ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти

Урок 1. С чего начинать изучение иностранного языка?

Урок 1. С чего начинать изучение иностранного языка? К изучению иностранных языков, как и к любому другому важному и ответственному процессу, следует подходить максимально серьёзно. А это значит, что первым делом необходимо подготовиться. Но вопрос подготовки здесь не следует понимать как тривиальное приготовление учебных материалов, рабочего места и всевозможных тетрадок-ручек-карандашей. Процесс подготовки будет включать в себя гораздо более сложные, но вместе с тем, интересные вещи. Говоря более предметно, можно сказать, что вашу подготовительную работу будут составлять следующие элементы:

Почему мы перечислили столько составляющих? Да по той простой причине, что если вы будете ещё до начала своего самостоятельного обучения иностранного языка иметь ясное представление о том, что для вас наиболее интересно в процессе работы, чего вы желаете достичь, что вас мотивирует и способствует раскрытию вашего потенциала, а также если вы будете уметь концентрироваться на процессе получения знаний, а сами занятия и упражнения станут для вас привычкой, то и результат всей вашей работы будет поистине впечатляющим. К тому же, вы сможете гораздо легче преодолеть напряжённость и стрессовое воздействие, оказываемое знакомством с незнакомыми иностранными словами и грамматическими конструкциями.

Итак, давайте рассмотрим все вышеперечисленные составляющие подготовки к изучению иностранного языка по порядку.

Постановка цели

В первую очередь, вы должны определиться с тем, какой язык вы будете изучать, и с тем, для чего вы будете это делать. С первым вопросом можно разобраться довольно просто. Ну, к примеру, вам просто нравится английский язык, и вы хотите понимать речь американцев и англичан, да и вообще английский язык официально является международным. Так почему бы его не изучить? Или вы планируете в будущем отправиться куда-нибудь в Европу, например, в Германию или во Францию. Соответственно, и выучить или хотя бы овладеть основами немецкого или французского языка будет очень и очень кстати.

Что же касается второго вопроса, то здесь ситуация пусть и не намного, но всё же сложнее: иностранный язык может понадобиться, если вы отправляетесь в туристическую поездку, если вы собираетесь переехать на ПМЖ в другую страну, если ваша работа связана или будет связана с международными командировками и если, в конце концов, вы являетесь полиглотом, и хотите знать как можно больше языков.

Любая из причин, по которым вы хотите изучать язык или языки, подразумевает и свой результат, и свою систему действий. Иначе говоря, вам нужно определиться с целью – овладеть основами нового языка, научиться разговорному, деловому или профессиональному общению, изучить язык во всех подробностях и т.д. В дальнейшем от этого будут зависеть те шаги, которые вы начнёте совершать на пути к достижению своей цели.

Особенно важно ещё и то, что ваша основная цель должна быть разбита на несколько более мелких, т.к. любой серьёзный план осуществляется поэтапно. Более мелкие – промежуточные цели также разбиваются на несколько этапов, состоящих из конкретных шагов.

Простой пример: вы поставили перед собой цель овладеть базой испанского языка за 6 месяцев. Полгода составляют приблизительно 25 недель. Вот и разбейте сначала эти 25 недель на 5 периодов по 5 недель, а после всю базу испанского языка, которую вы хотите освоить, разделите на 5 самостоятельных этапов. Затем и эти 5 этапов разбейте на отдельные шаги, которые вы будете совершать ежедневно. Получится, что на каждый день у вас будет иметься определённая задача. Ежедневное выполнение плана приведёт к выполнению недельного, а выполнение недельного приведёт к выполнению полугодового.

В качестве дополнительного материала, который может пригодиться вам durante sus estudios (попались?!), вы можете использовать несколько специализированных материалов нашего ресурса – это материалы по формированию навыка постановки целей и освоению навыка планирования.

Идём дальше.

Понимание своих собственных интересов

Следующее, что вы должны сделать – это понять, что является для вас наиболее интересным в плане обучения. Одному может нравиться слушать музыку или аудиозаписи (лекции, семинары, тренинги, уроки), другому доставляет наибольшее удовольствие просмотр видеоматериалов, таких как кинофильмы, видеоуроки или даже мультфильмы, третий предпочитает читать книги, журналы, новости в Интернете и т.п. Осознание того, какой метод обучения будет более всего вам интересен, способно многократно повысить эффективность занятий, а они, в свою очередь, принесут вам максимальный результат, доставят удовольствие и массу положительных эмоций, что крайне важно для обучения абсолютно по любому предмету.

Чтобы лучше понять, что вам интересно, вы можете просто написать список того, что вам нравится, перечислив любимые способы времяпрепровождения, а затем расставив приоритеты. Собственно, чему вы присудите наибольший балл, то и следует использовать для своих занятий.

Инструментов же, исходя из индивидуальных предпочтений, можно отыскать массу. Да и ходить далеко для этого вовсе не нужно – если у вас дома есть компьютер, вы можете просто зайти в Интернет, набрать в поисковике интересующий запрос и ознакомиться с результатами – всевозможными специализированными ресурсами, на страницах которых имеются материалы для просмотра, прослушивания и чтения. Кроме этого можно пройтись по книжным магазинам в поисках нужных источников информации. На их прилавках тоже немало CD и DVD, а также обучающих книг по иностранным языкам.

Таким образом, проявив немного инициативы и креативности, вы снабдите самих себя именно теми инструментами для обучения, которые подойдут именно вам, а также сослужат хорошую службу. Настоятельно рекомендуем вам не упускать из виду этот момент, т.к. от него действительно зависит многое. А уже после того, как вы определились со своими интересами, можно переходить к вопросам самомотивации и самоактуализации.

Самомотивация

С точки зрения психологии мотивация является побуждением к действию, динамическим процессом, направляющим поведение человека. Если говорить касаемо нашего тренинга, то это ещё и формирование отношения к процессу изучения иностранного языка, а также к самому языку.

Если у вас не будет мотивации, вы просто ничего не станете делать, но если она есть, то ничто вас не остановит в достижении желаемого: если человек хочет сбросить вес, он начинает бегать и ходить в спортзал, если устал от того, что его обижают, начинает заниматься боксом, если хочет больше зарабатывать, меняет работу или открывает собственный бизнес. Точно так же и здесь – хотите общаться с иностранцами в своём городе, мечтаете приехать куда-нибудь на Кубу или Мексику и свободно общаться с местными, желаете смотреть зарубежные фильмы без перевода, фантазируете на тему того, как поражаете своих знакомых глубокими познаниями en français, English или i svenska – будете заниматься.

Однако мотивация – штука непростая и хитрая. Иногда она может овладевать вами до мозга костей, заставляя просыпаться в пять утра и заучивать или повторять новые слова, а иногда её может не быть вообще, и вы брезгливо откинете от себя любимый сборник заданий. Именно в этом случае необходимо знать не только о том, что такое мотивация, но и о том, что такое самомотивация, и уметь мотивировать себя самостоятельно, ведь и обучаетесь вы точно так же – без учителя, наставника, репетитора или кого-то ещё, кто может погрозить пальчиком и сказать «Айяйяй!».

Самомотивация включается в себя немалое количество всевозможных способов, посредством которых вы можете воздействовать на себя таким образом, чтобы всегда иметь стимул к обучению, заряд бодрости и энергии, положительный настрой и желание двигаться вперёд.

Для начала отметим то, что ваши занятия должны проходить в соответствующей обстановке, способствующей именно занятиям, а не праздному времяпрепровождению. Во-вторых, если уж вы поставили перед собой задачу выучить иностранный язык, то должны всегда помнить о том, для чего вы это делаете, и исключить любые отвлекающие факторы, как-то: звонки друзьям, компьютерные игры, просиживание в социальных сетях, кричащие за спиной дети и т.п.

Ещё вы можете повысить свою мотивацию, если каждый день или каждую неделю будете как-то вознаграждать самого себя за учёбу, например, походом в кино или вечером, проведённым с друзьями. Сюда же можно отнести и использование мотивирующих материалов, и выполнение разносторонней деятельности и много чего ещё. Так что в дополнение к этой информации предлагаем вам познакомиться с рекомендациями по самомотивации, десятью способами самомотивации и вот этим интересным материалом.

Самоактуализация

О самоактуализации мы бы хотели сказать только то, что этот термин означает стремление человека максимально выявить и развить свои личные возможности. Кстати, нередко самоактуализация является основным мотивирующим фактором для человека, т.к. только посредством неё, согласно мнению многих психологов, человек получает возможность самореализоваться, обрести смысл жизни и стать той личностью, которой действительно хочет быть.

Работа со вниманием и концентрацией

Внимание и концентрация являются краеугольным камнем в процессе изучения любой науки или дисциплины. Внимание представляет собой избирательную направленность восприятия человека на какой-либо объект, а концентрация – это сужение объёма этого самого внимания и поддержание его на необходимом на данный момент уровне.

То, насколько человек способен концентрироваться во время выполнения того или иного действия, оказывает прямое воздействие на то, насколько эффективно данное действие выполняется и какой приносит результат. Вы и сами прекрасно знаете, что если человек рассеян и не собран во время обучения и постоянно на что-то отвлекается, то учебный материал усваивается очень плохо и практически ничего не запоминается. И напротив, если учащийся собран и сосредоточен на занятии, то всё, что он узнаёт, откладывается в его сознании и не просто воспринимается, а осознаётся им. И в дальнейшем полученная информация будет полезна и при последующем обучении и в практической деятельности.

Но работать над своим вниманием и концентрацией нужно уметь, иначе будут иметь место такие явления как неспособность сосредоточиться, систематические ошибки, неспособность запоминать и усваивать изученный материал, повышенный уровень отвлекаемости, неспособность доводить начатое до завершения и даже отрицательное отношение к самому процессу обучения. Очевидно, что всего этого стоит избегать. Но важнее всего то, что стать более внимательным и развить свою способность к концентрации можно научиться – для этого можно использовать специальные игры и упражнения. Поэтому рекомендуем вам посвятить немного времени изучению наших материалов на тему концентрации и внимания (найти их можно здесь и здесь).

И последнее, о чём мы поговорим – это привычка.

Формирование привычки

Для начала давайте вспомним: привычка является сформировавшимся способом поведения, реализация которого в конкретной ситуации становится для человека потребностью, побуждающей совершать те или иные действия.

Как известно, привычки могут быть как хорошими (полезными, продуктивными), так и плохими (вредными, непродуктивными). В той или иной степени оба вида привычек имеются у каждого человека. «Но что делать – C’est la vie», скажите вы. Да, бесспорно, образ жизни, окружение, воспитание, культура – на формирование привычек воздействуют эти и множество других факторов. Но человек на то и является человеком, чтобы уметь воздействовать на себя самого. Однако давайте не будем уходить от темы.

При изучении иностранного языка или чего-либо вообще можно идти двумя путями: заниматься из-под палки, как говорится, или же заниматься систематически, регулярно, прилежно. И тот и другой путь – это производные привычки, т.е. если вы привыкли делать всё, как бог на душу положит, то и здесь велика вероятность, что всё будет точно так же, если же вы привыкли во всём соблюдать порядок, быть ответственным и исполнительным перед другими и самим собой, то и в обучении вы будете вести себя соответствующе. И хорошо, если привычка учиться и относиться к этому серьёзно у вас есть. Но что делать, если учиться хочется, но «не можется»? Ответ один – формировать новую привычку.

Доподлинно известно, что привычка формируется в течение 21 дня. Это, естественно, не означает, что по прошествии трёх недель вы не будете испытывать затруднений, но положительный результат будет однозначно. Вы должны привить себе привычку заниматься – хотя бы час, но ежедневно, продуктивно, не отвлекаясь, вопреки другим хотениям и стремлениям. Для этого можно использовать всевозможные напоминалки, будильники, мотиваторы, поощрения, наказания и т.д. Всего три недели систематических занятий и вы заметите, как старые привычки понемногу начинают отходить на второй план, уступая местно новым – нужным и полезным. К таковым можно отнести привычку заучивать несколько десятков слов в день, изучать особенности наиболее непонятных слов, смотреть фильмы и читать книги на иностранном языке, выполнять упражнения и даже общаться, в общем, делать всё, что связано с иностранными языками.

Но тему привычек и самой подготовки к изучению языков можно продолжать до бесконечности, каждый раз находя всё новые интересные факты и зацепки. Однако делать этого мы не станем (хотя сюда всё же порекомендуем заглянуть), а только заключим, что если перед началом своих занятий вы учтёте хотя бы половину того, о чём мы поговорили (лучше, конечно, всё), изучать любой выбранный вами язык будет намного проще и интереснее, а результаты, которых вы добьётесь, поразят вас самих.

И последнее: за основу в своём самостоятельном обучении мы рекомендуем вам взять метод изучения языков Китайгородской, являющийся очень эффективным. Он позволит вам уже в течение нескольких месяцев добиться существенных успехов в изучении иностранного языка. Во всех подробностях вы можете узнать о методе Китайгородской из этой статьи.

На этом мы подводим итог первому теоретическому уроку, а во втором перейдём уже к практической работе – мы рассмотрим методы и приёмы запоминания иностранных слов.

GO SECOND LESSON

Авторы: Кирилл Ногалес, Екатерина Матвеева, Евгений Буянов.