Многим известен бестселлер Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Шон Кови, сын Стивена, решил по примеру отца написать свою книгу и назвал её «7 навыков высокоэффективных тинейджеров».
Привычки
Они создают или разрушают. Привычки могут делать вас лучше или хуже. Сначала мы создаём привычки, а потом они создают нас.
Изменять свои привычки тяжело и утомительно, но это возможно. Всегда можно найти в себе какую-то привычку или какое-то качество, сказать «я хочу изменить это» и начать работать над собой.
Формируйте полезные привычки и избавляйтесь от вредных и негативных. Пусть ваш автопилот ведёт вас к прогрессу, а не регрессу.
Читайте статью по теме: Как развить хорошие привычки и избавиться от плохих.
Парадигмы и принципы
Подростки, а также их родители, имеют определенные парадигмы. Эти парадигмы подобны очкам, которые мешают реально смотреть на мир.
«У меня не получится», «невозможно ничего достичь, если у тебя не связей», «я не могу ничего изменить», «это бесполезно, мы никогда не сможем поладить» и т.д. Многие уверены в этом, но ведь и Птолемей не сомневался, что Земля – центр Вселенной.
Пока вы в чём-то уверены относительно себя, это так будет. Пересмотрите свои парадигмы, может быть, вы где-то заблуждаетесь и крупно от этого проигрываете?
Объективный взгляд на себя, других людей и жизнь в целом обязательно сделает вас лучше и счастливее.
Статья по теме: Что такое убеждения и как их изменить.
Начни с человека в зеркале
«Прежде чем одержать победу в обществе, нужно выиграть битву с самим собой. Все перемены начинаются с тебя».
Шон Кови рассказывает историю о том, как его чуть не выгнали из университетской футбольной команды, потому что он недостаточно вкладывался в тренировки, работал механически. Пришлось стать перед выбором: бросить или начать отдаваться занятию полностью. После длительной внутренней борьбы Шон выбрал второе. Когда он стал лучшим игроком матча на одной важной игре, его поздравляли с победой, но Кови знал, что эта победа была одержана ещё месяц назад в битве с самим собой.
«Все перемены начинаются с тебя: изнутри – наружу, а не наоборот», – утверждает автор.
Личный эмоциональный банковский счёт (ЛЭБС)
Шон сравнивает отношение к себе со счётом в банке: своими действиями или мыслями вы увеличиваете или уменьшаете этот счёт.
Возможные признаки незначительного ЛЭБС:
- Вы легко поддаётесь давлению других людей.
- Вы тратите много сил и эмоций на борьбу с депрессией и низкой самооценкой.
- Вы слишком много переживаете из-за того, что о вас думают.
- Вы прилагаете усилия, чтобы выглядеть уверенным и скрыть свою уязвимость.
- Вы часто завидуете чужому успеху.
Возможные признаки значительного ЛЭБС:
- Вы способны отстаивать своё мнение.
- Вы не слишком стремитесь к популярности.
- Вы позитивно относитесь к жизни.
- Вы доверяете самому себе.
- Вы стремитесь к собственным целям, а не кем-то навязанным.
- Вы радуетесь успеху других.
Способы сделать вклад:
- Делать небольшие добрые дела.
- Быть снисходительным к самому себе.
- Проявлять свои таланты.
- Держать обещания, данные самому себе.
- Быть честным.
- Обновлять себя.
Статьи расходов:
- Изводить себя.
- Лгать.
- Не сдерживать обещаний.
- Думать только о себе.
- Доводить себя до истощения.
- Пренебрегать своими талантами.
Если ваш ЛЭБС невелик, начните делать первые вклады уже сегодня. И сократите расходы!
Навык первый: будьте проактивными
Навыки, которые описываются автором, совпадают с навыками из книги его отца. Я не хочу повторяться и описывать их ещё раз, поэтому в этой статье они будут описаны именно в контексте жизни подростка и с соответствующими примерами.
Шон Кови описывает случаи из своей подростковой жизни, когда он жаловался на какие-то внешние обстоятельства, а его отец безжалостно повторял, что корень всех проблем – сам Шон и никто иной.
«Шон, если ты не знаешь биологии, это вина твоя, а не твоего учителя», – в такой обстановке рос Кови младший. Когда Шон кричал, что его довели и вывели из себя, он неизменно получал в ответ «ты сам позволил себе выйти из себя».
Будьте проактивными – это ваш первый шаг к счастливой и успешной жизни.
Навык второй: начинайте, представляя конечную цель
Говоря это, Шон не предлагает распланировать всю свою жизнь. Он берёт во внимание то, что многие подростки (и даже взрослые) ещё не знают, чего они хотят в жизни и к чему им следует стремиться.
Поэтому автор предлагает следующее упражнение: представьте встречу с самим собой, только на год старше. Как вы выглядите? Чем занимаетесь? Какие у вас навыки, привычки, качества? Как изменилась ваша жизнь за этот год? Ответьте на эти вопросы и начинайте свой путь к лучшей версии себя.
Навык третий: начинайте с самого важного
Учёба, подработки, репетитор, секции, кружки, а ещё в комнате беспорядок и собаку надо выгулять – современный подросток зачастую нагружен не меньше взрослого человека, и навык правильного распределения времени для него не менее важен.
Первый навык убедил вас в том, что вы водитель, а не пассажир. Второй навык помог вам определить конечную цель. Третий навык призывает идти к ней. Научитесь быстро разбираться с необходимыми делами с помощью тайм-менеджмента, а остальное время оставляйте для самого важного.
Навык четвёртый: действуйте по принципу «выиграть-выиграть»
Свою позицию Шон иллюстрирует историей о мальчике Родни.
С конкуренцией в духе «выиграл-проиграл» Родни столкнулся ещё в третьем классе на соревнованиях по бегу. Награждали за первое, второе и третье место. Но Родни надеялся, что ему дадут медаль просто за участие. На что лучший друг Родни сказал ему: «Медали ничего не значат, если их вручают всем».
В старших классах он занимался игрой на скрипке. Первая скрипка может быть одна, и, к своему разочарованию, ей был не Родни. Он был второй скрипкой и расстроился, что не первой, но порадовался, что не третьей.
Шон описал ещё некоторые подробности из жизни Родни, в которых общее было одно – взгляд на жизнь как на конкуренцию.
Также Шон приводит альтернативную историю Дауни Мивз:
Девушка и её подруга Пэм были нападающими школьной баскетбольной команды. Дауни научилась делать один хитрый бросок и постоянно забрасывала мяч. Она делала это 4-5 раз за игру и её стали отмечать, что вызвало зависть её подруги. И поэтому Пэм перестала отдавать мяч Дауни, на что та очень разозлилась и обиделась. Но отец Дауни дал ей неожиданный совет: начать самой делиться мячом с Пэм всякий раз, когда это возможно. Девушка так и поступила, чем очень удивила свою подругу. После этого Пэм стала поступать так же, от чего выиграли обе девушки.
Навык пятый: сначала понять, потом быть понятым
Рекомендую прочитать материалы об эмпатии и о том, как прокачать навыки слушателя.
Навык шестой: синергия
Синергия предполагает:
- Ценить различия.
- Работать в команде.
- Открытость.
- Поиск новых и лучших путей.
Помните: поодиночке мы способны на малое, вместе мы способны на многое.
Навык седьмой: «затачивайте пилу»
Постоянно обновляйтесь во всех сферах жизни: здоровье, отношениях, духовной жизни и ментальной. Никогда не останавливайтесь на достигнутом и становитесь лучше каждый день!
Автор: Игорь Болтовнин