Блог о саморазвитии

10 современных мифов об образовании

мифы об образовании

За что мы ругаем современную систему образования? За устарелые программы и такие же методы преподавания, за подавление творчества, за ненужные знания. Каждый назовёт свою причину. Причём достанется как традиционному подходу, так и новейшим образовательным тенденциям. Но зачастую требования этой критики неправомерны, а предложенные пути решения противоречий ведут не к решению, а к ещё большему усугублению проблем. Виной этому – существующие мифы об образовании.

В 2014 г. вышло 2 интересные книги на данную тему – Д. Христодулу «Семь мифов об образовании» и Д. Берлинера и Дж. Гласса «50 мифов и вранья, которые угрожают американским государственным школам: реальный кризис в образовании». На русский они, скорее всего, переведены не будут, поэтому, познакомившись с отдельными их положениями на зарубежных ресурсах, мы представляем часть полезного для тех, кто учится и учит, материала вам.

1

Миф первый. Факты препятствуют пониманию

Недовольство по поводу того, что школьная программа перегружена фактическим материалом, высказываются постоянно. В качестве альтернативы предлагается обучать навыкам, а не заставлять держать в памяти кучу фактов. Например, умению анализировать информацию. Многие при этом забывают, что конкретные данные и есть отправной точкой анализа и что насыщенность программы, в том числе, обусловлена тем, что нельзя научиться анализу на нескольких простых примерах из разных областей. Анализ в экономике, алгебре и литературе подразумевает работу с информацией, но проводится с учётом специфики отрасли знания, и не подходит под описание единой схемы.

2

Миф второй. Главное – знать, где получить нужную информацию

Чаще это риторический вопрос: «Зачем мне это знать, если в случае необходимости всё, что нужно, можно узнать из Интернета?». Данная формулировка далеко не всегда не справедлива. Но все ли жизненные ситуации будут такими, что человек наверняка будет знать точную информацию, которую следует лишь детализировать, чтобы получить исчерпывающий ответ? Нет. Мы часто сталкиваемся со сложными задачами, для решения которых нужно уметь провести часть работы самостоятельно, и лишь уяснив в каком направлении работать дальше, можно обращаться за помощью к Интернету или другим инструментам.

3

Миф третий. Пассивная роль учителя в образовательном процессе

Ещё Ж.-Ж. Руссо писал, что роль педагога в процессе обучения не должна быть чрезвычайно активной, и что их задача лишь привить ученику любовь к знаниям и стимулировать их самостоятельное получение. В университетах уже давно часть программы вынесена на самостоятельное изучение, подобное начинает практиковаться и в школах. Однозначно говорить о работоспособности такого метода, не подтверждая слова результатами исследований – неправильно. Но методы, предложенные З. Энгельманном, показывают, что активное участие учителя сопровождается высокими показателями успеваемости учеников. Особенно при работе с трудными и больными детьми.

4

Миф четвёртый. XXI в корне всё меняет

Революцией в образовании за историю человечества называли разные события, даже те, которые не всегда сопровождались какими-то заметными улучшениями. В наше время причин об этом говорить больше, чем когда-либо ранее. Многие энтузиасты воспеванием преимуществ, которые открывают новейшие технологии, поторопились провозгласить конец эры традиционного образования. Их роль в обучении, действительно, с каждым годом растёт, но говорить о коренных переменах в существующей системе образования пока ещё очень рано. Во-первых, такие глобальные явления как образование не меняются радикально за год и даже за 10 лет. Во-вторых, всеобъемлющей альтернативы, меняющей подходы в области полностью, не существует. Интернет открывает новые возможности, но пока что лишь в качестве дополнения к уже существующим.

5

Миф пятый. Реальный опыт важнее знаний

Последнее время популярным становится обучение путём работы над реальными проектами, исследованиями, кейсами. Это позволяет получить и знания, и опыт, и является очень хорошей практикой. Поэтому существуют предложения перенести её на школьную программу. Д. Христодулу по данному поводу пишет: «Это смешение целей и методов. Наша ответственность перед учениками заключается в том, чтобы показать возможности решения реальных проблем, но это не значит, что практика реальных проблем должна быть постоянной. В реальном мире решение требует учёта значительного количества отвлекающей информации». Это всё будет нагружать программу ещё больше. Вспомните, как строится обучение физике и математике? По восходящей – от задач с идеальными условиями к задачам с дополнительными факторами, которые усложняют поиск ответа.

6

Миф шестой. Всё зависит от учителя

Как-то уж так повелось, что во всех бедах учащихся виноватыми оказываются учителя. Да, действительно, на педагогах лежит огромная ответственность. Но ещё больше есть факторов, на которые учителя не в силах повлиять даже при желании. Они не могут дать всем одинаковое воспитание в более раннем возрасте. Они не знают в каких социальных и экономических условиях растёт ребенок. Не они определяют нагрузку и пишут учебные программы. А доступны ли абсолютно всем учителям необходимые для работы инструменты, располагают ли к этому условия? За состояние дел в образовательной сфере ответственны все – от родителей до государства. Подумайте об этом всём в следующий раз, когда будете ругать «плохого» учителя.

7

Миф седьмой. Размер не имеет значения

Есть ли разница между работой учителя с классом из 40 учеников и классом из 20? Несмотря на то, что программа одинаковая и в больших группах учащихся легче вовлекать в дискуссии, обучать критическому мышлению и работе в команде – есть. При организации занятий с меньшим количеством учеников, педагог получает возможность учитывать личные качества и более эффективно строить сам процесс. Другими словами, только в таком случае может идти речь о пресловутом индивидуальном подходе.

8

Миф восьмой. О возможностях

Сейчас среди родителей модно стремиться отдать детей в «лучшие» школы – лицеи, гимназии, а то и частные школы-пансионаты. И если у нас такая практика появилась лишь недавно, то в США подобное существует десятилетиями. За это время появились исследования, результаты которых в данном отношении очень красноречивы: по качеству образования государственные школы в основном не уступают частным. Последние предлагают лучшие бытовые условия и более разнообразную пищу в столовой, но работают по тем же утверждённым министерством программам с применением тех же общепедагогических методов, что и остальные учебные заведения.

9

Миф девятый. Умный учитель

Каким должен быть хороший учитель? Он должен разбираться в своём предмете, чтобы передавать эти знания детям. Всё верно, кроме того что данное положение устарело. Берлинер и Гласс пишут, что современный учитель это не только «энциклопедия», но и человек, разбирающийся в психологии, технологиях, умеющий мотивировать и многое другое. Исследователи подсчитали, что для успешной работы учителю нужно обладать набором из более чем 100 различных навыков, помимо содержания знаний.

10

Миф десятый. Инновации

Сегодня многое из того, что связано с представлением о традиционном образовании меняется. От данной сферы требуют следовать чуть ли не всем новейшим веяниям, попутно забывая, какой неповоротливый механизм стоит за системой образования. Но и помимо этого, все новейшие методы и рационализаторские подходы должны выдержать проверку временем. Зачастую оказывается, что успешный эксперимент, проведённый в одной школе, полностью проваливается в другой из того же города. Если менять методы и принципы функционирования системы под влиянием всех новомодных тенденций – вреда будет значительно больше, чем пользы.

Отзывы и комментарии

А что вы думаете о перечисленных мифах? Обсудить и дополнить эту статью можно в комментариях.

Ключевые слова: