Как часто вы сталкиваетесь с хамством? А с неудобными вопросами после выступления? Как часто вас загоняют в рамки, внутри которых вы чувствуете себя беззащитными перед агрессором? Если какой-то из этих вопросов затронул актуальную для вас тему – читайте эту статью. Она вам поможет.
Проведение демаркационной линии
К сожалению, иногда нам приходится сталкиваться с грубостью в разговоре. Язвительные шутки коллег, неуважительные обращения начальства и т.д. Самый очевидный выход – ответ хамством на хамство. Но Бредемайер утверждает, что это не лучшая стратегия. Ответив колкостью на чью-то злую иронию, вы не разрешите конфликт и не избавите себя от подобного в будущем.
Поэтому лучший вариант – провести демаркационную линию. Обозначить границы, проще говоря.
Если вы столкнётесь с хамством с чьей-либо стороны, не идите на поводу агрессора. Не отвечайте в том же стиле. Скажите, что вы не приемлите подобных высказываний, что не позволите таких реплик в дальнейшем. Если это происходит на рабочем месте – пообещайте написать жалобу.
Чтобы ваши взаимоотношения с коллегами и начальством не переросли во взаимную грубость, сразу обозначьте границы, проведя черту дозволенного.
Игнорирование неудобных вопросов
Не на все вопросы вы обязаны отвечать.
Очень часто деструктивные вопросы не имеют прямого отношения к обсуждаемой теме. Это вербальный удар по личности оратора, по деятельности организации, которую он представляет и т.д.
Смело отказывайтесь отвечать на такие вопросы. Скажите, что у вас нет времени говорить на отвлеченные темы, что вы хотели бы сконцентрироваться на вопросах по существу и т.п. Помните, что лучше уйти от вопроса, чем взяться отвечать и усугубить ситуацию.
Рекомендую ознакомиться со статьёй «Как отвечать на неудобные вопросы?».
Совет: Заранее предполагайте, какие «трудные вопросы» вам могут задать. И заблаговременно готовьте ответы на них.
Перехват инициативы
Не бойтесь ломать шаблон, установленный кем-то для того, чтобы оказывать на вас давление, чтобы влиять на вас.
Карстен Бредемайер приводит пример такого перехвата. Однажды он работал с председателем правления одной крупной немецкой компании. Последнему предстояло стать гостем передачи, ведущий которой слыл жёстким и беспощадным интервьюером, постоянно задающим неприятные вопросы.
Помимо обсуждения содержательных аспектов и ряда мелких советов Бредемайер дал своему подопечному указание, которое впоследствии оказало решающее влияние на ход телепередачи. Особенностью программы было её начало: гость входил в студию и останавливался на месте, отмеченном точкой. Передача шла в прямом эфире.
Начались съёмки. Входит председатель правления. И проходит дальше этой точки! Ведущий, который выходил после гостя, сразу заметил, что приглашенный участник программы стоит ближе, чем должен. Это было неожиданностью. Более того, подопечный Бредемайера протянул руку и сказал: «Добрый вечер, господин Касторфф, я рад встрече с вами и предстоящей нам беседе несомненно на чрезвычайно захватывающую тему!».
Ведущий был поражен и обескуражен. Председатель с самого начала передачи начал психологически доминировать и дальнейшее интервью прошло гладко и без каких-либо неприятностей. Так что ломайте шаблоны и берите инициативу в свои руки.
самоиронии в вашей речи и сознании собеседника, научит формулировать главную мысль, объяснит, как она может спасти вас от нападок агрессоров и разъяснит, почему нельзя молчать, когда вы стали жертвой провокатора.
Ирония и самоирония
В некоторых случаях отвечать на нападки можно и нужно с помощью иронии. Но делать это нужно умело. «Ирония – это троянский конь словесной акробатики, самоирония – минное поле для того, кто ее использует», – пишет Карстен Бредемайер.
Самоироничные реплики неудобны для понимания. Человек должен воспринять ваше высказывание, понять, перевернуть в своём сознании и запомнить обратное услышанному. «Настоящее безумие!», – комментирует Бредемайер.
Слушатели понимают, что самоирония обычно не содержит в себе ни грамма правды. Но осадок и некое сомнение остаются. Также она может оказаться не под силу собеседнику, даже если он сможет её идентифицировать.
Опираясь на сказанное можно сделать вывод: никогда не отвечайте самоиронией на вопросы или упрёки. На них следует отвечать прямо и ясно.
Совет:
Никогда не повторяйте упрёк, который вам высказали, в своём ответе. Повторение закрепляет информацию в сознании. Даже если вы блестяще отразите вербальную атаку, у вопрошающего останутся семена сомнения.
Меткая цитата на вес золота, но повторение собственной главной мысли ещё дороже
Карстен рассказывает историю из своей практики. Он выступал с докладом, выступал успешно, по поведению аудитории он сделал вывод, что ему удалось выполнить все поставленные задачи.
После завершения своего доклада, Бредемайер предложил начать дискуссию. В зале была стойка с микрофоном, поэтому интерактивность была обеспечена. Тут с задних рядов поднялся мужчина, подошёл к микрофону и произнёс следующее: «Господин Бредемайер, мои комплименты. (Пауза!) Искренне поздравляю вас с тем, что своим докладом вам удалось полностью развалить эту в высшей степени интересную тему».
Это был серьёзный удар. Но, несмотря на дрожь в коленях, Карстен ответил агрессору: «Макс Фриш сказал однажды: «Если ты думаешь, что узнал истину, подай ее другому, как подают пальто, чтобы удобнее было его надеть, а не тычь ею ему в нос, как мокрым носовым платком». В данном случае это был именно мокрый носовой платок – к сожалению!». За этими словами последовал шквал аплодисментов. Агрессор превратился в жертву.
Отсюда Бредемайер выводит правило: в таких случаях нельзя молчать! Однако в стрессовой ситуации быстро подобрать подходящую острую цитату не всегда получится. Но есть другое решение: повторение основной мысли.
«Жаль, что вы прослушали всё, о чём я говорил, но я предлагаю…», «Повторюсь, я вышел сюда, чтобы сказать о том, как…» и т.д. Этот приём поможет вам нейтрализовать вербальные атаки и неадекватную критику вашего выступления.
Желательно подобрать эту фразу-главную мысль заранее. Она должна звучать эффектно и сильно. Такая подготовка будет служить вам опорой и придаст уверенности в себе.
Что делать, когда разговор уходит от темы?
Мы учимся писать речи, которые будет интересно слушать, мы учимся их правильно преподносить, мы учимся отражать вербальные нападки и несправедливые замечания. Но что делать, если изначально заданная вами тема уходит на второй план? Как вернуть собеседников к первоначальному предмету разговора? Карстен Бредемайер предлагает такое решение этой проблемы.
Первый уровень
Разговор отклоняется от намеченной темы. Начинаются взаимные вербальные атаки. Справиться вам поможет правило трёх «Т»:
Touch – касаться (какой-либо темы). Если разговор уходит в сторону, немедленно заявите об этом. Скажите, что предмет обсуждения не ведёт к намеченной цели и его необходимо сменить.
Карстен Бредемайер предлагает два примера touch-фразы:
- «Пожалуйста, не уходите от главной темы. У нас есть центральный предмет разговора».
- «Пожалуйста, оставьте полемику, будьте конструктивны. Не уходите от главной темы».
Вы можете использовать любую свою формулировку. Фраза должна быть в повелительном наклонении.
Turn – переводить (разговор). Вы должны перевести разговор на изначальную тему. Проще говоря, напомнить, зачем вы собрались.
Бредемайер предлагает простую и понятную формулировку: «Итак, наша тема — … ».
Talk – разговаривать. После первых двух «Т» вы должны продолжить разговор с того, на чём он был остановлен. Необязательно дословно помнить последние реплики, вам достаточно повторить уже изложенные тезисы и задать вопрос оппоненту.
Пример от Карстена: «Я уже назвал факторы, влияющие на сбыт нашей продукции. Вопрос: как и в какие сроки вы намерены изменить ситуацию?».
Второй уровень
После вашего вмешательства разговор не стал более конструктивным. Чтобы вытянуть главную тему обсуждения из тени второстепенных, вы должны прибегнуть к эмоциональной «жёлтой карточке». Посмотрите в глаза оппонента и спросите его: «К чему, собственно, вы все это говорите?!». Как утверждает Бредемайер, ваш собеседник, скорее всего, начнёт оправдываться, искать объяснения. И говорить по существу.
Или более жёсткий вариант, предлагаемый Карстеном: «К чему, собственно, вы все это говорите?! Это никак не относится к нашей теме. Вернитесь, наконец, к главному вопросу!».
Эмоциональная «жёлтая карточка» – эффективный инструмент. Не бойтесь его использовать.
Третий уровень
Точка кипения. Время решительных мер. Необходимо предпринять какое-то действие, пока дискуссия не вышла за рамки.
Карстен Бредемайер рекомендует вам переходить в метаплоскость. Под ней он понимает область, лежащую над деловой и эмоциональной плоскостями, в которую вы вступаете для того, чтобы сделать главной темой разговора своего собеседника и его действия.
Вы должны заявить о том, что вас не устраивает, обращаясь прямо к собеседнику. Обратная связь с «я» неэффективна. Не «я недоволен тем, что мы отвлеклись от темы», а «вы отвлеклись от темы!».
Не устраивает поведение собеседника? Скажите ему. Да, идти на прямую конфронтацию тяжело. Но иногда это единственный выход.
Желаю успехов!
Автор: Игорь Болтовнин
Весь цикл статей об эвристических уловках:
Часть первая. 7 правил хитроумной риторики
Часть вторая. Возможности языка
Часть четвёртая. Гибкая реакция на жёсткие вопросы
Часть пятая. Режиссура выступления и борьба со страхом
Часть шестая. Техники убеждения
Часть седьмая. Ложные аргументы
Часть восьмая. Молчание, провокации, блеф и смена парадигмы
Часть девятая. О видах вопросов
Часть десятая. Типы вопросов
Часть одиннадцатая. Демагогия, основа манипуляции, сила призыва