ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти

Урок 2. Лексика языка: запоминание иностранных слов

Урок 2. Лексика языка: запоминание иностранных словКак мы и пообещали вам в первом уроке нашего курса по изучению иностранных языков, в этом уроке мы переходим уже непосредственно к практическим действиям. Сегодня мы с вами будем разбираться с иностранной лексикой, а именно: поговорим о том, какие существуют способы запоминания иностранных слов.

Материал сегодняшнего урока мы разбили на три части. Из первой части вы узнаете о том, какие слова необходимо запоминать в первую очередь. Во второй части вы познакомитесь со специальными техниками, предназначенными для запоминания. А третья часть посвящена эффективной технике повторения.

Учитывая то, что объём наших уроков ограничен, без лишних вступлений приступим сразу к делу.

Какие слова нужно запоминать в первую очередь?

Запомните, что в первую очередь изучению подлежат те слова, которые будут употребляться вами чаще всего. Как правило, это примерно от двух до трёх сотен слов, из которых составляются фразы и предложения. К ним относятся существительные, прилагательные, глаголы и местоимения. Изучать эти слова лучше всего сразу в необходимой к употреблению форме. Но примеров самых употребляемых слов мы ещё коснёмся, а пока скажем на тему того, какой толк может быть вообще от минимального словарного запаса.

Проиллюстрируем это на примере итальянского футболиста и футбольного тренера Фабио Капелло. Этот человек был тренером сборной Англии, и занимал данную должность целых 3,5 года. Как вы понимаете, чтобы тренировать футболистов и объяснять все премудрости игры, тактики и стратегии, необходимо, на первый взгляд, в идеале знать английский язык. Однако Капелло превосходно выполнял свои функции, зная английский лишь на поверхностном уровне.

Что же говорят специалисты по этому поводу?

Например, Эрик Гуннемарк (полиглот из Швеции) утверждает, что для бытового общения достаточно знать всего несколько сотен необходимых слов. Он также говорит, что примерно 40 верно подобранных часто употребляемых слов способны покрыть 50%, 200 слов – примерно 80%, 300 слов – 85%, 800-1000 слов – примерно 85% словоупотреблений в повседневных разговорах на любом языке.

Говоря более просто, если вы хотите просто общаться на иностранном языке, то трёх сотен слов для этого будет достаточно. Их хватит, чтобы побеседовать при знакомстве и в ресторане, потолковать на тему настроения и самочувствия, узнать адрес или дорогу, купить билет и т.д. Но наиболее важным является то, что эти слова сделают возможным изучение иностранного языка по мере чтения книг и новостей, просмотра фильмов и видеоклипов, присутствия при общении других людей и т.п., т.е. в каком-либо контексте.

Кроме того, в том, что для общения достаточного минимума слов, вас может уверить и автор самого знаменитого искусственного языка Токипона – Соня Ланг. Разработанный ей язык состоит всего из 120 слов, но даже этого хватает для общения, перевода песен, комиксов, рассказов и стихотворений. Но, естественно, этим минимум ограничиваться не стоит.

И что мы получаем в итоге?

Возьмём для примера тот же английский. Выучив триста слов, вы сможете свободно общаться на повседневные темы. Выучив тысячу слов, сможете читать статьи Википедии на упрощённом английском языке. Выучив полторы тысячи слов, будете понимать, о чём идёт речь в американских новостях.

Но сколько же слов всё-таки нужно учить?

Зависит это от того, как мы уже говорили в первом уроке, каковы ваши цели. Чем серьёзнее ваша цель по изучению иностранного языка, тем и больше слов нужно учить. Всё просто.

Другой актуальный вопрос – как понять, какие слова являются наиболее часто употребляемыми?

Чтобы найти слова, которые нужно выучить, вы можете использовать специальные частотные словари, содержащиеся на разных ресурсах, например, на сайте «LinguaLeo».Также вы можете найти частотные слова в Интернете по запросам «Топ-300», «Топ-500» или «Топ-1000» английских, испанских, турецких слов и т.д. Если же язык, который вы намерены изучить, является менее популярным, вы можете столкнуться с тем, что сборников частотных слов просто нет. В такой ситуации можно придумать свой собственный словарик, включив в него те слова, которые вы употребляете чаще всего, а затем просто отыскать их перевод и записать в блокнот или учебную тетрадь.

Теперь же мы приведём примеры частотных слов некоторых языков, чтобы вы имели представление о том, с чем вам предстоит работать.

Частотные слова некоторых языков

Возьмём для работы английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки.

ЯЗЫК СЛОВА ПЕРЕВОД
Английский язык (English) Be

 

And

Have

I

You

On

With

Do

This

But

From

Or

We

Can

What?

Быть

 

И

Иметь

Я

Ты, Вы

На

С

Делать

Это, этот

Но, кроме

Из

Или

Мы

Уметь

Что?

Немецкий язык (Deutsche) Sein

 

Und

Haben

Ich

Sie

Auf

Mit

Machen

Das

Aber

Von

Oder

Wir

Können

Dass?

Быть

 

И

Иметь

Я

Ты, Вы

На

С

Делать

Это

Но

Из

Или

Мы

Уметь

Что?

Французский язык (Français) Etre

 

Et

Avoir

Je

Vous, vous

En

Avec

Faire

Cette

Mais

A partir de

Ou

Nous

Pouvoir

Que?

Быть

 

И

Иметь

Я

Ты, Вы

На

С

Делать

Это

Но

Из

Или

Мы

Уметь

Что?

Испанский язык (Español) Ser

 

Y

Tener

Yo

Usted

En

C

Hacer

Este

Pero

Esde

O

Nosotros

Poder

Que?

Быть

 

И

Иметь

Я

Ты, Вы

На

С

Делать

Это

Но

Из

Или

Мы

Уметь

Что?

Итальянский язык (Italiano) Essere

 

E

Avere

Io

Voi

In

Con

Fare

Questo

Ma

Da

O

Noi

Essero grado di

Che cosa?

Быть

 

И

Иметь

Я

Ты, Вы

На

С

Делать

Это

Но

Из

Или

Мы

Уметь

Что?

 

Естественно, это лишь самые элементарные примеры, но понимание, надеемся, у вас сформировалось.

После того как выучите отдельные слова, можете немного усложнить задачу – приступить к заучиванию и произношению действий в первом лице.

Если учите английский, то начните с:

  • I can
  • I do
  • I will
  • I am
  • I speak

На следующем этапе добавьте к этому дополнения и обстоятельства места, времени и действия:

  • I it
  • I today
  • I today lesson
  • I today lesson

Затем возьмите глаголы, например: listen, write, go, want, believe и т.д. и поставьте их в первом лице.

Если учите немецкий, то начните с:

  • Ich kann
  • Ich mache
  • Ich werde
  • Ich bin
  • Ich spreche

На следующем этапе добавьте к этому дополнения и обстоятельства места, времени и действия:

  • Ich kann es machen
  • Ich kann es heute machen
  • Ich kann es heute nachdem meine Lektion machen
  • Ich kann es mit dir nachdem meine Lektion heute machen

 

Затем возьмите глаголы, например: hören, schreiben, gehen, wollen, glauben и т.д. и поставьте их в первом лице.

 

Если учите французский, то начните с:

 

  • Je peux
  • Je fais
  • Je ferai
  • Je suis
  • Je parle

На следующем этапе добавьте к этому дополнения и обстоятельства места, времени и действия:

  • Je peux écouter
  • Je peux l’écouter maintenant
  • Aujourd’hui après mes cours je peux l’écouter
  • Aujourd’hui après mes cours je peux l’écouter avec vous

Затем возьмите глаголы, например: écouter, écrire, aller, vouloir, croire и т.д. и поставьте их в первом лице.

Если учите испанский, то начните с:

  • Yo puedo
  • Yo hago
  • Yo sarè
  • Yo soy
  • Yo hablo

На следующем этапе добавьте к этому дополнения и обстоятельства места, времени и действия:

  • Yo puedo escuchar
  • Yo puedo escucharla hoy
  • Hoy después de mis clases yo puedo escucharla
  • Hoy después de mis clases yo puedo escucharla contigo

Затем возьмите глаголы, например: escuchar, escribir, ir, querer, creer и т.д. и поставьте их в первом лице.

Если учите итальянский, то начните с:

  • Io posso
  • Io faccio
  • Io sarò
  • Io sono
  • Yo parlo

На следующем этапе добавьте к этому дополнения и обстоятельства места, времени и действия:

  • Io posso ascoltare
  • Io posso ascoltarla oggi
  • Oggi dopo il lavoro io posso ascotlarla
  • Oggi dopo il lavoro io posso ascoltarla con te

Затем возьмите глаголы, например: ascoltare, scrivere, andare, volere, credere и т.д. и поставьте их в первом лице.

Поиску частотных слов можно уделить несколько часов или даже целый день, таким образом сформировав лексическую базу, которую предстоит освоить. Но это только начало, ведь теперь всё это нужно учить. И как раз на заучивание слов уходит больше всего времени. На этот процесс влияет и способность запоминать, и способность к концентрации и другие факторы (кстати, если вам интересно улучшить свою память, вы можете пройти наш тренинг по развитию памяти). Однако не будем привязываться к способности запоминать, ведь у каждого память развита индивидуально, а поговорим о специальных техниках запоминания иностранных слов, подходящих всем.

Техники запоминания иностранных слов

Как мы уже уяснили, успех в изучении любого языка зиждется на обширном словарном запасе, позволяющем эффективно взаимодействовать с другими людьми и выражать свои мысли. Но запоминание огромного массива новых слов зачастую становится серьёзной проблемой для изучающих иностранные языки. Всё же любая проблема имеет своё решение, и представленная ниже информация позволит вам заучивать слова быстро, легко и с удовольствием.

Давайте рассмотрим самые популярные способы изучения иностранных слов. Таковыми являются:

  • Использование стикеров
  • Использование карточек
  • Чтение
  • Составление рассказов
  • Использование скороговорок, поговорок, пословиц и рифмованных стихотворений
  • Использование песен
  • Обратный метод
  • Аудиолингвистический метод
  • Синонимический ряд
  • Мнемотехники

Теперь более подробно о каждом из них.

Использование стикеров

Стикеры – это наклейки, которые продаются в любом канцелярском магазине. Суть их применения сводится к тому, что на них пишутся разные слова, а сами они приклеиваются на всё, что обычно находится в радиусе вашего внимания. Это может быть компьютер, книжная полка, шкаф, холодильник и т.д. Слова, которые вы напишите на этих наклейках, будут откладываться у вас в памяти всегда, когда на них будет попадать ваш взгляд, т.е. никаких существенных усилий вам прилагать не придётся. Но существенным минусом использования стикеров является ограниченность объёма слов, да и для записи фраз и выражений они не очень подходят.

Использование карточек

Карточки – ещё одно популярное средство, помогающее запоминать слова. Смысл метода состоит в том, что вы берёте несколько листов картона, разрезаете их на маленькие карточки и на каждой из них пишите интересующие вас слова вместе с переводом (можно даже с транскрипцией). Основное преимущество такого метода состоит в том, что карточки можно носить с собой и использовать где угодно. К тому же слова можно разделить по тематикам. Но и минус здесь есть – не каждому человеку, да и не всегда удобно носить карточки с собой.

Чтение

Чтение иноязычной литературы – это не только способ узнавать новые слова, фразы и выражения, но и запоминать их. Метод, как вы и сами понимаете, не отличается чем-то хитрым – вы просто берёте и читаете интересную для вас книгу, газету или журнал на нужном вам языке. Но здесь придётся использовать словарь, а в дополнение к нему тетрадь и ручку.

Составление рассказов

Составление рассказа в наибольшей степени подходит тогда, когда требуется заучить немного слов, которые никак между собой не связаны. Изначально вы пишите небольшой рассказ на своём родном языке, а затем переводите его на иностранный, после чего заучиваете. Поначалу можно использовать совсем простые фразы, постепенно усложняя свои рассказы и делая их как можно интереснее.

Использование скороговорок, поговорок, пословиц и рифмованных стихотворений

Скороговорки, поговорки, пословицы и рифмованные стихотворения позволяют одновременно запоминать слова и выражения, правильно их произносить, а также становиться несколько ближе к культуре той страны, язык которой изучается.

Попробуйте сами заучить такую штуку:

To sit solemn silence a dull, dark dock,

In a pestilential prison, a life-long lock,

Awaiting sensation a short, sharp shock,

From a cheap chippy chopper a big black block!

To sit solemn silence a dull, dark dock,

In a pestilential prison, a life-long lock,

Awaiting sensation a short, sharp shock,

From a cheap chippy chopper a big black block!

A dull, dark dock, a life-long lock,

A short, sharp shock, a big black block!

To sit solemn silence a pestilential prison,

And awaiting sensation

From a cheap chippy chopper a big black block!

Согласитесь, стихотворение неплохо характеризует вышесказанное?

Эффективность метода состоит ещё и в том, что повторяя старые слова и выражения и заучивая новые, вы будете расширять и свой словарный запас.

Использование песен

Любые песни являются просто прекрасной возможностью заучивания новой лексики и речевых оборотов не только в интересной, но ещё и в очень занимательной форме. Просто найдите или запишите текст любого исполнителя или группы, и подпевайте им. Вы и сами не заметите, как уже на следующий день будете помнить практически всю песню. Кстати, искать песни можно сразу с переводом, что значительно увеличивает эффективность изучения языка.

Обратный метод

Обратный метод представляет собой ещё один эффективный путь к запоминанию иностранных слов, а также их звучания и произношения. Схема работы крайне проста: возьмите лист бумаги и ручку и начинайте писать слово, которое заучиваете, наоборот.

Выглядеть это будет следующим образом:

…n

…on

…ion

…tion

…ition

…dition

…udition

Audition

Ко всему прочему, работает зрительная, двигательная и словесно-логическая память, что также значительно улучшает результаты запоминания.

Аудиолингвистический метод

 

Представленный метод будет более всего полезен тем, у кого хорошо развита слуховая память, т.к. он подразумевает прослушивание аудиофайлов и просмотр зарубежных кинофильмов на оригинальном языке. Метод хорош тем, что, во-первых, вы запоминаете новые слова, а во-вторых, слышите, как они произносятся самими носителями языка, что является очень важным при постановке правильного и грамотного произношения.

Синонимический ряд

Концепция метода синонимичного ряда построена на том, что вы вписываете в свою учебную тетрадь синонимы каких-либо слов, как только узнаёте о них. Способ особенно хорош для прилагательных и глаголов. Чем больше синонимов вы будете знать, тем легче вам будет выражать то, что вы думаете или чувствуете на том языке, который учите. К тому же у вас автоматически отпадёт необходимость в напряжённом поиске слов уже в процессе общения с кем-либо. Самих же синонимов можно отыскать немалое количество, в чём вы можете сами убедиться, взглянув на картинку выше. Но есть и определённый минус у такого способа запоминания – на первоначальном этапе могут потеряться чёткие смысловые различия меду словами-синонимами, что может создать некоторую путаницу.

Мнемотехники

О мнемотехниках мы поговорим более подробно, т.к. на сегодняшний день они являются одним из самых популярных и востребованных методов запоминания информации абсолютно в любой области. Собственно, и иностранные языки посредством мнемотехник учить гораздо легче, чем просто заучивать слова, выражения и фразы.

Для начала отметим, что вообще мнемотехника представляет собой комплекс особых способов и приёмов, которые облегчают процесс запоминания необходимой информации и расширяют объём памяти посредством создания ассоциативных связей.

Основной задачей мнемотехники является формирование образов, которые соединяются в воображении человека любыми возможными способами. Специалисты, как правило, рекомендуют, чтобы создаваемые образы были крупными, детальными и обязательно цветными.

Давайте приведём пример:

Вам нужно запомнить английское слово «foot», что переводится как «стопа», «ступня», «нога». Какую ассоциацию можно придумать?

Наверняка вы не раз слышали о снежном человеке, одним из названий которого является «бигфут», от того, что он оставляет большие следы, а значит, имеет большие ноги. Вот и когда вам нужно вспомнить, как в английском языке называется нога, сразу же вспоминайте снежного человека.

Ещё один пример:

Вам нужно запомнить английское слово «puddle», переводящееся как «лужа».

Создайте для себя фонетическую ассоциацию, возникающую при его произношении: слово произносится как «падл», что очень похоже на русское «падал». Затем представьте как вы сами или кто-то падал в лужу. Так, когда вам требуется вспомнить название лужи в английском языке, картинка с падением кого-то в лужу сама всплывёт в сознании, и вы вспомните, что «лужа» – это «падл».

Помимо этого вы можете создавать ассоциации уже сразу на иностранном языке. К примеру, слово «wolf» (волк) может ассоциироваться со словом «grey» (серый), а слово «skyscraper» (небоскрёб) – со словом «elevator» (лифт). Специально для вас мы подобрали ряд таких ассоциаций, чтобы вы могли взять их на заметку или даже сразу заучить.

Примеры некоторых ассоциаций в иностранных языках

Возьмём те же языки, что и раньше: английский, немецкий, французский, испанский и итальянский.

 

English

 

 

Deutsche Français

 

 

Español

 

 

Italiano

 

 

garden — herb

 

furniture — leg

feeling — smile

grey — wolf

journey — ocean

film — laugh

salt — water

cutlery — cup

spring — blossom

astonishment — tears

dawn — ray

google — search

doodle — pen

fight — victory

palace — crown

sky — shadow

skyscraper — elevator

garten — kräuter

 

möbel — bein

gefühl — lächeln

wolf — grau

reise — ozean

film — lachen

salz — wasser

besteck — becher

frühjahr — blüte

erstaunen — tränen

morgendämmerung -strahl

google — suchen

malen — sstift

kampf — gewinnen

palast — krone

himmel — schatten

wolkenkratzer — aufzug

jardin — herbe

 

meubles — pied

sentiment -sourire

loup — gris

voyage — océan

films — rire

l’eau — sel

table — coupe

printemps — fleur

étonnement — des larmes

aube — ray

google — recherche

peinture — stylo

combattre — victoire

palais — couronne

ciel — l’ombre

gratte-ciel — ascenseur

jardín — hierba

 

muebles — pierna

sentimiento — sonrisa

lobo — gris

viaje — océano

película — risa

agua — sal

mesa — taza

primavera — flor

asombro — lágrimas

amanecer — raiz

googlear — búsqueda

dibujar — pluma

luchar — victoria

Palacio — corona

cielo — sombra

rascacielos — ascensor

 

giardino — erba

 

mobili — gamba

sensazione — Sorriso

lupo — grigio

viaggio — Oceano

Film — risate

acqua — sale

tavolo — tazza

primavera — Fiore

stupore — lacrime

alba — radice

googleare — ricerca

dipingere — penna

combattere — la vittoria

palazzo — corona

cielo — ombra

grattacielo — ascensore

 

Кстати, отличным подспорьем к мнемотехникам может стать одно занимательное упражнение, в котором нужно придумать ассоциацию для двух слов. Найти упражнение вы можете на нашем сайте вот по этой ссылке.

И ещё пара советов:

  • Чтобы вам было легче запоминать предметы/объекты, вы можете использовать в своём обучении так называемые визуальные словари, в которых рядом с предметом/объектом расположено его изображение – рисунок, фотография или картинка. Тем самым вы задействуете вместе с ассоциативной ещё и зрительную память
  • Среди огромного количества слов, встречающихся в иностранных языках, имеются слова, называемые интернационализмами, т.е., можно сказать, универсальные слова, которые практически во всех языках звучат примерно одинаково, например, слова «commercial» (коммерческий), «international» (интернациональный), «association» (ассоциация), «political» (политический), «financial» (финансовый), «forum» (форум), «company» (компания) и т.д. Просто обращайте на них внимание и соотносите с похожими словами родного языка, а запомнить их будет совсем не трудно

На этом мы заканчиваем разговор о методах запоминания иностранных слов, однако есть и ещё один очень важный момент: какой бы метод запоминания слов вы не предпочли использовать, все эти слова могут запросто забыться, если вы не будете регулярно их использовать. Если же подходящего случая нет, то вы должны заученные слова повторять, ведь любая информация быстро забывается уже через несколько дней после изучения. Но и повторением нужно заниматься не абы как, а по определённой технологии. С ней мы и хотим вас познакомить.

Эффективная техника повторения

Техника, о которой мы поговорим, является программой повторения по методике немецкого психолога-экспериментатора Германа Эббингауза, который исследовал закономерности запоминания. В процессе своих изысканий он открыл кривую забывания, согласно которой, уже через час после заучивания материала забывается около 60% данных (участники эксперимента Эббингауза заучивали короткие слоги, не имеющие особого смысла), спустя 10 часов забывается ещё 25%. Затем процесс забывания теряет свою интенсивность, но через 6 дней человек помнит лишь 20% того, что заучивал. Эти 20% остаются в памяти.

Кривая забывания Эббингауза выглядит так:

Результаты, полученные Эббингаузом и наглядно отображающиеся на кривой забывания, стали основой особого режима, которого необходимо придерживаться при повторении заученных данных, в нашем случае – иностранных слов.

Исходя из того, что любые ассоциативные ряды и взаимосвязи теряют свою актуальность спустя всего лишь час после заучивания, первое повторение информации должно осуществляться сразу же после изучения. В дальнейшем можно использовать один из двух наиболее популярных режимов рационального повторения, о чём, кстати, говорят также и современные специалисты.

Первый режим повторения

Первый режим повторения рассчитан на тот случай, если у вас есть всего два дня, чтобы запомнить материал.

Осуществляется повторение так:

  • Первый раз повторяете сразу же после окончания занятия (этапа изучения слов)
  • Второй раз повторяете по прошествии 20 минут после того как повторили первый раз
  • Третий раз повторяете по прошествии 8 часов после того как повторили второй раз
  • Четвёртый раз повторяете по прошествии 24 часов после того как повторили третий раз

Второй режим повторения

Второй режим повторения подходит тогда, когда ваше время на повторение ничем не ограничено, а слова вы хотите запомнить на максимально долгий период.

Осуществляется повторение так:

  • Первый раз повторяете сразу же после окончания занятия (этапа изучения слов)
  • Второй раз повторяете по прошествии 20-30 минут после того как повторили первый раз
  • Третий раз повторяете по прошествии одного дня после того как повторили второй раз
  • Четвёртый раз повторяете по прошествии 2-3 недель после того как повторили третий раз
  • Пятый раз повторяете по прошествии 2-3 месяцев после того как повторили четвёртый раз

Несомненно, подходящие для вас временные периоды зависят и от особенности информации. Например, при восприятии речевой и текстовой информации рекомендуется повторять её, спустя 15 минут после первого повторения, повторять третий раз – спустя 8 часов после второго, четвёртый раз – на следующие сутки, спустя 24 часа после третьего. А точная информация требует, чтобы её повторяли второй раз – через час, третий – через 3 часа, четвёртый – через 8 часов, а на следующий день – каждые 3-4 часа.

Важно также подметить, что пугаться огромных количеств повторений, которые предполагает методика Эббингауза, ни в коем случае не нужно. Те повторения, которые вы будете производить по памяти, окажутся значительно интереснее и проще, нежели обычное штудирование слов. Кроме того, повторять слова про себя вы можете в любой подходящий момент, в любом месте и в любой обстановке, к примеру, во время поездки на работу или учёбу, в ожидании очереди, в процессе прогулки или даже шопинга. Другими словами, повторять иностранные слова вы сможете хоть целые сутки напролёт, но, конечно же, не забывайте отдыхать.

Теперь же и мы со спокойной душой и чистой совестью можем подвести итог второму уроку. И в заключение скажем, что, естественно, трёхсот, пятисот и даже тысячи слов никогда не хватит, чтобы овладеть иностранным языком в полной мере, так сказать, профессионально. Ведь человек, являющийся носителем языка, обладает, как правило, словарным запасом в пятьдесят и сто тысяч слов (подумайте хотя бы о том, сколько вы знаете слов своего родного языка). Но в любом случае, в самом начале освоения иностранного языка не стоит «поднимать планку» до пятидесяти тысяч слов. Намного эффективнее будет выучить хотя бы три сотни, ведь уже они откроют перед вами горизонты, казавшиеся ранее недоступными.

В следующем уроке мы поговорим о фонетике – расскажем о методах постановки произношения и правильного транскрибирования.

GEHEN SIE ZU DER DRITTEN LEKTION

Авторы: Кирилл Ногалес, Екатерина Матвеева, Евгений Буянов.