Теорий креативности сегодня можно встретить немало – это и теория Грэхема Уоллеса, и ТРИЗ, и «Шесть шляп» Эдварда де Боно, и SCAMPER, и «Ментальные карты» Тони Бьюзена и некоторые другие. Но наряду с ними можно назвать ещё одну очень интересную и довольно молодую теорию – так называемую, «Теорию инвестирования», разработанную в 1985 году американским психологом, профессором психологии и президентом Американской психологической ассоциации Робертом Стернбергом.
«Теория инвестирования» Стернберга
Согласно мнению Стернберга, креативным можно считать человека, стремящегося и способного осуществлять «покупку» идей по низкой цене и их «продажу» по высокой. Под «покупкой» идей здесь следует понимать разработку неизвестных, непопулярных и непризнанных идей, достоверную оценку потенциала их развития и анализ спроса. Креативный человек, невзирая на сопротивление, неприятие и непонимание окружающей среды, всегда будет ставить упор на развитие определённых идей, повышение их ценности и цены и последующую «продажу». И как только одна идея будет успешно развита и будет повышен её спрос на рынке, он сразу же будет браться за следующую новую или непопулярную идею. Но отсюда следует следующая проблема – это генерация идей.
По мнению Роберта Стернберга, творческий потенциал человека не может быть реализован в двух следующих ситуациях (важно сказать, что в представленном случае Стернберг заменяет проявление креативности на его оценку и принятие обществом):
- Если идеи высказываются человеком преждевременно
- Если идеи не обсуждаются на протяжении продолжительного времени, вследствие чего становятся устаревшими или очевидными
Согласно идеям учёного, творческие проявления человека могут быть определены посредством шести основополагающих факторов:
- Интеллект человека как его способность
- Знания человека
- Стиль мышления человека
- Индивидуальные черты человека
- Мотивация человека
- Внешняя среда, окружающая человека
Основой же творческого мышления и креативности является интеллектуальная способность. А если говорить более конкретно, то определённые составляющие интеллекта:
- Способность к синтезу – необычное видение проблем, преодоление привычных, общепринятых границ;
- Способность к анализу – умение выявлять идеи, которые следует развивать;
- Практическая способность – способность к убеждению людей в ценности конкретных идей, другими словами – умение продавать.
Однако здесь следует брать во внимание следующие положения: если у человека более остальных развита способность к анализу, его можно считать прекрасным критиком, но отнюдь не генератором идей. Если слишком развита способность к синтезу, человек будет генерировать множество идей, не подкреплённых практическими исследованиями или вообще провальных. Если же чрезмерно развита практическая способность, человек будет блестяще продавать любые идеи, в том числе даже самые неэффективные.
Знания также могут влиять на креативность, и их влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Человек всегда должен чётко понимать, чего конкретно он хочет достичь и что именно он будет для этого делать. Выход за пределы зоны комфорта и максимальное проявление креативности невозможны без знания границ этой самой зоны комфорта. Наряду с этим, границы зоны комфорта и устоявшиеся знания могут оказывать на кругозор человека ограничивающее воздействие, не давая ему возможности посмотреть на проблему под новым углом. Чтобы творческий потенциал активизировался, человек должен обладать независимостью мышления, свободой от стереотипов и воздействия окружающей среды. Креативный человек должен уметь самостоятельно определять проблемы, ставить перед собой задачи и осуществлять их решение.
Исходя из положений теории Стернберга, креативность подразумевает способность человека к осознанному риску, готовность к преодолению препятствий, наличие устойчивой внутренней мотивации и готовность к противостоянию общепринятым мнениям.
Кроме того, никакое творчество невозможно вне творческой среды. Все компоненты, которые отвечают за творческий процесс, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, и суммарный эффект от такого взаимодействия невозможно свести к воздействию какого-то одного компонента. Если же творческая среда отсутствует, это может быть компенсировано высокой мотивацией, взаимодействие которой с интеллектом человека, многократно повышает показатель креативности.
«Теория инвестирования» Стернберга, конечно же, не является голословной, а основана на результатах практических исследований. В качестве примера приведём результаты одного из таковых.
Практическое обоснование
Ниже будут приведены результаты одного из исследований, проводившихся Робертом Стернбергом и его командой. Данное исследование было направлено на изучение связи креативности с интеллектом.
Для эксперимента были отобраны 48 человек, возраст которых варьировался от 18 до 65 лет. Каждому из них было необходимо создать по два произведения, относящихся к четырём разным жанрам: сочинению, рекламе, рисунку и исследованию. Участникам было предложено от 3 до 10 тем, из которых они могли выбрать только две.
Показатель креативности по каждому из произведений оценивался по следующим критериям:
- Новизна
- Соответствие теме
- Эстетическая ценность
- Интеграция несопоставимых элементов
- Техника исполнения
- Качество результата
Интеллектуальный потенциал испытуемых измерялся при помощи теста Кэттелла. Знания же оценивались посредством биографического опросника. Кроме того, по опроснику Майерс-Бриггс и опроснику стилей мышления Стернберга-Вагнера производилась оценка стиля мышления, а тестами ACL и PRF оценивались особенности личности.
Результаты эксперимента по оценке креативности испытуемых оказались весьма надёжными. Согласованность экспертных оценок по каждому из четырёх жанров варьировалась от 0,81 до 0,89, а средний показатель согласованности вообще составил 0,92. Степень креативности испытуемых зависела от того, насколько специфична была предметная деятельность. Максимально взаимодействовали с творческой продуктивностью именно интеллектуальные способности, а минимально – особенности личности.
«Синдром креативности»
На основе результатов эксперимента, о котором мы говорили выше, Стернберг сделал вывод о существовании «Синдрома креативности». Для подтверждения этого учёным были проведены дополнительные исследования по выявлению того, какую роль аналитические интеллектуальные способности играют в общей структуре креативности.
В процессе исследования измерялся вербальный, математический и пространственный интеллект. Для эксперимента были задействованы 199 студентов. Всех их разбили на две большие группы – высококреативные и низкокреативные студенты. В колледже, где они проходили обучение, им читался один и тот же курс по психологии, но в двух различных вариациях – один курс был рассчитан на стимулирование творческого мышления студентов, в другой – наоборот, не стимулировал его. В итоге оценивался результат, которого достигли студенты, в зависимости от специфики курса и начального показателя их креативности.
Результаты оказались более чем интересными: те студенты, которые изначально обладали высокими показателем креативности, в большинстве случаев и гораздо чаще выдвигали собственные идеи, проявляли инициативу по самостоятельной организации экспериментов и предлагали всевозможные гипотезы, если условия экспериментов варьировались. Говоря несколько иначе, студенты, которые проходили обучение в творческих условиях, показали более высокие результаты, нежели студенты, обладавшие той же степенью креативности, но обучавшиеся в обычных стандартных условиях.
Исходя из этого, Стернберг заключил, что для активизации творческого потенциала и креативности человека необходимо наличие соответствующей творческой среды.
Таковы базовые положение «Теории инвестирования» Роберта Стернберга. А о том, насколько представленная теория соответствует действительности, вы с лёгкостью можете судить, если, например, проведёте самостоятельный эксперимент, в котором попробуете проявить свои творческие способности в условиях, способствующих этому, и в обычных условиях. Скорее всего, полученные вами результаты во многом совпадут с идеями Стернберга.
Желаем вам успехов в творчестве!