Урок 4. Лидерство и коммуникация
Умение эффективно взаимодействовать с людьми (коллегами, подчиненными, начальниками) является ценнейшим инструментом настоящего лидера, который всегда будет востребован в любой профессиональной среде. Успешное руководство и лидерство подразумевают использование многих техник и знаний.
Например, в менеджменте это основы планирования, привлечение технологических инноваций, возможность делегирования, знание основ маркетинга. Но связующим звеном в социальном лидерстве и одновременно ключом к успеху, как утверждает психология, является коммуникация.
Содержание:
Независимо от сферы деятельности, будь то командный вид спорта, бизнес или политика – лучшими всегда становились люди с развитыми коммуникативными навыками. Об этих навыках мы уже упоминали в предыдущих уроках, а теперь рассмотрим их подробнее.
Некоторые рекомендации современных авторов
Ли Фрошхайзер, исполнительный директор и президент МАР Consulting, автор бестселлера «Жизненно важные факторы, секреты преобразования вашего бизнеса и вашей жизни», дает следующие советы по эффективной коммуникации:
1. Коммуникация – двусторонний процесс:
- Старайтесь не только быть услышанным, но и услышать.
2. Подготовьте ваши переговоры:
- Уточните цель общения.
- Тщательно планируйте личную встречу.
- Постарайтесь предвидеть точки зрения и чувства собеседника.
3. Передача информации:
- Высказывайте свое мнение с убеждением.
- Сказанное должно быть важным.
- Определите конкретно действия, которых ждете от собеседника.
- Убедитесь, что вас понимают.
4. Получение информации:
- Относитесь непредвзято к словам.
- Определяйте ключевые моменты того, что вам говорят.
- Применяйте конструктивную обратную связь.
- Подтвердите ваше понимание.
5. Оцените эффективность коммуникации:
- Примите корректирующие действия по мере необходимости для большей эффективности в будущем.
Далее давайте рассмотрим вопрос с более практической позиции.
Коммуникации в лидерстве
В одном из номеров Международного журнала бизнеса и менеджмента опубликована статья «Коммуникация, преданность и доверие». На основе изучения ответов респондентов-работников крупных компаний, определили, на чем базируется преданность и доверие обычного рабочего.
Основные пункты - это эффективная связь с высшим руководством, умение менеджеров слушать, прямая и честная коммуникация работодателя и подчиненных вне зависимости от состояния дел в компании. Такое положение дел дает возможность констатировать, что развитие коммуникативных навыков для лидера – важная задача, а ее позитивное решение напрямую зависит от практики.
И здесь снова приводим несколько полезных упражнений:
1 | Самопрезентация. Научитесь за 30 секунд рассказывать о себе все самое важное. Проектируйте разные ситуации, в которых это может пригодиться. Это должен быть не просто заготовленный текст на все случаи жизни. Важно помнить, что от представления во многом зависит исход ситуации. |
2 | Будьте уверенными. Умение убедить собеседника в своей правоте, заставить принять вашу точку зрения, напрямую зависит от вашей уверенности в том, что вы говорите. Интересный эксперимент, призванный развить уверенность участников проекта, провели в Токийском университете. Для того чтобы усовершенствовать свои коммуникативные навыки, студенты отправлялись на вокзал, где громко пели там песни, декламировали стихи, приставали к пассажирам с глупыми просьбами. Такое упражнение способствует развитию стрессоустойчивости, преодолению страха перед неловкими и непредсказуемыми ситуациями, которые могут возникнуть в процессе общения. |
3 | Анализируйте свой опыт. Делайте выводы. Если вы не добились необходимого, определите факторы, которые помешали вам достичь желаемого результата, избегайте повторения подобного в будущем. Помимо, безусловно, необходимых для разговора качеств, таких как вежливость, четкость, структурированность, простота, не забывайте об уловках из психологии. Чаще называйте собеседника по имени, установите визуальный контакт, следите за жестикуляцией, следуйте в некоторых жестах собеседнику, уточняйте, интересуйтесь его мнением. |
Помните, что барьерами для ясной коммуникации, а значит и понимания, которого мы стремимся достичь, могут стать:
- Отсутствие уважения между собеседниками.
- Плохо определенные цели коммуникации.
- Невозможность установить лучшее средство для связи (не всегда электронная почта или разговор по мобильному телефону являются лучшими способами для общения по важным вопросам).
- Игнорирование эмоций или ценностей собеседника.
- Непонимание со стороны слушателя.
- Запугивание, угрозы во время диалога.
- Дача ложной, неправдивой информации, обман собеседника.
Также вновь рекомендуем изучить вспомогательные материалы.
Дополнительные материалы к данному уроку
Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:
- Как не поддаваться на провокации и избегать конфликтов
- Сократический диалог: что это такое и где его применять
- Искусство small talk
- 7 коммуникационных стратегий для хорошего руководителя
- Умение слушать: простые правила эффективной коммуникации
Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.
С точки зрения развития навыков коммуникации, важным фактором достижения успеха в борьбе за лидерство является умение выступать публично. О подготовке такого выступления и основах ораторского искусства вы можете узнать подробнее на нашем сайте в разделе «Ораторское искусство».
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Определив важность эффективной коммуникации в процессе становления лидера, самое время поговорить о взаимодействии с командой.