ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти

Урок 2. Трудовое и физическое воспитание

Урок 2. Трудовое и физическое воспитание Трудовое воспитание так или иначе присутствует во всех формах воспитания. Умение трудиться (готовность принять и преодолеть трудности) – это метанавык, необходимый во всех аспектах жизни (от общения с другими людьми до организации отдыха). Кроме того, умение трудиться - это добродетель, это средство, которое помогает преодолеть лень и цинизм, позволяет человеку развиваться. Гармоничное развитие предполагает заботу о душе и о теле воспитанника. Существует прямая связь между подвижностью и интеллектом ребёнка. В большей степени в уроке затронуты оздоровительные аспекты физического воспитания, такие как осанка, здоровое питание и закаливание.

Содержание

  1. Трудовое воспитание
  2. Физическое воспитание
  3. Проверочный тест
  4. Отзывы и комеентарии

Трудовое воспитание

Самое пристальное внимание трудовому воспитанию уделялось в советское время. Трудовое воспитание рассматривалось в двух аспектах – практическом, как подготовка к трудовой деятельности и нравственном, как воспитание трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к решению трудовых задач, ответственности за результаты труда, приоритета общественных интересов над личными.

Часто мы слышим, или говорим сами, что жизнь полна трудностей. Если мы любим своих детей, то должны готовить их принимать трудности и справляться с ними.  Экономико-этимологический словарь сообщает: слово «трудиться» практически во всех индоевропейских языках первоначально означает «остаться без родителей». Слово «труд» имеет два значения -  работа и страдание - в педагогике этому соответствуют трудовое обучение (обучение конкретным навыкам) и трудовое воспитание (формирование отношения к труду), которое начинается с самых первых лет жизни.

Младшие дошкольники

Концентрация внимания в первые годы жизни имеет особенность – ребёнку трудно перестать воспринимать всю окружающую действительность целиком и сосредоточиться на чём-то отдельном. Однако, включаясь ненадолго в трудовые действия, ребенок получает практическое представление о себе и об окружающем мире. В зависимости от успехов меняется самооценка и отношение к труду.

В 3-4 года у детей уже очень высока потребность в деятельности и каждый трудовой процесс привлекает возможностью проявить самостоятельность. Но только при правильной организации (занимательная игровая форма) ребенок испытывает радость от труда.

Обучение детей любому делу предполагает доброжелательную атмосферу, в которой происходят неторопливый показ и подробное объяснение последовательности действий. Важно впоследствии организовать многократное повторение действия, и чтобы требования к выполнению были стабильными. Например, приучая убирать за собой посуду, или игрушки, следует требовать этого ежедневно каждый раз после еды, или игры.

Важно поддерживать все попытки самостоятельных действий. В труде дети усваивают навыки, необходимые для повседневного самообслуживания и хозяйственно-бытовой деятельности. Пресловутый кризис трёх лет на самом деле имеет очень полезную, но не всегда заметную обратную сторону – ребёнок старается. Есть поразительная фраза: «Я сам» - разве это кризис?

Старшие дошкольники

Дети пяти-семи лет имеют опыт участия в труде и владеют рядом навыков (самообслуживания в первую очередь). Учитывая возможности детей, педагог показывает и объясняет весь процесс предстоящего занятия, не разделяя его на маленькие этапы (объясняя только последовательность работы), и только контролирует у детей правильность повторения приёмов.

Дети старшего дошкольного возраста (как и младшего) овладевают трудовыми навыками через упражнения. Но они уже способны дольше концентрироваться на определённом занятии и многократно повторять трудовые действия и при этом ценить качество и скорость выполнения.

Положительная оценка взрослого активизирует деятельность малыша. Поэтому важно отмечать достижения, равно как и проговаривать недостатки. Необходим индивидуальный подход, особенно в группе. Однако, при этом важно помнить принцип безусловного принятия и не оценивать самого ребёнка в зависимости от результатов труда.

Чтобы ребенок в дальнейшем мог успешно трудиться, он должен научиться организовывать свое рабочее место (до и после занятия) и планировать саму работу. Эти навыки принято объединять в группу организационных. Труд воспитателя направлен не только на обучение детей конкретным навыкам, но и на формирование положительного отношения к труду (принимать трудности), а также на организацию совместной деятельности в группе (учиться трудиться вместе).

Школа, семья и переутомление

Содержание трудового воспитания в школе зависит от образовательных программ, возможностей школы, сложившихся традиций, подхода и опыта педагогов и многого другого. В общеобразовательной школе решаются всё те же задачи трудового воспитания, что и в семье, и в дошкольном учреждении: это выработка трудовых навыков и основ культуры умственного и физического труда.

Отечественный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер сформулировала два правила, касающиеся трудового воспитания в семье:

  1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».
  2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
  • Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  • По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило 1 работает, когда ребенок не просит о помощи (даже протестует, когда ее оказывают). Правило 2 работает, когда ребенок либо прямо просит помочь, либо сигнализирует, что не справляется – тогда необходимо помочь. Лучше всего начать со слов «давай вместе». Правило 2 опирается на психологический закон о зоне ближайшего развития ребёнка, открытый Л.С. Выготским.

Его суть в том, что у ребенка есть ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам, а пределами этого круга – зона ближайшего развития (дела, которые происходят с помощью взрослого). То есть, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой. Зона ближайшего развития – это потенциал ребёнка на ближайшее будущее.

Дети постоянно стремятся взять на себя то, что делают взрослые. Но существует двойная опасность: слишком рано переложить свою часть на ребенка (тогда он может не справиться и потеряет интерес, возможно, даже ко всему новому), а с другой стороны, слишком долгое и настойчивое участие (что в итоге также подавляет активность ребёнка).

Воспитатели (родители и педагоги), формируя потенциал ребёнка на ближайшее будущее, обязательно должны отслеживать симптомы переутомления. Переутомление – это патологическое состояние, когда работоспособность не восстанавливается полностью при коротком отдыхе, потому что нарушается взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Симптомами переутомления бывают сонливость, апатия, хроническая усталость, нарушение аппетита, частые болезни, нарушения памяти и усидчивости (дефицит внимания), капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность, появление вредных привычек. Переутомление может спровоцировать целый ряд соматических заболеваний и ослабить иммунитет.

Лечение в виде продолжительного отдыха и приёма лекарств не потребуется, если контролировать режим двигательной активности и сна, дозировать нагрузки на глаза и спину, а также обеспечить правильное питание.

Физическое воспитание

Физическое воспитание – это специфическая форма воспитания, направленная на совершенствование физических качеств организма, и на получение соответствующих знаний (образование). В процессе физического воспитания нужно научить ребёнка, школьника, студента заботиться о своем здоровье в течение всей жизни, и стимулировать самообразование. Как педагогический процесс физическое воспитание имеет свои задачи (оздоровительные, образовательные и воспитательные), а также содействует нравственному и трудовому воспитанию.

Физическое воспитание в первые годы жизни обуславливает всестороннее развитие ребёнка. В период до семи лет происходит наиболее интенсивный рост и развитие функций и систем организма; закладывается основа для развития физических и нравственных способностей. Через двигательную активность дети познают мир, развивается восприятие. Выдающийся врач-физиотерапевт Гленн Доман напрямую связывал интеллект человека с подвижностью.

Организованные занятия физкультурой (дома и в детских учреждениях) и свободная физическая активность улучшают работу сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, улучшают обмен веществ в организме, повышают иммунитет и развивают опорно-двигательный аппарат ребёнка.

Задачи физического воспитания

Физическое воспитание решает три группы задач: непосредственно воспитательные задачи, оздоровительные и образовательные.

  1. Воспитательные задачи связаны с развитием таких качеств как самоанализ и самооценка, волевых качеств (трудолюбия и упорства), нравственных (отзывчивости и уважения к соперникам) и эстетических. Также воспитываются навыки гигиены и самоорганизации.
  2. Оздоровительные задачи:
  • укрепление защитных сил организма (повышение иммунитета, закаливание);
  • укрепление опорно-двигательного аппарата (в том числе формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия);
  • комплексное развитие физических способностей (скорость, выносливость, координация);
  • задачи по повышению функциональных возможностей систем организма (оптимизация пищеварения, нервных процессов и терморегуляции, повышение ёмкости лёгких, улучшение обменных процессов и предупреждение застойных явлений).
  1. Образовательные задачи – это приобретение знаний о физической культуре и здоровом образе жизни.

Вне зависимости от занятий спортом, важнейшими аспектами физического воспитания являются закаливание, здоровое питание и осанка. Решение задач физического воспитания способствуют всестороннему развитию ребенка, что требует комплексного подхода и зависит от опыта и искусства педагога.

Закаливание

Самое ценное, что даёт закаливание – это укрепление психики ребёнка и выработка терпения. Закаливание организма – это постепенное повышение сопротивляемости неблагоприятному воздействию. Помимо оздоровительного эффекта оно поднимает настроение, помогает в борьбе с ленью и не требует дорогостоящих средств.

Закаливание должно войти в привычку как нечто будничное и естественное, наравне с чисткой зубов. Основные принципы закаливания – это индивидуальный подход, систематичность и постепенность в нагрузках (как в любой тренировке), кратковременный (импульсный) характер нагрузок. Также важны разнообразие способов закаливания и позитивный настрой.

Воздушные и солнечные ванны. Они полезны с первых дней после рождения. У детей выше, чем у взрослых, потребность в кислороде, поэтому полезны прогулки и частые проветривания. Воздушные ванны для малышей до года рекомендуются при температуре 25 градусов, с года до 14 лет при температуре около 20 градусов, для взрослых около 15 градусов. Начинать можно с одной-двух минут. Для солнечных ванн лучшее время с 8 до 11 часов утра и после 16 часов.

Вода. При отсутствии противопоказаний можно начинать купать новорожденных с первых дней в воде температурой около 36 градусов. Терморегуляция новорожденных детей ещё не развита (она формируется примерно к семи годам), поэтому важно не переусердствовать – закаливание не должно снижать внутреннюю температуру тела. Температуру воды надо снижать постепенно (примерно до 25 градусов).

В возрасте около двух месяцев уже можно растирать ножки и ручки младенца мокрым полотенцем. Испаряясь, вода забирает тепло – поэтому поначалу важно скорее насухо вытирать охлаждённые участки тела. Примерно с шести месяцев можно начинать растирать туловище – грудь и спинку. Начиная с десяти месяцев можно умывать личико, шею и ручки прохладной водой (температурой около 20 градусов) утром и вечером. В годик можно начинать обливания: после тёплой ванны перед тем, как вытирать ребёнка, вылить на него пару ковшиков более прохладной воды.

Купание в открытых водоёмах рекомендуется с двух лет, но это не строгое ограничение. Для незакалённых детей температура воды и воздуха (в безветренную погоду) должна быть выше 20 градусов. Первое время находиться в воде следует не больше трёх минут. Лучше купаться в утренние часы. Входить в воду следует постепенно. Купаться желательно не раньше, чем через час после еды. Перерыв между купаниями должен быть не менее 3 часов. Важно избегать переохлаждения и получать положительные эмоции. Купание в открытых водоёмах зимой (моржевание) лучше оставить на самостоятельный выбор совершеннолетних детей.

Хождение по снегу. Рекомендуется для всей семьи. Желательно, чтобы под снегом была земля, а не асфальт, а обувь легко снималась. Вначале следует поиграть в подвижные игры, чтобы разогреется. Затем разуться и дать постоять на снегу. Для начала достаточно пары секунд, затем немедленно следует вытереться, надеть обувь и продолжить подвижные игры.

Самым полезным и приятным средством закаливания является баня. Важно избегать перегрева ребёнка. Для начала хватит одной-двух минут в жарком помещении. Затем необходимо обливание прохладной (не холодной) водой, идеальный вариант - это бассейн. Когда температура тела восстановится, можно нагреваться снова. Регулярное посещение бани укрепляет нервную систему, улучшает все обменные процессы в организме и дарит крепкий сон. Также улучшается аппетит. Закаливание полезно для физического развития ребёнка, особенно в сочетании со здоровым питанием.

Питание

Основные правила общеизвестны – минимум соли, специй и сладостей; по возможности исключить жирную и жареную пищу, минимум белого хлеба; приоритет свежим, тушёным, варёным или запечённым блюдам. Основу питания должны составлять фрукты, овощи и каши. Но на самом деле правил здорового питания значительно больше, поскольку помимо того, «что именно и сколько» дети едят, важно «когда», «как», «в каком настроении» и даже «с кем».

За счёт идеальной диеты продолжительность жизни может быть увеличена максимум на 7-8 лет (это около 10% продолжительности жизни). Диета связана со здоровьем, самочувствием, настроением, дисциплиной и культурой человека. В детстве закладываются основные пищевые привычки и предпочтения. Культура питания прививается ещё с пелёнок. Дети с первых месяцев проявляют интерес к взрослой еде. Чтобы переход к такой еде был плавным, желательно, чтобы вся семья питалась правильно.

Сбалансированность питания подразумевает планирование меню на весь день (по количеству белков, жиров, углеводов, воды, клетчатки, витаминов и минералов). Есть пропорция (1:1:4), которая означает, что требуется много углеводов и примерно поровну жиров и белков. Для организма вреден как избыток, так и их недостаток. Одна калория (от лат. calor – «тепло») - это количество тепловой энергии, которое требуется для нагревания 1 грамма воды на 1 градус Цельсия. Необходимое количество килокалорий в день для детей: до 1 года 800; 1 - 3 года 1300 - 1500; 3 - 6 лет 1800 – 2000; 6 - 10 лет 2000 - 2400; 10 - 13 лет – 2900.  Эти калории должны поступать из овощных, злаковых, мясных и рыбных блюд. Причём важен баланс между полученной и потраченной энергией – то есть стабильность уровня сахара в крови.

Калории отражают энергетическую ценность, но в организме усваивается не всё, что переваривается. Важно не количество съеденной пищи, а усвоенной и количество полученной энергии (сахара в крови). Гликемический индекс показывает скорость превращения калорий в энергию по сравнению с глюкозой (индекс глюкозы 100) – существуют таблицы этого индекса для разных продуктов и соответствующая гликемическая пирамида. Сбалансированность питания находится между двух крайностей.

Никому не придёт в голову утолить суточную потребность годовалого ребёнка в калориях посредством популярного большого гамбургера. Помимо качества питательных веществ, его гликемический индекс выше 100, а индекс любого молока не выше 50 (кроме сгущённого – его индекс 80).

Другая крайность - это подробные расчёты с целью точно соблюсти известные усреднённые нормы необходимого суточного потребления белков, жиров и углеводов. Такие расчёты сами по себе потребуют немало энергии (они должны учитывать, помимо пола и возраста, состояние здоровья, режим физической активности и усталость, время приёма пищи и индивидуальные особенности – скорость обмена веществ, наследственный состав ферментов и, обязательно, эмоциональный фон). Дополнительно, калорийность и гликемический индекс продуктов зависят от способа их приготовления. И, наконец, придётся учесть, что само по себе пищеварение очень энергозатратно (до 40% полученных калорий уходит на процессы, связанные с пищеварением).

На самом же деле сбалансированность питания достигается проще: например, если в обед ребёнок ел мясо, или рыбу, то на ужин их лучше заменить овощами. Действительно важно есть с удовольствием, потому что весь процесс пищеварения и усвоения пищи зависит от настроения. Надо знать, что клетчатка способствует более равномерному усвоению углеводов. По возможности следует избегать пищевых добавок, обманывающих органы чувств, в пользу чистых продуктов (потому что состав слюны и желудочного сока зависит от вкуса, вида и запаха пищи).

Кроме того, проголодаться и потерпеть до следующего приёма пищи – это нормально и даже полезно (организма должен быть готов к пище). Поэтому следует ценить режим питания всей семьи, относиться к нему уважительно, как к семейной традиции. Рекомендуется одно меню для всей семьи (включая детей с 3 лет), но разнообразное в течение недели (здоровая еда не только полезна, но и очень разнообразна).

Помимо прочих преимуществ, когда вся семья за одним столом, проще проконтролировать осанку детей (и самим подать пример хорошей осанки), так как плохая осанка провоцирует нарушения пищеварения.

Осанка

Значение осанки особенно велико в период роста и формирования скелета – то есть именно в детстве наиболее актуально воспитание осанки. Профилактика и коррекция осанки – это одна из важнейших задач физического воспитания. Нарушения осанки наблюдаются у 90% детей 6 - 7 лет, 40 - 50% детей 8 - 10 лет и 50 - 80% студентов.

Правильная осанка формируется при следующих условиях:

1. Физическая культура ребёнка - наличие знаний, умений и навыков по поддержанию правильной осанки. Эту культуру необходимо прививать разъяснениями, напоминаниями, примером, упражнениями и положительной мотивацией. Осознанное отношение и соответствующие знания – это основа профилактики нарушений осанки.

2. Систематический педагогический контроль и самоконтроль во избежание порочных положений и неравномерных нагрузок на плечи и позвоночник. В положении сидя поясничный отдел позвоночника испытывает максимальную нагрузку. Ребёнок должен понять, как достичь правильной осанки и заботиться о ней, а воспитатели (родители и учителя) обязаны помочь ему привыкнуть держать осанку в различных положении (сидя, стоя, при ходьбе и т.д.).

Осанка зависит от положения головы, плечевого пояса, наклона таза и (в наибольшей степени) от состояния изгибов позвоночника. Опущенное положение головы рефлекторно расслабляет те мышцы туловища, которые поддерживают тело в вертикальном положении. Напротив, при поднятой вверх голове, все тело автоматически «подтягивается» - спина выпрямляется, плечи расправляются, живот поджимается — тело принимает правильную осанку.

Для самоконтроля рекомендуется 2-3 раза в день выполнять следующие упражнения:

  • В положении сидя или стоя приподнять подбородок. Затем поднять лопатки, свести их. В таком положении сделать глубокий вдох. Опустить лопатки и сделать выдох.
  • Встать к стене, чтобы не было просвета между стеной и поясницей. Втянуть живот, согнуть руки к плечам, прижать их к стене и держать около трёх минут.

3. Формирование навыка правильной осанки, что требует систематического выполнения физических упражнений, развивающих силу мышц и подвижность суставов. Лучше проводить их в игровой форме и с музыкальным сопровождением. В упражнениях важна симметричность физических нагрузок на правую и левую стороны тела (и коррекционная направленность физических упражнений при нарушениях осанки).

4. Разгрузка позвоночника в течение дня (и в перерывах между упражнениями) и упражнения на удлинение позвоночника и сохранение высоты межпозвонковых дисков. Осанка зависит от состояния позвонков и межпозвонковых дисков (которые придают подвижность). Межпозвонковые диски сжимаются при нагрузке и отдают жидкость, которую после (во время разгрузки) снова должны впитать, чтобы не утратить эластичность.

Межпозвонковые диски составляют 50% длины позвоночника новорождённых, у взрослых – примерно 25%. Позвоночник «усыхает» и к 60 годам многие люди теряют около 7 см от своего максимального роста. Из-за плохой циркуляции крови в соседних тканях и отсутствия физических упражнений хрящи и межпозвонковые диски разрушаются. Поэтому при сидячей работе (учёбе) необходимы такие упражнения, как висы и растяжки. Благодаря им рост хрящей заполняет естественные промежутки между позвонков.

Перед упражнением мышцы спины следует разогреть и расслабить. Желательно подниматься на турник и спускаться спокойно, чтобы исключить ненужные подпрыгивания и приземления. Руки на ширине плеч, обхватывают турник сверху. Упражнение можно довести до 5 минут. Потом следует полежать на спине в течение 15 минут или выполнять прочие упражнения из исходного положения лежа.

5. Профилактика и коррекция плоскостопия. В каждое занятие рекомендуется включать упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев, с захватыванием мелких предметов пальцами стоп, их перекладывание, катание палки подошвами ног. Рекомендуются прыжки через скакалку. По поводу плоскостопия важно знать, что оно практически неизлечимо после 16 лет – то есть на момент полного формирования и укрепления стопы её свод должен быть также сформирован правильно.

Заключение

Изучив задачи физического воспитания с акцентом на специфических оздоровительных задачах, можно сделать вывод: здоровый образ жизни доступен не только профессиональным спортсменам, но любому человеку. Вопрос только в осознанной заботе родителя о физическом развитии ребёнка – заботу о его здоровье лучше всего проявить ещё до его рождения.

Физическое воспитание содействует трудовому воспитанию. Трудом (пусть и в игровой форме поначалу) дети усваивают жизнь, как она устроена. Без труда (без вложений сил воспитателя, а потом и самого человека) развитие личности приобретает хаотический характер, наподобие растения, которое перестали культивировать. Также трудовое воспитание является важным элементом образования и необходимым условием воспитания умственного.

Рекомендуемая литература

  • Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком. Как?
  • У. Сирс, М. Сирс. Воспитание ребёнка от рождения до 10 лет. М. Эксмо, 2008.
  • Буре Р. С, Година Г. Н. Учите детей трудиться. М.: Просвещение, 1983.
  • Ле Бийон К. Французские дети едят всё. М.: Синдбад, 2014.
  • Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. М.: Аквариум, 1996.
  • Забалуева Т.В. Закономерности формирования осанки средствами физической культуры. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. - №4.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.