Блог о саморазвитии

Как стать активным слушателем

Как стать активным слушателем

Умение слушать является одним из самых важных и недооцененных. То, насколько эффективно вы умеете слышать человека и воспринимать информацию, может повлиять на успех в работе и взаимоотношениях с другими людьми. Сегодня таким навыком обладает небольшой процент человечества, потому что каждому кажется, что его точка зрения незыблема и основана на личном опыте и фактах. На самом деле это далеко не так, а правда зачастую бывает с разными оттенками. К тому же слушать намного важнее, потому что так вы сможете узнать больше, нежели просто потратить час своей жизни и высказать точку зрения, которую и так знаете.

Зачем нужно слушать и слышать? Например:

  • Получить информацию.
  • Понять информацию или точку зрения.
  • Для наслаждения.
  • Для обучения.

Особого секрета здесь нет: для того, чтобы научиться слушать, нужно практиковать это каждый день. Вам нужно проявлять сознательные усилия для того, чтобы не только слушать, но и слышать собеседника.

Помните, что вам совсем необязательно соглашаться с человеком для того, чтобы прослыть хорошим слушателем. Этот навык означает понять точку зрения человека без осуждения и прерываний.

Исследования подтверждают, что в любом диалоге человек обращает внимание на 25% сказанного. Эта гнетущая цифра только подтверждает то, что мы не умеем слушать. При этом эти цифры даже не учитывают то, что мы не умеем или не хотим считывать язык тела собеседника, а ведь эта информация подчас даже важнее слов. Иногда нам даже кажется, что мы поняли главную мысль и перестаем слушать. А что если не поняли? Словом, изучайте навыки активного слушателя и получайте от диалогов максимум.

Есть пять ключевых техник для приобретения умения активно слушать.

1

Обратите свое внимание

Чтобы вы не просто воспринимали информацию, а воспринимали ее осознанно и активно, заставьте себя обратить внимание на человека:

  • Посмотрите прямо на собеседника.
  • Уберите отвлекающие мысли.
  • Не опровергайте умственно информацию.
  • Избегайте внешних раздражителей.
  • Считывайте язык тела собеседника.
2

Покажите, что слушаете

Это важно, потому что в этом случае собеседник воодушевится и сможет стать более откровенным. У всех людей есть внутренние барьеры и опасения, поэтому если человек видит, что его слушают, он доверяет, раскрывается и предоставляет больше информации.

Используйте свой язык тела для того, чтобы показать собеседнику, что слушаете его:

  • Кивайте время от времени.
  • Улыбайтесь и используйте другую мимику.
  • Сделайте свою осанку более открытой, уберите угрожающие моменты.
  • Поощряйте собеседника продолжать беседу.
3

Обеспечьте обратную связь

Наши персональные фильтры, суждения и убеждения могут исказить информацию. Ваша роль как слушателя — максимально объективно понять то, что он говорит. Размышляйте над тем, что было сказано без эмоций и задавайте вопросы.

  • Вопросы должны прояснять ситуацию, а не запутывать: «Что вы имеете в виду, когда говорите…», «Это то, что вы сказали?».
  • Периодически вслух подводите итог сказанному.
4

Избегайте суждений

Как только вы начинаете судить, то моментально перестаете слышать и воспринимать информацию. Все, что скажет человек в этот момент, будет отфильтровано вашим мозгом и вы начнете искать в его дальнейших словах подтверждения своих суждений и предположений. К тому же вы можете начать перебивать человека, что не укрепит ваши доверительные отношения.

  • Позвольте собеседнику закончить речь прежде чем задавать вопросы.
  • Не прерывайте собеседника контраргументами.
5

Реагируйте соответствующе

Активный слушатель уважает собеседника и старается понять его точку зрения.

  • Будьте искренним, открытым и честным при ответе.
  • Высказывайте свою точку зрения с уважением к чужой точке зрения.

Для того, чтобы стать активным слушателем вам потребуется максимальная концентрация. Поэтому хотя бы на время диалога отложите телефон в сторону и сосредоточьтесь. Помните, что умение слушать — это навык, который развивается так же, как и все другие. Вам нужна дисциплина и искреннее желание понять собеседника.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова: