ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Как организовать рабочее пространство


Как организовать рабочее пространство

Кого из нас не вдохновляют красиво обставленные рабочие кабинеты, где всё буквально создано для того, чтобы продуктивно работать? Но, к сожалению, не у каждого есть возможность обзавестись такого рода рабочим местом. Правда, есть и хорошая новость – грамотно организовать рабочее пространство можно и на кухне однокомнатной квартиры при удалённой работе, и в офисе, где проходит треть вашего дня. Просто нужно следовать некоторым рекомендациям и немного перестроиться. Как это сделать? Ответ в этой статье.

Стимулирующая среда

Создание стимулирующей среды – первая и одна из самых важных задач, уверен Дэн Кеннеди, автор книги «Жесткий тайм-менеджмент». Организация рабочего пространства должна выполнять свою прямую функцию и стимулировать вашу продуктивность. Позаботьтесь о том, чтобы вокруг было всё необходимое для вашей работы – стопка бумаги, канцелярские принадлежности и т.д. Если всем этим вы пользуетесь достаточно часто, нет смысла хранить нужные вещи где-то вдалеке от рабочего места и каждый раз, сбиваясь с мысли, вставать со стула и идти за карандашом и стикером, которые лежат на книжной полке в другом конце комнаты. Но не только удобство, о котором ещё будет сказано, является показателем стимулирующей среды. Вы также можете, используя нехитрые приёмы, настраивать себя на нужный лад и мотивировать. В психологии такие приёмы называются «триггерами». По сути же, в интересующей нас плоскости, это материальные предметы, которые определённым образом влияют на наше восприятие. Например, часы напоминают о времени, сроках, дедлайнах. Поэтому психологи рекомендуют всегда держать их на видном месте – это поспособствует концентрации. На самом деле вашими триггерами может быть что угодно – мотивирующая заставка на рабочем столе или картина на стене, небольшая игрушка или амулет. Важно, чтобы они напоминали о задачах, планах и стремлениях.

Удобство

Решающим критерием организации рабочего пространства является удобство. Другими словами, вам должно быть комфортно и уютно работать. И если, следуя советам из книг по фэншуй, или вдохновившись примерами рабочих мест других людей, вы начинаете менять привычную обстановку – главное не сделать хуже. Приобретённый годами опыт – лучший учитель, и слушаться в первую очередь стоит его. Навести порядок на столе, грамотно расположить необходимые материалы – одно дело, организовать же всё с нуля – совсем другое. Если вам удобно работать полулёжа на диване, из инструментов нужен только ноутбук и розетка, и при этом вы достигаете своих целей – не слушайте никаких экспертов по продуктивности и оптимизаторов, уверяющих, что рабочее место это определённым образом обставленный кабинет. Или, как минимум, большой письменный стол и сопутствующая мебель. Работа и так многими мыслится как нечто ограничивающее, поэтому создавать себе дополнительные жёсткие условия и рамки – затея не из лучших.

От идеальной чистоты до авгиевых конюшен

Здесь также следует учесть, что далеко не всегда есть возможность организовать пространство конкретно под себя, а, наоборот, приходится подстраиваться под существующие реалии. И когда в этом деле есть некая свобода, а она есть и при офисной работе, и, тем более, при фрилансе, вы можете оказаться во власти крайних мер. Например, со школы нам твердят о порядке и чистом рабочем столе. Это хорошее требование. Только с существенной оговоркой – «чистота» и «порядок» у каждого свой. О содержании этих понятий мы поговорим дальше. Но уже сейчас отметим, что успешность вашей работы не зависит от того, стоит ли чашка с остывшим кофе у монитора и разбросаны ли вокруг скрепки, или же нет. Мы помним, что главное – удобство. Но следить за чистотой всё же стоит. И когда поиск флешки или нужного документа на столе превращается во многоуровневый квест, знайте, пришла пора убраться.

Индивидуальность

Существует некий стереотип, образец того, как должен выглядеть идеальный рабочий стол. Слева – настольная лампа, справа – канцелярские принадлежности. Утверждать, что это плохие советы мы не берёмся. Но они могут не подходить конкретно вам. Очевидно, что рабочее место архитектора отличается от рабочего места писателя. Более того, нет двух абсолютно одинаковых рабочих мест. И организовывать своё пространство следует из учёта специфики вашей работы и личных предпочтений. Поэтому не стоит только из-за любви к чистоте каждый вечер убирать всё «лишнее» со стола, а с утра доставать снова. Это сэкономит вам уйму времени.

GTD Дэвида Аллена

В одной из более ранних статей, которая была посвящена обзору и краткому анализу методики GTD, уже давались советы по организации рабочего пространства. В данном отношении наработки Аллена являются одними из лучших, и спустя год, мы продолжаем придерживаться схожего мнения. Ведь главное преимущество системы GTD и предложенных её автором техник и требований к процессу организации рабочего места и рабочего процесса в целом, в отличие от многих других авторов, заключается в том, что она построена «снизу вверх». Об этом в своё время заявил Ф. Мэллой, заметивший, что советы Дэвида Аллена намного практичнее, чем высокопарные размышления Кови. Они были как раз тем, что нужно обычному человеку и включали в себя необходимые рекомендации по повышению продуктивности, вплоть до объяснения того, где должно стоять мусорное ведро. Так что если вы ищете чёткое пошаговое руководство с детальным описанием каждого действия по созданию эффективного рабочего места – труды Аллена вам однозначно пригодятся.

Ничего лишнего

Оговоримся, что речь здесь не о чистоте, а именно об отсутствии ненужных вещей на вашем рабочем месте. Сломанная компьютерная мышка, исписанный полгода назад блокнот, обложка для книги – все эти вещи могут быть вам дороги, как память, но как инструменты абсолютно не оправдывают своего наличия. По отношению к таким предметам следует применять простое правило: «сомневаетесь – выбрасывайте». Ну или, по крайней мере, уберите оттуда, где работаете.

Фэншуй

К фэншуй можно относиться по-разному: разделять философию или скептически её отбрасывать. Но многие крупные компании последнее время охотно тратят деньги на специалистов, которые с помощью этого восточного учения добиваются гармонизации отношений между человеком и окружающими его предметами. Нанимать таких людей для себя не каждый может, да это и не имеет смысла, но если у вас выдастся свободная минута – прочтите пару статей и заметок о фэншуй. Это не займёт много времени и может поспособствовать нахождению новых идей и решений, которые могут быть полезны и интересны.

Отзывы и комментарии

Поделитесь своими правилами и приёмами правильной организации рабочего места. В этом деле любой опыт ценный и может кому-то пригодиться.