В представленной статье мы хотим рассмотреть страх в качестве уникального психологического феномена, т.е. рассказать о его психологических механизмах, а также о наиболее известных научных исследованиях, посвященных этому вопросу. Естественно, данный материал не следует воспринимать как полноценную научную работу – мы лишь предпринимаем попытку дать страху некоторую психологическую трактовку.
Дополнительно вы можете почитать нашу статью «Страх. Что с ним делать?», где мы приводим немало интересных научных фактов, раскрывающих загадку этого психического явления, плюс даем ссылки на полезные научные материалы. В общем, расширяйте свои познания, а эта статья пусть послужит еще одной монеткой в копилочку ваших знаний.
Понятие страха
В настоящее время есть достаточно много определений страха. Например, советский и российский философ и психоаналитик В. М. Лейбин определяет страх как психическое состояние, которое связано с мучительными переживаниями и вызывает действия, направленные на самосохранение.
Американский философ и психолог Уильям Джеймс считал, что страх – это одна из трех самых сильных эмоций (две другие – гнев и радость) и является базовым инстинктом. Австрийский психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд определял страх как аффективное состояние, заключающееся в ожидании какой-либо угрозы; страх перед чем-то конкретным он называл боязнью, а патологический страх – фобией.
Австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер считал, что страх есть результат подавления агрессивного влечения, которое играет в жизни человека важнейшую роль. По мнению психолога Грэйс Крайг, страх является эмоцией, избегаемой или сводимой человеком к минимуму, но в то же время страх, если проявляется в мягкой форме, может побуждать человека к научению.
Немецкий психолог Эрик Эриксон толковал страх как состояние опасения, сфокусированного на различных угрозах, которые легко распознать, трезво проанализировать и адекватно им противостоять. По мнению другого психолога – Дитера Айке, страх является душевным состоянием, и его может чуть ли ни ежедневно наблюдать в себе каждый человек. Суть этого состояния в том, что человек в той или иной степени осознает, что ему грозит опасность.
Американский психолог Кэррол Изард считал, что страх является сильной эмоцией, переживаемой как беспокойство или тревожное предчувствие. Причем это одна из самых опасных эмоций, способная привести даже к смерти. А для известного русского академика И. П. Павлова страх являлся проявлением естественного рефлекса и пассивно-оборонительной реакцией, основанной на инстинкте самосохранения.
Известный российский психолог Е. П. Ильин рассматривал страх в качестве эмоционального состояния, служащего отражением защитной биологической реакции индивида в момент переживания им мнимой или реальной опасности для благополучия и здоровья. В понимании другого отечественного специалиста – психолога А. И. Захарова, страх является одной из фундаментальных эмоций человека, которая возникает в ответ на действие стимула, несущего угрозу.
Рассмотрим и еще одну точку зрения: советский психолог Л. С. Выготский предлагал понимать страх как очень сильную эмоцию, оказывающую серьезное влияние на поведение человека, а также на его перцептивные и когнитивные процессы, ограничивающую мышление, восприятие и свободу выбора.
Но в той или иной степени разнообразно не только понимание страха различными учеными и специалистами, а еще и подходы к его изучению. Нам обязательно нужно с ними познакомиться, чтобы феномен страха стал для нас более понятным. Далее мы расскажем об основных теоретических направлениях исследования страха.
Направления исследования страха
Можно выделить три основополагающих психологических подхода к изучению страха – это психоаналитический, бихевиористический и экзистенциальный подходы. Поговорим о каждом из них в отдельности.
Психоаналитический подход
Как вы и сами понимаете, основным представителем этого направления был Зигмунд Фрейд. В его представлении страх развивается в тесной связи с системой бессознательного и либидо – энергией психических влечений. В страх либидо превращается посредством вытеснения – вытесненные сексуальные влечения приобретают форму страха, причем это страх невротический.
Изучая фобии, Фрейд разделил невротический процесс на две фазы. На первой сексуальные влечения вытесняются и переводятся в страх, соотносимый с внешней угрозой. На второй образуется система защиты, которая предотвращает столкновение с этой угрозой, а вытеснение представляет собой попытку «Я» убежать от сексуальных влечений.
В случае с другими невротическими заболеваниями активизируются иные системы защиты, противостоящие возможному развитию страха. Но, как бы то ни было, именно проблема страха играет главную роль в психологии неврозов вообще.
В своем труде «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд отмечает, что термины «страх», «испуг» и «боязнь» ошибочно считают синонимами. Разграничивая их с позиции внешней опасности, Фрейд говорит, что страх, по его мнению, является определенным состоянием ожидания угрозы или подготовки к ней, даже если она неизвестна.
Боязнь подразумевает конкретный объект, которого боятся, а испуг – это отражение момента неожиданности и состояние, которое возникает при опасности, когда индивид оказывается неподготовлен к ней.
В книге «Торможение, симптом и страх», тоже посвященной теме страха, Фрейд подчеркивает, что опасность, служащая его основой, исходит со стороны внешнего объекта, а невротическая опасность продуцируется требованием влечения. Однако требование влечения есть не нечто надуманное, а вполне реальное, а потому невротический страх имеет под собой вполне реальные основания. Это говорит о том, что взаимоотношения между неврозом и реальным страхом объясняются защитой «Я», т.к. оно реагирует на опасность, исходящую от влечения.
С позиции Фрейда, требование влечения зачастую превращается во внутреннюю опасность по той причине, что его удовлетворение способно спровоцировать внешнюю опасность. Одновременно с этим, реальная опасность может стать значимой для «Я» только в том случае, если превратится во внутреннее переживание.
Уже в более поздней работе «Я и Оно» Фрейд говорит, что «Я» подвергается опасности с трех сторон, и его вполне может охватить тройственный страх – реальный страх перед внешней действительностью, страх совести перед «Сверх-Я» и невротический страх перед «Оно».
Фрейд пытался структурировать психику, в результате чего приходил к психоаналитическому пониманию факта, что бессознательное «Оно» не боится, т.к. не способно судить о ситуациях угрозы. Конкретно «Я» служит средоточием страха. И далеко не просто так ученый утверждает, что «Я» является подлинным очагом страха, а по причине наличия трех опасностей оно формирует «рефлекс бегства». В итоге образуются невротические симптомы и защитные механизмы, приводящие к возникновению фобий.
В дальнейшем некоторые идеи Фрейда начала развивать американский психоаналитик Карен Хорни, но в понимание природы страха и тревожных состояний она внесла и массу нового. По ее мнению, причиной всех страхов являются неразрешенные конфликты. А в дополнение к этому причину она видит и в социальных факторах, порождающих внутриличностные конфликты, а также в культурных ценностях.
Не менее интересны воззрения и других представителей психоаналитического подхода к изучению страха, таких как П.М. Якобсон, С. Р. Роджерс, Е. Г. Шехтел, Д. Рапапорт, М. С. Неймарк. Если вас заинтересовало это направление, обязательно ознакомьтесь с их трудами. Также советуем почитать и наши статьи, связанные с психоанализом Зигмунда Фрейда – «Психоанализ Фрейда за 5 минут» и «Эго, Суперэго и Ид в психоанализе».
Бихевиористический подход
Основоположник бихевиоризма – американский психолог Джон Уотсон выделял несколько стимулов, активизирующих страх. Это удары и толчки в момент засыпания, внезапная потеря опоры и внезапные громкие звуки. Все остальные стимулы, вызывающие страх, по его мнению, можно считать комбинацией вышеназванных.
Изначально у человека есть безусловные, т.е. врожденные реакции страха. Но в процессе жизни образуются новые стимулы, вызывающие страх. В доказательство этому Уотсон приводил результаты своих исследований, согласно которым, такие вещи как огонь, темнота, животные и т.д. никакого страха в младенческом возрасте не вызывают.
По мере проведения исследований Уотсона, помимо прочего, заинтересовала возможность формирования реакции страха относительно объектов, ранее страха не вызывавших. Сообща со своей супругой Розалией Рейнер, ученый изучил возможность формирования эмоциональной реакции страха у 11-месячного ребенка. В качестве устрашающего стимула была взята белая крыса, причем ранее малыш спокойно играл с этой крысой и находился вместе с ней в кроватке.
До эксперимента мальчик крыс не боялся, в его развитии не наблюдалось никаких отклонений. Также он не боялся ни кроликов, ни собак, ни обезьян, ни других животных. В момент проведения эксперимента в больнице были еще три ребенка, и ни один из них тоже ничего такого не боялся. Сам же эксперимент был нужен ученым для ответа на три вопроса:
- Можно ли привить младенцу страх животных, если животное будет демонстрироваться вместе со стимулом, вызывающим страх?
- Будет ли ребенок бояться и других животных?
- Как долго сохранится приобретенный страх?
Стимулом, вызывающим страх, в эксперименте служил громкий звук – за спиной у младенца ученые стучали молотком по железной пластине. Во время первой сессии по пластине ударяли два раза каждый раз, когда ребенок дотрагивался до белой крысы. И уже после двух повторений малыш стал избегать прикосновений к крысе.
Через неделю опыт повторили. По пластине били уже пять раз, а крысу просто помещали в кроватку к ребенку. Малыш проявлял реакцию избегания и начинал плакать, лишь завидев крысу. А еще пять дней спустя ученые решили проверить, перенесется ли реакция страха на другие объекты.
В итоге Уотсон отметил у ребенка страх при виде собаки, кролика и меховой шубы. Также ребенок старался не контактировать с маской Санта Клауса и обычной ватой. Учитывая то, что при демонстрации этих объектов громких звуков не было, ученый решил, что реакция перенеслась на схожие с белой крысой объекты.
В итоге Уотсон провел аналогии и сделал вывод, что множество страхов, тревожных состояний и антипатий у взрослых формируются еще в первые годы жизни. Чуть позже исследователь выявил, что для приобретенных страхов характерна высокая стойкость, легкость переноса на аналогичные ситуации и стимулы. А для устранения страхов необходима продолжительная терапия, однако ослабить можно только один страх, и на смежные ситуации и стимулы реакции остаются теми же.
Другим ученым, применявшим бихевиористический подход к изучению страхов, был американский психолог Беррес Фредерик Скиннер, развивавший теорию (модель) оперантного обуславливания страхов. Суть этой модели в том, что страх может возникать, поддерживаться и укрепляться под действием подкрепления, происходящего после боязливого поведения. Подкрепление может быть как позитивным, так и негативным.
Позитивное подкрепление можно проиллюстрировать так: ребенок может чего-то испугаться и побежать к родителям, чтобы они его защитили, и они дают ему защиту, ласку и заботу. Впоследствии при любой схожей ситуации ребенок все чаще начинает обращаться к родителям, тем самым применяя стратегию бегства от пугающего стимула.
В некоторых случаях ребенок может прибегать даже к симуляции страха, чтобы снова получить подкрепление. В этом случае у страха появляется так называемая скрытая выгода. А более всего закрепляются такие страхи, если испуг для ребенка – единственная возможность получить родительское внимание.
С учетом того, что страх есть негативный стимул, любой человек будет стремиться его предотвратить. И каждый раз, когда это получается, происходит негативное подкрепление. В итоге страх подкрепляется сам собой. Этим и можно объяснить, что страх очень сложно подавить, даже если отсутствует условный стимул.
Если вас заинтересовали идеи бихевиористов, вы также можете обратить внимание на работы других представителей этого направления психологии – Э. Торндайка, У. Хантера, К. Лешли, А. Стаатса. Кстати, почитайте и нашу статью «Бихевиоризм: основные положения, представители и направления», а мы идем дальше.
Экзистенциальный подход
Экзистенциальный подход, называемый также экзистенциальной логотерапией, был предложен австрийским психиатром и психологом Виктором Франклом. Механизм образования реакции страха он представлял так: человек боится какого-либо явления и появляется реакция ожидания, т.е. страх, что это явление реализуется.
Далее могут появиться и симптомы ожидаемого состояния, из-за чего страх усиливается. Тем самым замыкается цепочка напряжения: страх ожидания опасности становится сильнее, чем опасения, связанные с опасностью напрямую. И на этот страх человек начинает реагировать уходом от реальности.
Страх часто появляется тогда, когда случается что-то, связанное с ним, когда человек испытывает соответствующие переживания. К примеру, человеку предстоит выступить на публике, он волнуется и замечает, что его «потряхивает». Когда ему снова приходится выступать, волнение человека начинает дополняться страхом, что его снова начнет трясти, и, конечно, так и происходит.
В итоге человек начинает избегать выступать на публике, ведь он думает, что его вновь затрясет и он не сможет это подавить и скрыть. И если своевременно страх не преодолеть, ситуация может стать хуже. Таким образом, появляется фобия, приводящая к постоянному повторению симптомов, в результате чего изначальные опасения становятся все сильнее.
Исходя из этого, Франкл предлагал применять самоотстранение, способность к которому ярче всего проявляется в юморе. С помощью юмора человек может дистанцироваться абсолютно от всего, включая себя и свои переживания, а значит, способен начать контролировать себя и ситуацию.
По Франклу, страх – это биологическая реакция, которая позволяет избегать реальных или мнимых ситуаций опасности. И если человек сам начнет активно искать ситуации страха, он научится действовать, обходя страх, отчего последний исчезнет, т.к. «атрофируется» от того, что не «используется».
Франкл разрабатывал корректирующие методы работы со страхами. Одним из них стал метод парадоксальной интенции (изначально его предлагал еще А. Адлер), предполагающий, что психолог как раз-таки направляет «пациента» к своему страху. Парадоксальность и состоит в том, что человек не убегает от страха, а идет ему навстречу.
Здесь уместно привести интересную историю: однажды к Франклу обратились родители мальчика 9 лет, который все время мочился в постель. Никакие угрозы и наказания родителей не помогали. Тогда ученый сделал мальчику неожиданное предложение: отныне каждый раз, когда тот будет мочиться в постель, он будет давать ему по 50 центов.
Мальчик обрадовался и стал надеяться, что сумеет заработать денег на своей проблеме. Он стал специально делать все, что может, чтобы постель оказалась мокрой, но у него ничего не вышло. В результате невротический симптом пропал, причем пропал в тот самый момент, когда в сознании ребенка стало преобладать желание этот симптом повторить.
Точно так же Франкл предлагал поступать и с другими страхами: если человек боится замкнутых пространств, он должен заставить себя находиться в таком пространстве; если он боится лягушек, он должен заставить себя взять в руки и держать лягушку и т.д. И при длительном и/или систематическом обращении человека к своему страху он сможет успешно его побороть.
Таковы основные идеи Виктора Франкла. При желании познакомиться с ними ближе, стоит изучить работы этого человека. А помимо трех рассмотренных подходов можно выделить еще два:
- Чувственный подход. Оценка ситуации страха человеком происходит на основе ощущений. Основные представители: И. Б. Титченер, Д. Ланге, Е. Клапаред, В. Джемс.
- Когнитивный подход. Представление человека о страхе формируется на основе интеллектуальных процессов. Основные представители: М. С. Зингер, Р. У. Липер, Р. С. Лазарус, М. Симон.
Выводы делать лишь вам, да и сделать их можно, только являясь специалистом в данной области. Мы не станем настаивать на принятии какой-то одной точки зрения, а попробуем подвести все вышесказанное к единому знаменателю.
Резюме
Проблема страха, несмотря на то, что тянется своими корнями в далекое прошлое, остается актуальной даже в наше время, ведь такое явление как страх будет существовать до тех пор, пока существует сам человек. Вместе с развитием общества страх будет приобретать все новые формы. Люди же будут создавать все новые способы работы со страхом.
Но страх является не только неизбежностью, а еще и необходимостью. Почему это так, вы можете почитать в статье «Страх. Что с ним делать?», а здесь лишь скажем, что изначально страх призван активизировать силы человека или останавливать его в моменты опасности. Но страх обладает и рядом отрицательных качеств, направляя действия человека в совсем неоптимальное, а порой даже разрушительное русло.
Страх относится к базовым эмоциям человека, а они, как известно, оказывают сильнейшее воздействие на все стороны и аспекты его жизнедеятельности. Будучи сформированным еще на ранних стадиях развития человека, страх впоследствии сопровождает его всю жизнь, являясь неотъемлемой ее частью.
Мы чувствуем страх в самых разных ситуациях, однако у всех них есть одна общая черта – мы воспринимаем и чувствуем их, когда под угрозой оказываются благополучие, спокойствие, безопасность и жизнь нас самих или наших близких. Страх также участвует в социальном развитии личности, и в нем он выступает своеобразным средством воспитания, т.к. нередко регулирует поведение.
Отметим и то, что впечатляющие исследования страха были проведены огромным количеством ученых, и не только тех, что были упомянуты нами в статье. Среди них Ч. Спилбергер, Б Сэдок, Г. Каплан, С. Кьеркегор, О. Ранк, А. Кемпниски, Х. Хекхаузен, Ч. Рикрофт, П. Типлик, Ф. Риман и другие.
В этой статье мы лишь в общих чертах рассказали о психологических основах эмоции страха и вкратце рассмотрели идеи ученых, достигших в своих исследованиях страха поистине впечатляющих результатов:
- психоаналитический подход говорит о том, что природа страха самым тесным образом связана с системой бессознательного;
- бихевиористический подход рассматривает страх как комплекс реакций, возникающих в ответ на воздействие внешних стимулов;
- экзистенциальный подход трактует страх как явление, возникающее на самом раннем этапе развития человека.
Однако для понимания страха и его природы необходимо также иметь представление и о его видах, о чем мы тоже рассказывали в статье «Типология страхов. Самые распространенные страхи и фобии», которую настоятельно рекомендуем к прочтению, если тема страха является для вас не пустым звуком и представляет серьезный интерес.
На этом мы подводим итог данной статье. Желаем вам никогда не пасовать перед тем, что пугает, но и не забывать, что здоровый страх служит человеку только на благо. Удачи и до новой встречи!