ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти

Урок 4. Социальное воспитание

Урок 4. Социальное воспитание Тема «личность и общество» актуальна не только для поэзии и психологии – она касается каждого, особенно родителя и педагога. Сегодня нас интересует социализация детей, как необходимое условие для счастливой и успешной жизни. Воспитание нужно, чтобы уметь общаться, а обществу нужны воспитанные люди. Слово «дикий» значит «невоспитанный», «лишённый культуры», «выбивающийся из строя», «невозделанный и бессмысленный». Связь воспитания и социализации отражена в законе об образовании: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося …в интересах человека, семьи, общества и государства».

Как ни странно, социализация - это одновременно аргумент и за и против садика и школы. Разберёмся, как там проходит социализация, вспомним несколько крылатых фраз и посмотрим, каких ролей и как следует избегать.

Социальные навыки

Очевидно, социализация подразумевает развитие ряда навыков. Существуют специальные тесты, позволяющие оценить уровень социальных навыков подростка. Например, методика Гольдштейна выделяет 37 основных навыков, разделенных на 5 категорий.

  • Это начальные навыки (умения вступать в контакт с другими людьми – проявить к собеседнику внимание, вступить в разговор, обсудить интересующую тему);
  • самовыражение в разговоре (умение выразить переживания, передать информацию, аргументировать и убеждать, сделать комплимент, поблагодарить, поддержать или попросить о помощи);
  • положительная обратная связь (эмпатия, умение выразить понимание, извиниться, учесть мнение, выполнить указание, указать на противоречие и предложить решение);
  • планирование предстоящих разговоров и действий (умение понять, чего вы хотите добиться и насколько это реально, умение оценить свою компетентность, признать ошибки, расставить приоритеты и сосредоточиться на главном);
  • альтернативы агрессивному поведению (умение избежать конфликта и разрушения отношений, умение вести себя в конфликтной ситуации конструктивно, в том числе релаксация и самоконтроль).

Так много социальных навыков. Развитие каждого по отдельности заслуживает специального тренинга, а весь комплекс навыков заслуживает самостоятельной дисциплины в школе и вузе – чтобы оттачивать их во взрослой жизни.

Но нам важно, что всё это множество социальных навыков (классификация не так важна) укладывается в понятие коммуникабельность, то есть открытость, общительность. Тренинги по коммуникабельности полезны, но они не потребуются взрослым, кого в детстве заботливо и внимательно учили общаться.

Есть ли жизнь вне общества

Кратчайшее определение социализации – это встраивание в общество (признание иерархии и принятой системы ценностей). По словам Аристотеля, человек по своей природе есть существо общественное - то есть вне общества он и не существует.

Так ли это? Возможна ли в принципе жизнь вне общества? Навыки общения частично теряют даже взрослые состоявшиеся люди в результате длительной изоляции.

Описано множество (сотни) достоверных случаев так называемых детей Маугли, когда дети вырастают среди диких животных вне человеческого общества – с самосознанием и многими свойствами животного. Они не поддаются воспитанию - с трудом возможна только дрессировка. Речь с трудом восстанавливается только до уровня, который был достигнут до потери контакта с людьми.

Стоит отметить, что вполне социализировавшиеся люди позволяли себе проводить подобные эксперименты над детьми «во имя науки», достигнув тех же печальных результатов – понимания, что без общения ребёнок не вырастет человеком. Социализация происходит в общении и самое первое общество – это семья.

Что же такое независимость

Современные родители хотят воспитать детей самостоятельными и независимыми. Но хороший антоним к слову «социализация» – это «изоляция»: абсолютная независимость от людей возможна только на необитаемом острове. В обществе действует взаимозависимость: самостоятельный человек должен уметь просить других о помощи и помогать другим. Как выразился известный российский IT-предприниматель Всеволод Опанасенко: «Лучше делить прибыль на двоих, чем убытки на одного». Как это воспитывается?

С рождения: когда ребенок зовет маму и она приходит - он независим, но если мама не хочет подойти, то ребенок зависим от её настроения. Ребёнок, воспитанный во внимании, становится независимым и способным к взаимопомощи. Есть разница между ребенком, который перестает звать маму, потому что становится самостоятельнее, и ребенком, который перестает звать маму, потому что она все равно не придет.

Период «у мамы на руках» играет важнейшую роль. Неожиданным может показаться, что чем дольше «ручной» период – тем самостоятельнее становится ребёнок, когда вырастает – а не наоборот, так как закладывается уверенность в себе и привычка к благополучию. По окончании этого периода необходимость постоянной маминой поддержки быстро пропадает. Общение не теряется – просто появляется самостоятельность.

Интересный пример общества индейцев Южной Америки, описанный Жан Ледлофф, показывает, что независимость, открытость и бесстрашие воспитываются без наказаний – необходимой поддержкой, личным примером и отсутствием принуждения. От рождения это непрерывный контакт с мамой и взрослые занятия (охота, земледелие, готовка) в той мере, в которой ребёнок проявляет интерес (без требований к результатам).

Отличительной чертой этих индейцев является отсутствие лишнего напряжения во всём. Они не делают скучную работу, но очень трудолюбивы и выполняют необходимую для жизни тяжёлую работу с удовольствием. У индейцев есть, чему поучиться, но идеализировать их образ жизни не стоит. В том числе и потому, что не вполне естественная городская среда подразумевает специфические институты образования и социализации – садики и школы.

Социализация в садике

В популярной психологической энциклопедии Степанова сказано, что социализация продолжается всю жизнь, но чаще о ней говорят в детстве и юности.

Потребность в общении со сверстниками у большинства детей возникает к 4-5 годам. До 3-х лет больше всего ребёнок нуждается в мамином обществе, а в 3 годика бывает кризис и чаще всего это менее удачный возраст для начала «социализации». Поэтому рекомендуют, если нет возможности пойти в садик в 4 года, пойти в возрасте от 2,5 до 3 лет.  В более раннем возрасте очень желательно на период адаптации обеспечить короткое пребывание в учреждении вместе с родителем.

Как быть с тем, что одни родители приравнивают детские садики к детским домам с волчьими законами, а другие полагают, будто социализация начинается и проходит только в садике?

Известны результаты исследований американского Национального института детского здоровья и развития человека (NICHD), что чем дольше ребёнок ежедневно находится в детском учреждении, тем больше он будет иметь проблем в поведении и общении, а также что у детей в садике повышена выработка кортизола - гормона стресса (что в принципе естественно в неестественной ситуации).

На самом деле воспитание в садике только дополняет семейное. Только так и следует воспринимать садик, потому что это неестественная среда для детей. Однако, там дети учатся общаться, а социализация в качестве образовательного направления там регулируется государственными требованиями к дошкольным образовательным программам.

Весь профессионализм педагогов направлен на развитие у детей коммуникативных компетенций - поддерживать контакты, выражать и распознавать эмоции, уважать и терпеть всех и при этом иметь высокую самооценку и пребывать в эмоциональном благополучии (звучит идеально). Естественно, что какой-то успех в этом возможен только в случае, когда родители активно сотрудничают с педагогами садика.

Опытные педагоги всегда готовы к сотрудничеству и родители всегда смогут сами у них поучиться. Следует поддерживать связь, помогать узнать педагогу особенности ребёнка и спрашивать рекомендации, на что обратить внимание дома; согласовывать требования к детям и методы воспитания.

Социализация в школе

Известны слова Уинстона Черчилля: «Школа не имеет ничего общего с образованием. Это институт контроля, где детям прививают основные навыки общежития». А, например, Марк Твен «никогда не позволял школе вмешиваться в своё образование». Но альтернатив не много. Социализация по-разному проходит дома, в частных и государственных учреждениях. Критики общеобразовательной системы приводят аргумент, что умение существовать в школьном коллективе не гарантирует никаких успехов в будущем.

Минусы государственных школ сводятся к следующим:

  1. Неизбежен в значительной степени формальный настрой педагогов: цель поставить хорошие отметки не всегда совпадает с целью дать знания. А детская любознательность, не встречая ответного энтузиазма, угасает.
  2. Избыточная монотонная нагрузка домашними заданиями и часами уроков, из-за чего помимо любознательности и индивидуальных способностей страдает детское здоровье.
  3. Усреднение в ущерб развития индивидуальных способностей, из-за чего появляются ярлыки и давление большинства (не всегда стимулирующее успеваемость и самооценку).

Многие не довольны качеством образования в обычных школах и некоторые родители обращаются в частные школы за образованием, превосходящим требования министерства образования (в Москве более двухсот таких школ). Это дорого, но сумма затрат родителей в обычной школе растёт благодаря платному питанию, репетиторам и регулярным дополнительным взносам в классный фонд.

В частной школе ребёнок скорее получит багаж необходимых знаний, с которым успешно сдаст экзамены в ВУЗ. В основном благодаря индивидуальному подходу, поиску и развитию сильных и слабых сторон. Все предметы разбираются на занятиях - и дети не перегружены домашними заданиями, – поэтому дома есть возможность заняться чем-то кроме школьной программы.

Есть также аргументы в пользу домашнего образования (оно разрешено в России, но, например, в Германии, или Франции запрещено). Но такая форма непопулярна: официально в Москве на домашнем обучении находится менее 1 процента детей школьного возраста. Основной аргумент в том, что тот же результат достигается быстрее. Социализация основана на более личных отношениях с учителями (это ценный опыт общения со взрослыми) и дозированном общении со сверстниками (это плюс).

Всё же, многие часы, проводимые со сверстниками за выполнением одной и той же программы дают большой опыт в смысле социализации (неизбежен поиск своего места в неформальных структурах). Также фактом является умственное развитие и приобретение знаний в школе. Наконец, невыполнение школьной программы в большей степени снижает шансы на достойное будущее ребёнка.

Роль ролей в социализации

Определённые роли человек обязан выполнять в обществе (муж, жена, ребёнок, ученик, сотрудник, представитель власти и т.д.) и делать это качественно. В обществе не случайно принято выделять естественные роли – так, во многих странах есть национальные мужские и женские праздники.

Например, в Японии ежегодно 5 мая украшают дома изображениями карпа (и запускают такие в небо) – рыбы, в поведении которой важно, что ради будущего она плывёт против течения – то есть преодолевает трудности. Праздник девочек отмечают 3 марта (праздник цветения персиков) – цветы символизируют нежность, доброту, красоту и счастливый брак.

Усвоение естественных ролей является неким залогом благополучия всего общества. Однако слишком часто противоестественные роли (патологических руководителей и неудачников, агрессоров и жертв, гиперответственных и разгильдяев, нерях и аккуратистов, клоунов и т.д.) навязываются в детстве.

Дело в том, что какая-то из этих ролей может из досадного ярлыка превратиться в клеймо и на всю жизнь лишить человека полноценного общения даже с самыми близкими, сделать его глубоко несчастным и передаться следующему поколению.

К деструктивным ролям относятся также инвалиды и брошенные жёны. Мамы-одиночки часто неосознанно взращивают в детях антисоциальные навыки – обидчивость и недоверие в девочках (которые торжествуют, разрушив отношения и подтвердив установку) и безответственность в мальчиках (которая также не способствует укреплению семей). Распространён опасный стереотип, что якобы воспитание детей – дело мамы, а папа отстранён (часто даже по выходным) в силу тяжёлой роли добытчика.

Ребёнок укрепляется в навязанной роли с каждым повтором неразрешённого конфликта, а они могут происходить ежедневно. Так, дети-инвалиды, воспринимаемые родителями сквозь призму своих отклонений, не только сами страдают сверх меры, но их братья и сёстры могут потерять в глазах родителей право на детство (тогда коммуникации страдают у всех).

Однако, есть счастливые примеры, из которых одним из самых ярких, пожалуй, является Ник Вуйчич, которого (без рук и ног) родители заставили воспринимать себя как абсолютно нормального и даже отдали в общую школу. У него нет проблем с социальными навыками, как и у его братьев, сестёр, жены и двоих детей.

Чудесное признание и другие принципы поддержки детей

Для укрепления детей в их естественных ролях им часто нужна поддержка. Есть анекдоты о психологах, которые предлагают поговорить в самых неподходящих ситуациях - но самым действенным способом решить большинство проблем в общении является слово – высказанная поддержка.

Нас интересует признание чувств ребёнка, который начинает вести себя неадекватно – капризничает, дерётся, что-нибудь отнимает, или не хочет разговаривать.

Дети ведут себя неадекватно из-за неуверенности. Поэтому чаще всего бывает достаточно сообщить ребёнку, что переживаемые эмоции - это нормально и что можно придумать хорошее решение – по сути, поддержать человека, попавшего в тупик от отсутствия опыта поведения – и можно ждать великодушных и мудрых решений даже от детей в 2 годика. Но для этого бывает нужно перебороть порыв «праведного» гнева.

В книге А. Фабер и Э.  Мазлиш «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно» описан ряд принципов и конкретных рекомендаций с примерами, которые позволят решить большинство проблем в общении братьев и сестёр. Все эти принципы работают и с другими детьми – и даже со взрослыми, у которых есть проблемы в общении. Вот некоторые из них:

Дети должны знать, что имеют право на эмоции и чувства – это естественно

Ребёнок может кричать «я его убью! Нельзя брать мою вещь!» - в таких случаях бывает достаточно просто подтвердить его чувства словами (например: «ты просто в ярости!»), чтобы исчезло напряжение и нашлось решение. Полезно проговорить пожелание ребёнка (например: «ты хочешь, чтобы у тебя сначала спрашивали, прежде, чем взять твои вещи») и предложить ему самому проговорить его.

Оценивая поведение, нельзя допускать сравнений – одобрительных и неодобрительных

Следует говорить только о конкретном поведении ребёнка и подсказывать решения. Например: «почему ты не можешь складывать вещи так же аккуратно, как твой брат?» - вместо этого следует указать, что именно не нравится (например, «вещь валяется на полу») и что нужно делать («нужно убрать её на её место»). Недопустимы и одобрительные сравнения, например: «ты настолько аккуратнее своего брата!»), вместо этого опишите то, что видите («вижу, ты повесил одежду в шкаф»), или то, что чувствуете («в комнате стало чисто и уютно»).

К детям нужно относиться не одинаково, но к каждому по-своему

Следует объяснять ребёнку, что любишь его не так же, как других – но по-особенному, потому что он один такой, никто его не заменит. Учитывать потребности каждого следует и когда всем достаётся угощение и когда нужно распределить время взрослого.

Никому не позволяйте навязывать ребёнку роль

  • Не позволяйте родителям: вместо слов: «ты спрятал игрушку брата? Почему ты всегда такой злой?», скажите: «твой брат хочет вернуть свою игрушку».
  • Не позволяйте самому ребёнку: например, на слова «Я знаю, что я злой» ответить «ты умеешь быть добрым». Не позволяйте другим детям: на слова «Он – злой! Он не даёт мне игрушку!» ответить: «Попробуй попросить по-другому и удивишься, какой он на самом деле щедрый!». Если дети проявляют агрессию, уделите внимание пострадавшему, не нападая на обидчика: «Тебе, наверное, больно. Дай я поглажу. Он должен научиться выражаться словами».

Детям необходимо, чтобы их недопустимое поведение тормозилось извне

Мы вмешиваемся не для того, чтобы разрешить конфликт или вынести своё суждение - мы открываем заблокированные каналы общения, чтобы в будущем дети могли спокойно общаться между собой. Драки:

  • Первый уровень (вмешательство не требуется) – не обращать внимание. Детям нужно учиться самостоятельно разрешать конфликты.
  • Второй уровень (ситуация накаляется, вмешательство взрослых может быть полезно) – 1) подтвердить право на эмоции («похоже, вы злитесь друг на друга!»), 2) сформулировать точку зрения каждого («значит, ты хочешь играть со щенком, потому, что он у тебя на коленях; а ты считаешь, что сейчас твоя очередь»), 3) описать проблему с уважением («это сложная ситуация: двое детей и только один щенок»), 4) выразить уверенность, что дети способны найти решение самостоятельно («я уверена, что вы сможете найти справедливое решение, которое устроило бы вас обоих..и щенка, конечно»), 5) удалиться.
  • Третий уровень (ситуация становится опасной) – 1) выяснить - это игра, или настоящая драка (играть можно, драться запрещено), 2) объяснить, что играть можно только добровольно (и прекратить игру, если это забава не для обоих), 3) уважать чувства детей («Может быть, вы и играете, но, на мой взгляд, слишком жестко. Найдите другое занятие»).
  • Четвёртый уровень (ситуация явно опасная, вмешательство взрослых необходимо) – 1) опишите, что видите («я вижу двух обозлённых мальчишек, которые собираются побить друг друга»), 2) разделите детей («вам нельзя быть вместе, всем нужно успокоиться»).

Принципы безопасности

Воспитывая отзывчивого и неравнодушного человека, конечно же, нельзя забывать о безопасности. В психологии есть понятие виктимности – когда жертва в некоторой степени провоцирует над собой насилие. Элемент вседозволенности, «нарушения границ» в массовой культуре провоцирует виктимность. Это отдельная тема (например, эстетика черепов и коротких юбок в старшем школьном возрасте отнюдь небезобидна), но смысл в том, что воспитатели должны понимать, чем живёт каждый ребёнок.

В основе безопасности в старшем возрасте лежит принцип обозначения границ  допустимого поведения. Криминалистика утверждает, что  большинство насильственных действий сексуального характера совершается знакомыми людьми, причём половина изнасилований происходит на вечеринках (в том числе и дома у жертвы).

В младшем возрасте детям свойственно верить взрослым и не ждать от них никакого зла, поэтому надо специально приучать их к простым мерам предосторожности – не разговаривать с незнакомцами и, тем более, не слушаться их, а также выучить слово «нет». Для этого можно, учитывая впечатлительность, рассказать о трагических историях, случившихся по неумению вести себя с незнакомцами.

Заключение

Вплоть до старшего школьного возраста главной школой общения остаётся семья. Если бы конструктивные социальные нормы и общепринятые ценности передавались только в детских образовательных учреждениях, то детдомовские дети должны быть самыми социализированными и воспитанными носителями этих норм. Однако, в подавляющем большинстве они несчастны и даже склонны к антисоциальному и суицидальному поведению.

Усвоенные нормы человек привносит в своё окружение в дальнейшем. Есть роли, которые надо учиться выполнять качественно и есть роли, разрушающие общество и заставляющие личность страдать. Навязанные в детстве роли (в том числе роли инвалида, брошенного, или неудачника) программируют негативные установки и делают уже взрослого человека несчастным заложником некой безвыходной модели поведения.

Напротив, открытость, чуткость и неравнодушие являются необходимым условием для полноценного общения, подлинно счастливой жизни и, как будет показано в дальнейшем, для выживания в экстремальных условиях, когда рушатся принятые моральные нормы и система формальных отношений. Следующий урок посвящён нравственному и духовному аспектам воспитания.

Рекомендуемая литература

  • А. Фабер, Э. Мазлиш. Братья и сёстры. Как помочь вашим детям жить дружно. - М.: Эксмо. 2014.
  • У. Сирс. Воспитание ребёнка от рождения до 10 лет. – М.: Эксмо. 2012.
  • Ник Вуйчич. Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни. – М.: Эксмо. 2012.
  • Людмила Петрановская. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – М.: АСТ. 2015.
  • Карлос Гонсалес. Целуйте меня! Как воспитывать детей с любовью. – М: Издательство «Ресурс». 2013.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.