Данная статья была опубликована в журнале Forbes и представляет личную точку зрения Ричарда Хэррока, бизнес-ангела и управляющего директора инвестиционного фонда. Он повидал в своей жизни немало презентаций в лифте и составил список основных ошибок и поступков, которых должен избегать любой стартапер во время презентации своего продукта. Не секрет, что инвестору или бизнес-ангелу нужно понравиться, так что человеческий фактор играет большую роль. Поэтому понимание, какие ошибки можно совершить и избежать, позволит повысить шансы на инвестирование.
Ричард Хэррок представил самые распространенные ошибки презентации старпата и прокомментировал каждую из них.
Предлагать мне стартап, не зная, какая область бизнеса мне интересна
Некоторым инвесторам интересны биотехнологии. Или мобильные приложения. Или интернет и информационные технологии. Исследуйте мои и интересы других инвесторов, чтобы не тратить зря чужое и свое время.
Представить 50-страничный бизнес-план
И снова дело в занятости и ограниченности времени. У меня нет времени на прочтение такого плана, представьте мне короткое резюме бизнес-плана на 2-3 страницы.
Явиться на встречу всей командой, но дать вести презентацию одному человеку
Конечно, любой инвестор хочет увидеть команду полностью, но если при этом все ее участники, за исключением руководителя, молчат, я рассматриваю это как провал. Как я могу определить их компетенцию, если они не произносят ни одного слова? И зачем они вообще тогда сюда явились? Но хуже всего, если вся команда говорить невпопад, перебивая друг друга. Становится понятно, что они не подготовились.
Не обозначать проблему, которую решает ваш стартап
Какую проблему решает ваш бизнес? Важна ли она вообще для человечества?
Клише
Вот фразы, которых нужно избегать:
- «Все, что нам нужно, это 1% рынка» (вы вряд ли получите его)
- «Этот продукт будет продавать сам себя» (нет, не будет)
- «Гугл хочет купить нас» (возможно, но не точно)
Мыслить клишированными фразами, запуская инновационный проект — это первый признак провала.
Иметь больше 20 слайдов в своей презентации
Не переживайте: если инвестор заинтересуется, всегда можно его ознакомить с деталями позже. Не перегружайте свою презентацию.
Не изучить инвестора и его инвестиционный портфель
Вы можете вызвать симпатию любого инвестора, если покажете, что предварительно подготовились презентовать свой продукт конкретно ему.
Не осознавать потенциальные риски для бизнеса
Будьте готовы к целому ряду вопросов. Вы должны четко понимать, какие риски для вашего бизнеса вы видите на данном этапе и какие меры предосторожности необходимо принять.
Нечетко формулировать суть продукта
Внятное изложение мыслей предпринимателем говорит о том, что он знает что делает. Он должен объяснить, чем его продукт уникален и уметь кратко и емко рассказать о его ключевых особенностях.
Умолчать о том, что ваш продукт уже получил пользовательскую поддержку
Каждый инвестор хочет знать, что пользователь заинтересован в вашем продукте. Поэтому в ваших же интересах сообщить об этом. Поэтому смело приводите статистику, цифры и факты. Сколько пользователей загрузило ваше приложение за последний месяц? Какова динамика роста?
Умолчать об упоминании вашего стартапа в СМИ
Еще один плюс для предпринимателей, поэтому пользуйтесь им. Перечислите в своей презентации публикации и статьи о вас.
Отсутствие маркетинговой стратегии
Даже если вы придумали интересный товар, это еще не значит, что он будет продаваться. Будьте готовы к вопросам о том, как вы собираетесь продавать свой продукт, как намереваетесь эффективно и недорого получить новых клиентов, какие социальные медиа будете использовать.
Хотя эти ошибки являются таковыми с точки зрения конкретного человека, их можно назвать универсальными. Поэтому изучайте их и не допускайте в своей презентации. Желаем вам удачи!