ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Как составить хорошее резюме


как написать хорошее резюме

Есть такая поговорка: «Встречают по одёжке, провожают по уму». В случае с трудоустройством роль этой «одёжки» выполняет резюме (или CV – curriculum vitae, ход жизни). Сегодня о том, что это такое знает каждый: от выпускника школы до подрабатывающего пенсионера. Но поскольку единых требований к оформлению резюме нет, при составлении документа открывается простор для творчества. И бывает оно далеко не всегда уместным, что приводит к ошибкам, которые могут стоить соискателю работы. Чтобы этого не произошло, мы решили выяснить, как составить хорошее резюме, подчеркнуть свои сильные стороны и не ударить в грязь лицом перед потенциальным работодателем.

О резюме глобально

Резюме – документ, в котором указывается основная необходимая для найма на работу информация: опыт работы, профессиональные навыки, образование и др. CV сегодня многими воспринимается как синонимическое понятие, но в некоторых странах существует градация – curriculum vitae составляется претендентами на высокие посты и, как правило, вмещает более подробную информацию о жизни человека.

Как уже говорилось, общего подхода к тому, каким должно быть резюме, нет. Тем не менее, существуют обязательные информационные блоки, без которых резюме немыслимо. Это опыт работы, ведомости об образовании и профессиональных навыках, рекомендации, контактная информация. Резюме может быть дополнено мотивационным и сопроводительным письмами, в которых обычно указывается, почему претендент хочет работать в компании, откуда он узнал о вакансии, высказываются пожелания по заработной плате и т.д.

С распространением практики найма через Интернет стали популярными предлагаемые каждым специализированным порталом шаблоны резюме. Они, с одной стороны, очень удобны и, если у вас нет опыта составления такого рода документов, станут отличным помощником в этом деле. Но с другой стороны, воспользовавшись шаблоном, ваше резюме будет похожим на сотни таких же объявлений о поиске работы, написанных по установленному формуляру.

Создаём идеальное резюме

Какой бы способ поиска работы вы не выбрали, определённых правил следует придерживаться всегда. И тогда, когда вы создаёте оригинальное резюме с целью дальнейшей его рассылки в ответ на интересующие вас вакансии, и когда размещаете стандартное резюме на профильном ресурсе в Интернете. Какие нюансы при этом следует учесть? С этим вопросом мы обратились к специалистам крупнейшего портала «Superjob» – лидеру рынка онлайн-рекрутмента России. И вот что выяснили.

Структура  резюме

Резюме это документ. И как любому другому документу ему свойственна определённая, пусть и не очень строгая, но структура, которой следует придерживаться.

1

Личная информация и контактные данные

Посредством этого блока вы представляетесь. Необходимо указать ФИО, дату рождения, место проживания, семейное положение (по желанию). После этого указываются способы, с помощью которых с вами можно связаться: телефон, e-mail. Можно дать ссылку на профиль в социальной сети, это сегодня популярно. Но здесь нужно быть осторожным, ведь если дальше в тексте написано, что вы экстраверт и коммуникабельность ваш главный конёк, но при этом у вас 3 друга на Фейсбуке и «голая» стена – рекрутёр будет озадачен. То же самое касается и личной информации, которой может быть в избытке в соцсети. Зачем работнику отдела кадров знать о том, как вы провели прошлый Новый Год?

2

Желаемая должность

Этот пункт указывается, если вы отправляете резюме в компанию по собственной инициативе, а не в ответ на размещённую вакансию. Это же касается и заполнения соответствующего пункта на сайте по поиску работы. Здесь главное требование – чёткость. Писать «специалист», «работа на дому», «стажировка для студента» и т.п. не рекомендуется – HR-менеджер может попросту не дочитать ваше резюме до того места, где будет описано в чём же вы всё-таки специалист или на кого учитесь. Поэтому указывайте должность, на которую претендуете, чётко: «начальник охраны», «копирайтер», «стажёр отдела маркетинга».

3

Опыт работы

Зачастую это самый важный блок резюме. В нём рекомендуют указывать 3 последние места работы. Записывается просто: период работы – место работы – занимаемая должность – обязанности. К последней графе можно также отнести достижения. Сильно вдаваться в детали не стоит – лучше сосредоточиться на описании тех обязанностей, с выполнением которых вы столкнётесь и на будущей должности. При указании достижений избегайте формулировок по типу «огромный опыт организаторской работы» или «значительный рост продаж». Будьте точны: «организация съёмочного процесса «Песни года»», «рост уровня продаж на 30% в год».

4

Образование

Указываются период и место учёбы, факультет, специальность.

5

Навыки и умения

Что делает вас специалистом в области занятости и просто хорошим человеком? Вы командный игрок, легко находите общий язык с людьми, исполнительны и последовательны? Или владеете Фотошопом так, что все ваши друзья искренне удивляются, откуда у вас фотографии с Майклом Джексоном и Сильвестром Сталлоне? Опишите это. Но будьте готовы к тому, что вас попросят подтвердить свои слова. Попросту говоря – пишите правду.

Что можно в резюме…

Быть немного оригинальным. Например, отправить резюме не в привычном текстовом формате, а сделать минипрезентацию или инфографику в графическом редакторе. Это не оставит ваше резюме незамеченным и позволит продемонстрировать свои навыки.

Включить в резюме графу «уровень дохода». Или указать свои ожидания в сопроводительном письме. При этом не рекомендуют писать «9999,99 руб.» или «сначала бы работу получить, а там посмотрим». Вы продаёте свои услуги и обязаны знать сколько они стоят. Иначе, что вы делаете на рынке?

Добавить блок «Интересы и увлечения». Прочитав о том, что вы любите и чем занимаетесь в свободное от работы время, рекрутёр получит более комплексное представление о вас и сможет судить о некоторых ваших качествах. Таким образом, шансы получить должность директора спортивной сети будут, хоть и немного, но выше, у того, кто сам увлекается и занимается спортом.

Помнить, что краткость – сестра таланта. Большинство специалистов сходятся во мнении – резюме должно занимать не больше 2 страниц. Так что старайтесь быть лаконичными. В то же время, заканчивать каждое предложение словами «детальнее расскажу на собеседовании» не стоит. Здесь интрига ни к чему.

Писать грамотно. Нести резюме на проверку к редактору, конечно, не нужно, как и переживать по поводу лишней запятой. Но грамматических ошибок и опечаток быть не должно. Как и сложных мудрёных предложений.

И чего нельзя

Излишне стараться выделиться. Оригинальность уместна, но лишь дозированно. Супер креативное резюме точно будет замечено и даже может сработать в отдельных случаях. Особенно в случае с людьми творческих профессий. Но в целом от вас ждут конкретной информации, поданной легко и понятно. Вникать в суть ваших аллегорий у работодателя попросту может не быть времени.

Иронизировать и острить. Чувство юмора это хорошо. Но демонстрировать его в документах – дурной тон. Ведь HR-менеджер может не уловить ваш сарказм, переданный посредством текста. Поэтому описание обязанностей на предыдущей работе в духе «ну мы такие с пацанами, короче, семечки ели и разные тяжести грузили», поспособствует скорее тому, что ваше резюме отправится в корзину, а не запомнится своим остроумием.

Давать личную информацию. Это касается как данных паспорта и любых других документов, так и ваших предпочтений в еде, описания того, с кем и как давно вы живёте и насколько сильно любите своего кота.

Врать. Приписывание себе несуществующих заслуг и умений не только неэтично, но и легко проверяется.

Отправлять первую попавшуюся фотографию. Последнее время многие компании требуют вместе с резюме выслать своё фото. И поскольку на фотографиях для документов мы зачастую выглядим не особо, многие, желая показать себя в лучшем свете, делятся с потенциальным работодателем сокровенным – снимками с пляжа, с последнего похода в кафе компанией друзей и т.д. Это в корне неправильно. Всё что от вас требуется – чёткое изображение, где можно рассмотреть ваше лицо. И достаточно.

Отзывы и комментарии

А каким, по-вашему, должно быть хорошее резюме? Делитесь опытом и своими мыслями по этому поводу в комментариях.