«Ах, как здорово было бы иметь одну волшебную таблетку от всех болезней, одно упражнение сразу на все группы мышц и одно упражнение, которое сделает речь безупречной...» Ну, ладно, согласимся, что одно – это мало, но не больше пяти, потому что больше напрягаться лень.
На самом деле, если настойчивость и постоянство – ваше второе «Я», вам вполне может хватить и пяти упражнений, чтобы начать звучать ярче и убедительнее. «Да?», – могут удивиться постоянные читатели нашего блога, успевшие пройти программу «Современная риторика». «И зачем же тогда все остальные уроки и тренировки, предусмотренные программой?»
Даже если вы пока не нашли время для программы «Современная риторика», а ограничились курсом «Развитие голоса и речи», вам уже известно, что голос – понятие многогранное. Это ваша дикция и артикуляция, выразительность и интонирование, громкость и сила голоса, темп и тембр, полетность и диапазон звучания.
А еще нужно уметь применять эти знания на практике и научиться красиво рассказывать хотя бы заранее заготовленные истории, не говоря уже об импровизации. С такими заготовками мы вам сможем помочь на программе «Сторителлинг», а сегодня поработаем над речью.
Актерское мастерство и сценическая речь
Как вы поняли из заголовка статьи, мы будем учиться говорить у тех, для кого правильная речь – одна из основных составляющих профессии. Разумеется, хорошо говорить нужно уметь не только актерам, но и школьным учителям, вузовским преподавателям, лекторам и коучам, и даже продавцам-консультантам в магазине, если они хотят чем-то заинтересовать покупателей.
Однако если во всех перечисленных профессиях можно встретить разные варианты реализации речевого функционала, артист просто не попадет на театральную сцену, если у него проблемы с речью. И да, у актеров кино в этом плане шансов чуть больше, потому что кадр можно переснять, сделав нужное количество дублей. А вот живая игра на сцене требует безупречного владения актерским мастерством и сценической речью безо всяких поблажек.
Актерское мастерство – это искусство перевоплощения и передачи эмоций через игру на сцене или перед камерой. Актерское мастерство включает в себя способность глубоко проживать образы и создавать убедительных персонажей, владение техниками речи, движения, мимики и жестов для воздействия на зрителя, а также навыками импровизации и взаимодействия с партнерами по сцене.
Основы этих знаний можно получить на нашем курсе «Актерское мастерство» – упражнения, разработанные профессионалами, позволят прокачать самые разные навыки, необходимые актеру.
Основные аспекты актерского мастерства:
- Эмоциональная выразительность – передача чувств через голос, мимику, жесты.
- Пластика и сценическое движение – владение телом, осанка, походка, жесты.
- Сценическая речь – дикция, темп, интонация, сила голоса.
- Концентрация и внимание – способность «удерживать» состояние персонажа.
- Импровизация – умение быстро реагировать на изменения и находить решения.
- Психологическая гибкость – умение вживаться в роль, понимание мотивации персонажа.
Главная цель актерского мастерства – создание живого, правдоподобного образа, способного вызывать отклик у зрителя посредством актерской игры. Актерская игра – это процесс воплощения образа персонажа на сцене, в кино или на телевидении. А теперь несколько слов о сценической речи.
Сценическая речь – это техника произнесения текста на сцене, которая обеспечивает четкость, выразительность и воздействие на зрителя. Это не просто умение говорить, а целая система работы с голосом, дыханием, артикуляцией и эмоциями.
Особенности сценической речи:
- Четкость и разборчивость – дикция должна быть разборчивой, слова должны быть понятны даже в самых дальних рядах зала.
- Выразительность – голос должен передавать эмоции, оттенки смысла, характер персонажа.
- Естественность – голос должен звучать живо, без искусственности.
- Правильное дыхание – диафрагмальное дыхание помогает сохранять голос и говорить долго без напряжения.
- Громкость и полетность звука – речь должна быть слышна без напряжения и микрофона в большом пространстве.
Уточним, что полетность – это способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего, легкость звукоизвлечения без зажимов и усилий для произнесения слов.
Кроме того, важно не путать дикцию и артикуляцию. Артикуляция – это работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука. Дикция же – это способность четко произносить звуки в соответствии с фонетическими правилами языка.
Как видим, поставленная актерская речь принципиально отличается от обычной повседневной речи человека, который над ней не работал практически по всем параметрам:
Зачем нам актерское мастерство речи, если мы не собираемся быть профессиональными актерами? На самом деле, профессионально поставленная речь полезна всем.
Кому и зачем нужна сценическая речь:
- Актерам – для выразительной игры.
- Публичным спикерам – для удержания внимания аудитории.
- Преподавателям – для уверенного изложения материала.
- Представителям бизнеса – для презентации преимуществ своего продукта.
- Всем и каждому – для убедительной коммуникации.
Сценическая речь – это не просто техника, а мощный инструмент влияния на людей. Развивая речь, вы увереннее звучите и увереннее чувствуете себя в любых коммуникациях. Поэтому предлагаем вам прямо сейчас небольшой импровизированный актерский тренинг и упражнения для улучшения речи.
Актерские упражнения для развития речи
Мы начали наш сегодняшний материал с того, что если настойчивость и постоянство – ваше второе «Я», вам вполне может хватить всего пяти упражнений, чтобы начать звучать ярче и убедительнее. Главное, выполнять их регулярно и не забрасывать после того, как добьетесь видимых (и слышимых) результатов.
Эта «великолепная пятерка» упражнений может стать отличной разминкой накануне экзамена, презентации, доклада на конференции и любого другого публичного выступления. Итак, пять актерских упражнений, которые улучшат вашу речь:
- Упражнение «Свистящий ветер».
- Упражнение «Гудение» («Мычание»).
- Упражнение «Пробковый тренажер».
- Упражнение «Скороговорки с эмоцией».
- Упражнение «Голос через тело».
А теперь подробное описание каждого упражнения.
Упражнение «Свистящий ветер»
Сразу уточним, что в Сети можно встретить самые разные названия и вариации одних и тех же упражнений. Это часто связано с желанием преподавателей создать свою эксклюзивную методику обучения и подчеркнуть отличия от прочих курсов, где преподается сценическая речь, упражнения для развития речи и т.д.
Как выполнять:
- Глубоко вдохните через нос.
- Напрягите брюшной пресс.
- Медленно выдыхайте через рот со звуком «Сссссс» или «Шшшшш».
- Следите, чтобы звук лился равномерно, без рывков, пауз, изменения громкости или скорости.
Воздействие:
- Учит контролировать дыхание и воздушный поток.
- Делает голос легким и полетным.
- Является базовым для желающих научиться петь и удерживать звук на одной ноте.
Показательно, что многие модные нынче курсы сценической речи и вокальные тренинги начинаются именно с этого упражнения, потому что это – база.
Упражнение «Гудение» («Мычание»)
«Гудение» и «Мычание» – наиболее часто встречающиеся названия данного упражнения, поэтому мы сразу приводим оба наименования. При этом не исключено, что где-то данное упражнение может называться иначе.
Как выполнять:
- Встаньте ровно, расслабьте плечи.
- Глубоко вдохните и на выдохе произнесите протяжное «ммммм...» или «ннннн...» с вибрацией в губах.
- Почувствуйте, как звук резонирует в носовой и ротовой полости.
- Постепенно поднимайте высоту звука, стараясь ощутить резонирование в голове.
- Затем снижайте высоту звука, добиваясь, чтобы резонирование ощущалось только в груди.
- После того, как упражнение начнет получаться на согласных звуках, начинайте добавлять гласные и произносить «Ммммааа», «Ммммооо», «Ммммеее», «Ммммууу».
Воздействие:
- Расслабляет голосовые связки, убирает зажимы.
- Развивает дыхание, улучшает контроль за голосом.
- Помогает избежать усталости голосовых связок при длительном разговоре.
- Улучшает работу резонаторов и делает голос объемнее.
Уточним, что у каждого человека есть несколько резонаторов: головной, грудной, носовой, ротовой. Слаженная работа всех резонаторов делает голос более приятным и уверенным.
Упражнение «Пробковый тренажер»
Данное упражнение было известно еще во времена Демосфена (384-322 годы до н. э.) Этот древнегреческий оратор тренировал речь, держа во рту мелкие камешки. В наши дни принято практиковать более безопасный и не вредящий зубной эмали вариант.
Как выполнять:
- Возьмите винную пробку и зажмите ее зубами так, чтобы она не мешала языку.
- Читайте вслух текст в течение 2-3 минут, стараясь четко произносить слова, несмотря на преграду.
- После этого уберите пробку и повторите текст – речь станет более четкой.
Воздействие упражнения:
- Развивает артикуляцию.
- Делает дикцию четче и избавляет от неразборчивости.
- Укрепляет мышцы языка и губ.
С помощью данного упражнения можно научиться говорить разборчиво даже при высокой скорости речи. Кроме того, упражнение улучшает звучание голоса без лишнего напряжения.
Упражнение «Скороговорки с эмоцией»
Скороговорки – это «наше все». К слову, если вы изучаете иностранный язык, вы можете совместить «два в одном» и поработать как над улучшением речи, так и над улучшением разговорного иностранного. Впрочем, начать лучше со скороговорок на родном языке.
Как выполнять:
- Выберите скороговорку, например: «На дворе трава, на траве дрова».
- Сначала произнесите медленно, четко выговаривая каждый звук.
- Затем повторите с разными эмоциями: радость, злость, удивление, грусть.
- Постепенно ускоряйте темп, сохраняя четкость.
Воздействие:
- Улучшает дикцию и скорость речи.
- Развивает выразительность и гибкость голоса.
- Помогает избавиться от монотонности в речи.
Регулярная практика на разных скороговорках делает речь живой и интересной, помогает передавать эмоции и удерживать внимание слушателей.
Упражнение «Голос через тело»
Это упражнение можно выполнять на тренировке во время разминки, если вы занимаетесь спортом. Нужно просто добавить звук к любому движению на выдохе: наклону, приседанию, маху руками и т.д. Если такой возможности нет, стоит освоить базовый вариант упражнения.
Как выполнять:
- Встаньте ровно, расслабьте плечи и шею.
- Глубоко вдохните и на выдохе громко произнесите «ААА», представляя, что звук идет из живота.
- Попробуйте делать то же самое в движении: раскачиваясь, шагая, разводя руки.
- Повторяйте с разными звуками: «О», «У», «Э», «И».
Воздействие:
- Координирует голос с телом, делая звучание свободным.
- Снимает зажимы в голосе и дыхании.
- Улучшает контроль громкости и тембра.
Это своего рода «телесная разминка» для речи. В результате голос становится более естественным и уверенным. А еще такая разминка помогает избавиться от нервного напряжения перед важным выступлением. Главное, найти место, где вы можете, если не покричать, так хотя бы произнести гласные в полный голос.
Это универсальные актерские упражнения, которые помогут улучшить речь человеку, способному заниматься регулярно и осознанно. А как работать над развитием речи у ребенка, с учетом того, что в этом юном прекрасном возрасте способность к осознанности и концентрации внимания явно меньше, чем у взрослых людей? Давайте затронем и этот аспект темы.
Актерские упражнения для детей, помогающие развить речь
Итак, какие актерские упражнения для детей выбрать, чтобы это было максимально эффективно? Прежде всего, упражнения должны быть доступны детям с учетом их возраста либо же находиться в так называемой «зоне ближайшего развития», когда ребенок может с ними справляться с помощью и подсказками взрослых.
Оптимально, если это будут занятия в игровой форме, потому что игра с большей вероятностью заинтересует детей, чем скучная лекция. Поэтому бонусом к «великолепной пятерке» упражнений для взрослых дадим пять лучших актерских упражнений для детей:
- Звуковая разминка в игровой форме.
- Ритмическая речь.
- Игра «Эхо».
- Чтение с выражением.
- Инсценировки и импровизации.
А теперь расскажем подробнее, что же это такое.
Звуковая разминка в игровой форме
Попросите ребенка показать, как рычит тигр, как воет волк, как шипит кот, мычит корова, цокает копытами лошадка, заводится мотоцикл и т.д. По желанию взрослый может мычать или шипеть в ответ, либо заводить «свой» мотоцикл. Потом попросите ребенка изобразить эти звуки, зажав зубами ручку, которую не жаль поцарапать зубами. Если у ребенка не получается, покажите, как это делается.
Это упражнение своего рода «3 в 1»: «Пробковый тренажер», «Мычание» и «Свистящий ветер», только в игровой форме. Такая импровизация заинтересует малышей больше, чем просто просьба произнести звуки «Рррр», «Шшшш», «Мммууу» и прочие.
Разумеется, у ребенка уже должно быть представление, как мычат коровы и рычат тигры, хотя бы из детских мультфильмов, если не было возможности побывать в зоопарке и съездить к родственникам в деревню. Помимо пользы для развития голоса, такая гимнастика позволит быстро выявить проблемы с дикцией, если таковые есть, и вовремя принять меры для исправления дефектов речи.
Ритмическая речь
Предложите детям произнести короткие рифмованные строки или скороговорки под ритмичные хлопки или шаги. Возьмите самую простую и легко запоминающуюся простую скороговорку. Например, «Карл у Клары украл кларнет». Произнесите скороговорку вслух, задавая ритм хлопками рук, а затем предложите детям повторить ее, «помогая» себе руками и хлопая в заданном ритме.
Это веселое упражнение улучшает дикцию, учит чувствовать ритм речи, способствует координации между движением и речевой деятельностью. По мере освоения можно усложнять задание. Например, ускорять, а затем замедлять темп с тем, чтобы дети учились подстраиваться под услышанные изменения.
Игра «Эхо»
Взрослый произносит короткую фразу или звук с определенной интонацией и эмоцией. Задача детей – повторить эту фразу или звук, стараясь максимально точно воспроизвести интонацию, темп и выразительность. Затем можно поменяться ролями, чтобы каждый имел возможность «вести» игру.
Помимо развития речи, это упражнение улучшает навыки слухового восприятия, имитации, точности произношения, способствует развитию эмоциональной окраски и гибкости голоса.
Чтение с выражением
Читайте малышу стихи и сказки с выражением, стараясь передать эмоции героев. А когда ребенок начнет осваивать самостоятельное чтение, мотивируйте его читать вслух, изображая голосом эмоции героев. Как и игра в «Эхо», это способствует развитию эмоциональной окраски и гибкости голоса, только там ребенок повторяет за вами, а здесь – как бы за персонажами сказки.
Инсценировки и импровизации
По мере того, как ребенок растет и развивается, усложняйте задания. Предложите ребенку разыграть сценку из прочитанной детской сказки или увиденного в театре юного зрителя детского спектакля. Например, встречу Красной Шапочки и Серого Волка, или беседу Малыша с Карлсоном, который живет на крыше.
Заодно этим упражнением проверите способность ребенка к запоминанию услышанного и прочитанного. Если ребенок помнит диалоги персонажей наизусть или близко к тексту, значит, это будет инсценировка. Если ребенок что-то забыл, не страшно, предложите ему самому придумать, что мог бы сказать Малыш Карлсону при встрече, и изобразить это с помощью соответствующих интонаций.
Помните, что цель упражнения – развитие речи, а не памяти, поэтому, если совсем ничего не вспоминается и не приходит в голову, можно взять текст сказки, прочитать искомый эпизод и потом разыграть сценку.
Затем можно поменяться ролями, чтобы ребенок мог прочувствовать эмоции разных героев и понять разные точки зрения на одну и ту же ситуацию. Это, кстати, полезно для развития такого качества, как эмпатия или осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери понимания происхождения данного переживания.
Актерские упражнения для детей, помогающие развитию речи, развивают не только речь, но и навыки коммуникации, взаимодействия, эмоциональный интеллект, повышают у детей уверенность в собственных силах, а еще способствуют развитию творческого потенциала, фантазии и воображения.
Главное, напомним, выбирать упражнения для детей с учетом их возраста и уровня развития, сделать занятия игрой, где каждый ребенок сможет проявить свою индивидуальность и научится уверенно выражать свои мысли и эмоции. Занятия в игровой и творческой атмосфере позволят детям не только улучшить речь, но и получить удовольствие от процесса обучения.
Это основные актерские упражнения, способствующие развитию речи у взрослых и детей, про которые мы вам сегодня собирались рассказать. Далее приглашаем вас оттачивать свои речевые навыки на наших программах «Современная риторика» и «Сторителлинг». А сейчас вас ждет небольшой тест на усвоение материала: