Чтобы провести максимально интересный и современный урок, современные образовательные технологии предлагают множество возможностей. Однако технологии – это не только гаджеты и инновации. Технологии – это принципы и алгоритмы тех или иных действий, подходы к решению задач и возникающих проблем.
В сфере образования проблем всегда было предостаточно и стало еще больше в последние несколько лет из-за известных всем событий. Тем не менее, основная проблема всегда была одна – обеспечить качественное образование. Любую проблему решить намного легче, когда есть готовый подход или технология, как это делать.
В сфере образования существует немало подходов, методик и технологий, как сделать так, чтобы дети, подростки, студенты могли получить качественные знания. Мы анонсируем наши программы «Лучшие техники самообразования» и «Из мечты в цель» и переходим собственно к нашей сегодняшней теме «Современные образовательные технологии».
Образовательные технологии – что это такое?
Для начала давайте определимся с терминологией. Выражение «образовательные технологии» относится к использованию различных методов, инструментов и практик, внедряемых в образовательный процесс с целью улучшения эффективности обучения и облегчения усвоения знаний студентами.
Образовательные технологии объединяют в себе применение современных информационных и коммуникационных технологий с педагогическими методиками и стратегиями.
В техническом плане они подразумевают разнообразные инструменты, такие как использование компьютеров, Интернета, программного обеспечения, мобильных устройств, мультимедийных материалов, электронных учебников, цифровых учебных платформ и других технологических решений.
В методическом плане образовательные технологии подразумевают системы и подходы, разработанные для планирования, организации и реализации учебного процесса с целью достижения определенных образовательных целей и результатов. Они определяют стратегии и методы, используемые преподавателями для обучения студентов.
Целью образовательных технологий является создание более эффективного и гибкого образовательного процесса, способствующего активному участию студентов, индивидуализации обучения, развитию критического мышления, проблемному решению, сотрудничеству и развитию цифровой грамотности.
В целом, современные образовательные технологии в образовательном процессе направлены на преобразование традиционных методов обучения, расширение доступа к образованию, повышение мотивации и интереса студентов, а также подготовку их к современной цифровой среде.
Мы сегодня сосредоточимся на методической стороне дела и поговорим про развитие современных образовательных технологий, методик, подходов к процессу образования и обучения. В частности, рассмотрим некоторые популярные современные педагогические методики и современные технологии образовательной деятельности, среди которых:
- Технология витагенного образования А. С. Белкина.
- Технология знаково-контекстного обучения А.А. Вербицкого.
- Технология опережающего обучения с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой.
- Вальдорфская педагогика Р. Штайнера.
Итак, что же представляют собой эти современные образовательные технологии обучения?
Технология витагенного образования А. С. Белкина
Технология витагенного образования – это относительно новое по меркам истории направление в образовательных технологиях. Это направление было разработано заслуженным деятелем науки, академиком Августом Соломоновичем Белкиным. Суть методики кратко изложена в его работе «Теория и практика витагенного обучения: голографический подход» [А. Белкин, 1999].
Более подробно можно ознакомиться с данной технологией, изучив материал «Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концепция личности)» [А. Белкин, Н. Вербицкая, 2007].
Итак, витагенное образование – это образование, основанное на актуализации или востребовании жизненного опыта человека, его интеллектуального потенциала в образовательных целях. Такой подход возможен на условиях взаимного доверия и сотрудничества между преподавателем и обучаемым.
Основу витагенного образования составляет проживание чувств, эмоций, действий, соединенных в единое целое. При таком подходе педагог – больше, чем просто преподаватель, озвучивающий некую информацию. Педагог выполняет функцию вдохновителя, умеющего вести за собой, обладающего способностью сопереживать успехам и неудачам своих подопечных.
Смысл витагенного образования состоит в формировании неповторимой личности и яркой индивидуальности человека. Витагенная технология задействует ресурсы обучаемого, скрытые в его подсознании. И прежде всего – творческий потенциал человека, его интуицию, способность воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», без прямого участия сознания, на уровне одномоментного постижения.
Подход основан на том, что интуиция отражает жизненный или витагенный опыт человека, актуализация которого является эффективным инструментом для организации образовательного процесса. Максимально раскрыть возможности такого подхода помогают специальные педагогические приемы, применяемые в рамках технологии витагенного образования:
- Ретроспективный анализ жизненного опыта в контексте образовательного процесса – задача преподавателя состоит в умении видеть расхождения, несовпадения, противоречия между витагенными и образовательными знаниями. Это позволит найти максимально понятные обучаемому аргументы для объяснения материала с учетом его жизненного опыта.
- Опережающая проекция преподавания – смысл состоит в том, чтобы наложить образовательную проекцию на витагенную. Условно говоря, вместо традиционного анонса в духе «Скоро вы узнаете что-то новое» следует четко сказать, что именно предстоит изучать на следующем уроке и предложить учащимся подумать, приходилось ли им сталкиваться с этим явлением в жизни.
- Дополнительное конструирование незаконченной образовательной модели – учащимся презентуется некая незавершенная или не доведенная до логического конца идея и предлагается дополнить ее самостоятельно, опираясь на свой жизненный опыт.
- Временная, пространственная и смысловая синхронизация образовательных проекций – материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между изучаемыми фактами, событиями, явлениями и процессами.
- «Витагенное одухотворение» объектов живой и неживой природы – если «очеловечить» живую и неживую природу, «присваивая» им человеческие качества и мотивы действия, детям будет намного проще усвоить материал.
- Технология творческого синтеза образовательных проекций – образовательный объект знания доложен быть представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Это поможет формированию творческого мышления и навыков художественно-голографического отображения знаний у обучаемых.
- Технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов – нужно давать возможность обучаемым выстроить в своем воображении некую «идеальную модель» образовательного объекта на основе собственного жизненного опыта.
По поводу последнего пункта следует уточнить, что под «идеальной моделью» подразумевается не отсутствие каких-либо недостатков, а отсутствие ограничений полета фантазии, возможность на время «отключить» мозг от жизненных реалий и ограничивающих убеждений и сосредоточиться на исследуемом предмете.
И еще пару слов про такой прием, как временная, пространственная и смысловая синхронизация образовательных проекций. Помимо целостного восприятия явления и понимания причинно-следственных связей, это позволяет сформировать так называемый «объемный характер восприятия образовательного предмета» в соответствии с «правдой жизни», что воспитывает ценностное отношение к знанию.
Проще говоря, жизнь и все ее явления многомерны и многогранны, и любое знание нужно воспринимать во всем его многообразии, а не просто как некий навязанный учителем фрагмент информации.
Так в общих чертах выглядит технология витагенного образования Августа Белкина. Разумеется, любое применение современных образовательных технологий, и педагогическая образовательная технология Августа Белкина в том числе, имеет определенные ограничения.
Скажем так, что математику и прочие точные науки в старших классах лучше преподавать традиционными способами, не слишком надеясь на интуицию и творческое озарение. Иначе может получиться, как в известном анекдоте про математиков, которые поймали йога и сказали ему медитировать до тех пор, пока тот не научится брать интеграл и решать дифференциальные уравнения.
При этом технология витагенного образования полностью приемлема для объяснения законов природы ученикам младших и средних классов, понимания литературных образов, исторических событий и общественных явлений.
Технология знаково-контекстного обучения А. А. Вербицкого
Технология знаково-контекстного обучения появилась в начале 90-х годов 20 столетия. Автором технологии является доктор психологических наук, профессор Андрей Александрович Вербицкий. Суть своей технологии он изложил в монографии «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход» [А. Вербицкий, 1991].
Знаково-контекстное или просто контекстное обучение – это формат активного обучения, предназначенный для применения преимущественно в высшей школе, ориентированный на профессиональную подготовку студентов и реализуемый посредством системного использования профессионального контекста и постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.
Идея контекстного обучения зиждется на теории деятельности, согласно которой максимально эффективное освоение чего-либо возможно в результате активной и осознанной деятельности субъекта. Андрей Вербицкий сформулировал основные принципы знаково-контекстного обучения:
- Активность обучаемого.
- Принцип проблемности.
- Единство обучения и воспитания.
- Последовательное моделирование элементов профессиональной деятельности.
Для справки: Принцип проблемности подразумевает системность в построении содержания, форм, методов и средств обучения, взаимосвязь их структуры на основе логики поисково-исследовательской деятельности учащихся [М. Махмутов, 1983].
В технологии знаково-контекстного обучения особое внимание уделяется реализации постепенного и поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности, связанной с будущей профессией. Проще говоря, перехода от традиционной учебной академической деятельности к некой квазипрофессиональной деятельности.
Под квазипрофессиональной деятельностью подразумеваются, в первую очередь, деловые и дидактические игры. Предполагается, что после такого промежуточного этапа студентам проще перейти к учебно-профессиональной деятельности, такой как стажировка и производственная практика.
Каким образом должен быть выстроен учебный процесс для того, чтобы обеспечить плавность таких переходов? Как минимум, преподавание общеобразовательных дисциплин нужно осуществлять в контексте будущей профессиональной деятельности.
Студенту изначально должно быть понятно, каким образом получаемые знания пригодятся ему в будущем. Разумеется, не все общеобразовательные дисциплины можно напрямую «привязать» к будущей специализации студентов. Однако если это, к примеру, специальность, связанная с экономикой, будет логичным в преподавании истории страны сделать акцент на экономической составляющей истории, развитии промышленности и средств производства в разные периоды истории.
Все это будет сделать проще, если стимулировать активность студентов, их вовлеченность в учебный процесс, предлагать воочию представить, как мог выглядеть тот или иной производственный процесс в определенный период истории, запрашивать обратную связь, насколько студентам понятны эти нюансы.
Так или иначе, учеба в вузе не должна быть «учебой ради учебы». Каждый преподаватель вуза должен помнить, что он преподает не просто так, а вносит вполне конкретный вклад в обучение специалиста конкретного профиля: инженера, врача, учителя, музыканта, художника, дизайнера, военного.
Задавая самому себе вопрос, каким образом преподаваемые знания приближают студентов к основной цели стать квалифицированными специалистами, можно добиться многого и заметно оживить и осовременить учебный процесс. И, соответственно, обеспечить воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности специалиста.
Таким образом, суть контекстного обучения – последовательное моделирование в учебной деятельности предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности сегодняшнего студента. Наполнение контекстного обучения имеет два основных аспекта:
- Научная информация.
- Моделирование профессиональной деятельности.
Моделирование профессиональной деятельности представлено в виде имитации основных должностных функций, проблемных ситуаций, рабочих задач. Такой подход обеспечивает динамическое развитие студента по следующей схеме:
- Учебная деятельность академического типа.
- Квазипрофессиональная деятельность.
- Учебно-профессиональная деятельность.
- Профессиональная деятельность.
Почему такое обучение называется знаково-контекстным? Потому что основной массив учебного материала подается в традиционном знаково-текстовом формате: учебные тексты, формулы, схемы, чертежи, диаграммы, примеры решения задач и т.д. Однако при этом учебный материал максимально интегрирован в систему профессиональной подготовки будущих специалистов.
Важный момент: Андрей Вербицкий, презентуя свою систему, акцентировал внимание на том, что внедрение современных образовательных технологий вовсе не означает отказ от традиционных подходов. Наоборот, традиционные и современные подходы нужно совмещать, и только так можно добиться максимального эффекта.
Следует понимать, что профессиональное становление будущего специалиста должно происходить в придачу, а не вместо общего развития, обеспечение которого является одной из задач высшего образования. Абсолютно любой специалист должен читать художественную литературу, посещать театры, музеи и филармонии, знакомиться с трендами современной литературы и искусства.
И даже если студенты в силу юного возраста не вполне понимают, зачем это все инженеру, врачу или программисту, задача преподавателей обратить внимание на все растущую мультидисциплинарность современных профессий и проектов. Так, современный инженер должен заранее понимать, что любая техническая разработка должна быть пригодна к эффектному дизайнерскому оформлению, а без развитого эстетического восприятия, которое как раз и формируется благодаря книгам, театрам, выставочным галереям, это попросту невозможно.
Собственно, так называемые «общеобразовательные дисциплины» в вузах как раз и призваны сформировать кругозор будущего специалиста, привести к некоему «общему знаменателю» определенную сумму знаний, которыми должна обладать современная интеллигенция.
Условно говоря, изучение основ философии позволит будущему инженеру мыслить шире, нежели категориями формул, чертежей и практической целесообразности, и быть ближе к реальной жизни, чем без этой широты взглядов. Преподавание политэкономии поможет будущим философам осознать, что философские идеи не берутся «из воздуха», а во многом предопределены господствующим укладом в обществе.
Так что при всей важности профессиональной подготовки важно помнить, что сегодняшние студенты – это будущий цвет нации, поэтому они должны получить максимально разностороннее образование.
Технология опережающего обучения с использованием опорных схем С. Н. Лысенковой
В идеале, работа над развитием гармоничной личности должна начинаться задолго до того, как человек поступит в вуз, и независимо от того, будет ли он получать в будущем высшее образование или воздержится. Многие современные образовательные технологии, применяемые в школе нацелены на то, чтобы максимально способствовать разностороннему развитию детей.
Одна из таких технологий – это технология опережающего обучения с использованием опорных схем, которую разработала педагог-новатор Софья Николаевна Лысенкова. Суть своего методики она изложила в книге, которая так и называется: «Методом опережающего обучения» [С. Лысенкова, 1988].
Помимо изложения основ метода, Софья Лысенкова делится личным опытом его применения в младших классах. А для начала давайте изучим концептуальные основы технологии опережающего обучения:
- Личностный подход в педагогике сотрудничества.
- Успех как главное условие развития детей в обучении.
- Комфортная атмосфера в классе, основанная на доброжелательном отношении и взаимопомощи.
- Приоритет предупреждению ошибок, а не работа над ними.
- Последовательность и системность изложения учебного материала.
- Дифференцированный подход и доступные задания для каждого.
- Постепенный переход к полной самостоятельности.
- Существенная роль успевающих учеников в обучении отстающих.
Многие принципы кажутся понятными и самоочевидными, однако в контексте технологии опережающего обучения они обретают новое наполнение. Если сказать кратко простыми словами, Софья Лысенкова в своей работе открыла интересную закономерность: для того чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов школьной программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Проще говоря, особо сложные для малышей темы нужно начинать объяснять заранее и постепенно, а не «вываливать» на них весь объем информации за один раз. Как это сделать, если учитель должен работать по утвержденным профильным министерством учебным планам, в котором для каждой темы определены определенные часы?
В этом и состоит талант педагога: ненавязчиво анонсировать будущую тему и презентовать ее как очень интересную, акцентировать внимание детей на тех нюансах изучаемого в данный момент материала, которые потребуются для дальнейшего понимания той самой особо сложной темы, что ждет детей впереди.
Это так называемая «перспективная подготовка», начало попутного прохождения аспектов трудной темы, приближенных к изучаемому в данный момент материалу. Будущую сложную тему учитель начинает объяснять заранее и постепенно, «малыми порциями» за несколько уроков до того, как дети должны будут освоить эту тему в соответствии с учебным планом.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
- Предварительное знакомство с отдельными аспектами будущей сложной темы.
- Объяснение новых понятий и терминов, которые нужны будут для понимания будущей темы.
- Развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий у детей на основе уже полученных знаний.
Такое «распределенное усвоение» учебного материала способствует закреплению знаний в долговременной памяти. Этот подход можно условно назвать «пробно-порциональным», и он является одним из «трех китов» на которых держится технология опережающего обучения.
«Вторым китом» технологии опережающего обучения является так называемое «комментируемое управление», когда все происходящее на уроке проговаривается вслух. Тогда детям будет понятнее логика изложения темы и те выводы, к которым нужно прийти в результате изучения темы.
Комментировать нужно буквально все: ход решения каждой задачи у доски, разбор предложения на уроке русского языка и т.д. К слову, комментировать происходящее в классе – решение задачи, разбор предложения, рисование геометрической фигуры – вовсе необязательно должен учитель. Будет даже лучше вызвать к доске кого-то из отличников или хорошистов с тем, чтобы он «прошелся» по всем пунктам темы и пояснил, каким образом нужно прийти к основным выводам по теме.
Такой подход решает сразу несколько задач: показывает ученикам, в том числе отстающим, что усвоение материала – это полностью реально, позволяет отличникам и хорошистам дополнительно развить ораторские способности и навыки выступления перед аудиторией и дает отдохнуть голосовым связкам учителя.
Это, напомним, «второй кит» технологии опережающего обучения с использованием опорных схем. Что такое опорные схемы? А это «третий кит» технологии Лысенковой. Именно в процессе комментируемого управления и рождаются эти самые опорные схемы в виде табличек, карточек, схем, чертежей и прочих форматов представления выводов по итогам изучения той или иной темы.
Софья Лысенкова подчеркивала, что все эти схемы, таблицы, чертежи не должны быть представлены в готовом виде – ученики должны сделать их сами под руководством педагога. Только так дети смогут понять и запомнить материал.
И даже если это не получится у кого-то с первой попытки, при таком подходе будет проще понять, в какой момент ребенок потерял нить рассуждений и что именно ему нужно пояснить для полноты понимания темы. Опорные схемы становятся той самой опорой, на которой держится знание и которая облегчает сам процесс учебы в школе.
В принципе, можно применять такие современные образовательные технологии опережающего обучения и в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях), но, разумеется, с поправкой на возраст малышей, отдавая приоритет игровым формам получения знаний. Тем более что современные образовательные дошкольные технологии, такие, как, к примеру, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ставят перед детьми достаточно серьезные задачи и учат их справляться с ними.
Вальдорфская педагогика Р. Штайнера
И еще одна образовательная технология, вокруг которой не утихают споры на протяжении всего времени ее существования, – это вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера. Философ и педагог Рудольф Штайнер (в некоторых транскрипциях Штейнер) воплотил в своей школе разработанное им философское учение – антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству.
Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году, а спустя 100 лет по всему миру насчитывалось больше тысячи вальдорфских школ и почти две тысячи детских садов, работающих по вальдорфской методике [Waldorf World List, 2022].
Суть своей методики Штайнер изложил в своей книге «Принципы вальдорфской педагогики» [Р. Штайнер, 2018]. Согласно его взглядам, ребенок – это существо духовное, имеющее, помимо физического тела, еще и душу или божественное начало. Вальдорфская педагогика – это воплощение идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики».
По сути, это система самопознания и саморазвития индивидуальности ребенка в партнерстве с педагогом и единстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела. Вальдорфская педагогика строится на следующих концептуальные основах:
- Природосообразность – развитие человека идет по заранее заданной, генетически детерминированной программе, опережает обучение и предопределяет его.
- Свободное воспитание и обучение – вальдорфская педагогика приветствует спонтанность свободного развития природных задатков без принуждения, насилия и оценок.
- Воспитание и обучение должны быть адаптированы к возможностям ребенка, а не наоборот.
- Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества.
- Обучение неотделимо от воспитания, потому что любое обучение – это одновременно воспитание определенных качеств личности.
- Культ здоровья, культ творчества, развитие индивидуальности средствами искусства.
- Подражание как средство обучения.
- Единство развития «ума, сердца и руки» (интеллектуальных и духовных качеств и практических навыков).
- «Школа одного учителя» на первые 8-9 лет во избежание стрессов.
- «Единое жизненное пространство» педагогов и учеников.
Особенностью вальдорфской педагогической технологии является акцент на эстетической стороне образования и воспитания. Так, дети на регулярной основе посещают театры и музеи, музыка и рисование – это полноправные предметы наравне с физикой и математикой, а еще в учебный план включена эвритмия.
Эвритмия – это искусство художественного движения, созданное Рудольфом Штейнером и его супругой с Мари фон Сиверс в начале 20 века. Проще говоря, эвритмия – это звук, выраженный в движении, технология соответствия движений человеческого тела звукам речи и музыки.
Эвритмия является «синтетическим» искусством, объединяющим движение, слово и музыку, поэтому он полезна для развития речи, физического развития и эстетического воспитания. Как и любая уважающая себя учебная дисциплина, эвритмия имеет множество разделов.
Например, тон-эвритмия или музыкальная эвритмия изучает закономерности звучания музыкального произведения с учетом музыкальных инструментов и музыкальной гармонии, лаут-эвритмия или речевая эвритмия предполагает устную декламацию с учетом понимания жестового эвритмического алфавита и т.д.
Кроме того, дети с 1 класса изучают два языка, немецкий и английский, и много работают руками: рисуют сложные узоры, изучают на практике сельскохозяйственный цикл растений, осваивают строительство деревянного домика на уровне изготовления большой модели.
Еще вальдорфская школа очень отличается от привычной общеобразовательной отсутствием формальных атрибутов массовой школы. В классическом варианте всеми делами заведует выборная коллегия из детей, учителей и родителей, причем работа не делится на классную и внеклассную, потому что развитие ребенка не останавливается по окончании школьных уроков.
Как видим, все выглядит достаточно привлекательно. Чем же тогда вызвана критика вальдорфской системы? Если вчитаться в аргументы критиков, все недостатки вальдорфской педагогики проистекают из ее достоинств: слишком свободная атмосфера, отсутствие принуждения и т.д. В понимании большинства педагогов, совсем без принуждения научить детей чему-либо невозможно. Помимо этого, многим не нравится увлечение Штайнера оккультизмом, причем как сторонникам отделения светского образования от церкви, так и религиозным деятелям [А. Кураев, 2013].
Некоторые склонны рассматривать вальдорфскую педагогику как некую адаптивную методику для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, и потому не всегда пригодную для достижения высоких результатов в образовании и будущей профессиональной деятельности [Л. Морозова, 2019].
Впрочем, статистика говорит об обратном. В Швейцарии около 45% выпускников вальдорфских школ получают высшее образование, в Германии среди отучившихся в вальдорфской школе с 1 по 13 класс вузы заканчивает 40% выпускников [H. Brodbeck, 2018].
Есть выпускники вальдорфских школ и среди известных личностей, добившихся серьезных успехов. Например, Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, Нобелевский лауреат по физиологии и медицине Томас Кристиан Зюдхоф, режиссер Матье Сейлер, актрисы Дженнифер Энистон и Сандра Буллок, многие другие. Так что вальдорфская педагогика при всей неоднозначности методов жизненному успеху вряд ли навредит.
Это оновное, что мы собирались вам рассказать про современные образовательные технологии и подходы. Разумеется, их намного больше, а мы выбрали самые интересные. Мы расскажем вам еще больше интересного и полезного на наших программах «Из мечты в цель» и «Лучшие техники самообразования». А пока желаем успеха в учебе вам и вашим детям и просим ответить на вопрос по теме статьи: