Блог о саморазвитии

Джо Боулер «Безграничный разум»

limitless-mind«Лишь в редких случаях мы пасуем перед трудностями по объективным причинам – чаще всего мы сами убеждаем себя, что не справимся с ними»

Как вы считаете, можете ли вы достичь в этой жизни всего, чего только пожелаете? Не по щелчку пальца, конечно, но если очень этого захотите и приложите достаточно усилий? Если нет, вам точно нужно продолжать читать дальше. В этой статье мы рассмотрим книгу «Безграничный разум» профессора Стэнфордского университета Джо Боулер от издательства «МИФ».

Открыть возможности своего мышления вы можете уже сейчас на нашей программе «Когнитивистика».

О чем книга

В книге автор говорит о двух типах мышления, которые формируются в процессе освоения новых знаний: фиксированное и гибкое мышление (или мышление роста).

Люди, обладающие фиксированным мышлением, считают, что у них есть предрасположенность к определенным навыкам, поэтому они хороши в этой области, а есть другие навыки – часто к ним относят математические – которые им познать «не дано». И очень часто эти убеждения формируются в учебных учреждениях, когда человек битый час решает десятки арифметических задач одним и тем же способом.

В противовес, мышление роста – это когда мы признаем, что не знаем какую-то область, но убеждены, что совершенно точно нам под силу понять и разобраться. Приложив усилия, можно выучить все, что захочется. Кстати, мышление роста распространяется не только на обучение, но и на жизнь в целом.

Джо Боулер утверждает, что каждый может обучиться чему угодно, освоить любой навык, потому что наш мозг очень адаптивен. И в книге она говорит о шести навыках, «ключах», которые не только помогают мозгу стать более гибким, но буквально перестраивают мышление на волну роста. Это, в свою очередь, влияет и на то, какой будет жизнь человека. Итак, что же это за ключи?

Нейропластичность

«В любой момент обучения наш мозг формирует новые нейронные связи, укрепляет уже существующие нейронные пути и соединяет прежде изолированные друг от друга нейроны. Мы должны признать, что находимся в состоянии постоянного роста, и отказаться от идеи изначально заложенной способности к обучению»

Эксперимент с лондонскими кебменами показал, что гиппокамп водителей – участок мозга, ответственный за хранение и обработку пространственной информации – после обучения значительно увеличился. Учиться кебменам приходится не менее 4 лет: именно это количество времени необходимо, чтобы запомнить сложные расположения улиц, ближайших объектов, дорожных знаков и научиться составлять в уме наиболее оптимальные маршруты. Также ученые обнаружили, что после увольнения количество серого вещества у водителей уменьшается, когда нейронные связи, образованные за время обучения, становятся не нужны [Maguire, Woollett, Spiers, 2006].

Вдохновляющие истории людей с ограниченными возможностями (как, например, люди с одним полушарием мозга, с «ограниченными возможностями к обучению»), которые становятся лучшими учениками, преодолевают свои ограничения и разрабатывают собственные образовательные программы, – все это не исключение, не частные случаи талантливых от рождения людей. Проблемы, с которыми сталкивались все эти люди, подталкивали их к изучению и поиску других путей, которые помогут им справиться с трудностями. Это – особенность мышления роста.

Кстати, Джо Боулер говорит и о детях, которых считают талантливыми от рождения. Она не отрицает идею таланта и врожденной предрасположенности к освоению определенных навыков. Скорее, она говорит о негативном влиянии отношения к таким детям, в особенности, со стороны родителей и образовательной системы.

Прежде всего, стоит сказать, что это относится не к одаренным детям, а абсолютно ко всем. Мы сами способствуем тому, что закладываем нашим детям основы фиксированного мышления, когда хвалим их, оценивая их личностные свойства, а не за то, что они делают. Когда мы хвалим ребенка, говоря ему: «Умница», ребенок начинает думать о себе: «Да, я умный», но, встречаясь с трудностями впоследствии, он приходит к другому выводу: «А не такой уж я и умный», и в результате он начинает мыслить и оценивать себя по фиксированной шкале «умный-глупый». Джо Боулер приводит любопытное сравнение похвалы фиксированного мышления и мышления роста.

Сравните, как звучит каждое:

Похвала фиксированного мышления Похвала мышления роста
Умеешь вычислять дроби? Вау, какой умный! Умеешь вычислять дроби? Очень хорошо, что ты научился это делать.
Ты решила эту задачу таким хитрым способом? Это очень умно! Мне понравилось твое решение задачи, оно весьма креативно.
У тебя научная степень? Да ты гений! У тебя научная степень? Наверное, тебе пришлось много трудиться.

Нам всем знакомы ситуации разделения учебных классов на 2 группы: «сильные» и «слабые». Казалось бы, это сделано в лучших побуждениях, чтобы равномерно распределить нагрузку: с «сильной» группой проходить темы быстрее и брать более сложные, со «слабой» уделять больше времени на отработку материала. Однако британское исследование в 2002 году позволило сделать вывод: 88% учеников, которые попали в группу «слабых» в возрасте 4 лет, остаются в ней же на протяжении всего времени обучения в школе [Dixon, 2002].

Образовательная система и культура в целом не только образовательных учреждений, но и компаний (не забываем, что книга написана английским автором, хотя практически все описанное применимо и для российских реалий) основана на представлениях, что «одним что-то дано, а другим – нет», и если человеку (ученику) не удалось реализовать свой потенциал, это ограничение его способностей, а никак не недочеты методики обучения и среды. Автор утверждает, что это мифы и стереотипы, в которых мы жили очень долгие годы, с которыми пора расстаться.

«Одно из вредных последствий ярлыка одаренности – убежденность человека в том, что если он на самом деле так талантлив, то никаких трудностей у него быть не может. Поэтому любое препятствие, с которым сталкивается такой человек, действует на него разрушительно»

Трудности

«Моменты борьбы с трудностями и совершения ошибок – лучшее время для роста мозга»

В результате исследования [Moser, Schroder, Heeter, Moran, Lee, 2011] ученые обнаружили, что мозг наиболее активен в те моменты, когда человек совершает ошибку. Именно ошибки и трудности заставляют искать ответы и новые способы решения задачи. Это и необходимо ученикам для развития мышления и укрепления нейронных сетей. Однако в большинстве образовательных учреждений учитель выстраивает учебный процесс таким образом, чтобы в классе было как можно больше отличников. Проблема в том, что правильные ответы не стимулируют рост мозга и не вызывают интереса пробовать новые способы и подходы для решения задачи.

Миелин – вещество, которое помогает процессу обучения, усиливая сигналы между новыми нейронными связями и укрепляя новые нейронные пути. За счет этих внутренних процессов человек может достигать успеха. Происходит это именно в моменты трудностей, когда он действует на грани своих возможностей, совершает ошибки, находит решение и снова движется вперед.

Проблемы и трудности, которые запускают наши мыслительные (а часто и креативные, изобретательские) процессы – это лучшие условия для обучаемости, и, соответственно, для роста мозга. Да, мы рождаемся разными, но абсолютно у каждого человека есть потенциал к обучению и достижению максимальных высот.

К сожалению, в нас со школы сидит стремление работать на получение верного ответа, а не желание разобраться в самом процессе решения. Да и многие дети (что уж и говорить, и большинство взрослых, воспитанных по такому же принципу) не привыкли к трудностям и воспринимают трудности как признак того, что у них ничего не получается. А между тем, это показатель фиксированного мышления.

«Если вы чувствуете, что это слишком сложно, значит, ваш мозг растет. Продолжайте. Это очень важно и ценно»

Разительно от европейских и российских школ (нынешнего времени) отличаются образовательные процессы Китая и Японии. На уроках учителя могут намеренно давать неверные ответы или задавать провокационные вопросы, чтобы стимулировать дискуссию, возражения и желание учеников разобраться.

Однако здесь важно и отношение учителя. У многих учеников есть страх отвечать на уроках и дать неверный ответ. Так они будут, по их мнению, глупыми в глазах одноклассников и получат порицание со стороны учителя.

Чтобы ошибки действовали на благо, в первую очередь учитель должен поощрять ошибки как тот самый путь для лучшего освоения знаний и качественного развития мозга. Ученикам такое отношение учителя дает невероятное чувство облегчения и раскрепощения.

Установки

«Когда мы меняем установки, наше тело и мозг физически изменяются»

У людей с негативным типом мышления риск смерти выше на 71% по сравнению с обладателями позитивного мышления [Zahrt, Crum, 2017].

Другое исследование показало: когда мы мысленно фокусируемся на задаче, например, на игре на гитаре, у нас активизируются те же мышцы, которые мы используем, выполняя эти действия в действительности. В результате этого эксперимента испытуемые, которые занимались только ментальной тренировкой, увеличили мышечную силу на 35%, а участники, которые играли на реальном инструменте – на 53% [Davidson-Kelly, 2014].

Это же справедливо и для спортсменов-любителей, которые считают, что становятся здоровее от физических нагрузок; и для обучающихся, которые усваивали больше, веря в свое продуктивное обучение.

Наш мозг имеет полную власть над нашим телом – к такому заключению пришли ученые в результате исследований.

Фиксированное мышление и мышление роста – тоже своего рода установки, которые можно и нужно менять. Психолог Дэвид Игер провел исследование связи типов сознания и конфликтности. Выяснилось, что люди с фиксированным мышлением (считают, что их способности и достоинства статичны и не меняются) больше подвержены агрессивности, чем люди с мышлением роста. Это объясняется тем, что в картине мира обладателей мышления роста другие способны меняться; они чаще прощают и оказывают помощь [Yeager, Trzesniewski, Dweck, 2013].

«Когда учащиеся осознают, что мозг подобен мышце и растет при прикладывании усилий и совершении дополнительной работы, их успеваемость улучшается»

Коннективность мозга

«Нейронные связи и процесс обучения оптимизируются при многоплановом подходе к новым идеям»

Чтобы развить мышление роста, важно использовать комплексный, системный подход. Несправедливо требовать от студентов упорного труда как залога успеха и не давать им инструментов для более эффективной учебы.

В этом помогает многоплановый подход к обучению и преподаванию – результат новых разработок из области нейробиологии, к которым пришли ученые из Стэнфорда и других университетов. Он основан на выводе исследований о том, что даже при решении простой арифметической задачи задействуются 5 участков мозга [Menon, Toga, 2015], а при работе с символами (в том числе с числами), визуальной и пространственной информацией задействуются разные отделы мозга; когда эти отделы между собой активно взаимодействуют, эффективность обучения в разы возрастает [Park, Brannon, 2013]. Таким образом, используя два и более способов усвоения материала, мы увеличиваем эффективность процесса обучения и сообщение отделов мозга между собой, а, следовательно, наш мозг становится гибким и адаптивным.

Джо Боулер предлагает при решении арифметических примеров использовать следующие вопросы, чтобы задействовать разные участки мозга:

1 Можете ли вы решить этот пример с помощью чисел?
2 Можете ли вы решить этот пример визуально, закодировав каждое число своим цветом?
3 Можете ли вы написать рассказ с этой задачей?
4 Можете ли вы отобразить идею по-другому – через набросок, физический объект, форму или движение?

Ниже на фото представлен пример решения математической задачи разными способами. Такой прием называется «бриллиантовый лист».
brilliant-page

Кажется, такой подход намного интереснее для усвоения материала, чем решение нескольких десятков однотипных задач.

«Мышление роста вкупе с возможностями многопланового обучения позволит учащимся любого возраста избавиться от страха, преодолеть препятствия и обрести уверенность в своих силах»

Гибкость

«Скорость мышления не является мерой способностей. Оптимальное обучение возможно, если подходить к теориям и к жизни в целом гибко и творчески»

Задания и тесты с ограничением по времени могут вызывать стресс и страх не успеть. Это блокирует кратковременную память и может помешать решить все задачи, сделать это качественно [Beilock, 2010]. Если ребенок, решая задачу, понимает, что не справляется, состояние тревоги только усиливается.

Между тем, скорость не является показателем успешного усвоения материала. Чаще всего учителя приписывают разный потенциал ученикам, которые справляются быстрее или медленнее. В действительности же у таких учеников задействованы разные виды активности мозга. Врач Нойман Дойдж считает, что ученики, которые усваивают информацию медленнее, делают это качественнее, чем «торопыги», которые учатся быстро, но поверхностно (и не обязательно сохраняют полученные знания без постоянного повторения) [Norman Doidge, 2007]. Между тем как успех в обучении гарантирует такое свойство мозга и мышления как гибкость.

Мы привыкли считать, что математика представляет собой свод жестких правил и последовательностей, однако, оказывается, что к освоению этой дисциплины можно подходить творчески и гибко. Взять хотя бы 4 вопроса при решении арифметического примера, о которых мы говорили в предыдущем пункте.

«Люди думают, что гибко обращаться с числами нельзя, а математика состоит из следования правилам и схемам. Неудивительно, что очень многие теряют интерес к предмету», – пишет автор.

Сотрудничество

«Взаимосвязь людей и идей развивает нейронные пути и оптимизирует процесс обучения»

В школе, по большей части, учат придерживаться правил и действовать в рамках заданного, но мы уже обсуждали выше, что такое поведение – показатель фиксированного мышления. Куда полезнее и быстрее было бы воспитывать в учениках мышление роста, но подобные вопросы более глобальны, поэтому оставим эту тему.

Сотрудничество и работа в команде играют очень важную роль не только в жизни человека, но и в обучении. Нейробиологам уже давно известно благоприятное влияние на мозг и жизнь восприятие чужих идей. Это требует от человека более высокого уровня понимания.

Проведенное исследование математика из Техасского университета Ури Трейсмана позволило сделать вывод о росте успеваемости студентов после смены подхода обучения от индивидуального к эмоционально поддерживающему [Treisman, 1992].

Анализ чужих идей очень полезен для развития мозга и мышления. При совместной работе активизируются орбитофронтальная кора и нейронная сеть лобно-теменных участков. Нейробиологи дали название этим участкам – социальный мозг.

Сотрудничество и кооперация – это одна из разновидностей многопланового подхода к обучению. В течение трех лет Джо Боулер проводила исследования в учебном классе нескольких школ: она наблюдала, как ученики занимаются на уроках математики, и брала интервью у них и учителей. Результаты исследования оказались весьма любопытными.

В школе с традиционным методом преподавания (когда учитель объясняет способы решения, а дети «набивают руку» на примерах из учебника) дети, как правило, не любили математику и на государственном экзамене показывали низкие результаты по сравнению со второй исследуемой группой [Boaler, 1998].

В школе с альтернативной методикой обучения (с использованием нестандартных прикладных задач, где дети не знали способ решения и открыто обсуждали варианты) на изучение предмета тратили меньшее количество часов, ученики преимущественно любили предмет и на государственном экзамене показывали высокие результаты [Boaler, 2002].

Заключение

Итак, мы рассмотрели 6 ключевых навыков, которые помогут высвободить безграничные возможности для обучения:

  • пластичность и рост мозга;
  • положительное воздействие на мозг вызовов и ошибок;
  • установки и типы мышления;
  • многоплановый подход к материалу, повышающий коннективность мозга;
  • гибкое сознание;
  • сила сотрудничества.

На наш взгляд, это отличный подход, который не мешало бы взять на вооружение каждому родителю и преподавателю. Да, придется приложить усилия и время на организацию такого нестандартного подхода. Но согласитесь: если ребенок будет проявлять интерес к обучению, будет уверен в своих силах сейчас (следовательно, и во взрослой жизни,) будет знать, что сам сможет справиться с любыми трудностями, а значит, мы, взрослые, сделали все правильно!

Это выбор каждого: плыть по течению устоявшихся образовательных процессов и осознавать, что прикладываешь руку к воспитанию неуверенности юных людей, которые боятся совершить ошибку, сделать шаг, который может изменить их жизнь, или постараться воспитать в учениках мышление роста, научить их учиться, вызвать интерес к предмету, задавать вопросы, рассуждать, обсуждать и сотрудничать, и тем самым приоткрыть дверь к безграничным возможностям этого удивительного мира, где каждому под силу задуманное.

Выбор за вами!

Ключевые слова: