ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Модель ADDIE для обучения


Модель ADDIE для обучения

Представьте себе ситуацию: вам поручили разработать программу для обучения новых и существующих сотрудников. Это потребует от вас массы энергии и времени, и при этом вы будете буквально завалены количеством информации, которую нужно обработать. Вы будете поражены тому, сколько всего придется сделать. На чем нужно сфокусироваться? Как можно гарантировать, что тренинг будет интересным и полезным? Как можно быть уверенным, что вы сами не забудете ничего важного и справитесь с заданием? В этом может помочь модель ADDIE.

О модели

Несмотря на то, что происхождение модели неизвестно, а автор не установлен, многие тренеры и инструкторы используют ее несколько десятилетий для того, чтобы создать эффективный тренинг.

Модель ADDIE состоит из пяти пошаговых элементов. Они могут вам показаться банальными, однако под заголовками вы найдете много полезных советов.

1

Анализ

На этом этапе вам нужно проанализировать, в чем именно люди испытывают необходимость и на основе этой информации понять, какой тип обучения будет наиболее приемлем.

  • В чем нуждается ваша команда?
  • Выясните, какими знаниями уже обладают стажеры (люди, которых обучают). Это особенно важно в том случае, если вы не знакомы с этими людьми.
  • Теперь, когда вы определили пробелы в знаниях стажеров, составьте список того, что именно необходимо знать стажерам для того, чтобы закрыть эти пробелы. Перечислите навыки, которыми они должны обладать и какую информацию изучить.
  • Запишите цели обучения. Используйте технику SMART.
  • Убедитесь, что учли все возможные стили обучения. Спросите у них напрямую об этом. Кто-то лучше запоминает информацию, когда читает, а кто-то, когда видит графические элементы и образы.
  • С какими ограничениями и вызовами вы столкнетесь? Это может быть, например, время и деньги.
2

Разработка

Теперь, когда вы собрали информацию и тщательно ее проанализировали, пришло время для разработки курса.

  • Вкратце набросайте план лекций и уроков.
  • Напишите стратегию для инструктора в том случае, если тренинг будете вести не вы. Он должен придерживаться определенных правил, однако поощряйте его использовать собственные наработки, не забывая о целях курса.
  • Какие ресурсы и технологии понадобятся во время курса?
  • Подумайте об опыте, который вы хотите предоставить людям. Каким образом подать материал так, чтобы донести именно этот опыт? Как должен выглядеть и ощущаться ваш материал. Поставьте себя на место обучающегося. Вам понадобятся актерские приемы.
  • Каким образом вы будете измерять усвоение материала стажерами? Какие методы оценки будете использовать? Это могут быть тесты или применение знаний на практике.
  • Какие действия вы будете предпринимать в том случае, если стажеры не усвоят информацию? Как именно вы будете им помогать?
3

Развитие курса

  • Подумайте над активным обучением. Введите игровую составляющую и поощряйте людей быть полностью вовлеченными в процесс.
  • Помните о стилях обучения. Найдите литературу, которую они могут изучать, используйте аудиальную информацию. Также применяйте графики и слайды для тех, кто восприимчив к образному мышлению.
  • Проведите тестовый курс со своими друзьями или родственниками. Выслушивайте критику и прислушивайтесь к обратной связи.
4

Реализация

  • Прежде чем начнете, убедитесь, что у всех стажеров есть все необходимые ресурсы. Под ресурсами понимаются не только инструменты, но и условия. Каждый ли стажер видит и слышит вас? Нормальная ли температура в классе?
  • Если вы будете использовать технологии, убедитесь в том, что она работает исправно и у вас будет к ней полный доступ.
  • Когда урок закончен, сразу же запросите обратную связь. Во время урока подмечайте язык тела аудитории и делайте соответствующие выводы.
5

Оценка

На этом этапе вам нужно оценить результаты урока или курса более детально. Все ли стажеры получили те знания, в которых нуждались? Закрыты ли пробелы в знаниях?

  • Модель обучения позволит вам проанализировать всю информацию при помощи наблюдения за реакцией, процессом обучения и поведением учащихся. Например, наблюдайте за тем, как стажеры применяют полученные знания и как себя ведут. Это поможет сделать правильные выводы и подстроиться под аудиторию.
  • Убедитесь в том, что использовали критику и обратную связь для улучшения следующего урока.

Желаем вам удачи!