Блог о саморазвитии

Высшее образование онлайн: что это значит, как организовано, плюсы и минусы

Высшее образование онлайн: что это значит, как организовано, плюсы и минусы

Сегодня, сидя дома перед компьютером, можно не только научиться печь пироги, писать картины или говорить по-испански, но и получить полноценное высшее образование. Цифровые технологии и концепция непрерывного обучения становятся нормой жизни, поэтому идея о том, чтобы стать онлайн-студентом вуза, уже не выглядит, как абсурдная выдумка.

Дистанционное высшее образование набирает популярность. Однако помимо весомых преимуществ данный способ обучения обладает рядом недостатков. Читайте дальше и вы узнаете подробности, а также получите рекомендации, которые помогут преодолеть трудности, если вы решите учиться в вузе онлайн.

Что значит получать высшее образование дистанционно

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., получить диплом вуза в России можно в очной, очно-заочной или заочной форме [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12]. Дистанционное высшее образование является способом организации учебного процесса и, по сути, представляет собой заочное обучение, но с применением информационно-телекоммуникационных сетей. Проще говоря, студенты и преподаватели физически находятся друг от друга на расстоянии и взаимодействуют посредством компьютерных технологий.

Чтобы стать онлайн-студентом, необходимо предоставить определенный перечень документов в приемную комиссию выбранного вуза, подписать договор и оплатить учебу. Да, дистанционное обучение в большинстве случаев платное. Получить высшее образование онлайн бесплатно будет крайне затруднительно из-за мизерного количества бюджетных мест, которые выделяют далеко не все вузы.

Процесс онлайн-обучения выглядит следующим образом:

  1. Студент получает доступ в личный кабинет, расположенный на электронной образовательной платформе вуза. Там находятся: виртуальная зачетка, расписание занятий, образовательный контент, домашние задания, контактные данные педагогов, групповой и индивидуальный чаты для коммуникации, а также доступ к платежной системе.
  2. Весь учебный материал распределен по семестрам, студент может изучать его в собственном темпе, периодически сдавая контроль. Контент чаще всего представлен в форме онлайн-уроков, видеороликов с инфографикой, презентаций, электронных учебников и аудиокниг.
  3. Лекции проходят в режиме реального времени, семинары – в формате видеоконференций. Для этого студенту потребуется веб-камера и высокоскоростной Интернет. Если учащийся пропустил занятие, его можно посмотреть в записи.
  4. Зачеты сдаются в форме тестов или контрольных работ, которые загружаются в электронном виде на обучающую платформу.
  5. Защита дипломной работы происходит удаленно с использованием видеоконференцсвязи в установленный срок. Однако некоторые вузы требуют личного присутствия на защите, и этот момент нужно уточнять при поступлении. По окончании учебы студент получает диплом государственного образца, в приложении которого по желанию выпускника указывается заочная форма обучения.
  6. Контакт с преподавателями осуществляется через мессенджеры, чаты и форумы. Чаще всего группу студентов сопровождает куратор или менеджер.

Онлайн-образование – это новый тренд. Так считает руководитель направления по работе с учителями интерактивной интернет-платформы «Учи.ру» Екатерина Латыпова. Причина этому – индивидуализация обучения, которую могут обеспечить онлайн-технологии [Дистанционное образование: где его получить и что это дает, 2020].

Если обратиться к цифрам, то становится понятно, что популярность дистанционного образования растет. В 2019 году мировой рынок онлайн-обучения составил примерно 101 млрд. долларов. По некоторым оценкам, в будущем его объем будет расти беспрецедентными темпами и достигнет 370 млрд. долларов к 2026 году [Size of the global e-learning market in 2019 and 2026, 2020].

Согласно маркетинговому исследованию, проведенному консалтинговой компанией NeoAnalytics, величина рынка удаленного обучения в России составила около 29 млрд. руб. в 2018 году, а к 2021 году этот показатель достигнет отметки в 53 млрд. руб. По прогнозам специалистов, в 2021 году сегмент онлайн-образования составит примерно 2,6% от всего объема образования [Neoanalytics, 2019].

Преимущества онлайн-образования

Как и любая другая форма обучения, онлайн-формат получения высшего образования имеет свои положительные и отрицательные стороны. Предлагаем последовательно их рассмотреть. Начнем с плюсов.

Удобство и возможность учиться в собственном темпе

По данным ежегодного отчета о тенденциях в области онлайн-образования, который составляет портал BestColleges.com, удобство и гибкость возглавляют список причин, по которым студенты выбирают дистанционный способ получения диплома о высшем образовании [Venable M.A., 2020]. Для тех, кто имеет постоянную работу или семью, удаленное обучение является идеальным вариантом, а студенты из провинциальных городов и люди с инвалидностью  получают шанс учиться в ведущих университетах страны и мира без необходимости переезда.

Еще один плюс высшего образования онлайн – возможность самостоятельно устанавливать темп обучения. Это может повысить успеваемость и привести к улучшению производительности памяти, особенно когда учащиеся уделяют больше времени сложному материалу. Данный факт был научно подтвержден специалистами Департамента психологии Иллинойсского университета Джонатаном Таллисом и Аароном Бенджамином [Tullis J., Benjamin A., 2011].

Более низкая стоимость

Получать высшее образование онлайн экономически выгоднее. Студентам не нужно платить за жилье, питание, поездки к месту учебы и многочисленные канцелярские принадлежности, к тому же онлайн-программы, как правило, дешевле, чем очное обучение. В России средняя стоимость дистанционной учебы на бакалавра составляет 30-60 тыс. руб. за семестр. Для сравнения, за очное обучение придется платить около 88,5 тыс. руб. каждые полгода [Средняя стоимость обучения в вузах России 2020].

Согласно результатам опроса, проведенного компанией Learning House и исследовательским центром Aslanian Market Research, для 34% студентов, которые выбирают вуз для получения онлайн-образования, самым важным фактором по-прежнему остается стоимость обучения [Schaffhauser D., 2018].

Комфортная учебная среда

Ученые из Нидерландов и Великобритании провели занимательный эксперимент в офисах крупных коммерческих организаций. Они задались целью узнать, как окружающее пространство влияет на продуктивность сотрудников. И в итоге обнаружили, что «зеленые» офисы, т.е. те, что украшены комнатными растениями, способствуют большей физической, когнитивной и эмоциональной вовлеченности сотрудников в работу, повышают концентрацию внимания, производительность и положительно влияют на удовлетворенность рабочим местом. Исследователи отметили, что комнатные растения также способны создавать чувство комфорта у учащихся [Nieuwenhuis M., Knight C., Postmes T., Haslam S.A., 2014].

Убранство традиционных учебных аудиторий, как правило, оставляет желать лучшего: чаще всего выбор делается в пользу спартанского внешнего вида при полном отсутствии зелени. В случае дистанционного обучения студенты имеют возможность наполнить свое пространство комнатными растениями и ощутить все преимущества подобного окружения.

Тренировка важных навыков

Онлайн-обучение помогает студентам отточить навыки, которые пригодятся на будущей работе, например, умение пользоваться многочисленными сервисами и платформами, искать нужную информацию в Интернете, эффективно общаться в различных форматах, таких как доски обсуждений и телеконференции. Работодатели часто предъявляют требования к наличию подобных навыков, поскольку удаленная работа становится новой нормой. Студенты, прошедшие онлайн-курсы высшего образования, смело могут включать эти навыки в резюме и заявлять о них на собеседовании при приеме на работу.

Кроме того, согласно исследованию, проведенному профессорами Нью-Йоркских коллеждей, онлайн-обучение способствует развитию навыков критического мышления, поскольку позволяет студентам пересматривать лекции и обсуждения в чатах, что дает дополнительное время для обдумывания и решения проблем посредством стратегий критического мышления. [Lunney M., Frederickson K., Spark A., McDuffie G., 2008].

В дополнение к перечисленным плюсам высшее образование онлайн  имеет еще одно исключительное достоинство – потенциал масштабирования. Это значит, что учебный курс, составленный единожды квалифицированными преподавателями, может быть многократно использован тысячами, если не миллионами студентов по всему миру. Такой точки зрения придерживается руководитель одного из департаментов некоммерческого партнерства «Русская Школа Управления» Константин Тютюнов [Дистанционное образование: где его получить и что это дает, 2020].

Теперь же стоит поговорить о минусах нетрадиционной и не совсем стандартной формы обучения.

Недостатки онлайн-образования

Несмотря на существенные преимущества получения высшего образования онлайн, большинство студентов по-прежнему предпочитают традиционные формы обучения. Можно ли считать этих людей невежественными? Нет. Дело в том, что онлайн-образование обладает рядом недостатков.

Ограничение по дисциплинам

Не всем профессиям можно научиться удаленно. Онлайн-обучение больше подходит для социальных и гуманитарных наук, а вот такие области как медицина и инженерное дело, требующие определенного практического опыта, в подобный формат не вписываются. Никакие онлайн-лекции не заменят хирургические процедуры и вскрытие реальных тел для студентов-медиков или производственную практику для будущих инженеров.

Перечень профессий и специальностей, которые нельзя получить, обучаясь дистанционно, указан в Проекте приказа Минобрнауки России.

Больше затрат по времени

Это кажется неправдоподобным, но изучение материала и выполнение заданий в онлайн-среде отнимает больше времени, чем на территории реального университета. Почему? Все просто: основным инструментом онлайн-обучения является текст. Чтобы поддерживать связь с преподавателями и другими студентами, необходимо печатать сообщения и публиковать ответы, т.е. общаться посредством набора текста. Как вы, наверное, догадались, человек печатает медленнее, чем говорит. Ученые из Стэнфордского университета провели увлекательный эксперимент, чтобы подтвердить этот факт.

Добровольцев попросили произнести и напечатать 100 фраз (исследование проводилось на английском и китайском языках). В результате оказалось, что речевая диктовка была в 3 раза быстрее, чем набор текста на английском языке, и в 2,8 раза быстрее на китайском [Ruan S., Wobbrock J.O., Liou K., Ng A., Landay J., 2017].

Чтение лекционных материалов также может занять больше времени, чем их прослушивание, несмотря на то, что устные лекции обладают одним явным недостатком: студенты, которые воспринимают информацию на слух, находясь в учебной аудитории, склонны терять внимание.

Американские исследователи пришли к выводу, что к концу лекции провалы внимания у учащихся происходят примерно каждые две минуты [Bunce D.M., Flens E.A., Neiles K.Y., 2010]. Дистанционное обучение лишено этого недостатка, поскольку всегда можно вернуться к ранее прочитанному материалу, если что-то было упущено, однако этот процесс займет больше времени.

Необходимость в сильной самомотивации и навыках управления временем

Мотивация является одним из ключевых факторов, который влияет на успеваемость студентов, получающих онлайн-образование. К такому выводу пришли ученые из Малайзии Раджермани Тинакаран и Росмах Али [Thinakaran R., Ali R., 2016].

При традиционном обучении существует несколько важных стимулов, которые постоянно подталкивают студентов к достижению учебных целей. Личное общение с педагогами, контакты с одногруппниками и строгий график – все это работает в унисон, чтобы студенты не сбились с пути во время учебы.

Однако в онлайн-среде учащиеся предоставлены сами себе. Немецкие исследователи провели эксперимент и выяснили, что отсутствие внешнего контроля и давления со стороны педагогов является недостатком электронного обучения, который способствует расхолаживанию и потере интереса учащихся. Постоянное подталкивание преподавателя хоть и кажется нежелательным, но является эффективным методом удержания внимания и собранности студентов [Keis O., Grab C., Schneider A., Öchsner W., 2017]. Поэтому получение высшего образования онлайн может стать затруднительным для тех людей, которым не хватает сильной самомотивации.

Тайм-менеджмент – еще один навык, который необходим для успешного дистанционного обучения. Это означает, что учеба должна стать приоритетом, а отвлекающие факторы сведены к минимуму. Некоторые люди не умеют грамотно распоряжаться временем и полностью погружаться в материал, а склонны рассматривать онлайн-обучение как очередной пункт в постоянно растущем списке дел. При таком подходе можно очень быстро отстать от учебного плана, и, в конечном счете, упустить возможность получить диплом о высшем образовании онлайн.

Очередное исследование специалистов из Стэнфордского университета США показало, что неэффективное распоряжение временем, связанное с низким уровнем волевого контроля, является основным препятствием для большинства людей, обучающихся дистанционно [Kizilcec R.F., Halawa S.A., 2015].

Отсутствие социального взаимодействия

На семинарах во время очного обучения студенты вынуждены общаться и вместе работать над идеями. Онлайн-обучение лишает учащихся непосредственного контакта с преподавателями и другими студентами. По факту, есть просто человек, сидящий перед экраном компьютера. Наладить подлинное общение с кем-либо через онлайн-платформу бывает сложно.

Многие люди по-настоящему ценят социальный аспект посещения университета, ведь там они могут присоединяться к тематическим клубам, компанией пить чай в столовой, дарить друг другу моральную поддержку или столь необходимую порой улыбку, жить в общежитии и развивать здоровую социальную жизнь. Переход от личного общения к дистанционному лишает возможности формировать уровень близости, который создает благоприятный эмоциональный фон, необходимый для успешного обучения.

Многочисленные исследования показывают, что социальное взаимодействие между студентами улучшает уровень знаний, критическое мышление и навыки решения проблем. Человеческие связи и общение были определены как ключевые факторы эффективного онлайн-обучения, ведущие к повышению удовлетворенности и мотивации студентов [Hurst B., Wallace R., Nixon S.B., 2013, Gilbert B., 2015, Perrin D.G., Perrin E., Muirhead B., Betz M., 2015].

Проблемы технического характера

Поскольку дистанционное обучение полностью проходит через компьютер, удобная и надежная технология имеет решающее значение для успешного получения высшего образования онлайн. Однако даже самый стабильный компьютер или учебная платформа имеют свойство сбоить, например, от перегрузки может отключиться сервер или пропасть подключение к Интернету. Подобные ситуации препятствуют процессу обучения, соблюдению сроков выполнения заданий и становятся дополнительным источником стресса.

Недостаток оперативной обратной связи

Доктор департамента экономики и бизнес-наук Каталонского университета Мария Мартинес-Аргуэльес и ряд других специалистов решили узнать, как студенты оценивают качество высшего образования, получаемого онлайн, и какие его параметры считают важными. Оказалось, что многие учащиеся недовольны отсутствием персональной обратной связи от педагогов [Martinez-Arguelles M.J., Castan J., Juan A., 2010]. Почему она так важна?

Ученые из Испании провели исследование и пришли к выводу, что персональная обратная связь высоко ценится студентами, поскольку облегчает учебный процесс, уменьшает чувство одиночества, которое обычно ассоциируется с онлайн-обучением, и производит явный мотивационный эффект [Martinez-Arguelles M.J., Plana D., Hintzmann C., Batalla-Busquets J.M., Badia M., 2015].

Учитывая все перечисленные минусы, заместитель председателя координационного совета Межрегиональной общественной организации «Лига Преподавателей Высшей Школы» Юлия Белозерова считает, что дистанционное обучение больше подходит для тех людей, кто планирует поступать в магистратуру или получать второе высшее образование онлайн [Дистанционное образование: где его получить и что это дает, 2020].

Полезные советы онлайн-студентам


Недостатки дистанционной учебы в вузе для некоторых людей могут стать препятствием. Но не спешите отметать этот вариант получения знаний. Приведенные ниже советы помогут вам преодолеть трудности онлайн-формата и получить максимальную отдачу от учебы.

1

Проверьте наличие аккредитации у вуза

Когда вы приняли решение получать высшее образование онлайн, первое, что нужно сделать, это убедиться, есть ли у вуза аккредитация. Вы можете рассчитывать на диплом государственного образца только в том случае, если она имеется. Аккредитация – это проверка высшего учебного заведения государством на соответствие образовательным стандартам, которая проводится каждые 5 лет.

В России существует единственный официальный реестр, где хранится информация о государственной аккредитации вузов, он расположен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Воспользуйтесь их поисковым сервисом, чтобы не ошибиться с выбором учебного заведения.

Там же можно проверить диплом о высшем образовании онлайн на подлинность. Такая информация пригодится работодателям, поскольку помогает определить, не купил ли соискатель на должность свой диплом в переходе метро или Интернете. Онлайн реестр дипломов о высшем образовании находится по этой ссылке.

2

Планируйте свой день

Наличие ежедневного расписания и целей, которые необходимо достичь, добавят в вашу учебную жизнь комфорта и предсказуемости. Встав утром, составьте список задач на день и старайтесь его придерживаться. Вечером проведите ревизию плана и отметьте свои успехи.

Предлагаем использовать метод тайм-менеджмента под названием «блокировка времени», при котором нужно планировать каждую минуту своего дня. Для этого можете использовать специальные приложения, ежедневник или просто лист бумаги. Сначала запланируйте высокоприоритетные задачи, и лишь потом включайте в свой календарь развлечения, просмотр соцсетей, походы к стоматологу или телефонные разговоры с мамой.

«Блокировку времени» популяризирует профессор информатики Джорджтаунского университета Кэл Ньюпорт. Он утверждает, что подобный подход к планированию значительно повышает продуктивность: 40-часовая рабочая неделя с блокировкой времени дает такой же результат, как и 60-часовая без планирования [Newport C., 2013].

Его метод может сработать, а может и нет. Рекомендуем провести небольшое исследование до начала семестра, чтобы выработать собственную эффективную стратегию управления временем. На нашем сайте вы найдете массу полезных статей на тему планирования, каждая из которых может оказаться полезной именно для вас. Также советуем изучить материал бесплатного курса «Тайм-менеджмент: управление временем».

3

Будьте сосредоточены

Давайте посмотрим правде в глаза: получать высшее образование онлайн, лежа в постели с ноутбуком, не самая удачная идея. Она просто не сработает. Выделите себе специальное место, предназначенное только для занятий. Избавьтесь от отвлекающих факторов: выключите уведомления для приложений или даже уберите телефон из виду. Если вы учитесь дома, а вокруг постоянно ходят или громко разговаривают другие члены семьи и нет возможности уединиться, используйте наушники с шумоподавлением.

4

Конспектируйте все онлайн-лекции

Ведение заметок улучшает понимание и усвоение материала. Исследователи обнаружили, что если записывать важную информацию от руки, вероятность ее запоминания составит 34%. Если заметки не вести, то удастся вспомнить только 5% материала  [Atkinson R.H., Longman D.G., 1988].

Научные данные подтверждают связь между рукописными заметками и сохранением памяти. Когда мы пишем от руки, в работу включается сенсомоторная система мозга, которая помогает нам распознавать буквы, а прикосновение к ручке и бумаге активизирует чувственную сферу. Все это в итоге усиливает процесс обучения [Better learning through handwriting, 2011].

Если вы смотрите онлайн-лекцию в записи, старайтесь не ускорять видеоролик. Увеличение скорости просмотра может привести к тому, что вы упустите важные детали.

Чтобы учиться максимально эффективно, предлагаем вам пройти онлайн-программу «Лучшие техники самообразования». Благодаря ей вы сможете надолго запоминать нужные данные, используя мнемотехники; активизировать мышление, что пригодится не только в учебе, но и в повседневной жизни; быстрее читать и лучше усваивать прочитанное; составлять план самообразования, мотивировать себя на успех и справляться с ленью.

5

Задавайте вопросы во время видеоконференций

Участвуя в видеоконференциях, обязательно задавайте вопросы по теме обсуждения и внимательно слушайте других. При личном общении довольно легко оценить, когда собеседник закончил свою речь, чтобы начать говорить. Удаленно все сложнее из-за временного лага, который возникает при общении по видеосвязи.

В этом контексте бывает неловко перебивать и задавать вопросы, но если вы хотите чему-то научиться, вам придется это делать. Вы можете извиниться, если кого-то перебили, использовать функцию «Поднять руку» или задать вопрос в чате. Только не позволяйте странностям видеоконференцсвязи мешать вам, преодолевайте неловкость и активно участвуйте в беседе. Но помните: задавать вопросы – это хорошо, а быть единственным, кто задает вопросы, – нет. Уважайте других студентов и педагога.

6

Используйте любую возможность для общения

Если во время онлайн-обучения предусмотрена возможность общаться с другими студентами, делайте это. Задавайте вопросы одногруппникам на форумах и в групповых чатах, комментируйте их ответы, вовлекайтесь в обсуждения. Студенты, которые чувствуют себя частью учебного сообщества, всегда добиваются большего успеха, чем те, кто изолирован от общения. Вы можете организовать отдельный чат для коммуникации с другими студентами. Если на обучающей платформе вуза предусмотрена доска обсуждений, опубликуйте там свое предложение.

Важно также поддерживать контакты с преподавателями. Будучи онлайн-студентом, вам будет непросто выделиться среди одногруппников, но если вы начнете регулярно и вдумчиво общаться со своими педагогами, то обратите на себя внимание и сможете укрепить с ними связь. Поинтересуйтесь у преподавателей, возможна ли коммуникация с ними через видеочат в случае, если возникнут вопросы, которые невозможно решить по электронной почте или через мессенджеры.

7

Не учитесь на износ

Поскольку онлайн-образование предусматривает гибкость графика, может возникнуть соблазн выполнить все задания семестра в ускоренном темпе, чтобы высвободить время для других дел. Будьте с этим осторожны. Беспрерывная учеба приводит к выгоранию.

Существует ошибочное мнение, что выгорание – это просто эмоциональная реакция на долгие часы напряженного труда. На самом деле, выгорание официально признано заболеванием и внесено в Международную классификацию болезней. По данным ученых, оно наносит серьезный ущерб физическому состоянию, ухудшает личное и социальное функционирование людей, подавляет когнитивные навыки и нейроэндокринные системы, что в конечном итоге приводит к заметным изменениям в анатомии и функционировании мозга [Michel A., 2016].

Убедитесь, что вы адекватно планируете свое время, и не ускоряйте учебный темп. Придерживайтесь расписания, и, выполнив необходимые задания, выключите компьютер. Дайте себе свободное время, сходите на природу, проведите вечер с семьей, приятелями или домашними животными.

Друзья, мы живем в динамичном мире, полном удивительных возможностей. Одна из них – дистанционное высшее образование, которое можно получить, сидя в уютном халате перед компьютером и поглаживая любимого кота. Разве можно было представить такое прежде?

Учебный процесс трансформируется, и онлайн-образование становится нормой. Конечно, оно не лишено недостатков. Поэтому, прежде чем подавать документы на дистанционное обучение, проанализируйте все плюсы и минусы этого формата, чтобы принять взвешенное решение. Успехов!

Ключевые слова: