КурсыБлогКнигиО нас
Войти

Урок 4. Лидерство и коммуникация

Урок 4. Лидерство и коммуникацияУмение эффективно взаимодействовать с людьми (коллегами, подчиненными, начальниками) является ценнейшим инструментом настоящего лидера, который всегда будет востребован в любой профессиональной среде. Успешное руководство и лидерство подразумевают использование многих техник и знаний. Например, в менеджменте это основы планирования, привлечение технологических инноваций, возможность делегирования, знание основ маркетинга. Но связующим звеном в социальном лидерстве и одновременно ключом к успеху, как утверждает психология, является коммуникация. Независимо от сферы деятельности, будь то командный вид спорта, бизнес или политика – лучшими всегда становились люди с развитыми коммуникативными навыками. Об этих навыках мы уже упоминали в предыдущих уроках, а теперь рассмотрим их подробнее.

Оглавление:

Некоторые рекомендации современных авторов

Ли Фрошхайзер, исполнительный директор и президент МАР Consulting, автор бестселлера «Жизненно важные факторы, секреты преобразования вашего бизнеса и вашей жизни», дает следующие советы по эффективной коммуникации:

1. Коммуникация – двусторонний процесс:

  • Старайтесь не только быть услышанным, но и услышать.

2. Подготовьте ваши переговоры:

  • Уточните цель общения.
  • Тщательно планируйте личную встречу.
  • Постарайтесь предвидеть точки зрения и чувства собеседника.

3. Передача информации:

  • Высказывайте свое мнение с убеждением.
  • Сказанное должно быть важным.
  • Определите конкретно действия, которых ждете от собеседника.
  • Убедитесь, что вас понимают.

4. Получение информации:

  • Относитесь непредвзято к словам.
  • Определяйте ключевые моменты того, что вам говорят.
  • Применяйте конструктивную обратную связь.
  • Подтвердите ваше понимание.

5. Оцените эффективность коммуникации:

  • Примите корректирующие действия по мере необходимости для большей эффективности в будущем.

Коммуникации в лидерстве

В одном из номеров Международного журнала бизнеса и менеджмента опубликована статья «Коммуникация, преданность и доверие». На основе изучения ответов респондентов-работников крупных компаний, определили, на чем базируется преданность и доверие обычного рабочего. Основные пункты - это эффективная связь с высшим руководством, умение менеджеров слушать, прямая и честная коммуникация работодателя и подчиненных вне зависимости от состояния дел в компании. Такое положение дел дает возможность констатировать, что развитие коммуникативных навыков для лидера – важная задача, а ее позитивное решение напрямую зависит от практики.

Упражнение 4.1. Самопрезентация. Научитесь за 30 секунд рассказывать о себе все самое важное. Проектируйте разные ситуации, в которых это может пригодиться. Это должен быть не просто заготовленный текст на все случаи жизни. Важно помнить, что от представления во многом зависит исход ситуации.

Эта техника будет полезной в тех случаях, когда вам необходимо произвести благоприятное впечатление на собеседника, к примеру, при трудоустройстве, при встрече с деловыми партнерами, во время выступления на конференции. Учитывая специфику обстановки, важно уметь презентовать себя правильно.

Упражнение-рекомендация 4.2. Будьте уверенными. Умение убедить собеседника в своей правоте, заставить принять вашу точку зрения, напрямую зависит от вашей уверенности в том, что вы говорите.

Интересный эксперимент, призванный развить уверенность участников проекта, провели в Токийском университете. Для того чтобы усовершенствовать свои коммуникативные навыки, студенты отправлялись на вокзал, где громко пели там песни, декламировали стихи, приставали к пассажирам с глупыми просьбами. Такое упражнение способствует развитию стрессоустойчивости, преодолению страха перед неловкими и непредсказуемыми ситуациями, которые могут возникнуть в процессе общения.

Упражнение 4.3. Анализируйте свой опыт. Делайте выводы. Если вы не добились необходимого, определите факторы, которые помешали вам достичь желаемого результата, избегайте повторения подобного в будущем.

Помимо, безусловно, необходимых для разговора качеств, таких как вежливость, четкость, структурированность, простота, не забывайте об уловках из психологии. Чаще называйте собеседника по имени, установите визуальный контакт, следите за жестикуляцией, следуйте в некоторых жестах собеседнику, уточняйте, интересуйтесь его мнением.

Помните, что барьерами для ясной коммуникации, а значит и понимания, которого мы стремимся достичь, могут стать:

  1. Отсутствие уважения между собеседниками.
  2. Плохо определенные цели коммуникации.
  3. Невозможность установить лучшее средство для связи (не всегда электронная почта или разговор по мобильному телефону являются лучшими способами для общения по важным вопросам).
  4. Игнорирование эмоций или ценностей собеседника.
  5. Непонимание со стороны слушателя.
  6. Запугивание, угрозы во время диалога.
  7. Дача ложной, неправдивой информации, обман собеседника.

Дополнительные материалы к данному уроку

Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:

Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.

С точки зрения развития навыков коммуникации, важным фактором достижения успеха в борьбе за лидерство является умение выступать публично. О подготовке такого выступления и основах ораторского искусства вы можете узнать подробнее на нашем сайте в разделе «Ораторское искусство».

Определив важность эффективной коммуникации в процессе становления лидера, перейдем к следующему уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.