Блог о саморазвитии

Антикризисный менеджмент

антикризисный менеджмент

В сложные времена для компании владельцы часто назначают так называемых кризисных менеджеров. Если вы являетесь лидером компании, которая переживает тяжелое время, а владельцы приняли решение дать вам шанс, самое время изучить искусство антикризисного менеджмента. Неважно, работаете ли в большой или малой компании, в развитой или развивающейся стране — вы неизбежно столкнетесь с кризисом. Эта статья поможет вам выйти из сложного положения, в которой оказалась ваша компания.

Что такое антикризисный менеджмент

Это процесс превращения убыточной организации в прибыльную путем реорганизации лидерского стиля, обращения с финансами и процесса производства.

Антикризисный менеджмент принципиально отличается от обычного, который направлен на увеличение продаж, это быстрый ответ на кризисную ситуацию.

Он исправляет такие проблемы как:

  • Стагнация;
  • Недостатки в иерархии организационного менеджмента;
  • Ошибки в бизнес-модели;
  • Ошибки в корпоративной культуре.

После того, как ситуация исправлена, лидер может установить новую стратегию для того, чтобы предотвратить наступление нового кризиса.

Применение

Компания необязательно должна испытывать серьезные трудности (например, финансовые), чтобы стратегии антикризисного менеджмента были эффективны и полезны. Им можно воспользоваться и в тех случаях, когда организация работает недостаточно продуктивно. Например, можно выработать стратегии для того, чтобы выяснить, почему организационный процесс работает с ошибками и не налажено плавное производство.

Антикризисный менеджмент может быть полезен также в случаях быстрорастущего бизнеса (например, стартапа). Даже процветающая компания может терять деньги на ровном месте и ее лидер захочет выяснить, почему так происходит.

Структура антикризисного менеджмента

Стюарт Слаттер и Дэвид Ловетт начали разработку этой модели менеджмента в 1990-х. В 2006 году при сотрудничестве с Лаурой Барлоу они выпустили книгу под названием «Leading Corporate Turnaround: How Leaders Fix Troubled Companies», в которой описывается структура антикризисного менеджмента, состоящая из семи шагов.

Рассмотрим каждый шаг отдельно.

1

Стабилизация кризиса

Первым делом нужно стабилизировать ситуацию для того, чтобы предпринимать следующие шаги. Многие компании начинают задумываться об антикризисном менеджменте, когда начинаются проблемы с выплатой заработной платы, арендной платы или другими расходами. Поэтому прежде всего нужно стабилизировать финансовую составляющую. Удостоверьтесь, что все ваши расходы утверждены антикризисной командой. Остановите все дискреционные проекты и убедитесь, что контролируете расходы своей организации.

Далее вам нужно выработать стратегию для получения краткосрочной прибыли. Проведите мозговой штурм вместе со своей командой и найдите все возможные способы дохода.

Определите прямые угрозы для своей компании. Их может быть очень много, а времени у вас мало, поэтому сосредоточьтесь на самых серьезных.

2

Новое лидерство

Плохое руководство чаще всего является основной причиной кризиса. Когда вы проводите изменения в руководстве, тем самым вы передаете сообщение всем членам команды о том, что все очень серьезно.

Изучите текущую команду руководителей. Кто из них справляется лучше всего? Кого нужно заменить и кто доставляет больше всего проблем?

3

Менеджмент заинтересованных сторон

Пересмотрите свои отношения с инвесторами и акционерами. Начните с определения ключевых заинтересованных лиц. Наладьте с ними взаимоотношения и придите к соглашению о том, куда будет двигаться компания.

Не скрывайте своих планов и от своей команды. Каждый человек должен понимать, что случилось и какие изменения ждут компанию. Словом, все люди, так или иначе связанные с организацией должны быть в курсе того, что вы собираетесь делать. На данном этапе доверие важно как никогда.

4

Стратегический фокус

Проанализируйте организационную стратегию и определите, что именно идет не так. Просмотрите существующий бизнес-план и внесите в него поправки — он не сработал и нуждается в улучшении. Не ломайте его, потому что слишком масштабные изменения могут не сработать.

Есть несколько причин, почему нужно пересмотреть стратегию:

  • Изменились условия;
  • Изменились технологии;
  • На должностях находятся неподходящие люди;
  • Старые методы больше не работают.

Во времена тяжелого кризиса стратегия должна быть предельно проста, потому что у вас может просто не хватить денег на что-то глобальное.

5

Процесс улучшения

Теперь, когда вы знаете, что нужно делать, время подумать над тем, как улучшить самые главные организационные процессы. Скорее всего, некоторые из этих процессов повреждены или даже сломаны. Например, клиенты ждут неделю, когда им доставят продукт или служба поддержки работает слишком медленно.

Для того, чтобы наладить все процессы, изучите концепцию Lean и метод шести сигм.

6

Организационные изменения

У каждой организации есть структура, культура и свои люди. И именно эти три элемента могут начать конфликтовать друг с другом. Например, некоторые менеджеры будут сопротивляться изменениям, а другие не захотят повышать свои навыки, чтобы соответствовать новым требованиям.

Вам нужно начать с людей. Объясните им, что другого выхода нет и предложите обучение новым навыкам. Будьте честны и признайтесь, что работы будет очень много.

Формируйте новую культуру и меняйте структуру таким образом, чтобы они гармонично соседствовали друг с другом.

7

Финансовая реструктуризация

На первой стадии вы уже находили способы получения краткосрочной прибыли. Теперь пришло время выходить из кризиса и начать вкладывать деньги в долгосрочные проекты. Увеличение бюджета даст вам множество возможностей, однако тратьте эти деньги с умом и на первых порах избегайте серьезных рисков.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова: