Многие из нас замечали, как бесконечно долго тянулись уроки в школе и лекции в университете, и как в итоге мгновенно пролетела жизнь. Только вчера мы были юны, полны сил и энергии, точно зная, что вся жизнь впереди и перед нами открыты все дороги, а уже сегодня – вот это вот все…
Вы легко научитесь тратить время с пользой, если пройдете нашу программу «Лучшие техники тайм-менеджмента». Но для качественных изменений в вашей жизни вам стоит сначала изучить программу «Когнитивистика» и предлагаемые в рамках программы техники мышления.
И тогда время будет всегда работать на вас, и вы перестанете думать, сколько его у вас осталось. Вы будете точно знать, что вам его хватит на все, что вам нужно, и этого времени полностью достаточно, чтобы ощутить вкус жизни сполна.
А чтобы все именно так и было, будет полезно разобраться с таким понятием, как «социальное время».
Социальное время: что это такое?
Социальное время – это понятие, означающее время, которое мы проводим в обществе других людей, общаясь, взаимодействуя, участвуя в социальных событиях и мероприятиях. Это время, в течение которого мы общаемся с семьей, друзьями, коллегами, соседями и другими людьми в нашей жизни.
Социальное время играет решающую роль в нашей жизни, потому что оно способствует развитию и поддержанию социальных связей, обогащает нашу жизнь общением и взаимодействием. Социальное время подразумевает самое разное социальное взаимодействие, в том числе совместную командную работу, встречи с друзьями, совместные занятия спортом, участие в митингах и прочих социально-значимых акциях, время в социальных сетях и многое другое.
Социальное время способствует психологическому и эмоциональному благополучию, помогает нам чувствовать себя частью общества и укреплять наши социальные связи.
Кроме того, социальное время играет огромную роль в развитии экономики, поскольку оно влияет на организацию производства, потребительские привычки, трудовую производительность и многие другие аспекты экономической деятельности.
Экономическую составляющую и прочие нюансы концепции социального времени подробно изложили авторы концепции социологи Питирим Сорокин и Роберт Мертон в своей работе «Социальное время: опыт методологического и функционального анализа», которая была впервые опубликована в American Journal of Sociology [П. Сорокин, Р. Мертон, 1937].
Работа была написана в далеком 1937 году, однако интерес к ней сохраняется и в новом тысячелетии. Так, в 2004 году статья «Социальное время: опыт методологического и функционального анализа» была напечатана в российском научном журнале «Социологические исследования» в разделе «Социологическое наследие» [П. Сорокин, Р. Мертон, 2004].
Давайте обратимся к этой работе и разберемся с авторским видением концепции социального времени.
Концепция социального времени
Авторы начинают с того, что астрономическое время – это лишь одна из концепций времени, совершенно недостаточная для описания и понимания многообразия социально-экономических и прочих процессов в обществе. Даже в нашем повседневном общении ориентиром чаще выступают социальные явления, а не просто календарные даты или часы и минуты.
Мы редко говорим «приступим к работе после 7 января», а чаще говорим «Приступим после Рождества», и все понимают, о чем речь. При этом Рождество, как и любой другой праздник, – это сугубо социальное явление, потому что только люди могут назначить ту или другую дату календаря праздничной, сформировав социальную установку именно так воспринимать этот день.
Мы часто предпочитаем сказать «Я заеду к тебе после работы» или «Я буду ждать тебя после концерта», а не называть точное время. И нас понимают правильно, потому что рабочий день может затянуться, пробки могут быть больше или меньше, чем обычно, и каждый в своей голове делает мысленную поправку на эти возможные события, когда ждет нас «после работы».
Концерт аналогичным образом может позже начаться и позже закончиться, а еще может представиться возможность взять автограф и сделать селфи с участниками группы, поэтому «после концерта» у каждого зрителя будет свое. И, конечно, работа и свободное время – это социально-экономические и социально-исторические категории, свойственные исключительно человеческому обществу.
В принципе, люди во многих ситуациях предпочитают обозначать протяженность времени без использования календарных, почасовых и прочих обозначений, связанных с астрономическим временем. Например, «Мы будем изучать этот предмет целый семестр», «Документы обещали сделать за два рабочих дня», «На время Великого поста я воздержусь от мясной пищи».
Причем если Великий пост хоть как-то связан с астрономическими явлениями ввиду того, что «привязан» к Пасхе, которая празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, то рабочий день и учебный семестр – исключительно «продукты социума».
Более того, учебный год и каникулы в разных странах начинаются в разное время, а там, где школьное и вузовское самоуправление развито на высоком уровне, решение о начале учебной четверти, семестра и очередных каникул принимается на уровне администрации учебного заведения.
Социальные явления в качестве ориентира используются для обозначения времени не только в бытовом и прочем повседневном общении, но и в исторической и научной литературе, новостях, публицистике. Мы можем встретить такие обороты, как «вскоре после Первой мировой войны», «в период правления президента (имя, фамилия президента)», «во времена Великой депрессии».
Выборы, войны и экономические кризисы – это такой же продукт социума и результат человеческой деятельности, как и другие социальные явления. И все эти «до кризиса», «перед выборами» и «сразу после Второй мировой войны» – это пример того, как социальное время «перевешивает» астрономическое время в описании различных общественно-исторических событий.
Значит ли это что социальное время – это прерогатива развитого общества, и социальное время в социальной жизни появляется на определенном уровне развития? Разумеется, социальное время и социально-экономическое развитие тесно взаимосвязаны.
В качестве иллюстрации авторы концепции приводят жизнь народов, находящихся на примитивной стадии развития, где для обозначения времени используются ориентиры на основе повседневных дел, таких как варка риса, жарка саранчи, время неполной прожарки маиса или время, за которое можно приготовить пригоршню овощей.
Так, если туземцы говорят, что кто-то умер менее чем за время неполной прожарки маиса, это означает меньше, чем за 15 минут. Больше таких примеров исчисления времени можно найти в книге Primitive time-reckoning: a study in the origins and first development of the art of counting time among the primitive and early culture peoples («Примитивный счет времени: исследование истоков и развития искусства счета времени у народов первобытной и ранней культуры») [M. Nilsson, 1920].
У многих оседлых земледельческих племен, находящихся на примитивной стадии развития, названия месяцев связаны с циклом сельскохозяйственных работ: посевной кампанией, прополкой, сбором урожая какой-либо культуры и т.д. В свою очередь, у кочевых племен охотников, пастухов и рыболовов свои способы дифференциации временных интервалов, отличные от традиций земледельческих племен.
Так или иначе, обозначение исчисления времени напрямую зависит от организации и функций группы, ее образа жизни и деятельности. Когда при фиксации границ временных периодов используются явления природы, выбор их зависит от степени полезности, которую они представляют для группы. И, соответственно, по мере развития общества, изменения хозяйственного уклада и образа жизни постепенно меняется восприятие времени.
Все это время социального развития, когда формируются социальные структуры нового времени, новый экономический уклад и новые политические и религиозные традиции «работает» на расширение использования социального времени. Так, в Древнем Египте датировали летописи годами правления властвующего фараона. Аналогичным образом армяне вели летосчисление годами правления царей и патриархов. Христиане ведут летоисчисление от Рождества Христова, и это тот календарь, которым мы пользуемся сейчас.
Таким образом, если астрономическое время само по себе однообразно, однородно и бесконечно, то для календаря требуется некая «отравная точка» или фиксированная дата. Должно быть некое начало, инициирующее систему отсчета времени. С этой целью люди на определенном этапе исторического развития прибегали к избранной дате какого-либо значимого события, реального или мифического. В любом случае отправная точка всегда социальна либо наделена социальными свойствами.
Поэтому наш календарь с рабочими и выходными днями, новогодними и майскими праздниками – это выражение социального времени, а не только астрономического. Год в природе является непрерывным, но год в календаре имеет начало и конец, отмеченный условным разрывом и выделяемый социальными ритуалами. В частности, празднованием Нового Года. Так или иначе, все календарные системы возникли из социальных потребностей и ими увековечены.
И здесь мы вплотную подошли к такой теме, как свойства и особенности социального времени. Давайте рассмотрим их подробнее.
Свойства и особенности социального времени
Социальное время, в отличие от времени в астрономии, обладает качественными, а не только количественными характеристиками. Это его основное свойство. Качественные характеристики производны от верований, обычаев и образа жизни группы. Условно говоря, в широком смысле социальная группа имеет свое социальное время, отражающее особенности разных социально-экономических и культурных периодов и явлений.
Основные особенности социального времени:
- Социальное время является продуктом социума и не может существовать вне социума.
- Социальное время определяется образом жизни и господствующим видом деятельности общества.
- Социальное время зависит от культурных традиций общества, и разные народы могут иметь разные представления о времени, его использовании и восприятии.
- Социальное время зависит от уровня развития общества, и чем выше уровень развития общества, чем больше социальных конструктов наработано обществом, тем выше значение социального времени в обществе.
- Социальное время может быть дискретным и прерывным. Социальное время человека прерывается, когда он находится вне социума и взаимодействия с окружающими.
- Социальное время может различаться по качеству. Качественное социальное время предполагает конструктивное взаимодействие с коллегами, друзьями, окружающими, увлекательные социальные активности, а некачественное социальное время наполнено ссорами и деструктивными конфликтами.
- Социальное время может «ускоряться» и «замедляться». Насыщенное яркими интересными событиями время пролетает быстрее, отсутствие значимых событий в жизни человека и/или общества вызывает ощущение вяло текущего времени.
- Социальное время нуждается в координации по мере экономического роста, урбанизации и социальной дифференциации общества.
Как поясняют авторы концепции социального времени, в малых, тесно сплоченных группах, участвующих в одном и том же социальном цикле, складываются свои локальные системы времени, которые по мере расширения взаимодействия делаются недостаточными.
По мере социально-экономического развития общества люди, собравшись вместе из разных социальных и культурных условий (например, переехав из села в город), нуждаются в некой общей системе, равно понятной всем, если они намерены синхронизировать и координировать свои действия.
И даже системы времени, основанные на природно-биологических событиях (например, созревание урожая), могут оказаться недостаточными в момент, как начинают формироваться и расширяться государственные образования, охватывающие несколько климатических зон, когда отмеченные события в разных регионах не происходят одновременно. И при этом такие системы становятся не совсем адекватными для понимания людей, занятых, к примеру, в промышленном производстве.
Таким образом, социальная функция отсчета и обозначения времени как необходимого средства координации социальной деятельности делает необходимым появление некоего «общего знаменателя», к которому можно привести восприятие времени.
Таким «общим знаменателем» становится солнечный год, обозначающий время полного обращения Земли вокруг Солнца. На этой основе как раз и выстроен современный календарь, структурированный в соответствии с действием социальных факторов, таких как рабочая неделя, квартал, полугодие.
Итак, мы возвращаемся к тому, с чего начали: астрономическое время – это лишь одна из концепций времени, совершенно недостаточная для описания и понимания многообразия социально-экономических и прочих процессов в обществе, но при этом крайне необходимая для общества.
Социальное время и астрономическое время различаются в том, как они измеряют и учитывают время и как они используются в повседневной жизни. Давайте рассмотрим конкретные отличия между астрономическим и социальным временем.
Разница в способах измерения:
- Астрономическое время основывается на движении небесных тел, таких как Солнце, Луна и звезды, и может быть разделено на несколько различных систем, таких как звездное время, среднее солнечное время и другие, в зависимости от того, какие астрономические явления используются для измерения времени.
- Социальное время основывается на календарях и системах, разработанных людьми для повседневных нужд. Например, григорианский календарь широко используется для гражданских и религиозных целей.
Разница в способах применения:
- Астрономическое время используется для абсолютных измерений во всех сферах жизни, науки, техники и т.д.
- Социальное время используется наравне с астрономическим для обозначения временных рамок и характеристик различных социальных, бытовых, исторических и прочих явлений.
Разница в способах коррекции:
- Астрономическое время может требовать коррекций из-за влияния факторов, таких как прецессия земной оси, замедление вращения Земли и т.д.
- Социальное время может быть откорректировано путем переноса рабочих и выходных дней из-за праздников, перехода на летнее или зимнее время, что фактически смещает начало и конец рабочего времени на час.
Последний пример – это яркая иллюстрация «окраски» астрономического времени социальными соображениями. Напомним, что изначально переход на зимнее и летнее время задумывался для экономии электроэнергии путем «сдвижки» рабочего времени с тем, чтобы светлое время суток максимально приходилось на часы бодрствования людей.
В принципе, такого же результата в виде увеличения количества часов светлого времени для бодрствования можно было бы добиться, просто сместив начало рабочего времени на час – так, чтобы люди работали не с 9 до 18, а с 8 до 17. Но график с 9 до 18 настолько укоренился в офисной среде, что «посягнуть на святое» никто не решился даже столетие назад. Поэтому решили менять не график работы, а время на часах.
К слову, сейчас, в эпоху массового распространения удаленной работы и учебы, когда студенты и офисные служащие просыпаются в лучшем случае в 8.55 с тем, чтобы в 9.00 быть «на работе» или «на лекции», способ экономии электроэнергии путем перевода стрелок часов потерял актуальность.
Огромному количеству людей больше не нужно вскакивать в 7 утра для того, чтобы собраться и поехать на работу, поэтому им глубоко безразлично, темно за окном или нет, пока они сладко спят и видят сны. Зато все эти люди после перевода стрелок на зимнее время вынуждены включать электрическое освещение на час раньше, чем до перевода, потому что после перехода на зимнее время темнеет на час раньше, чем в период действия летнего времени.
К слову, роль социального времени в развитии экономики требует отдельного рассмотрения.
Социальное время в развитии экономики
В настоящее время социальное и экономическое развитие вышло на качественно новый уровень. Научная фантастика давно перестала восприниматься как фантастика, «картинка» из блокбастера «Звездные войны» все меньше отлична от ежевечернего выпуска новостей.
Искусственный интеллект пишет стихи и рисует картины, в то время как люди по-прежнему рискуют жизнью, разбирая завалы после землетрясений, пытаясь потушить лесные пожары и непосредственно участвуя в боевых действиях на линии соприкосновения.
И, как мы уже начали говорить ранее, социальное время играет огромную роль в развитии экономики, поскольку оно влияет на организацию производства, потребительские привычки, трудовую производительность и многие другие аспекты экономической деятельности. И влияет настолько, что впору говорить про «социально-экономическое время».
Более того, время работы, социальной активности иногда так тесно пересекается, что понятия «рабочее время» и «социальное время» практически совпадают. Это все случаи, когда речь идет о командной работе.
Командная работа, будь то мозговой штурм или проработка деталей уже принятой модели проекта, – это всегда коммуникации с окружающими и социальное взаимодействие, что как раз и составляет суть социального времени. Каким еще образом взаимосвязано социальное время и экономика? Давайте посмотрим!
Функции социального времени в экономических процессах:
- Организация рабочего времени – для эффективной и продуктивной работы нужен баланс между временем работы и отдыха, для чего в календаре предусмотрено деление недели на рабочие и выходные дни, новогодние и майские праздники, график отпусков сотрудников в течение года и т.д.
- Организация производства – многие рабочие и производственные процессы требуют коллективного участия, взаимодействия и координации действий между людьми. От качества социального времени, проведенного в таком рабочем взаимодействии, во многом зависит конечный результат усилий и конечный продукт, выпущенный в рыночную экономику.
- Баланс рынка труда – компании выбирают сотрудников, а сотрудники выбирают компании. Помимо заработной платы, на баланс рынка труда влияет множество социальных факторов, таких как корпоративная культура, психологический климат в трудовом коллективе, нематериальные бонусы, возможности личной самореализации. Повысив качество социального времени внутри рабочего коллектива, компании могут изменить баланс рынка труда в свою пользу.
- Влияние на потребительские привычки – «продвигая» те или другие модели поведения и использования свободного времени, рынок может усилить спрос на товары и услуги, повышающие качество социального времени, общения и взаимодействия людей, начиная от товаров для командных видов спорта и заканчивая индустрией развлечений.
- Развитие транспорта и логистики – в свою очередь, потребительские привычки и предпочтения в способах проведения свободного времени могут влиять на развитие транспортной и логистической инфраструктуры. Так, популярность путешествий делает востребованными пассажирские перевозки, вокзалы, кемпинги и, как следствие, стимулирует строительство дорог, аэропортов, транспортных хабов, развитие сервисов продажи билетов, бронирования отелей, поиска удобных маршрутов.
- Совершенствование способов организации производственных процессов – ценность социального времени и социального взаимодействия стимулирует дальнейшее развитие новых форм организации рабочих процессов, таких как удаленная работа и учеба, которые оставляют больше возможностей для маневрирования временем и поиска возможностей для общения, путешествий, развлечений, занятий спортом и т.д.
- Баланс и востребованность ресурсов – внедрение новых форм организации рабочих процессов позволяет компаниям более рационально использовать ресурсы. Так, удаленная работа части сотрудников позволяет сэкономить на аренде офисных площадей и сократить затраты энергии на освещение помещений, отопление зимой и кондиционирование летом.
Таким образом, в нынешних условиях социальное время – это не просто время, которое мы проводим в обществе других людей, общаясь, взаимодействуя, участвуя в социальных событиях и мероприятиях. Это важный инструмент организации производственных процессов, трудовых ресурсов, рынка сбыта и рыночной экономики как таковой.
Это самое главное, что мы собирались рассказать про социальное время и его особенности. Заметим, что это достаточно обширная тема, и при том, что интерес к ней не уменьшается уже много десятилетий, проблема социального времени далеко не исчерпана. Социальное время в России исследуется многими учеными.
Желающим углубиться в теорию можем порекомендовать статью «Социальное время: теоретические аспекты» [В. Артемов, О. Новохацкая, 2013]. Немало интересного о подходах к теме можно узнать из материала «Социальное время: проблема и подходы» [И. Бабаян, 2011]. А еще из статьи «Социальное время – опыт истолкования» [Ф. Ильясов, 2016].
Кроме того, у нас в стране выходит научный журнал SocioTime / «Социальное время», который включен в список ВАК (Высшая аттестационная комиссия). Статьи, опубликованные в этом журнале, зачитываются при подготовке к защите диссертации по таким дисциплинам, как история философии, философская антропология, философия культуры, этнология, антропология и этнография, социальная и политическая философия и многим другим.
Мы желаем, чтобы ваше время всегда было насыщено приятными событиями. Мы приглашаем вас на наши программы «Когнитивистика» и «Лучшие техники тайм-менеджмента» и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: