Блог о саморазвитии

Топ-8 способов найти первоисточник информации

Топ-8 способов найти первоисточник информации

Мы окружены информацией. Можно ее игнорировать, устроив себе цифровой детокс. Но лучше – научиться ее ранжировать. Для этого нужно уметь искать и находить первоисточники. Это одна из ключевых техник самообразования. Первоисточник нужен, когда хочется докопаться до сути.

В чем разница между источником и первоисточником?

Источник – место, где что–то рождается. Например, вода. Используя источники информации, исследователь получает инструмент для расширения знаний в конкретной области исследования. Таким образом, цель этих ресурсов – удовлетворить потребность в знаниях.

Источники информации – ответ любознательному исследователю.

Когда источников много, возрастает ценность первоисточника. Как в правительстве: министры – все, но премьеру, «первому министру», платят больше.

Первоисточник содержит:

  • новую идею;
  • новую информацию – «сырье»;
  • новый угол подачи старой информации;
  • новое изобретение;
  • новую технологию.

Из этого можно вывести определение термина «первоисточник» – начальный, исходный авторский материал. В роли автора может выступать не только один человек–творец, но и коллектив: редакция журнала, научная лаборатория, пресс–служба банка.

Первичные источники предоставляют необработанную информацию и прямые свидетельства из первых рук о людях, событиях или явлениях. Примерами могут служить стенограммы интервью, статистические данные и произведения искусства.

Для чего нужен первоисточник:

  1. Получать качественную информацию.
  2. Понимать текущие события
  3. Познавать реальность.
  4. Делать новые открытия.
  5. Предоставлять убедительные доказательства своих аргументов.
  6. Развивать критическое мышление.
  7. Избавить себя от чужих ошибок.
  8. Не замусоривать ими свою жизнь и свой мозг.
  9. Не растрачивать время на ненужное.
  10. Не быть «испорченным телефоном».
  11. Для понимания контекста и условий возникновения труда.
  12. Для установления ответственного лица.
  13. Чтобы получить доверие: коллег, соседей, семьи; ценная информация вызывает интерес и дарит уважение.

Первоисточники являются строительными блоками, локомотивом исследования и служат основой для интерпретации и аргументации.

Первоисточник – самый чистый, незамутненный из всех источников, потому что претерпел минимальное число трансформаций (в идеале, только одно – авторское).

Однако не следует путать чистоту с правдивостью. Как река может брать начало из зараженной пестицидами почвы, так и редакция может создавать лживые материалы в угоду собственнику, который заинтересован в увеличении продаж.

Чтобы понимать первоисточники, нужно в них разбираться.

Почему этому надо учиться?

«Когда человек находится внутри хаоса, его легко ввести в заблуждение.

Лишь волнующие и сенсационные материалы находят читателей; это истории, от которых «сносит крышу».

У репортеров нет времени для сопроводительного анализа и взвешенной критики, поскольку они нацелены на быстрые хиты.

Блоги гонятся за одинаковыми сюжетами, массмедиа гонятся за блогами, а читатели сопровождают тех и других, и в результате все вместе сбиваются с пути».

«Верьте мне, я лгу». Райан Холлидей

В современном мире доминируют вторичные источники информации. Они предоставляют информацию из вторых рук. Изобилуют цитатами и комментариями. Вторичные источники описывают, интерпретируют или синтезируют первичные источники.

Созданию вторичных источников способствует суть человеческой коммуникации: стремление поделиться с ближними новым, интересным и полезным или получить это. Пересказать проще, чем создать что-то оригинальное.

Вторичные источники позволяют:

  1. Получить справочную информацию по теме.
  2. Поддержать или противопоставить свои аргументы идеям других исследователей.
  3. Собрать информацию из первичных источников, к которым вы не можете получить прямой доступ (например, частные письма или физические документы, находящиеся в другом месте).
  4. Когда вы проводите обзор литературы или мета–анализ, вы можете обратиться к вторичным источникам, чтобы получить подробное представление о своей теме.

Один из самых древних способов распространения вторичных источников является «агентство ОБС» («одна бабка сказала»). Оно отличается характерным стилем изложения:

  • Упрощением, которое зачастую приводит к деформации смыслов. Из фразы в мессенджере «Обещают ливень» остается непонятным, кто обещает, где и на какие числа.
  • Указанием на авторитеты и непреложные истины.
  • Изобилием неопределенно-личных форм и других проявлений канцелярита. Как призывала Нора Галь в «Слове живом и мертвом», задача думающего человека – избегать этой словесной алгебры, обозначать живую мысль живым словом. Поиск первоисточника в тумане этой словесной неопределенности позволяет снять маски с участников, установить лицо, которое запустило информационную волну, и привлечь его к ответственности.

Чтобы отличить первичный источник от вторичного, нужно задать себе следующие вопросы:

  1. Исходит ли этот материал от человека, непосредственно участвовавшего в изучаемых событиях (первичный) или от другого исследователя (вторичный)?
  2. Заинтересован ли я в оценке самого источника (первичный) или использую его только для получения справочной информации (вторичный)?
  3. Предоставляет ли источник оригинальную информацию (первичную) или комментирует информацию из других источников (вторичную)?

Отвечая на эти вопросы, вы научитесь лучше понимать структуру и суть вторичных источников.

Зачем первоисточник, когда есть «Википедия»?

Полезными могут оказаться как первичные, так и вторичные источники. Они дополняют друг друга, помогая построить убедительную аргументацию. Первичные источники более достоверны в качестве доказательств, а вторичные источники показывают, как ваша работа связана с существующими исследованиями. Третичные источники часто используются на первом, начальном этапе исследования – сборе предварительной информации.

Энциклопедии – третичный источники информации. И если Большую Советскую Энциклопедию и Encyclopædia Britannica составляли профессиональные редакции, то «Википедию» может отредактировать любой. Ее преимущество – список используемых источников. Но не все из них бывают первичными.

«Википедии» также свойственна эфемерность: нужный вам первоисточник может найтись в статье по теме и так же легко исчезнуть через год без следа.

Завал

Источники информации могут предоставлять более или менее достоверные данные. Это напрямую повлияет на результаты, полученные в ходе исследования. В современном мире, где распространение информации становится все более массовым благодаря Интернету, необходимо уметь различать полезную и неполезную информацию. Поэтому одной из задач исследователя будет создание фильтра для выявления достоверных и релевантных источников.

Повсеместное использование гаджетов и социальных сетей вызвали резкое ускорение распространения дезинформации. В условиях перенасыщения стали лучше видны недостатки вторичных источников информации:

  1. Низкое качество.
  2. Иллюзия присутствия и помощи.
  3. Быстрее распространяется та информация, которая имеет негативную окраску. При постоянном потреблении вырабатывается привыкание и настрой на негатив.
  4. Корысть и жадность тех, кто перепродает чужой контент для создания инфошума.
  5. Неуважение к конечному потребителю.
  6. Упрощение либо, наоборот, усложнение изначального информационного продукта путем нагромождения лишних данных и создания «информационного тумана» для усыпления бдительности.

Поиск качественной информации – это навык. Проверка достоверности (фактчекинг) – это навык. Регулярное использование навыков рождает привычку.

Как качественное питание укрепляет наше физическое здоровье, так и качественная информация оберегает нашу жизнь и способствует развитию личности не в ущерб психическому здоровью.

Достоинства первоисточника:

  1. Написан живым человеком. Тексту могут быть присущи эмоции, юмор, ошибки и уникальный стиль. Индивидуальный. Он прослеживается в других произведениях-постах автора.
  2. Сиюминутность. Время выхода материала можно отследить до года и даже минуты. Как характер и уровень профессионализма автора влияют на контент, так и время выпуска определяет его ценность. В условиях быстро меняющейся действительности разница в 10 лет может быть принципиальной для восприятия передаваемых статьей событий.
  3. Польза для здоровья потребителя. Разница между первичным и вторичным источником – как между овощем и колбасой. Овощи полезны для здоровья, утверждает ВОЗ. Зато колбаса вкусная и удобно нарезана. «Война и мир» Льва Толстого – первоисточник. Пересказ, адаптация романа для школьников – вторичный источник.

Первоисточники – более качественный ресурс по сравнению с вторичными источниками. Нужно привыкать ими пользоваться, чтобы приучить мозг отличать «информационный фастфуд».

Где и кому это пригодится?

До появления Интернета поиск первоисточников волновал ученых, оперативников, детективов, врачей, юристов.

В информационную эпоху это навык нужен любому, кто умеет читать.

Поиск и работа с первоисточниками пригодятся:

  1. Желающим развить критическое мышление. Они будут тренировать мозг вопросами, кто создал первоисточник, зачем, когда. Размышления необходимы при оценке материала и являются невероятно важными упражнениями, помогающими укрепить навыки критического мышления. По мнению Библиотеки Конгресса США, изучение первоисточников побуждает бороться с противоречиями и сравнивать различные источники информации, представляющие разные точки зрения.
  2. Тем, кто хочет научиться ориентироваться в современном информационно насыщенном ландшафте и не потонуть в анонимных телеграм-каналах. Разыскивая первоисточник, читатель научится делать за СМИ или ведущих канала половину их работы, станет воспринимать СМИ через критическую призму. Навыки, необходимые для правильного изучения документов, можно перенести на потребление и анализ современных СМИ.
  3. В общественной жизни. Чтобы пресечь распространение домыслов и не дать им добраться до тех, кто уязвим. Например, до детей.
  4. В быту. Только вы знаете, что для вас «хороший холодильник». Соседи либо «Яндекс» могут снабдить вас советами и литературой наподобие обзорных статей из серии «20 лучших холодильников 2022 года». Однако лишь первоисточник в лице официального сайта компании–производителя сможет обеспечить обратную связь, нести ответственность за товар, дать гарантию и рекомендации по использованию этого холодильника.
  5. В государстве. Изучение прошлого способствует формированию гражданской позиции, что является необходимым условием развития справедливого гражданского общества. Первоисточники позволяют изучить документальные свидетельства и понять принятую государством систему ценностей. Навык поиска и анализа первоисточников повышает выживаемость гражданина, потому что дает ему язык для общения с ведомствами.
  6. Исследователям самого широкого профиля. Когда человек погружается в актуальную тему, он может использовать в качестве первоисточников качественные или количественные данные, которые собирает сам (например, путем интервью, опросов, экспериментов), либо источники дополнительной информации, созданные людьми, непосредственно занимающимися данной темой (например, официальные документы или тексты СМИ).

Примеры первоисточников:

  1. Оригинальные посты в официальных аккаунтах.
  2. Интервью. Позволяют взглянуть на события глазами интервьюируемого, узнать его версию происходящего.
  3. Патенты. В них дается подробный отчет и описание изобретения.
  4. Диссертации. Являются «пробой пера» начинающих ученых.
  5. Экзитполы. Предоставляют предварительные результаты о голосовании на избирательных участках.
  6. Материалы конференций. Это статьи, которые представляются на национальных и международных конференциях и семинарах и являются источником информации. Все эти статьи связаны с новыми исследованиями и изысканиями. Они включают в себя выводы, результаты и факты, которые публикуются или упоминаются в исследовательских проектах до их публикации в периодических изданиях.
  7. Монографии. Это отчет, опубликованный по результатам фундаментального исследования, в котором могут быть представлены принципы и основы, применявшиеся автором до начала исследования.
  8. Отчеты об исследованиях. Информация об исследованиях и разработках публикуется для привлечения внимания к ним. Такие отчеты предоставляют необходимую информацию об исследованиях, проводимых по тем же темам. Информация в исследовательских отчетах более эффективна и принципиально важна. Эти отчеты очень полезны в наше время, когда исследования проводятся в большом количестве. Они также полезны как средства коммуникации, расширения и экспансии.
  9. Стандарты. Это такие документы, в которых некоторые характеристики конкретного продукта или услуги стандартизированы правительством, например, качество и количество промышленной продукции, размер, виды, процесс, правила и нормы работы и терминологии. Стандарты очень важны и полезны для потребителей, поскольку они покупают или потребляют такие продукты с верой и убеждением. Как правило, стандарты – это справочник или бюллетень, в котором представлены подробные сведения об изделиях, утвержденных властями. Стандарты можно разделить на стандарты качества, стандарты оценки, стандарты терминологии, стандарты мер и весов.

Пока обучение поиску первоисточников не вошло в школьную программу, лучше научиться этому самим.

Откуда ноги растут: способы поиска первоисточника

Одна из главных трудностей при работе с первоисточниками – это их поиск. Многие исторические документы никогда не публиковались, и они могут быть доступны только в архивах.

Поиск первоисточника похож на «тихую охоту» за грибами. Они возникают и исчезают. Нужно хорошо знать информационную поляну, чтобы понимать, где выше шанс встретить грибницу. Когда вы находите нужный вам первоисточник, нужно его «срезать» (сохранить, сфотографировать или законспектировать). Успешный поиск дарит радость обретения и азарт первооткрывателя.

«Яндекс»

Это самый простой способ для русскоязычных пользователей. Подойдет, когда искомый первоисточник популярен и часто используется. Например, роман Александра Пушкина «Евгений Онегин».

Если же ищут что-то редкое, то следует учитывать, что поисковики наподобие «Яндекса» априори выдают то, на что регистрируют наибольший спрос. Изначальный поисковый запрос может быть деформирован, если «Яндекс» посчитает, что вы ошиблись в правописании.

Поэтому нужно конкретизировать поисковый запрос:

  • Уточнить предметную область. Этот процесс похож на поиск книги в школьной библиотеке. Понадобится не только конкретное слово (например, «давление»), но и область («медицина», а не «физика»). Поисковый запрос будет звучать как «давление медицина».
  • Регион и район. Поисковики не всегда помнят и учитывают, где вы живете.

Сигнальные слова или узкопрофессиональные термины в поисковых запросах облегчают поиск первоисточников на специализированных ресурсах и повышают шанс попасть на портал, который ведут профессионалы. Чаще всего именно они оказываются создателями ценного первоисточника информации, потому что владеют знаниями и опытом.

Нужно учитывать, что «Яндекс» выводит информацию по своим алгоритмам. Самые популярные – SEO и лексико-семантическое ранжирование (LSI).

Следует помнить, что, если нужная статья годовалой давности, ее засыплет культурным слоем. Непопулярная, но нужная вам статья может оказаться на 35-й странице выдачи. Поэтому при поиске первоисточника нужно вести себя как дотошный археолог – знать, что и где искать, вооружиться терпением и кропотливо удалять слой за слоем.

Google

Американский поисковик Google работает по другим алгоритмам и эффективнее российского «Яндекса» в поиске первоисточников. Google всегда старается первым в выдаче указывать первоисточник с указанием года публикации. Однако, как и у любого другого интеллекта, живого или искусственного, старания не всегда приводят к нужному результату. Это следует учитывать.

Для поиска по научным публикациям подойдет «Академия Google». «Google Книги» ищут по библиотекам США.

Google пригодится, когда нужно найти:

  • стенограммы интервью;
  • записи выступлений;
  • архивные фотографии.

Google содержит информацию на разных языках. Чтобы найти первоисточник на языке, отличном от русского, полезно поменять доменную зону. К примеру, если вам нужны оригиналы писем Мигеля Сервантеса, их следует искать не в доменной зоне .ru, а в испанской .es.

Сервисы проверки на уникальность

Продукты компаний «Главред», Advego, ETXT, «Текст.ру» высвечивают неуникальные шинглы и определяют содержание плагиата в текстах в процентах. Авторский первоисточник может рассчитывать на признание уникальности в 100%.

Вышеупомянутые продукты полезны в сложносоставных текстах, когда исследователю нужно атрибутировать конкретные куски, т.к. предоставляют гиперссылки на источники чужого материала.

Библиотеки и ЦОД

Центры обработки данных (ЦОД) необходимы в бизнесе и крупных корпорациях. Источники информации ЦОД хранятся на серверах и подлежат выдаче под запрос.

По тому же принципу работают базы данных (БД) и классические библиотеки.

Для поиска первоисточников полезны следующие информационные системы:

  • СПАРК;
  • информационная система жилищно–коммунального хозяйства РФ ГИС ЖКХ;
  • сервис раскрытия информации агентства «Интерфакс»;
  • БД ЦРУ США.

Информация на сайте ЦРУ представлена на английском языке. Хотя ведомство специализируется на хранении и изучении данных, которые касаются США, на портале можно найти информацию и свежую статистику практически по любому государству.

Законы

Это основные источники информации для юристов. Материалы заседаний суда относятся к категории профессиональных источников информации.

Законы полезны и обывателям, которые в повседневной жизни сталкиваются с мифологемами и назойливой рекламой. К примеру, когда человеку расхваливают положение женщины в конкретной арабской стране, этому лицу следует проверить, есть ли у данного государства Семейный кодекс. И прочесть. А если кодекса нет, сделать для себя соответствующие выводы.

Правообладатели

Это компании, которые владеют патентом либо исключительным правом на деятельность в определенной области. Их официальные сайты содержат отчеты, обзоры, новости и другие материалы, которые могут считаться первоисточниками.

К этой категории относятся интернет-ресурсы государственных организаций и официальные аккаунты в социальных сетях.

Статистика

Также относится к профессиональным источникам информации. На территории Российской Федерации за сбор статистических данных отвечает Росстат, на территории Евросоюза – Eurostat.

Родинка

Этот способ пригодится тем, кто пытается атрибутировать текстовой фрагмент, который встретился в анонимном виде на просторах Интернета.

Если пользователь хочет проверить, действительно ли текст анонимный или у него есть автор, который не следит за распространением своего творчества, следует найти в тексте уникальную метку контента, «родинку». Это может быть:

  • редкое слово;
  • редкое имя;
  • уникальное число из не менее чем четырех цифр;
  • бросившийся в глаза оборот;
  • топоним;
  • последовательность последних букв латинского алфавита; эта практика применяется в конце новостных материалов международных информационных агентств.

Ввод «родинки» в качестве поискового запроса зачастую позволяет быстрее найти первоисточник, чем вставка любой попавшейся строки из анонимного текста.

Не нашел? Создай!

В современном мире сверхскоростной передачи информации часто возникают ситуации, когда что-то важное уже произошло, однако первоисточник еще не создан. В этом случае можно и нужно создать его самому. Так поступают репортеры, когда слышат и чувствуют новость в речи спикера. Так поступают очевидцы, которые оказались со своим смартфоном в нужный момент в нужном месте.

Самыми распространенными способами создания первоисточников являются:

  1. Работа «в поле». Сотрудничество с людьми-источниками и экспертами. Результатом такой работы часто является инсайд. Обычно к этому методу прибегают детективы, журналисты и оперуполномоченные в правоохранительных органах. Несмотря на распространение искусственного интеллекта, онлайн-энциклопедий и многочисленных роботов, сбор информации «в поле» до сих пор актуален в 21 веке. Это блестяще показал на большом экране герой Рассела Кроу в фильме «Большая игра».
  2. Сбор и анализ имеющихся данных внутри компании. Для создания первоисточника потребуются разрешение начальства и других отделов, а также строгий контроль над методологией.
  3. Классификация. Используя дополнительные источники информации, можно составить из них пазл и увидеть с его помощью происходящее в крупном масштабе.

Создание собственного первоисточника позволяет заполучить уникальный полезный продукт, который не только пополнит вашу библиотеку, но и может пригодиться другим людям.

Как работать с первоисточником?

После того как первоисточники определены, необходимо прочитать и изучить их критическим взглядом. Важно учитывать как сам источник, так и время, в которое он был создан. Следует помнить, что источники существуют в разных форматах. Ниже приведены некоторые вопросы, которые нужно задать о характере источника:

  1. Что это за источник и о чем он вам говорит?
  2. Кто является автором или создателем?
  3. Какие предубеждения или предположения могли повлиять на автора или создателя?
  4. Кто был целевой аудиторией?
  5. Какое значение имел источник в момент его создания?
  6. Был ли источник отредактирован или переведен, тем самым потенциально изменив первоначальный замысел или цель?
  7. На какие вопросы можно ответить с помощью этого источника?
  8. Каковы, если таковые имеются, ограничения источника?
  9. Совпадает ли ваше понимание источника с интерпретациями других исследователей или же оно оспаривает их доводы?

Рассмотрение этих вопросов поможет вам анализировать и интерпретировать источники, не злоупотребляя прямыми цитатами и не полагаясь на них.

Видео – первоисточник или нет?

На протяжении тысячелетий источниками считались письменные памятники. В русском языке эту идею выражает поговорка «Что написано пером, того не вырубишь топором».

Однако с изобретением движущихся картинок встал вопрос, является видео первичным источником или вторичным? В разных предметных областях на этот счет разное мнение.

В классической журналистике было принято считать первоисточниками:

  • ролики очевидцев или участников событий;
  • выступления спикеров;
  • кинохронику;
  • прямые эфиры.

Однако современные технические возможности вмешиваться в эфир, применять постановку и показывать людям рисованную картинку, которую они принимают за реальное явление, заставляют отнести большую часть видеоматериалов к вторичным источникам.

Когда мы смотрим на хостинге выступление эксперта по внешней политике, мы понимаем, что он пересказывает чужие решения. Т.е. поставляет нам вторичную, уже переработанную им информацию. Однако то, как он поставляет ее, может случить первоисточником для тех, кто напишет его автобиографию.

Еще одна трудность – даже когда видеоматериал отвечает свойствам первоисточника, людям легче видеть, чем слушать. Если текст мы видим и читаем, то видео мы смотрим, слушаем и читаем (субтитры). За прием зрительной и слуховой информации отвечает средний мозг. Аудиальные и визуальные речевые эмоции активируют левую моторную область [J. Rovetti, 2022]. Именно левое полушарие включается у переводчиков-синхронистов, когда они внимают оратору-иностранцу [А. А. Конина, Т. В. Черниговская, 2018].

На слух мы верим и понимаем меньше, чем воочию. Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В 2013 году ученые подтвердили это с помощью опытов над детьми, которые связывались с родителями по видеосвязи. Малыши, которые могли видеть маму и папу, лучше переносили одиночество, больше играли и демонстрировали более позитивное отношение, чем их сверстники, которые говорили с родителями по телефону [J. Tarasuik, 2013].

Усвоению информации из видео мешает «звуковое загрязнение»: помехи, тон голоса, фоновая музыка, которая на многих действует как гипноз.

Восприятие видео как источника информации тяжелее дается тем, у кого под влиянием классической системы образования развилось преимущественно левополушарное аналитическое мышление. Тем, кто «любит буквы». Но это исправимо. Достаточно развивать правополушарное мышление.

Хотя в заголовке данной статьи упомянуты всего восемь способов поиска первоисточников, следует помнить, что эта арабская цифра в перевернутом виде обозначает бесконечность. Нет счета возможностям найти первоисточник. Дорогу осилит идущий.

Желаем вам в этом удачи и предлагаем пройти небольшой тест:

Ключевые слова:,