ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти

Урок 5. Нравственное, духовное и патриотическое воспитание

Урок 5. Нравственное, духовное и патриотическое воспитание Кто-то из великих учёных сказал, что образование - это то, что остается, когда все выученное забыто. Если это правда, то образование в нашей стране почти везде пущено на самотёк. Целенаправленно формированием характера занимается только семья и редкие вузы в силу традиций. Тема воспитания духовности и нравственности довольно парадоксальна и экстремальна. Худшими вещами в воспитании являются самообман и лицемерие. А ключевыми понятиями в этой теме будут самопожертвование и дисциплина.

Узнаем, как правильно «заставить» ребёнка полюбить Родину, надо ли это вообще и что о нравственности думал Зигмунд Фрейд. Отметим роль экологического и эстетического воспитания и постараемся разобраться, почему нигде в Евангелии Иисус Христос ни разу не осудил явных грешников.

Семья как контекст

В настоящее время институт семьи испытывает кризис. В современной России каждый третий ребёнок рождается вне брака и каждый второй брак распадается.

Кстати, случайно, или нет, но число рождённых вне брака детей примерно соответствует числу разводов, а сокращение численности населения примерно соответствует количеству абортов.

Во многих странах (Северная Европа, Латинская Америка) вне брака рождается уже более половины детей. Это связано с ранними половыми отношениями, которые провоцирует современная культура, где больше хаоса, чем красоты и гармонии. С другой стороны, это связано с непослушанием родителям, которое также культивируется в сознании детей с помощью некоторых мультиков и рекламы.

Первой заповедью, в которой Бог что-то обещает людям (а именно благополучие и долголетие) является заповедь о почтении родителей. Детей следует учить послушанию не для удовлетворения властных амбиций, а для навыка самоограничения на благо семьи, а после – всего общества. Каким образом? Есть ряд принципов, частично рассмотренных на прошлых уроках:

  • хорошее воспитание должно быть строгим и включать много трудных занятий и не слишком много сладостей;
  • не следует потакать капризам. Если капризы не утихают, когда уделяешь ребёнку больше внимания, а, напротив, становятся похожими на борьбу за власть, то настаивать на своём надо без гнева, но безальтернативно;
  • дети бывают более благодарны, когда их непристойное поведение пресекается (даже физически), чем попускается.

В итоге подобные «изуверства» помогают ребёнку стать ответственной личностью. Несмотря на презумпцию вины родителей со стороны ювенальной юстиции, в России более 80% случаев насилия над детьми происходит вне семьи. С возрастом коэффициент виктимизации (число пострадавших на 100 тысяч человек) растёт. То есть семья – это безопасность.

Полноценная семья – это структура безопасности для детей и материнства, потому что позволяет завести больше, чем одного ребёнка. Залог этой безопасности в ответственности мужа за жену и родителей за детей. Но в чём залог безопасности семьи?

Нравственная планка семейных отношений запредельная. Чисто статистически залогом крепкой семьи является целомудрие, причём в большей степени со стороны мужа. В России мужчины и женщины примерно поровну инициируют разводы, но мужчины делают это и после 40 лет, тогда как женщины в основном до 40 лет. Хотя нравственный закон одинаков для всех, именно о мужчинах сказано «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».

Нравственность заключается в ограничении своих потребностей и удовлетворении потребностей близких – в служении более крупной структуре, чем капризное ненасытное эго.

Крысы о нравственности

Парадокс несчастья богатых людей в том, что само по себе богатство не удовлетворяет человека, зато крупные потери переносятся болезненно. Исследователь мира богатых Ричард Коннифф пишет, что их окружает очень много вещей – машины, роскошь, дома и знакомства, на которые лучше смотреть, чем иметь их. Это обилие излишеств приносит дискомфорт и жажду новых внешних эффектов. «Богачи – самые нуждающиеся люди, которых я когда-либо встречал», - пишет он в результате.

Что будет, если попытаться удовлетворить все потребности? Это важный вопрос, потому что популярная сейчас либеральная педагогика отождествляет любовь к детям с максимальным удовлетворением их запросов, а права детей – с безнаказанностью и бездельем.

Американский психолог Джон Кэлхун за 40 лет исследований на примере грызунов изучил особенности поведения по мере роста популяции в благоприятной среде. Самым известным его экспериментом стала «мышиная утопия» (ещё известный как «Вселенная 25: как рай стал адом»):

Популяция мышей развивалась при неограниченном снабжении водой, пищей и материалом для строительства гнёзд. Места свободно хватило бы четырём тысячам особей. Но популяция, едва превысив две тысячи мышек, стала сокращаться, причём поведение стало ненормальным – извращённым и жестоким.

У самок выросла агрессия и исчезала забота о потомстве, они переставали спариваться и только защищали свои гнёзда, постепенно выходя из репродуктивного возраста. Несмотря на изобилие еды, происходил каннибализм – поедали мышат. Молодые самцы изгонялись в неуютный центр загона, где у них также зашкаливала агрессия и проявлялись половые расстройства.

На стадии сокращения популяции начинал развиваться особый вид самцов-красавчиков. Так их назвал сам Кэлхун за отсутствие шрамов. И ещё за их повадки - они не боролись за территорию и за самок, а только питались и чистили шёрстку. Поведение красавчиков и агрессивных самок уже не менялось при помещении в новые незаселённые загоны. То есть на этой стадии мышки были уже не в состоянии возродить популяцию.

В то же время, бескорыстная помощь делает популяцию жизнеспособнее. Это показал опыт Михаэля Таборски из Бернского университета над крысами. Посредством нажатия на рычажок подопытные могли кормить своих соседей-крыс. Те грызуны, которых сородичи кормили, потом делали то же самое на 20 % чаще, чем те, у которых не было такого опыта. Это значительный показатель. При этом важно, что кормили они уже не тех крыс, которые ранее кормили их, а новых, которых видели впервые. То есть, опыт полученной бескорыстной поддержки меняет поведение по отношению ко всем, запускает некую волну в обществе.

Возвращаясь к воспитанию людей, подумаем, какой ещё опыт, помимо бескорыстной поддержки, нужен детям, чтобы вырасти счастливыми?

Я идеальный воспитатель?

Сказочная Мэри Поппинс сочетала доброту со строгостью, учила детей видеть необычное в обычном и не бояться перемен. Она хорошо понимала и чувствовала детей. Но характерно, что своих детей у неё нет.

Известно, что папа для сына – это пример для подражания, а мать – это образец женщины. Так же для девочки мать – пример, а отец – образец мужчины. Это нормально, что мы всю жизнь совершаем какие-то ошибки – и в воспитании тоже. Но иногда надо себя спрашивать, «достойно ли я справляюсь?» Есть ли в нас качества, которых мы не хотим замечать?

Опытные педагоги, наблюдая детскую игру, могут получить точное представление об их родителях - дети проявляют всё без исключения и совершенно искренне.

На страницах Нового Завета Иисус Христос в пример взрослым ставит непосредственное дитя. И ни разу не осуждает убийц, воров и блудниц. Яростно обличается только лицемерие, которым больше всех страдало именно духовенство, больше преследовавшее цели обогащения.

Считая себя идеалом, воспитатели начинают выращивать в детях все свои качества без разбора и часто чувство собственной неполноценности в придачу. Проблема в том, что пустые нравоучения (когда заставляют делать то, чего не могут сами) тоже учат - но учат именно лицемерить.

А считая идеалом ребёнка, родители и прародители, вместо воспитания начинают его развращать, то есть баловать. Если между поколениями родителей и прародителей нет полного согласия, то лучше, чтобы влияние дедушек и бабушек на воспитание было минимальным и неприоритетным.

Воспитателям следует полагаться не на свой авторитет, а на идеальный образ и стремиться к нему. Где его найти? Идеал можно отыскать среди прославленных святых, среди героев (реальных и вымышленных), которые проявили лучшие качества. Если удастся обратить внимание детей на эти качества и побудить стремление к ним – авторитет будет.

Что такое духовное воспитание?

То, что стремление к идеалам и наличие смысла жизни помогает выжить в экстремальных условиях, доказано неоднократно. В частности, создателем логотерапии (психологии смыслов) Виктором Франклом на личном опыте в концлагерях Третьего Рейха.

Его книга о переживаниях заключённых “Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере” объясняет, почему одни отчаиваются и перестают бороться за жизнь (даже обладая хорошими физическими данными), а другие упрямо выживают. Область душевных переживаний и духовных устремлений более тонкая, чем реакции нервной системы – более чувствительная и важная.

Духовный - самый сложный аспект педагогики, потому что нет единого понимания, что такое «духовность». Но в любом случае невидимая душа имеет видимые проявления. Если в трёх словах, то духовное воспитание - это усвоение высших ценностей.

Целый перечень духовно-нравственных ценностей есть в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: это человеколюбие; справедливость; честь; совесть; воля; личное достоинство; вера в добро; стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Сложность в трактовке этих ценностей. Так «любовью» можно объяснить и попустительство и тиранию. Есть светское и религиозное понимание духовных ценностей - две взаимоисключающие концепции:

  • «человек – мера всех вещей» (дохристианская концепция, она же стала популярной в эпоху Возрождения и вновь сейчас, где идеал относительный и субъективный, а ценности и представления о добре и зле могут со временем меняться);
  • «Бог – мера всех вещей» (христианская концепция, где идеал абсолютный – безгрешный Человек, а ценности вечны).

При всём многообразии духовных качеств, главный враг духовного становления и роста – это лицемерие. Это касается и верующих и неверующих воспитателей. Всегда есть опасность перепутать цели со средствами, что хорошо иллюстрирует нетерпимость и ненависть к людям, которая встречается среди подчёркнуто религиозных людей и защитников природы.

А главным индикатором духовного состояния является отношение к людям. Как сказано в Библии: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Иными словами, духовность неотделима от нравственности.

Нравственность по Фрейду

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд представлял развитие нравственности качественным изменением психики. Под влиянием семьи и общества в психике человека после животного «Оно» и осмысленного «Я» формируется третий элемент - «Сверх-Я». Другое название «Я-Идеал», или «Супер-Эго». Это та часть психики, которая позволяет ограничивать влечения и приводит поведение в соответствие с усвоенными моральными принципами, что происходит только в обществе (в теме социального воспитания мы касались феномена детей-Маугли).

Формирование и последующее доминирование «Сверх-Я» связано со сменой принципа удовольствия на принцип реальности (то есть, важнее не что хорошо только мне сейчас, а что хорошо вообще). Этот принцип реальности также подразумевает в итоге удовольствия – но теперь уже в согласии с внешним миром.

Роль нравственности

Как происходит воспитание нравственности и что бывает, когда его не происходит? Наверное, всем известны слова: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Нравственность проявляется в отзывчивости, а высшее её проявление – это самопожертвование (известная поговорка: «сам погибай, а товарища выручай»).

Нравственность (от слова «нрав») – это то, что определяет поведение человека с другими. Нравственные свойства человека противопоставляются телесным и умственным. К области умственного относится отличие истины от лжи, а к области нравственного – отличие добра от зла.

Значение нравственности основополагающее для общества. В зависимости от господствующих в обществе нравственных начал формируется вся культура (в том числе политические и экономические механизмы).

Известно, что даже боеспособность армии напрямую связана с отношением к убитым соратникам (их нельзя оставлять без погребения). Более того, все, кто возвращались «с того света», возвращались не ради себя, а ради кого-то. Знаменитый исследователь околосмертных переживаний доктор Реймонд Моуди пишет, что ради себя умершие предпочли бы остаться «там».

Кстати, о смерти (этот страх появляется примерно к пяти годам) детям лучше рассказывать честно, ничего не придумывая (что умерший родственник якобы задержался в больнице, или улетел в далёкую страну) - неопределённость и догадки для ребёнка всегда страшнее. Важно объяснить, что «там» всё иначе и жизнь действительно продолжается. Нерелигиозные воспитатели могут для этого опереться на медицинские исследования.

Воспитывать чутких и участливых детей психологи рекомендуют с позиции родительской привязанности, когда ребёнок ещё с пелёнок знает, что его чувствуют, откликаются на его нужды, ему доверяют и всегда готовы поддержать авторитетные старшие.

Напротив, когда ребёнок не имеет отклика на свои нужды (особенно нравственные), он вырастает менее способным к сочувствию, а эту черту отмечают у преступников-уголовников (хотя они прекрасно отличают хорошее от плохого).

Кризисы и этапы нравственного развития ребёнка

Нравственное развитие не обходится без кризисов. Острота переживаний в эти периоды зашкаливает, но это всегда переход в новое качество:  член семьи (условно в три года), затем член общества (условно в 13). Американский психолог Лоренс Колберг так объяснил смену мотивов на пути морального развития:

  • до 7 лет - это страх наказания (физического, или лишения неких благ);
  • условно в 13 лет – стыд перед сверстниками;
  • после 16 лет – уже совесть (желание соответствовать собственной системе нравственных ценностей).

Само собой, с наступлением совершеннолетия нравственное развитие не прекращается. Похоже, что не кончится оно и после смерти. Но в любом случае первая кризисная ситуация – это рождение на свет. Девять месяцев ребёнок пребывает в абсолютном комфорте - и в День рожденья всё навсегда меняется.

Первые год-два для ребёнка есть только понимание комфорта и дискомфорта: «хорошо то, что хорошо мне». Недопустимо при этом отношение к детям как к растущим организмам – совершенно недостаточно произрастать в тепле, чистоте и сытости. Любовь и внимательное общение требуется на этом этапе как никогда (печальный синдром госпитализма чаще наблюдается у самых маленьких).

К трём годам ребёнок понимает уже почти всё, что слышит и отсюда начинает узнавать, что в отношении других людей что-то хорошо, а что-то плохо. С трёх до семи лет ребёнок усваивает ценности семьи – для него приобретает значение то, что имеет значение для родителей («хорошо то, как поступают в семье», даже если присутствует явная дикость).

Ближе к семи годам дети способны понять последствия своих поступков для других, начинают обдуманно относиться к своей жизни, у них появляется нравственный выбор (с семи лет дети уже могут исповедоваться).

В возрасте от семи до десяти лет дети сами начинают оценивать нравственную сторону поступков родителей и учителей – это внешне спокойный период. Затем для них становится важным признание в своём большом окружении. Происходит критическая оценка разных систем ценностей. И если в семье нет чёткого понимания, что хорошо, что плохо и кто главный, то ребёнок в поисках удобных ценностей рискует стать ориентируемым на сверстников, с заниженной самооценкой и завышенной агрессией.

В этот кризисный период также идёт половое созревание и любое давление сверстников и критика становятся особенно болезненными. Родителям надо понимать, что сейчас их авторитет снижен объективно и от них требуется только моральная поддержка. Это тот самый переходный возраст, после которого человек становится вполне осознанным членом общества.

Патриотизм – это тоже любовь

Патриотическое воспитание больше касается школьного возраста, когда происходит осознание традиций своего народа – культурных, религиозных. Немалую роль в этом играет воспитание воли – в спортивных играх.

Антону Макаренко принадлежат слова: «Для меня не возникало вопроса: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, я ли должен воспитать труса. Здесь я предположил «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, трудолюбивым, патриотом». Известна и такая фраза, которую приписывают Салтыкову-Щедрину: «Стали напирать на патриотизм. Видимо, проворовались».

Фраза «Быть патриотом – значит любить Родину» звучит очень шаблонно потому, что слово «любить» часто трактуется слишком широко. Любовь – это именно активное качество, которое не позволяет бездействовать. Она выражается в самопожертвовании, в служении не своим частным интересам, а более высоким – своей семьи и своего народа.

Патриотизм связан с трезвым взглядом на проблемы своей страны, города и дома; и с ответственностью за их решение. В воспитании патриотизма исключительную роль играет личность педагога. Особенно по истории, литературе и искусствам. А главной проблемой снова является лицемерие.

Самую знаменитую речь в пользу бедных произнёс не кто иной, как Иуда Искариот, когда вознегодовал о трате дорогого ароматного масла женщиной на помазание головы Иисуса за два дня до распятия. Тогда он возмутился: «К чему такая трата? Можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим», но, как сказано, «не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор». И предал Иисуса Христа за деньги, взятые священниками-заговорщиками из храмовой казны (как раз деньги на благотворительность).

Объяснять детям, что есть злонамеренные люди, которые играют святыми чувствами ради своей выгоды лучше всего по ходу усвоения школьной программы. Один из лучших примеров для этого – роман «Война и мир». Гениальный Лев Толстой иллюстрирует всевозможные проявления патриотизма на контрасте глупости и трусости карьеристов.

В жертву личным амбициям  Наполеон принёс благополучие французской империи и миллионы судеб, также как и Гитлер (и нынешнее время также не является мирным). Детям надо объяснить это до наступления переходного возраста.

Влияние увиденного на экране

Культура играет особую роль в воспитании - фильмы, мультики и вездесущая реклама. Культура программирует конкретные модели поведения. Посредством видеороликов способны обучаться даже аквариумные рыбки.

Современные дети уже с первых лет жизни часами проводят за просмотром видео.  Самое главное (кроме вреда для глаз и нервной системы) – что абсолютно всё, что они видят, влияет на их поведение. Мода, кстати – это статистическое понятие, далёкое от эстетики (с точки зрения математики это просто наиболее часто встречающаяся величина).

Дети никак не фильтруют впитываемую информацию. А негативные примеры (агрессивное поведение, непослушание) усваиваются и воспроизводятся гораздо легче, чем примеры доброго поведения (сочувствие, помощь).

Всевозможные бесчинства для воспроизводства не требуют никаких нравственных усилий, поддержки невидимой эмоциональной связи. Поэтому при просмотре (если мультики это не единственный способ отойти от ребёнка) желательно обсуждать происходящее («это было хорошо, а это плохо»). А после всегда лучше вместо очередных серий поиграть с детьми во что-нибудь из увиденного – слепить, или нарисовать героев, или обыграть ситуацию.

Эстетическое воспитание

Детям свойственно стремление к красоте и нужно помочь его сохранить и развить. Восприятие красоты связано с внутренним откликом. И это эстетическое чувство, как и абсолютный слух – тоже навык. Говорят, «красота в глазах смотрящего».

Красота связана с гармонией и завершённой композицией; она объективна (то есть не зависит от формы проявления - в любой форме она либо есть, либо её нет) и подтверждается математическими и медицинскими исследованиями.

Эстетическое воспитание связано с творческими занятиями. Целый комплекс педагогических задач состоит в том, чтобы сделать занятия увлекательными, непринуждёнными и систематическими. Желательно пробовать разные (фотография, живопись, скульптура, музыка, чтение), это поможет выявить предпочтения. Но не нужно записывать ребёнка в несколько кружков одновременно.

Например, с удовольствием фотографировать могут уже четырёхлетние дети. Фотографируя сами, они с интересом отнесутся к профессиональным работам.

А для развития интереса к музыке хорошо подходит орф-педагогика, названная в честь знаменитого немецкого композитора Карла Орфа. Есть множество современных методик занимательного музицирования, дающее азы музыкальной грамоты.

Кроме таких плюсов, как игровая форма занятий, изучение ритмики и основ импровизации, возможности начать занятия с первых лет, ценность орф-педагогики в том, что она делает упор на творческое начало и даёт полноценное чувство музыки, понимание музыкальности мира. Важно только впоследствии помочь понять ребёнку необходимость систематического труда, чтобы достичь мастерства и разучивать сложные композиции.

Усвоение эстетических категорий (красота, совершенство) помогает не только в деле духовного воспитания – лучше понять Творца, но и научиться бережному отношению к окружающему миру.

Экологический аспект

Независимо от морали и нравственности каждому из нас всю жизнь будут нужны чистая вода и воздух. Ещё сто лет назад бережное отношение к природе было общепринятым. В советское время воплотилась более ранняя идея покорения природы. По факту шла война с природой, что ярче всего проявилось в безумном проекте отведения части рек Сибири в Среднюю Азию. И в настоящее время ситуация в целом очень тревожная.

Экологическое воспитание помогает осознать себя частью природы и ответственность за неё. Человек не царь природы, которому она что-то должна, а, скорее хозяин, от которого всё зависит. Воспитателям по силам найти примеры красивых решений энергосбережения и безотходного производства и антипримеры эксплуататорского, паразитического природопользования.

В эстетических категориях легко объяснить детям безобразие свалок и несовершенство потребительского отношения к природе. Кроме того, дети любят наблюдения - помогать выращивать растения, ухаживать за животными и видеть со временем результат, а также участвовать в уроках экологического просвещения. Главное – обращать на это внимание и не действовать наперекор своим словам: пользоваться возможностью сдавать лампочки и батарейки, отказываться от лишних поездок на машине (особенно коротких) и всегда убирать за собой мусор.

Заключение

В итоге кажется, что в этой теме больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, некоторые моменты стоит подчеркнуть.

Нравственность – то, что определяет поведение. И чем она выше, тем жизнеспособнее оказывается и индивид и общество. Любовь – это и есть жизнь, универсальное средство укрепления личности, семьи, народа и всего общества. Парадокс в том, что счастлив оказывается не тот, кого любят, а именно тот, кто проявляет любовь. А критерием отличия любви от лицемерия является самопожертвование («лишняя» минутка внимания к детям окупится в будущем).

Нравственное развитие сопровождается кризисами, в которые детям требуется поддержка, но ни в коем случае не морализаторство. Авторитет старших также является поддержкой.

Воспитание полезно для самих родителей, так как помогает приблизиться к идеалам, которые необходимы нам, если мы хотим, чтобы дети сами к чему-то стремились.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.