Блог о саморазвитии

Конкурентный интеллект

Конкурентный интеллект

Если вы занимаетесь бизнесом, то так или иначе сталкиваетесь с конкурентами. Ваше лучшее предложение через какое-то время может быть перебито вашим соперником, а ваши доходы значительно снизятся. В бизнесе, как и в шахматах, очень важно научиться предсказывать следующий ход соперника. Если вы преуспеете в этом, тогда у вас в руках появится мощнейшее оружие и ваш конкурент больше таковым не будет. Развивайте свой конкурентный интеллект и через какое-то время поймете, что он имеет принципиальные отличия от эмоционального или IQ. Тем более, что для бизнеса этот навык является едва ли не ключевым.

Что такое конкурентный интеллект?

Конкурентный интеллект — это систематический мониторинг действий ваших конкурентов для определения того, чем он на данный момент занимается и чем вероятнее всего займется в будущем. Собирая всю эту информацию вы улучшаете качество своих собственных действий, стратегически и тактически, и лучше понимаете свою конкурентную позицию.

Конкурентный интеллект фокусируется на пяти основных категориях информации:

  1. Оценка стратегии. Какая стратегия у конкурента?
  2. Текущие действия. Что на данный момент делает ваш конкурент?
  3. Восприятие конкурента. Как клиенты воспринимают вашего конкурента?
  4. Возможности конкурента. Какие преимущества ваш конкурент использует сейчас и будет использовать в будущем?
  5. Рыночные перспективы. В каком направлении движется рынок и какие перспективы у вашего конкурента?

Если вы правильно оцените информацию в этих пяти сферах, то сможете спланировать свои действия соответствующе.

Где найти информацию о конкурентах?

Конечно, никто вам не даст в руки нужную информацию, однако вы можете собирать косвенную. Иногда она может быть даже более важной, если вы научитесь ее «читать».

Вы можете найти информацию о конкуренте из трех основных источников.

1

Конкурент

  • Соберите все брошюры и прочие рекламные материалы.
  • Купите продукты конкурента и проанализируйте их.
  • Читайте сайт конкурента.
  • Для публичных компаний читайте отчеты и доклады акционеров.
  • Посетите магазины конкурента и поговорите с людьми.
  • Подпишитесь на публикации.
2

Клиенты

  • Соберите мнение клиентов относительно товаров и услуг конкурента.
  • Спросите клиентов, почему они покупают товары у конкурента, а не у вас.
  • Запишите позитивные и негативные отзывы клиентов о вашем конкуренте.
  • Читайте блоги таких клиентов.
3

Поставщики

  • Посетите выставки и презентации поставщиков, чтобы понять, чьими именно услугами пользуется ваш конкурент.
  • Посетите сайт поставщика.
  • Подпишитесь на почтовую рассылку поставщика.

Конкурентная стратегия

Когда вы начнете собирать информацию, у вас может возникнуть чувство фрустрации от того, что же именно с ней делать. Поэтому вам потребуется конкурентная стратегия. Существует четыре основные компонента данной стратегии.

1

Планирование

Определите, что вам нужно и почему.

  • Какую информацию я должен знать?
  • Почему я должен ее знать?
  • Что я уже знаю?
  • Сколько мне будет стоить получить важную информацию?
  • Что я сделаю с информацией, когда ее получу?
2

Сбор информации

  • Где я буду ее искать?
  • Кто будет этим заниматься? Я (или другой человек) буду использовать внутренние или внешние сервисы?
  • Буду ли я использовать специализированный софт?
  • Как мне убедиться в том, что я не нарушаю закон?
3

Анализ

Определите, как именно будете использовать информацию.

  • Что ваша компания делает лучше?
  • Что вы можете делать иначе?
  • Какой диапазон стратегических действий скорее всего предпримет ваш конкурент?
  • Как ваш конкурент отреагирует на новые тренды и тенденции?
4

Коммуникация

  • Какой информацией я поделюсь со своей командой сейчас? А в будущем?
  • Кому нужна информация сейчас? А в будущем?
  • Где я буду хранить эту информацию?
  • Чему я буду учиться и что вынесу из своего опыта?

Конкурентный интеллект во многом основан на предсказаниях и догадках. Вы никогда не сможете знать, что точно задумал ваш конкурент, однако вы сможете заметить тенденции и сделать правильные выводы.

Как и любой другой интеллект, конкурентный интеллект можно развить с теорией, практикой и опытом. Поэтому не только собирайте информацию, но и учитесь ее использовать с умом. Желаем вам удачи!

Ключевые слова: