Способы мотивировать ребенка заниматься спортом

Способы мотивировать ребенка заниматься спортом

Дети в большинстве погружены в цифровую среду: экраны смартфонов, планшетов и телевизоров заменяют бег, активные игры и спортивные занятия. Не редкость, когда те, кто раньше обожали играть на улице, постепенно начинают предпочитать сидячий экранный досуг. Дети, равнодушные к физической активности изначально, активно противятся любой попытке родителей привлечь их к спорту.

Проблема не решается давлением и принуждением. Обычное родительское «это полезно» не вдохновляет ребенка. Наказания и угрозы приводят лишь к обратному эффекту и к тому, что физкультура воспринимается как неприятная обязанность, появляется сопротивление и конфликты, тогда как семья, дети и спорт неразрывно связаны и климат в доме критически важен для формирования мотивации.

В статье мы подробно поговорим о методах грамотной мотивации детей к физической активности: как определить внутренние интересы ребенка, подобрать подходящий спорт, учитывая характер и темперамент. Выясним, какая роль отведена родителям в этом и что предпринять, если ребенок совсем отказывается заниматься спортом после какого-то времени посещения тренировок.

Главное помнить: физические упражнения нужны ребенку не ради достижения спортивных рекордов, а для укрепления здоровья, повышения самооценки, расширения социальных связей и удовольствия от движения. Мотивированный правильным образом, он начнет выбирать активный образ жизни добровольно и естественно. О других способах совместного поддержания здоровья можете узнать на онлайн-программе «Биохакинг по науке». 

Понимание интересов ребенка

Прежде чем записывать ребенка в секцию, спросите себя: а ему это действительно нужно?

Часто родители действуют по инерции:

  • «Мальчик – значит, футбол или хоккей».
  • «Девочка – пусть идет в танцы или гимнастику».
  • «Я в детстве мечтал о боксе – пусть сын попробует».

А ребенок в это время… мечтает о другом. Может, он хочет рисовать, играть в шахматы или просто гонять на велосипеде во дворе.

Вы не замотивируете ребенка делать то, что ему неинтересно. Спорт – это про движение, усилия, повторения. Это требует энергии и желания. Если желания нет, будут отказ, истерики, болезни накануне тренировки, саботаж. Это не «лень» и не «характер слабый» – это попытка защититься от чужого выбора.

Как понять, что действительно нравится ребенку?

Дети редко говорят прямо: «Мама, я хотел бы развивать гибкость и координацию, запиши меня в акробатику». Но у них всегда есть поведенческие сигналы. Их нужно просто вовремя заметить.

Например, мальчик 7 лет часами возится с конструктором, не любит шум и избегает массовых мероприятий. Родители ведут его на футбол – он «не включается», бродит по полю. Через месяц бросает. Причина не в лени или слабом характере. Просто он – не командный игрок. Возможно, ему подойдет плавание, скалолазание или даже айкидо – что-то, где он один на один с задачей, и сам себе бросает вызов.

Родителям следует наблюдать за естественными склонностями ребенка. Дети, которым разрешают выбирать активность, соответствующую их темпераменту, чаще сохраняют мотивацию [Pubmed, 2016].

Чтобы понять, что нравится вашему ребенку, также стоит задавать правильные вопросы. Не про спорт, а про то, что дает энергию и вызывает внутренний отклик:

  • Что тебе нравится делать на переменах?
  • Когда ты на улице, во что ты любишь играть?
  • Ты больше любишь бегать, прыгать, лазить, бросать или просто наблюдать?
  • Хочешь играть один, с другом или в команде?
  • Представь, что ты супергерой – какие у тебя силы? Ты быстрый? Сильный? Ловкий?
  • Что тебе больше нравится: побеждать или просто участвовать?
  • Тебе нравится придумывать что-то свое или делать как все?

Эти вопросы могут показаться наивными, но они показывают, как ребенок видит себя, что ему важно: процесс или результат, самовыражение или соревнование, достижение или игра. О том, как еще можно органично взаимодействовать с ребенком для мягкого формирования его личности, можете узнать на бесплатной экспресс-программе «Педагогика: основы дидактики».

Как выбрать спорт по темпераменту ребенка?

Факт: до 70% детей бросают спорт к 13 годам, и чаще всего – из-за несоответствия активности их природным склонностям [Researchgate, 2016]. Не все командные игроки, и это нормально. Некоторым важны ритм и гармония, другим нравится работать руками и испытывать тело. Есть дети с сильным темпераментом, которым нужно «выплескивать» энергию в активных видах спорта, другие, наоборот, тихие и сосредоточенные. 

Наблюдайте за естественным поведением. Ребенок не скажет прямо: «Я интроверт, мне нужно индивидуальное занятие». Но его игры покажут предпочтения:

  • Собирает конструктор часами – шахматы, скалолазание.
  • Бегает, кричит, не сидит на месте – футбол, плавание.
  • Разбирает игрушки на части – технические виды, например, велоспорт, автоспорт.

Учитывайте преобладающий тип нервной системы:

  • Холерики (энергичные, эмоциональные) – единоборства, игровые виды.
  • Флегматики (усидчивые) – стрельба, шахматы, плавание.
  • Сангвиники (общительные) – командный спорт, танцы.
  • Меланхолики (чувствительные) – йога, конный спорт, гольф.

Важно: 85% успеха в детском спорте зависит от совпадения активности с темпераментом [Researchgate, 2017].

Что можно сделать уже сегодня:

  1. Запишите, в какие игры ребенок играет сам.
  2. Выберите 2-3 секции, соответствующие этим паттернам.
  3. Через месяц исключите то, что не вызвало отклика.

Спорт должен приносить радость, а не становиться испытанием. Найдите то, что раскроет сильные стороны вашего ребенка – тогда мотивация появится сама.

Как найти то, что нужно?

Ребенок сам откроет свои таланты, если получит возможность пробовать разные направления и форматы. Задача родителя – предложить разнообразие и внимательно следить за реакцией сына или дочери.

Несколько способов знакомства с разными видами спорта:

  • Покажите видео тренировок или соревнований по разным видам спорта. Можно посмотреть ролики в Интернете или документальные фильмы о спортсменах. Обратите внимание, что привлекает ребенка сильнее всего.
  • Запишитесь на бесплатные ознакомительные занятия или «открытые уроки» в секции поблизости от школы или дома. Так можно почувствовать атмосферу, попробовать себя и попробовать разные дисциплины.
  • Совмещайте прогулки с активными играми. Попробуйте устроить семейные забеги, покатайтесь на роликах или велосипеде, устройте соревнование на скорость или ловкость.
  • Предлагайте необычные активности: квесты, велопрогулки, мастер-классы по йоге или паркуру. Чем шире диапазон предложений, тем проще ребенку определиться.
  • Ходите на мероприятия и фестивали, где представлены сразу несколько видов спорта. Ярмарки активности, праздники дворов, дни открытых дверей спортивных клубов – прекрасная возможность познакомиться с несколькими дисциплинами сразу.

Главное – оставаться открытыми к желаниям ребенка и поддерживать любые начинания. Когда дети чувствуют свободу выбора и видят поддержку родителей, занятия становятся естественной частью жизни.

Правильный выбор вида спорта по возрасту

Когда родители находят подходящую секцию, начинается «медовый месяц»: ребенок с радостью идет на занятия, рассказывает, что было на тренировке, и даже дома повторяет выученные элементы или приемы. Но бывает и по-другому: казалось бы, секция хорошая, тренер опытный, все дети довольны – а ваш ребенок категорически отказывается туда идти. Почему?

Потому что для мотивации важен не просто спорт, а подходящий спорт. Тот, который отвечает возрасту, характеру и физическим возможностям ребенка. Это не универсальный рецепт, но есть логика, которая помогает избежать ошибок и сэкономить нервы, время и деньги.

Разным возрастам – разный подход. Не потому, что «так сказано», а потому, что нервная система, выносливость, внимание и мотивация работают по-разному.

Далее рассмотрим рекомендации Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей по возрастам, в которых целесообразно рассматривать те или иные виды спортивной активности.

Ранний старт (4-7 лет)

Простые игры на свежем воздухе помогают детям быстрее освоиться в мире собственного тела, развивают координацию и воображение. Совместные занятия с семьей закрепляют ощущение свободы и счастья от физической активности, стимулируя мозг к созданию новых нейронных связей [Healthychildren, 2019].

Если говорить о серьезном спорте, то для раннего начала имеет смысл обратить внимание на следующие дисциплины:

  • Гимнастика спортивная и художественная – 6-9 лет. Развивает гибкость, координацию и силу – качества, которые лучше формировать в детстве. К 10 годам тело становится менее пластичным. Интересный факт: 68% олимпийских гимнастов начали тренировки в 5-7 лет [Researchgate, 2023]. 
  • Фигурное катание – 6-8 лет. Требует развитого вестибулярного аппарата – дети осваивают этот навык быстрее взрослых. Первые 2-3 года уходят на постановку базовых элементов («фонарики», змейки).
  • Плавание и прыжки в воду – 7-8 лет. Эти виды физической активности с минимальным риском травм, укрепляют дыхательную систему. Можно начинать даже с 4 лет в формате «игрового плавания».
  • Парусный спорт, занятия можно начинать – 6 лет. Единственный в списке вид, где важнее тактическое мышление, чем физическая подготовка, хотя и без нее не обойтись. Дети 6-8 лет учатся управлять маленькими яхтами в безопасных условиях.
  • Теннис – 7-9 лет. До 6 лет детям сложно концентрироваться на технике удара. Оптимально начинать с мини-тенниса. 

Этот список охватывает базовые и доступные детские виды спорта, подходящие для формирования первых спортивных достижений и гармоничного физического развития. О том, каким образом еще можно поддерживать здоровье тела, рассказали на экспресс-курсе «Здоровый образ жизни».

Младший школьный возраст (8-12 лет)

В этом возрасте дети уже могут концентрироваться дольше, у них формируется выносливость, реакция и уверенность в теле. Это время для старта в более сложных, координационно насыщенных дисциплинах:

  • Акробатика – 8-9 лет. Развивает силу, гибкость, равновесие и чувство ритма. Хороша как самостоятельный спорт и как база для фигурного катания, батутной гимнастики или танцев.
    Интересный факт: в акробатике важна ранняя техника – к 12 годам координационные способности уже снижаются [Researchgate, 2011].
  • Батут – 9-11 лет. Отлично развивает вестибулярный аппарат, координацию и ловкость, часто вызывает азарт и практически всегда радость. Используется как подготовка для фристайла, сноуборда и акробатики.
  • Лыжные гонки – 9-11 лет. Один из самых безопасных циклических видов спорта. Формирует выносливость, дыхательную систему, общую выносливость. Подходит детям с любовью к природе. Начинать можно с семейных или с туристических прогулок на лыжах.
  • Футбол и хоккей – 10-11 лет. В это время дети уже готовы к командной работе, начинают понимать тактику и стратегию, способны не просто пинать мяч. Позже стартовать тоже можно, однако поздний старт после 10 лет необходимо компенсировать интенсивными тренировками, но это зависит от типа навыков [Researchgate, 2012]. 
  • Виндсерфинг – 8-12 лет. Морской воздух, ловкость, баланс и умение работать с ветром. Дети осваивают технику проще, чем взрослые. Практика обычно начинается в летних лагерях, а еще можно попробовать покататься на виндсерфинге на прокат.
  • Шахматы и шашки – с 9 лет. Развивают мышление, память, стратегию и внимание. Подходят детям, которым интереснее думать, чем двигаться. Регулярные занятия помогают академической успеваемости.
    Факт: дети, играющие в шахматы, показывают выше результаты в математике и логике [Sciencedirect, 2016].

Таким образом, 8-12 лет – идеальный возраст для осознанного старта в спорте, когда дети уже готовы к сложным навыкам, но сохраняют высокую обучаемость. В этой возрастной категории также можно начинать заниматься баскетболом, волейболом, греблей, легкой атлетикой, фехтованием, стрельбой, борьбой и водным поло. 

Подростковый возраст (12+ лет)

Некоторые виды спорта требуют не только физической подготовки, но и зрелости: способности к концентрации, самоконтролю, осознанию риска и дисциплине. Поэтому начинать раньше 11-12 лет либо бессмысленно, либо потенциально вредно. Поздний старт здесь – норма, а не отставание:

  • Бокс – 12-14 лет. Это не просто силовой спорт. Он требует точной техники, тактического мышления, чувства дистанции и высокой стрессоустойчивости. Раннее начало может быть опасным из-за недоразвитой координации и нестабильной психики. Бокс подходит детям с внутренней дисциплиной, быстрой реакцией и устойчивостью к эмоциональному напряжению.
  • Тяжелая атлетика – 13-14 лет. Один из самых строго возрастных видов спорта. До начала полового созревания не рекомендуется из-за риска повреждения роста костей и суставов [Researchgate, 2016].
  • Конный спорт – 11-12 лет. Верховая езда – это не просто физическая активность, а взаимодействие с животным. Здесь важны эмоциональная зрелость, способность к эмпатии, самоконтролю и точному управлению телом.
  • Стрельба из лука – 11-12 лет. Спорт для тех, кто умеет ждать и держать фокус. Основные особенности: точность, контроль дыхания, стабильность движений. Ранний старт неэффективен: дети младше 11 лет редко могут стабильно удерживать технику.
    Стрельба из лука особенно полезна подросткам с высоким уровнем тревожности – помогает научиться управлять собой.

Данные основаны на рекомендациях международных спортивных федераций и исследованиях в области детской спортивной медицины. Можно ли детям заниматься спортом вне предложенных возрастных пределов? Конечно, все индивидуально и для определения способностей ребенка можно присоединиться к соответствующим возрастным группам или индивидуально.

Ошибки, которые усложняют выбор

Спорт для ребенка начинается не на ковре, не на льду и не на беговой дорожке. Он начинается дома – с того, что родители говорят, как они себя ведут, и какие установки транслируют. Если вы думаете, что главную роль играет тренер, оборудование или секция, – это ошибка.

Настоящий успех – это когда в семье создана атмосфера, где движение, активность и усилия считаются нормой. И наоборот: чаще всего дети перестают заниматься спортом не потому, что «не понравилось», а потому что взрослые рядом все испортили.

Родитель решает за ребенка

Когда выбор делает взрослый, а не ребенок, тот не чувствует ответственности. Это не его спорт, не его решение. Ему просто сказали – и он пошел: «Ты идешь на плавание. Потому что полезно».

Что делать вместо этого: дайте ребенку выбрать – пусть он пробует 2-3 секции. Устройте неделю проб, обсудите впечатления, помогите сформулировать, что понравилось, а что – нет.

Ставка на результат, а не на процесс

Психологи называют это внешней мотивацией: когда ребенок делает что-то ради похвалы, награды или избегания наказания. Она нестабильна. Нет приза – нет интереса: «Ты же ходишь уже 3 месяца – где медали?»

Что делать вместо этого: показывайте, что спорт – это радость, способ чувствовать тело, возможность становиться лучше, а не проект с KPI.

Давление: спорт как долг, а не выбор

Когда спорт становится обязанностью, он перестает быть интересным. Ребенок ощущает контроль, а не свободу, боится разочаровать возложенные на него ожидания и оказаться «плохим» в глазах старших. Страх ошибки или «прогула» заменяет азарт и любопытство: «Ты записан – значит, будешь ходить. Мы уже заплатили», «Если не спорт, то ты просто будешь сидеть в телефоне».

Что делать вместо этого: слушайте, что говорит ребенок. Дайте ему право ошибаться, передумать, сделать перерыв. Спорт – не воинская обязанность. Это приглашение к движению.

Сравнения с другими

Сравнение бьет по самооценке и стирает личную динамику. Даже если ребенок старался, он чувствует, что «не дотягивает». Это демотивирует. Звучит это как-то так: «Смотри, Ваня уже разряд получил», «А у Маши по три тренировки в неделю, не то, что ты».

Что делать вместо этого: хвалите не за результат, а за усилие. Подчеркивайте прогресс в сравнении с самим собой, а не с другими: «Главное – ты не сдался. Ошибки помогают нам расти» или «Помнишь, месяц назад ты не мог сделать это упражнение? Сейчас у тебя отлично получается!»

Игнорирование эмоций ребенка

Когда чувства ребенка игнорируют, он замыкается. От усталости до тревоги – все кажется «неправильным». Вместо доверия – отдаление. Вместо диалога – скрытность. Если бы вы были ребенком, было бы ли для вас мотивирующим услышать «Не ной. Все устают» или
 «Устал? Это потому, что мало стараешься»?

Что делать вместо этого: слушайте, признавайте и принимайте эмоции. Ребенок может уставать, бояться, стесняться. Это нормально.

Подмена интереса амбициями родителей

Ребенок – не продолжение родителя. Он не обязан реализовывать чужие мечты. Когда его используют как «второй шанс», мотивация исчезает. Вместо радости – давление и протест. Выявить подобное можно примерно по таким фразам: «Я в детстве мечтала танцевать – вот ты и будешь» или «Хочешь стать настоящим мужчиной – иди на бокс, как отец».

Что делать вместо этого: отделите свои желания от интересов ребенка. Спрашивайте не «Куда бы я хотел его отдать?», а «Что его зажигает?»

Роль родителей: лучший мотиватор

Правильный выбор вида спорта – это когда ребенок идет на тренировку с радостью, возвращается уставший, но довольный, и сам рассказывает, что нового узнал и попробовал. Что делать родителям, которые хотят помочь своему ребенку успешно заниматься спортом в профессиональном или даже любительском формате:

  • Научите проигрывать без драмы. Проигрыш – не трагедия, а опыт. Ребенок должен понимать: неудачи случаются, и это нормально. Если он не справляется с эмоциями, это сигнал, что ему нужна поддержка и перспектива. Объясняйте, что результат не определяет его как личность.
  • Не делайте из спорта культ. Если ребенок действительно хочет развиваться, он найдет путь. Частные тренеры, ранняя специализация и элитные секции не гарантируют успеха. Настоящий талант пробивается сам.
  • Любите вне зависимости от результата. Ребенок должен знать: вы на его стороне, даже если он проиграл или не попал в состав сборной. Ваша поддержка – это стабильность. Не ставьте ее в зависимость от побед.
  • Не вмешивайтесь в каждую проблему. Дайте ребенку самому учиться решать конфликты и трудности. Спорт – отличная школа жизни. Ваше вмешательство нужно только тогда, когда ситуация реально выходит из-под контроля.
  • Не превращайте спорт в семейный проект. Когда родитель «горит» больше ребенка, появляется давление. Чем сильнее вы включены, тем труднее ребенку дышать. Поддерживайте, но не давите. Страсть должна быть у него, не у вас.
  • Не торопите события. Позвольте ребенку пройти свой путь. Если он действительно хочет, он поможет себе сам. А ваша задача – быть рядом, не мешая. Создайте условия: возможность выбирать, пробовать, передумывать. Пусть он почувствует, что его интересы важны, а ошибки – не катастрофа.
  • Покажите личный пример. Можно сколько угодно говорить о пользе спорта, но ребенок смотрит не на слова, а на поведение. Мама, которая по выходным катается с дочкой на роликах, или папа, играющий в футбол с сыном, подают сигнал: «Это весело. Я с тобой». Маленькие действия – большая мотивация. Семейные велопрогулки, зарядка по утрам или воскресный поход в бассейн значат больше любой лекции.

Еще важна правильная похвала. Хвалите усилия, а не результат. Не «Ты лучший», а «Ты достиг успеха, потому что тренировался». Такая формулировка формирует у ребенка мышление роста – когда ошибки воспринимаются не как поражение, а как шаг вперед. Это снижает тревожность, укрепляет уверенность и удерживает интерес к занятиям. 

Что говорить:

  • «Ты не сдался, даже когда было трудно – это круто».
  • «Я вижу, как ты старался – молодец».
  • «Ты прыгнул выше, чем в прошлый раз!»
  • «Мне нравится, как ты слушаешь тренера».

Исследование психолога Кэрол Дуэк доказало: дети, которых хвалят за усилия, а не за врожденные качества, чаще добиваются успехов в долгосрочной перспективе и не боятся пробовать новое [Pubmed, 1998].

Что делать, если ребенок хочет бросить спорт?

Рано или поздно это случается почти с каждым родителем:

  • «Я больше не хочу на тренировку».
  • «Мне надоело».
  • «Тренер злой. Все надоели. Не пойду».

И вот вы стоите с проплаченным абонементом, в раздрае между чувством долга, раздражением и растерянностью. В голове крутится:

  • «Он просто ленится?»
  • «Может, нужно заставить?»
  • «А вдруг он все бросит?»

Сначала – выдох. Отказ от спорта – не катастрофа, а нормальный этап развития интереса и личности ребенка. Важно понять, что за этим стоит, а не глушить проблему усилием воли.

Когда ребенок говорит: «Я больше не хочу», первая реакция – тревога или разочарование. Причины этому могут быть не очевидны – и часто они не про лень.

Вот что может мешать продолжать занятия:

  1. Исчезло удовольствие. Ребенок может не видеть, зачем он ходит на тренировки. Не чувствует прогресса, не получает удовольствия. Спорт превращается в рутину и теряет смысл. Что делать: напомнить, как было вначале. Вспомнить, ради чего все начиналось. Может, пора сменить формат – на более мягкую секцию, сменить тренера или попробовать другой вид спорта.
  2. Непростая атмосфера в команде. Тренер кричит, в коллективе травля, партнеры по команде – не друзья. В таких условиях даже любимое дело быстро перестает радовать. Что делать: поговорить без осуждения, выяснить, что происходит. Иногда переход в другую группу решает все.
  3. Страх подвести. Ребенок может бояться, что у него не получится. Что разочарует тренера. Или вас. Особенно если акцент всегда был на победах и результатах. Страх ошибки – сильный мотиватор все бросить.  Что делать: показать, что вы рядом независимо от медалей. И что «не получилось» – не трагедия, а часть процесса.
  4. Интересы изменились. То, что нравилось в 7 лет, может наскучить в 10. Это не каприз, а естественная часть взросления. Ребенок пробует, ищет себя – и это нормально. Что делать: дайте пространство для перемен. Иногда спорт возвращается в жизнь позже – уже по-настоящему.
  5. Не хватает времени. Спорт забирает часы после школы. А еще уроки, друзья, просто отдых. Если все расписано по минутам, даже любимое дело становится в тягость. Что делать: вместе пересмотрите нагрузку. Может, стоит оставить только две тренировки в неделю, без соревнований, чтобы ребенок не сгорал. Больше способов организации времени можете узнать на экспресс-курсе «Тайм-менеджмент: управление временем».

Когда ребенок хочет бросить спорт, это не конец, а сигнал. Слушайте, уточняйте, не давите. Часто за «не хочу» стоит усталость, скука или поиск себя. И если дать ребенку выбор и поддержку, он или вернется, или найдет то, что по-настоящему зажигает.

Ребенок может говорить «не хочу», но иметь в виду совсем другое. Психологи говорят: дети редко прямо формулируют причину, но она почти всегда есть.

Возможные причины:

Что говорит ребенок

Что может стоять за этим на самом деле

«Мне скучно»

Однообразные занятия, нет игры, нет развития

«Тренер плохой»

Чувство страха, стыда, давления или отсутствия контакта

«Я устал»

Физическое и эмоциональное выгорание, перегруз

«Все лучше меня»

Страх не справиться, заниженная самооценка

«Не хочу»

Возможно, спорт изначально был навязан

Что может сделать родитель в кризис:

Чего не делать

Что делать вместо этого

Давить, шантажировать

Поговорить, выяснить причину

Упрекать

Поддержать, показать, что не страшно

Навязывать другую секцию сразу

Предложить варианты, дать время на выбор

Сравнивать с другими

Признать индивидуальность

Фраза, которая работает: «Ты имеешь право передумать. Важно, чтобы ты занимался тем, что приносит тебе радость. Я помогу тебе найти это».

Главное – не удержать в секции, а сохранить доверие. Тогда ребенок сам вернется к движению, когда будет готов.

Подытожим: главное – не спорт, а отношение

Дети не рождаются мотивированными. Их желания, интересы, привычки формируются в том, какой мир мы им показываем. Если спорт – это про радость, игру, рост, поддержку, интерес, тогда он останется в жизни ребенка надолго. Даже если секции будут меняться, даже если будут кризисы – вектор останется. Но если спорт – это про страх, давление, контроль и вечное «надо», то мотивация сгорит быстро.

Поэтому задача родителя – не заставить, не единолично решить, каким спортом заняться ребенку, а помочь найти свою форму движения, поддержать, быть рядом и уважать выбор. И тогда физическая активность будет не «уроком», а частью жизни. Как чистка зубов – просто, потому что это приятно и правильно. О том, как еще можно замотивировать ребенка поддерживать свое здоровье, можете узнать на онлайн-программе «Биохакинг по науке». 

Желаем вам успеха в гармоничном развитии ваших детей! И в завершение предлагаем вам ответить на несколько вопросов по теме статьи: