Блог о саморазвитии

Школа скорочтения: упражнения на скорость

Школа скорочтения: упражнения на скорость

«Какое там что-то выучить до экзамена?! Тут бы успеть учебник прочитать хотя бы один раз за оставшиеся два дня!» Если эта проблема для вас актуальна, приглашаем пройти наш онлайн-курс «Скорочтение» или, что еще лучше, программу «Быстрое чтение», а для начала просто прочитать эту статью. Небольшая просьба: прямо сейчас засеките время и посмотрите, за сколько минут вы сможете одолеть этот текст до конца.

В конце статьи мы объясним, зачем это нужно, а пока поговорим о скорочтении. Освоив его, вы сможете в короткие сроки справляться с любым потоком печатной информации, будь то лента новостей, электронная почта, подписки, рассылки и даже художественная литература, на которую вечно нет времени.

И вот тут, пожалуй, стоит выделить два основных момента, касающихся скорочтения. Нужно ли вам развитие скорочтения, чтобы читать «чем больше, тем лучше» и иметь представление о максимальном количестве новинок, вышедших на книжный рынок, или скорочтение потребовалось, чтобы усвоить максимальное количество информации за минимальный отрезок времени?

Далеко не все курсы скорочтения акцентируют внимание на этих нюансах. А между тем, такая дифференциация важна. Если слепо копировать все советы подряд, никак не адаптируя их под свои цели, может статься, что скорочтение никак не поможет вам знать больше и быстрее справляться с поставленными задачами. Поэтому мы обязательно будем уточнять, что и для чего нужно развивать в скорочтении и когда стоит остановиться и сделать исключение из правил лично для себя.

И еще одно уточнение перед стартом. Основное внимание мы уделим развитию навыков скорочтения у взрослых и упражнениям на развитие скорочтения, рассчитанным на людей, осознавших свою потребность и сознательно относящимся к занятиям. Кое-что интересное для ваших детей мы тоже, конечно же, подготовили, но основное внимание вам – желающим читать много, быстро и осознанно.

Что значит «читать быстро»?

Для начала разберемся, что значит «читать быстро». Данные разнятся, но большинство исследователей склонны придерживаться мнения, что среднестатистический русскоговорящий человек читает «про себя», т.е. не вслух до 200 слов в минуту в зависимости от длины и сложности слов и собственной подготовки. Это примерно 1400 знаков в минуту с пробелами [Wilhard.ru, 2019].

Более подробные исследования приведены в книге «Учитесь быстро читать» [О. Андреев, Л. Хромов, 1991]. Исследователи выделяют семь скоростей, почти как в коробке передач автомобилей Volkswagen Golf Variant и Plus 2008 года выпуска [5koleso.ru, 2008].

Шкала скоростей чтения:

  • До 900 зн/мин – очень медленно.
  • 1200 зн/мин – медленно.
  • 1500 зн/мин – средняя скорость.
  • 1800 зн/мин – выше среднего.
  • 3000 зн/мин – быстро.
  • 5000 зн/мин – очень быстро.
  • 10 000+ зн/мин – сверхбыстро.

Авторы настаивают, что работа над скоростью чтения всегда должна идти в привязке к контролю понимания прочитанного и объему запоминаемого текста. В противном случае такое скорочтение ради скорочтения не будет иметь смысла. Как увязать эти два момента? Для этого существует специальная формула [О. Андреев, Л. Хромов, 1991].

Формула скорости чтения:

V=(Q/T)*K

где V – это скорость чтения, О – количество знаков, Т – время чтения в минутах, К – коэффициент понимания. В идеале К должен равняться одному. Высчитывается следующим образом: если вы ответили правильно на 10 из 10 вопросов к тексту, это и есть 1. Если на 8 из 10, значит, коэффициент понимания равен 0,8, и т.д.

Другими словами, если вы неправильно ответили на все 10 вопросов, такую скорость чтения можно считать нулевой, потому что смысла в таком чтении попросту нет. Если вы из всего изобилия предложений выберете наш курс «Скорочтение» или программу «Быстрое чтение», с вами такого точно не случится, потому что мы ориентированы на скорость без ущерба для качества восприятия. Более того, наши материалы позволяют тренировать внимание и воспринимать заметно больше, чем если вы будете «по старинке» вчитываться в каждую буковку текста.

В принципе, среднестатистическая школа скорочтения строит свою рекламу и промоушн на обещаниях либо увеличить вашу скорость чтения в 3, 4, 10, n раз, либо же обещает вам результат на уровне 5000+ знаков в минуту. Так что даже если вы читаете очень медленно, т.е. порядка 900 знаков в минуту, а через пару месяцев начнете читать в 3 раза быстрее, это уже будет 2700 знаков в минуту, что заметно выше среднего и приближается к быстрому чтению по меркам вышеприведенной шкалы скоростей. Поэтому попробовать осмысленное скоростное чтение стоит.

Как пробовать, если вы пока не созрели на полный курс, а что-то делать с нарастающим потоком информации нужно? Помогут «прокачать» скорочтение упражнения, специально разработанные для этой цели.

Как читать быстро?

Итак, как же научиться читать быстро или (для начала!) хоть чуть быстрее, чем вы читаете сейчас, и так, чтобы вы успевали что-то запоминать? Мы подготовили для вас специальные упражнения. Большинство из них достаточно просты, но тут, как говорится, есть элемент субъективности: то, что легко для одного человека, может показаться сложным для другого, и наоборот. Впрочем, давайте приступим, и вы увидите все сами!

Разминка 2-3-5

Любая тренировка должна начинаться с разминки, и тренировка скорочтения тут не исключение. Автор книги «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное» разработал специальную разминку для глаз перед чтением [П. Палагин, 2015].

Как «размять» глаза:

  • Представьте, что ваш взгляд – это луч прожектора, «пятно» которого может сужаться и расширяться.
  • «Расширьте» пятно вашего «прожектора» сразу на 2 строчки и попытайтесь «видеть» одновременно все слова, расположенные друг над другом в начале, конце и середине этих двух строчек.
  • «Расширьте» пятно вашего «прожектора» на 3 строчки и попытайтесь «видеть» одновременно все слова, расположенные друг над другом в начале, конце и середине этих трех строчек.
  • Повторите разминку с пятью строчками.
  • Попытайтесь увидеть все слова в строчках, перемещая взгляд просто сверху вниз, а не справа налево, как мы это делаем в традиционном формате чтения.

Напоминаем, это была разминка, поэтому, если вы не вникли в смысл написанного, то и ничего страшного, это не цель разминки. Цель разминки – подготовить глаза к нагрузке и максимально эффективному восприятию текста.

Такая разминка полезна для всех, нужно ли вам сейчас быстро «проглотить» новую книгу модного автора на 300-400 страниц и написать внятный обзор, сохранив суть и создав интригу, или же вы готовитесь к экзамену по сопромату, где придется запоминать (и понимать!) абсолютно все, что написано в учебнике.

Поверьте, те три минуты, что вы вознамерились сэкономить на разминке, сразу бросившись «с головой» в омут знаний, не приведут вас к успеху, а лишь ускорят момент, когда вы устанете и будете мало чего понимать из написанного.

Клиновидная таблица

Итак, вы потренировались видеть все слова в строчке, просто двигаясь взглядом сверху вниз, а не справа налево. Так, конечно, двигаться по тексту быстрее, но теперь бы как-то начать понимать, что же там написано. Для тренировки понимания разработаны специальные «клиновидные» таблицы.

Суть в следующем. В каждой строке таблицы расположены цифры на определенном расстоянии друг от друга. По мере «спуска» взгляда цифры располагаются все дальше и дальше, однако вам нужно продолжать видеть их все. Спускаясь взглядом, следует проговаривать вслух «боковые» цифры.

Клиновидная таблица выглядит следующим образом:

Самый простой вариант – это одно- и двухзначные числа от 0 до 18, причем числа справа и слева совпадают. В усложненном варианте может встретиться любое число от 1 до 90, причем «правые» и «левые» числа отличаются:

Специально для интеллектуальных гурманов есть таблицы, где цифры чередуются со слогами. Скажем сразу, что таких таблиц бесчисленное множество, и все образцы мы здесь, естественно, приводить не будем. Короткую тренировку с клиновидной таблицей можно провести сразу после разминки, а можно в качестве самостоятельного упражнения, подобрав для себя несколько штук разной степени сложности.

К слову, сегодня можно легко найти упражнения на скорочтение онлайн, в том числе подборку клиновидных таблиц [Мentalar.ru, 2017]. Со временем вы научитесь, двигаясь взглядом сверху вниз посреди странички, воспринимать разные числа в разных концах строки, в том числе написанные под углом 90 градусов.

Тренировка угла зрения

Сходные задачи решает тренировка угла зрения для скорочтения. Вы учитесь удерживать взгляд по центру строки, при этом воспринимая всю информацию, которая содержится в этой строчке. Благодаря интернет-технологиям сегодня доступна тренировка угла зрения на скорочтение онлайн [Мagicspeedreading.com, 2019].

Система генерирует все новые и новые таблицы с числами, а ваша задача состоит в том, чтобы найти одинаковые числа по центру и в боковых столбцах:

Будьте внимательны! Как только вы «расслабитесь», решив, что одинаковые цифры всегда расположены по центру, справа и слева, система начинает «подбрасывать» варианты, где цифры, совпадающие с одной из центральных, находятся только справа или только слева. Для самоконтроля и проверки правильности ответа пользуйтесь кнопкой «Подсказка».

Напомним, что это упражнение не столько на скорость, сколько на концентрацию внимания и расширение поля зрения. Не стремитесь находить одинаковые цифры сразу по принципу «чем быстрее, тем лучше». Сначала удостоверьтесь, что вам удается удерживать взгляд по центру поля, не смещая его вбок. И только после этого начинайте тренировать скорость восприятия, продолжая контролировать, чтобы ваш взгляд был строго по центру.

Таблицы Шульте

Еще один вариант тренировки концентрации внимания по центру текста и расширения поля зрения – это таблицы Шульте. Классический вариант таблицы представляет собой квадрат, разделенный на 25 клеток, в каждую из которых в произвольном порядке вписаны цифры от 1 до 25. Ваша задача состоит в том, чтобы, удерживая взгляд в пределах центральной клетки, найти все цифры от 1 до 25:

Разработаны и усложненные варианты. Так, один из вариантов усложнения состоит в том, что квадрат разделен на 49 клеточек черного и красного цвета, а цифры дублируются на черном и красном фоне. Как и в первом случае, вам нужно найти последовательно цифры от 1 до 25, только уже дважды – на красном и черном фоне:

Самые проницательные читатели уже успели подсчитать, что 25 + 25 = 50, а никак не 49. Мы это тоже заметили, но в чем секрет, говорить не будем. Сами, все сами, иначе до следующего варианта таблицы на 49 клеток и 48 чисел вы просто не дотянете.

Смысл следующего упражнения на концентрацию такой же, только искать нужно цифры от 1 до 48. Чтобы вам было проще сконцентрироваться, центральная клетка, на которой нужно удерживать взгляд, не содержит числа:

Скорее всего, эта версия упражнения займет больше времени, чем красно-черная таблица, однако возможны и другие варианты. В любом случае это упражнение полезно для развития навыков скорочтения как в качестве дополнения к разминке, так и в виде самостоятельной тренировки.

Сделаем небольшой исторический экскурс и скажем, что в основе идеи расширения поля зрения человека лежат исследования французского офтальмолога Эмиля Жаваля (1839-1907), который обнаружил короткие скачкообразные движения глаз человека во время чтения. Смысл тренировок – уменьшить количество таких «скачков» и увеличить поле зрения, чтобы за одно движение глаз «захватывать» больший массив информации.

По иронии судьбы, известный офтальмолог своего времени к концу жизни сам начал терять зрение из-за глаукомы. Своими личными впечатлениями и медицинскими рекомендациями для потерявших зрение он поделился в книге «Среди слепых» [Э. Жаваль, 1905]. Книга актуальна и сегодня, равно как и другие исследования врача и ученого, в том числе применительно к методикам скорочтения.

Лабиринт

Если вы почему-либо недолюбливаете цифры, тренировать концентрацию внимания можно с помощью картинок с изображением лабиринта. Суть нам всем знакома с детства: нужно найти выход за максимально короткое время.

Помимо развития навыков концентрации внимания и навыков скорочтения такая тренировка полезна для зрения, поддержания тонуса глазных мышц, улучшения кровоснабжения. Если вы давненько не «ходили» по лабиринтам, начните с самого простого варианта:

Как и многие другие упражнения, лабиринты можно генерировать онлайн на специальных ресурсах после регистрации. Смысл всех этих упражнений на концентрацию внимания и расширение «пятна» восприятия в том, что таким способом мы развиваем навыки динамического чтения.

Динамическое чтение – это когда мы воспринимаем не слова по отдельности, а сразу целые фразы. В классическом примере «мама мыла раму» мы сразу представляем женщину, моющую окно, а не отдельно маму, отдельно процесс мытья, отдельно оконную раму.

Посредством тренировок можно добиться эффекта такого же быстрого восприятия более сложных отрывков текста, нежели про маму и раму. Более подробно об этом способе скорочтения можно узнать из статьи «Специфика динамического чтения как способа извлечения информации из текста» [В. Коваленко, 2012].

Это мы рассмотрели, что нам нужно развивать, чтобы освоить скорочтение. Однако на пути нас ждут препятствия, обусловленные особенностями физиологии человека. И с ними тоже придется побороться.

Подавление регрессии

В данном случае регрессия – это возвращение к ранее прочитанному. В процессе чтения человек, не контролирующий процесс сознательно, волей-неволей возвращается к ранее прочитанному. И не всегда потому, что чего-то не понял, это просто рефлекс. Чтобы подавить его, рекомендуется вести по строчке пальцем или карандашом во время чтения с той скоростью, с которой вы читаете, постепенно ускоряясь.

Это удобно при чтении бумажных книг. При чтении с планшета, телефона или электронной книги рекомендуется сразу прокручивать и «прятать» прочитанную часть экрана, чтобы не было соблазна перечитать этот текст вновь. В принципе, для бумажной версии способ тоже подходит. Просто закрывайте прочитанную часть текста листом бумаги, закладкой или телефоном.

Тут видится логичным сделать небольшую остановку и вернуться к двум основным моментам, на которых мы акцентировали внимание в самом начале. Если вам требуется развитие скорочтения, чтобы читать «чем больше, тем лучше» и иметь общее представление о прочитанном, тогда можете реализовать любой способ подавления регрессии один к одному.

Если же вы в данный момент готовитесь к экзаменам, докладу, презентации и вам в тексте постоянно встречаются незнакомые термины, с которыми придется иметь дело в дальнейшем, тогда остановки нужны обязательно, иначе смысл скоростного чтения попросту утрачивается. Более того, вам обязательно следует включить в свой арсенал приемов развития скорочтения технику «Сбор урожая».

Сбор урожая

Название методики «Сбор урожая» навеяли автору книги «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное» аналогии с сельским хозяйством [П. Палагин, 2015]. Лирические подробности вы можете по желанию изучить сами, мы же, в полном соответствии с нашими рекомендациями по скорочтению, остановимся на главном: всегда фиксируйте результаты своей работы!

Дочитав абзац, обязательно сделайте остановку и попытайтесь вспомнить, что же именно вы прочитали только что. Попытайтесь мысленно, а затем вслух сформулировать основной посыл, основную идею, ее смысл и содержание. Если в данном фрагменте текста были имена и даты, которые принципиальны для последующего воспроизведения (допустим, на экзамене по истории), обязательно попытайтесь их вспомнить и произнести вслух.

Если не сможете вспомнить с ходу, отложите пока на время свою борьбу с регрессией, откройте снова только что прочитанный текст и прочитайте его еще раз. Всегда помните, что любые рекомендации следует адаптировать к своим обстоятельствам, целям и задачам, а не просто слепо копировать их всегда и во всем. Это, кстати, относится и к следующей методике развития навыков скорочтения.

Подавление субвокализации

Субвокализация – это мысленное, т.е. «про себя», повторение текста во время чтения. Это еще один рефлекс, кстати, очень важный, если вы готовитесь к выступлению перед аудиторией или работаете над развитием навыков устной речи. Поэтому никогда не смешивайте две разные задачи и всегда четко определяйте для себя, над чем вы работаете в данный момент: над скорочтением или над развитием красивой правильной речи.

Другими словами, если сейчас приоритетной задачей является развитие голоса и речи, субвокализация нужна обязательно. Если в данный момент с 17 до18 часов у вас запланирована тренировка по скорочтению, тогда следите, чтобы ваш рот был закрыт максимально плотно и вы не артикулировали и не проговаривали прочитанное «про себя». Если не получается сделать это волевым усилием, можно зажать в зубах карандаш.

Это будет первым шагом на пути к избавлению от субвокализации, но это еще не все. Внутренняя речь – механизм достаточно сложный, и заставить мозг «замолчать» просто так не получится. Попытайтесь его обмануть. Например, включите музыку без четкого ритма, благо, сейчас такой полно. Или простукивайте некий рваный ритм, произвольно меняя скорость. Или напевайте что-то, не имеющее отношения к читаемому тексту. Обычное «ла-ла-ла» вполне подойдет.

Это все очень важно, потому что мысленное проговаривание снижает скорость чтения, а если вы избавитесь от субвокализации, сможете читать гораздо быстрее. Впрочем, есть и менее нагрузочные варианты слегка «ускориться».

Чтение в обратном порядке

Чтение в обратном порядке – это весело, полезно и увлекательно. Каждый раз, когда вы читаете какую-либо статью, заметку, доклад или параграф в учебнике, обязательно потом перечитывайте его еще раз, но в обратном порядке, т.е. от конца к началу. Цель упражнения – добиться, чтобы скорость чтения в прямом и обратном порядке сравнялась.

Этой же цели служат и прочие ухищрения в плане «чтения наоборот». Например, вы можете попытаться прочитать текст, держа его «вверх ногами» или под углом 90 градусов. Конечно, на гаджетах с функцией «компаса» такой трюк не пройдет, но вот с бумажной книгой вполне можно экспериментировать.

Это основные приемы и способы тренировки скорочтения, а еще эксперты дают несколько дельных советов по увеличению скорости чтения, которые, впрочем, полезны, даже если это сейчас не ваша основная задача [П. Палагин, 2015].

Общие советы читающим:

  • Просмотрите текст перед тем как начать его читать, обратите внимание на структуру и подзаголовки. Они вам подскажут, о чем этот текст, и вам будет проще (и быстрее!) воспринимать его смысл.
  • Ознакомьтесь с оглавлением книги прежде чем начнете ее читать. Если это учебник, прочитайте выводы и резюме в конце каждой главы или раздела.
  • Ставьте себе осознанные цели чтения, т.е. не просто прочитать, а что именно вам требуется узнать из текста.
  • Избавьтесь от посторонних мыслей и прочих отвлекающих факторов на время чтения.
  • Берегите зрение!

Так или иначе, какой-либо из перечисленных методов вам точно поможет, поэтому смело пробуйте их все. Ваши усилия вознаградятся обязательно, и вы научитесь читать быстро.

Зачем читать быстро?

«Странный вопрос», – подумает кто-то. Мы, вроде как, с того и начали, что осознали преимущества скорочтения и решили его освоить. Совершенно верно, однако быстрое чтение решает не только ваши задачи, связанные с освоением информации. Оно открывает вам путь к научной карьере, карьере журналиста и обозревателя, политолога, социолога и литературного критика, а также ко многим другим сферам деятельности, где быстрое чтение – это залог своевременного выполнения работы, и никак иначе.

Кроме того, скорочтение повышает качество работы с материалом. Читая быстро, вы обучаетесь вычленять суть, чтобы не тратить время впустую на малозначимые подробности. Этот навык весьма пригодится в бизнесе, маркетинге, PR-технологиях, где объем входящих предложений стремится к бесконечности, и вовремя отсеять ненужное ничуть не менее важно, чем не пропустить значимое.

Итак, давайте теперь подытожим всю пользу, которую приносит нам скорочтение:

  • Воспринимаем и понимаем больше информации за единицу времени.
  • Умеем отсортировывать важное и неважное, системообразующее и второстепенное.
  • Всегда помним основную суть прочитанного текста, даже если где-то упустили детали.
  • Способны обрабатывать любые массивы входящей информации, не уставая и не снижая качество восприятия.
  • Обучаемся концентрировать внимание, что полезно для многих видов занятий, а не только для чтения.
  • Обучаемся не отвлекаться, что тоже полезно для многих видов деятельности.
  • Экономим свое время, которым можем распорядиться с большей пользой, нежели многократное чтение одного и того же материала с целью что-то запомнить.
  • Обретаем конкурентное преимущество во всех сферах деятельности, так или иначе связанных с обработкой информации (наука, журналистика, бизнес, прочее).
  • Становимся более знающими и эрудированными людьми, способными подержать любой разговор, что повышает наше конкурентное преимущество не только в работе, но и в личной жизни.

К слову, исследования, проведенные в свое время в Харьковском педагогическом институте, убедительно доказали, что между быстротой чтения и успеваемостью наблюдается причинно-следственная связь. Если среди быстро читающих 53% учатся на «хорошо» и «отлично», то среди читающих медленно хорошей успеваемостью отличается лишь 4% учащихся [nubclub, 2018].

Итак, вы разобрались, зачем и для чего вам нужно скорочтение. И, как хорошие родители, наверняка уже задумались, как приобщить к этому полезному занятию своих детей. Если ваши дети относятся к обучению хоть сколько-то сознательно и обладают известной долей любознательности и тяги ко всему новому, можем посоветовать книгу «77 упражнений для увеличения скорости чтения» [О. Крупенчук, 2009]. Эту работу про скорочтение скачать можно бесплатно.

Если же пока что за вашими детьми нужен глаз да глаз, а заниматься самостоятельно им даже не приходит в голову, вас выручит методика развития скорочтения Ахмадулина, описанная в книге «Скорочтение для детей 6-9 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» [Ш. Ахмадуллин, 2020]. Сначала с книгой нужно ознакомиться вам, чтобы подготовить все необходимое для занятий с ребенком. И только после этого можно привлекать к занятиям свое чадо.

Будем честны: не все отзывы на эту книгу исключительно положительные и не все дети достигли каких-то мегарезультатов по увеличению скорости чтения. Однако большинство родителей утверждает, что у детей однозначно вырос интерес собственно к процессу чтения, а это уже залог будущего успеха. Да и факт, что ее рекомендуют 96% прочитавших, уже говорит сам за себя [Оtzovik.com, 2021].

В принципе, скорочтение для детей – это всегда полезная тренировка, даже если с ходу не будет каких-то впечатляющих результатов. Вы всегда можете провести ее в формате игры и сами вместе с ребенком выполнить упражнения из книги. Это объединяет, укрепляет атмосферу доверия в семье, что гораздо важнее, чем собственно скорость чтения для ребенка прямо сейчас.

И еще раз напоминаем, что мы вас ждем на курсе «Скорочтение» и программе «Быстрое чтение», и о том, что сейчас самое время остановить секундомер или любой другой часовой прибор, по которому вы засекали время чтения этой статьи. Теперь пришла пора опробовать на практике одну из рекомендованных методик развития навыков скорочтения (а именно методику обратного чтения) и снова засечь время, за которое вы прочтете эту статью в обратном порядке. Эти данные вам понадобятся для ответа на вопрос по теме статьи.

Мы желаем вам исключительно интересного и познавательного чтения, и не забудьте записать точное время, за которое вы прочитали эту статью!

Ключевые слова: