По данным некоторых исследований, примерно 10% населения планеты составляют левши, т.е. у подавляющего большинства людей доминирующей рукой является правая [University of St Andrews, 2020]. Определение ведущей руки происходит в возрасте от трех лет, когда у ребенка уже сформирована фразовая речь, но окончательно понятно, правша он или левша, становится только к четырем годам.
Еще несколько десятков лет назад родители, увидев, как дитя ест или рисует левой рукой, пытались судорожно переучить его делать то же самое правой, думая, что леворукость – это отклонение. Сегодня же, с пониманием взаимосвязи между работой мозга и доминирующей руки, к этому относятся по-другому. Более того, есть те, кто намеренно пытается развить амбидекстрию, считая, что этот навык поможет открыть новые горизонты.
В этой статье мы расскажем вам о том, кто же такой амбидекстр, как им стать и возможно ли развить эту способность самостоятельно. А также выясним, действительно ли амбидекстрия расширяет границы возможного или это просто уловка развивающих школ для привлечения аудитории. Давайте разбираться.
Кто такой амбидекстр?
Амбидекстрия – это врожденное или приобретенное равное развитие функций обеих рук без выделения доминирующей руки. Амбидекстр – это человек, который умеет использовать обе руки с одинаковой скоростью и эффективностью. Кто-то воспринимает таких людей, как уникальных личностей, но на самом деле этому навыку может научиться практически каждый, если приложит для этого достаточно усилий.
Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, посмотрите фрагмент шоу об удивительных способностях людей:
Человек рождается без «привязки» к конкретной руке. Если понаблюдать за ребенком в возрасте до трех лет, то можно заметить, что он примерно с одинаковой частотой пользуется и правой, и левой рукой. В процессе развития нервной системы и психики происходит распределение ответственности между полушариями, а соответственно, определяется доминирующая рука. Если после четырех лет жизни ребенок продолжает использовать обе руки, это явный признак амбидекстрии.
Есть несколько теорий, объясняющих появление «двурукости». Вот несколько из них:
- Теория незаконченной латерализации: это ситуация, когда мозг своевременно не определяет, какое полушарие является доминирующим, в связи с чем человек остается на этапе, когда он может работать двумя руками. Сказать точно, что является причиной незавершения латерализации, нельзя. Кто-то связывает это с задержкой развития, кто-то – с индивидуальными особенностями человека.
- Эволюционная теория асимметрии Вигена Артаваздовича Геодакяна: согласно этой теории, у человека сначала развивается правое полушарие, а значит, доминирующей является левая рука. Левое полушарие «подключается» в период развития речевых функций. Если до рождения или в момент появления на свет у ребенка случилась гипоксия, которая затрагивает левое полушарие (оно наиболее чувствительно к уровню кислорода), это увеличивает риск, что ребенок станет левшой или амбидекстром.
- Теория о генетике: в результате научных исследований было выявлено, что существует специфический ген на второй хромосоме Мутации, происходящие в этом гене, являются причиной леворукости и абмидекстрии. Эти же процессы объясняют наличие шизофрении во многих случаях [А. Аршинова, 2020].
Наверняка многие задались вопросом, можно ли стать амбидекстром не с рождения или наличие данной уникальной способности объясняется только силой природы, генетикой и функциональными нарушениями организма? На самом деле, умение пользоваться двумя руками одновременно побуждают, в том числе, социальные факторы и даже особенности использования простых бытовых предметов. Часто левши намеренно привыкают к работе правой рукой из-за того, что:
- большинство входных дверей в общественных местах располагаются таким образом, что их удобнее открывать правой рукой;
- на электрических чайниках шкала, определяющая, сколько еще нужно долить воды, видна только в том случае, если чайник держать в правой руке;
- написание текста ручкой левой рукой часто приводит к тому, что и рука, и лист остаются запачканными чернилами;
- консервный нож и ножницы устроены таким образом, что использовать их удобнее, держа в правой руке;
- тетради с толстым переплетом или пружинами неудобно использовать левшам [А. Рахмович, 2021].
Среди великих людей, спортсменов и современных знаменитостей есть те, кто одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой. Художник и изобретатель Леонардо да Винчи был амбидекстром: многие его труды были написаны левой рукой справа налево. Никола Тесла также обладал данной способностью, но развил он ее самостоятельно, хотя изначально был левшой. Андрей Сахаров, один из создателей водородной бомбы, тоже был амбидекстром.
Среди спортсменов таким навыком обладают теннисисты Мария Шарапова, Мартина Навратилова и знаменитый американский баскетболист Боб Коузи. Амбидекстры часто встречаются среди людей творческих профессий, например, актер Том Круз, певица Мирей Матье, музыкант Пол Маккартни [ГТРК «Омск», 2015].
Амбидекстров много среди сеидов, левитов, коэнов, политиков нашего времени и шейхов в Объединенных Арабских Эмиратах. Чтобы определить у себя склонность к двурукости, достаточно пройти тест на амбидекстра доктора медицинских наук Владимира Пугача. Посмотрите внимательно на девушку и определите, в какую сторону она вращается:
Если вам кажется, что девушка вращается влево, значит, у вас доминирует правое полушарие (вы левша). Если она крутится в правую сторону, то вы с большой вероятностью правша. У амбидекстров при наклоне головы в соответствующую сторону девушка вращается то влево, то вправо [В. Пугач, 2022].
Конечно, тот факт, что среди знаменитостей и великих людей много амбидекстров, подкупает, но развивать способность одинаково эффективно использовать обе руки, опираясь только на пример известных людей, не стоит. Здесь важно взвесить все за и против. Предлагаем подробнее рассмотреть, в чем же польза владения этим навыком и может ли такое умение нанести вред человеку.
В чем сила и слабость амбидекстров?
Амбидекстрия предполагает отсутствие ведущей стороны не только касаемо рук, но и любого органа. У амбидекстров нет прицельного глаза или толчковой ноги, как у левшей или правшей. Сочетание интуиции и логики позволяет быстро анализировать события, но при этом им сложно отделить чувства от рациональных мыслей.
Дети, у которых четко прослеживается амбидекстрия, уже в раннем возрасте, отличаются активностью. Важно уметь направлять их энергию в нужное русло, иначе ребенок будет капризничать и проявлять излишнюю эмоциональность. Нервная система у таких детей истощается быстрее, они более ранимы, чем правши или левши. По мнению психологов, самый сложный период у ребенка-амбидекстра – это подростковый возраст. В 11-14 лет могут возникнуть проблемы с успеваемостью в учебе, тревожность и повышенная утомляемость. Справиться с ними поможет правильное распределение нагрузки и чередование разных видов деятельности.
Сильные стороны амбидекстров:
- они быстрее осваивают информацию, т.к. в процесс вовлечены оба полушария мозга;
- у них хорошо развиты волевые качества;
- такие люди могут успешно реализовать себя как в творческой, так и в естественнонаучной сферах деятельности [И. Кутянова, 2020].
Несмотря на все преимущества, двурукость может по-разному отразиться на человеке. Например, в некоторых случаях амбидекстрия является причиной нарушения речи, появления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Это объясняется тем, что постоянная работа обоих полушарий приводит мозг к переутомлению, при котором полушария не могут полноценно отдыхать по очереди [Ю. Флоренская, 2006].
Чтобы оценить степень влияния функциональной асимметрии на формирование личности человека, ученые провели психологическую оценку амбидекстров в возрасте 25-45 лет. В качестве контрольных групп выступали правши и левши. В результате было выявлено, что группа амбидекстров, по сравнению с группой правшей, отличалась повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, высокой рефлективностью, чувствительностью, внимательностью к своему здоровью и стремлением к избеганию неудач.
В отличие от левшей, амбидекстры более мечтательны, менее дисциплинированны и чаще первых идут на поводу у своих желаний. Левши проще адаптируются к изменениям, амбидекстры же испытывают трудности при регуляции своего поведения в группе и имеют заниженную самооценку [А. Бойко, 2018].
Несмотря на имеющиеся недостатки двурукости, не стоит переучивать ребенка-амбидекстра и принуждать его пользоваться преимущественно одной рукой. Сегодня только в мусульманских странах важно, чтобы именно правая рука была ведущей, т.к. левая рука у восточных народов считается грязной (она используется при выполнении гигиенических процедур).
Если ваш ребенок входит в число тех, кто использует и правую и левую руку в работе, необходимо принять его уникальную способность, терпеливее относиться к его рассеянности, помогать ему реализовать свой творческий потенциал. Обратите внимание на то, есть ли у малыша склонность к музыке: те, кто владеет обеими руками, легче остальных обучается игре на музыкальных инструментах [А. Рахович, 2021].
Амбидекстрия помогает развить логическое и образное мышление за счет подключения в работу правого и левого полушарий одновременно. По мнению экспертов, это помогает не только реализовать себя в творчестве, но и лучше остальных ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их с разных сторон. Уровень развития ребенка-амбидекстра намного выше, чем у детей, которые имеют доминантную руку.
Важно отметить, что далеко не все эксперты разделяют мнение, что амбидекстрия положительно влияет на функционирование мозга. В частности, когнитивист Майкл Корбаллис утверждает, что полушария не могут взаимозаменять друг друга, и объясняет их разделение потребностью каждого из них в специализации на отдельных функциях. В частности, левое полушарие отвечает за обработку языка, а правое – за анализ невербальных действий. Попытки нарушить эволюционную настройку, по мнению эксперта, могут привести к психологическим заболеваниям [M. Corballis, 2018].
Прежде, чем развивать у себя или у своего ребенка эту способность, стоит взвесить все плюсы и минусы. Важно понимать, для чего вы это делаете. Обучение двурукости сравнимо с процессом освоения шпагата: если тело изначально не склонно к гибкости, каждое физическое упражнение будет насилием [Л. Галеева, 2018].
Итак, как же стать амбидекстром, независимо от того, правша вы или левша? Можно ли этому научиться самостоятельно или здесь без помощи профессионалов не обойтись? Поговорим об этом далее.
Как стать амбидекстром правше и левше: упражнения
В 1903 году Джон Джексон, директор одной из гимназий в Белфасте, основал движение, которое пропагандировало амбидекстрию. Он и его последователи были уверены в том, что оба полушария мозга независимы друг от друга, и праворукость способна раскрыть лишь половину потенциала человека. Джон Джексон писал, что каждая рука должна быть автономна при выполнении какой либо работы, будь то одновременное написание письма или игра на пианино, и это не должно влиять на уровень концентрации [The Guardian, 2021].
Несмотря на то, что на данный момент нет достаточных доказательств, подтверждающих влияние амбидекстрии на функцию мозга, умение пользоваться двумя руками одинаково эффективно превратилось в один из популярных навыков современного человека. Василий Касьянов, интернет-маркетолог, в одном из интервью рассказывает, что он стал амбидекстром благодаря тому, что однажды случайно расписался противоположной рукой, когда ведущая рука была занята. Точнее сказать, этот случай побудил его к изучению данного вопроса.
Примерно год он осваивал данный навык. Будучи правшой, Василий начал читать литературу для левшей, вступил в тематические интернет-сообщества и изучал научные труды нейрофизиологов и докторов. Главное изменение, которое он ощутил на себе спустя год тренировок, это то, что у него поменялась жестикуляция и теперь у него активно работают не только обе руки, но и все тело [В. Касьянов, 2018].
Стимулировать работу обоих полушарий мозга можно, не отрываясь от повседневных дел. Начните с простых и доступных упражнений:
- Попробуйте выполнять все бытовые действия противоположной рукой. Например, приучите себя есть непривычной для вас рукой. Сначала такой подход может доставлять неудобства, но в дальнейшем это превратится в обыденность.
- Теперь, когда вы уверенно держите ложку в противоположной руке, пора приступать к приготовлению пищи этой же рукой и выполнению гигиенических задач.
- Рисуйте узоры или геометрические фигуры одновременно двумя руками. Не стоит ожидать от себя безупречных результатов, если ранее вы этого не делали. Главное, чтобы в итоге рисунки получились понятными.
- Увеличьте физическую нагрузку на недоминантную руку. Зачастую неуклюжесть выполнения работы данной рукой объясняется слабо развитой мускулатурой. Занимайтесь с гантелями, эспандером, чтобы увеличить мышечную силу [А. Рахович, 2021].
В вопросе развития мускулатуры важен ответственный подход и системность. Бросайте мяч второстепенной рукой в конкретную цель и старайтесь поймать его этой же рукой. Играйте ей в теннис, поднимайте гантели, управляйте мышкой или нажимайте пробел на клавиатуре.
Написание текста тоже является отличным инструментом для развития второстепенной руки. К данному процессу важно подходить терпеливо, спешка здесь будет неуместна. Начните с букв: научитесь сначала прописывать строчные и прописные буквы, а затем переходите к написанию слов и предложений. Если возникли сложности с этим упражнением, начните с обведения контура букв в журналах или газетах. Чтобы лучше понимать технику работы противоположной рукой, понаблюдайте за тем, у кого эта рука является ведущей [Е. Белоконова, 2021].
Развить в себе амбидекстрию можно с помощью рукоделия: попробуйте вышивать сначала одной рукой, а затем другой. Займитесь игрой на музыкальном инструменте, где одновременно должны быть задействованы две руки. Жонглирование – тоже здорово включает в работу оба полушария мозга.
Как уже говорилось ранее, амбидекстрия может проявиться еще в раннем детстве, и это не является поводом для того, чтобы начать переучивать ребенка. Важно подходить к вопросу воспитания чада с учетом его особенности. В частности, такие дети отличаются гиперактивностью, и ее нельзя пресекать запретами и криками. В данном случае нужно направлять энергию дитя в нужное русло, отвлекать его полезным делом, что со временем научит его самоконтролю.
Поддерживайте мультизадачность ребенка: пусть он не просто рисует рисунок, а придумывает историю к нему. Будьте готовы к тому, что таким детям может быть неинтересна школьная программа, поэтому смело нагружайте юного амбидекстра интересными и разносторонними задачами.
Если малыш, напротив, еще не определился с рукой к соответствующему для этого возрасту, следует развивать обе руки, наблюдая при этом за поведением, неврологией и речью, и вовремя корректировать появившиеся отклонения, если они возникнут. Если вы намеренно хотите сделать из ребенка амбидекстра, то начинать следует как можно раньше. Кстати, школьные прописи могут пригодиться в этом: начните тренировки второстепенной руки с изображения палочек и букв.
Развитие амбидекстрии требует создания новых нейронных связей, что происходит в процессе осуществления нестандартных для человека действий. К примеру, если вы привыкли ходить на работу одной и той же дорогой, заставляйте себя каждый раз привносить что-то новое в своей путь.
Если на завтрак вы традиционно варите овсянку, перестройте себя и попробуйте баловать себя каждое утро новыми угощениями. А еще приучите себя открывать двери противоположной рукой. Говоря простым языком, отключайте автопилот в своих действиях: таким образом вы «запустите» мозг и со временем нестандартные для вас решения обретут осознанность.
Стать амбидекстром помогут фильмы на иностранном с субтитрами: человек, просматривая их, как правило, сопоставляет текст и произношение героев, параллельно запоминая картинку и вникая в сюжет [А. Журавина, 2018].
И еще несколько советов:
- Помните о том, что обучение должно приносить удовольствие, а не дискомфорт. Важно наращивать темп постепенно, а не резко усиливать нагрузку на второстепенную руку.
- Чередуйте тренировки и отдых, особенно на начальном этапе, но при этом не упускайте возможности делать упражнения как можно чаще.
- К любому действию, будь то написание письма или приготовление еды непривычной для вас рукой, нужно подходить уверенно, в спокойном состоянии и в хорошем настроении.
- Заведите себе дневник, где будете отмечать свои успехи той рукой, которую развиваете. Спустя время вам будет интересно взглянуть на свои записи и сравнить, как вы писали в первый день тренировок и как пишите сейчас.
В развитии амбидекстрии важно не только уделять время второстепенной руке, но и не забывать про ведущую руку, иначе она постепенно будет ослабевать, поэтому чередуйте упражнения и чаще подключайте к работе обе руки одновременно.
Резюме
Человек – это уникальная система, которая настраивается не только в процессе внутриутробного развития, но и в течение всей жизни. Его возможности безграничны, и в последнее время все больше людей начали интересоваться, какими навыками и способностями должен обладать человек, чтобы добиться успеха. Один из навыков, который способствует улучшению пространственной ориентации, способствует развитию многозадачности, креативности и даже раскрытию талантов, – это умение использовать обе руки одинаково эффективно.
Конечно, нельзя сказать однозначно, что амбидекстрия не несет в себе никаких негативных последствий, поэтому если вы решили стать амбидекстром, подходите к делу максимально ответственно, последовательно и осознанно. Чаще прислушивайтесь к себе и не пропускайте сигналы организма, которые могут свидетельствовать о том, что пора снизить нагрузку или перестроить систему обучения.
Упражнения на тренировку второстепенной руки и одновременное выполнение работы двумя руками помогут вам добиться поставленной цели, здесь главное дисциплина и самомотивация. А чтобы процесс был максимально эффективным и увлекательным, рекомендуем вам заглянуть к нам на онлайн-программу «Лучшие техники самообразования», где вы узнаете, как ставить цели, избавляться от лени, прокрастинации, научитесь применять различные техники для обучения и освоите многое другое.
Желаем успехов и просим поучаствовать в небольшом опросе: