Совершая на первый взгляд логичные действия люди не редко попадают в так называемые «ментальные ловушки», о которых вы уже читали раньше в статье Сергея Крутько. Рольф Добелли в своей книге «Территория заблуждений» раскрывает еще 52 ментальные ловушки, например такие так:
- Эффект спящего или почему действует пропаганда
- Эффект первого впечатления
- Эффект Пигмалиона
Эффект спящего или почему действует пропаганда
Если на кого-то воздействовать с помощью пропаганды, то со временем ее убедительность возрастает. Почему?
Психолог Карл Ховланд, возглавлявший исследования для американского военного министерства, назвал эту загадку эффектом спящего (англ. sleeper effect , понятие заимствовано из области шпионажа).
Вот его суть — знание об источнике разрушается быстрее, чем приведенные аргументы. Иными словами: мозг относительно быстро забывает о том, откуда поступили сведения (из министерства пропаганды), но саму по себе информацию так быстро он не забывает. Поэтому информация из недостоверного источника со временем приобретает все бóльшую достоверность. Обесцененный элемент улетучивается из памяти прежде, чем содержание послания начнет забываться.
Как противодействовать эффекту спящего? Во-первых, не принимайте непрошеные советы, даже если они исполнены благих намерений. Во-вторых, обходите стороной источники дурной рекламы. Какое счастье, что в книгах нет рекламы! В-третьих, когда вам становится известен какой-либо аргумент, попытайтесь вспомнить его источник. В чьих это интересах? Это трудная работа, да еще и замедляющая процесс размышлений. Зато вносящая в него ясность.
Эффект первого впечатления
Позвольте представить вам двух мужчин: Ален и Бен. Определитесь без долгих раздумий, кто из них вам больше нравится. Ален умен, прилежен, импульсивен, критичен, упрям, завистлив. Бен, напротив, завистлив, упрям, критичен, импульсивен, прилежен, умен. С кем из них вы бы предпочли застрять в лифте?
Если вы рассуждаете как большинство людей, то выберете Алена. Хотя описания их абсолютно одинаковые. Наш мозг воспринимает первое прилагательное сильнее, чем все следующие, и в результате вам кажется, что перед вами две разные характеристики. Ален — умен и прилежен. Бен, напротив, завистлив и упрям. Первая черта характера затмевает все последующие. Это так называемый позиционный эффект, или эффект первого впечатления.
Эффект Пигмалиона
В 1965 году американский психолог Роберт Розенталь провел в разных школах один примечательный эксперимент: учителям сказали, что разработан некий тест, по которому можно определить учеников, стоящих на пороге интеллектуального скачка, так называемые «бутоны». Это соответствовало бы 20% учеников. В действительности эти 20% были выбраны чисто случайно. Через год Розенталь заметил, что у детей-«бутонов» уровень интеллектуального развития стал значительно выше, чем у всех остальных. Этот эффект называли эффект Розенталя, или эффект Пигмалиона.
Вероятно, учителя автоматически уделяли больше внимания мнимым «бутонам». Что сказалось на успешности их обучения. Учителей так сильно прельстила перспектива иметь блистательных учеников, что, как показывают факты, они стали не только считать их лучшими в учебе, но и приписывать им положительные свойства характера.
Подробнее читайте в самой книге.
Развивайте свое мышление и научитесь избегать ментальных ловушек на курсе «Когнитивистика». Присоединяйтесь!