что основатели Дроп-Сити покинули свое детище. Со временем поселение вовсе опустело.
Ауровиль в Индии
Одна из самых успешных попыток приблизиться к утопии – экспериментальный проект Ауровиль, заложенный на юге Индии французской гуру Миррой Альфасса в 1968 году. Он был рассчитан на население до 50 тысяч жителей, но в настоящий момент в нем живут около 2500 человек из разных стран мира.
Главная идея проекта – жизнь в гармонии и единстве, которые выше политических, религиозных и национальных различий.
Город расположен в окружении джунглей. Он не ограничен географически, но и присоединение к нему города не предполагается. Центр Ауровиля – золотой купол Матримандир, в котором проходят медитации и занятия йогой. Для жителей построены нескольких районов: жилой, культурный, международный, промышленный. В городе много разных сообществ со своей тематикой: швеи, фермеры, арт-коммуны, обучающие сервисы, предприятия разной направленности. Есть ботанические сады, бедные деревушки и привычные городские районы, концертные площадки. В Ауровиле по задумке живет свободное от материальных устремлений общество.
Несмотря на интерес туристов, поддержку индийского правительства и концепцию счастливой жизни, в городе есть типичная для страны нищета и грязь, насилие и беспорядки, которые в идею утопии не вписываются.
Утопия для туристов
Сделать все для удобства туристов – стремление отельеров по всему миру. В Турции функционирует большой комплекс A Good Life Utopia Family Resort. Это крупнейший отельно-развлекательный комплекс Средиземноморья, в котором для беспечного отдыха есть все: рестораны, бары, площадки для спорта и развлечений, бассейны, аквапарк, детские развлекательные зоны, анимация, спа, первая линия пляжа. Огромная территория «А Гуд Лайф Утопия Фэмили Резорт» позволит провести полноценный отпуск без выхода в город – идеальное решение для тех, кто любит погреться на солнышке и не думать о том, чем заняться после обеда или через пару дней.
Турецкий отель – не город-утопия Томаса Мора, но его можно назвать одним из лучших райских уголков, в котором удается поддерживать порядок, чистоту и благостное состояние гостей. Вероятно, потому что владельцам, администрации и посетителям не приходится подстраиваться под идеи основателей прочих утопий, как жителям экспериментальных городов и поселений из нашего обзора.
Резюме
Утопии, описанные философами, по сей день в полной мере не смогли найти реализацию в реальном мире. Идеи трудов Томмазо Кампанелла «Город Солнца» и Томаса Мора «Утопия» послужили основами для построения движений и идеологий, таких как социализм и хиппи, их используют архитекторы для создания городов с идеальными условиями для жизни. А форматировать общество под идеи утопистов оказалось невозможно.
В любой утопии можно найти интересные идеи, которые улучшат жизнь государств, обществ, семей и отдельных людей. Важно найти то самое зерно и правильно его внедрить, чтобы проросшая из него ценность оказалась полезной, а не угнетающей и разочаровывающей, и это Мор, Кампанелла и их последователи не учитывали.
Отделять «зерна от плевел» – задача мышления. Навык актуален для любого общества и времени, особенно в эпоху информационного шума и провокаций. На программе «Критическое мышление» вы узнаете, как из информационных потоков брать нужное, не ведясь на манипуляции, научитесь анализировать новости, обретете опору без зависимости от чужого мнения и влияния.
Реализация идей утопий – это творческий процесс. Возможно, в попытках реализовать идеальное общество его создателям не хватало идей и подхода к людям, поиска способов донесения мыслей и демонстрации их правильности и выгоды. На программе «ТРИЗ на практике» вы раскроете свой творческий потенциал, узнаете, какими способностями обладаете, и научитесь по-новому решать стандартные и сложные задачи, используя творческий подход.
И в заключение предлагаем принять участие в небольшом опросе: